ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов 8
1.2 Цели и содержание формирования лексических навыков 13
1.3 Особенности формирования лексических навыков на старшем этапе
обучения 24
Выводы по главе 30
ГЛАВА 2. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 32
2.1. Компьютерная компетенция как неотъемлемая часть современного
обучения 32
2.2. Роль Интернет-технологий в формировании лексических навыков 41
Выводы по главе 47
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ 49
3.1. Описание методики развития лексических навыков с помощью Интернет-
технологий 49
3.2. Оценка эффективности методики формирования лексических навыков .... 54
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов 8
1.2 Цели и содержание формирования лексических навыков 13
1.3 Особенности формирования лексических навыков на старшем этапе
обучения 24
Выводы по главе 30
ГЛАВА 2. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 32
2.1. Компьютерная компетенция как неотъемлемая часть современного
обучения 32
2.2. Роль Интернет-технологий в формировании лексических навыков 41
Выводы по главе 47
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ 49
3.1. Описание методики развития лексических навыков с помощью Интернет-
технологий 49
3.2. Оценка эффективности методики формирования лексических навыков .... 54
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложения
Характерной чертой текущего периода развития общества является сильное влияние компьютерных и Интернет-технологий, которые образуют всемирное информационное пространство и тем самым проникают во все сферы деятельности человека. Образовательную деятельность это также не обходит стороной, происходит так называемая компьютеризация образовательного процесса. В данный момент речь идёт о масштабном процессе становления новой системы образования, отличающейся от прежнего тем, что оно направлено на введение учащихся в глобальное образовательное пространство. Данный процесс подразумевает внесение изменений в содержание технологий обучения, что необходимо в свою очередь для более комфортного и успешного становления в качестве члена информационного общества. Образовательные технологии, соответствующие современным техническим возможностям, требуют значительных изменений и в области преподавания иностранного языка. Использование интернет технологий при формировании лексических навыков в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе обучения позволяет преподносить необходимый материал в более информативной форме, что пробуждает в свою очередь интерес учащихся.
В связи с недостатком использования компьютерных технологий на среднем этапе обучения некоторые учащиеся чувствуют потребность в приобщении к всемирному информационному сообществу и изучают данный вопрос самостоятельно. Таким образом, к старшему этапу обучения у учащихся складывается некий багаж знаний в области Интернет-технологий, которые они используют в первую очередь для общения на иностранном языке с носителями языка. Одним из важнейших условий успешной коммуникации является качественно сформированные лексические навыки, неотъемлемая составляющая содержания обучения иностранному языку.
Практика показывает, что примерно к началу старшего этапа обучения встает вопрос как актуализации ранее изученного материала, так и формирования более сложного и структурированного нового материала. Это связано, прежде всего, с процессом забывания лексических единиц ввиду их неиспользования, что приводит к оперированию ограниченным спектром слов, следовательно, и к низкому качеству как устной, так и письменной речи. Помимо всего прочего расширяющийся с возрастом круг коммуникативных ситуаций подразумевает потребность в качественно сформированном большом лексическом запасе учащихся.
Таким образом, возникает необходимость в расширении объема лексических единиц, интенсификации данного процесса, улучшении качества запоминания слов, а также в частом использовании заученных лексических единиц в речи с целью повторения их и предотвращения таким образом процесса забывания.
Многие ученые, такие как Б.В. Беляев, В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова, Л.З. Якушина, рассматривали данную проблему в своих работах. Несмотря на это на сегодняшний день не было осуществлено специального теоретического изучения проблемы развития лексических навыков у учащихся старших классов с помощью современных средств обучения, чем и являются Интернет-технологии.
Таким образом, появляется необходимость в разработке методики формирования лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку, а также выяснении роли внедрения Интернет технологий в данный процесс, чем и определяется актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на старшем этапе обучения.
Предметом исследования является определение эффективности Интернет-технологий в рамках обучения лексических навыкам на старшем этапе обучения.
Цель исследования состоит в определении эффективности методики формирования лексических навыков на старшем этапе обучения с помощью Интернет-технологий.
Цель предлагаемого исследования определила решение следующих задач:
1) выявление особенностей старшего школьного возраста, влияющих на развитие лексических навыков;
2) изучение операционного состава лексического навыка и особенности его формирования;
3) определение роли и места Интернет-технологий при обучении лексике немецкого языка в старших классах;
4) описание Интернет-технологий, ориентированных на формирование лексических навыков учащихся старших классов;
5) разработка методики развития лексических навыков с помощью Интернет-технологий и её апробирование.
В соответствии с поставленными целью и задачами сформулирована гипотеза исследования: наиболее эффективным способом формирования лексических навыков на старшем этапе обучения является использование Интернет-технологий, позволяющих интенсифицировать процесс обогащения лексического запаса, а также предупредить забывание.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы по лингвистике, методике обучения иностранным языкам, педагогике, педагогической психологии и современным технологиям обучения;
2) наблюдение за учебной деятельностью старших школьников с целью отбора в экспериментальную и контрольную группу учащихся с приближенным к равному уровню развития лексических навыков;
3) беседа с классными руководителями учащихся для выявления скрытых способностей учащихся;
4) анкетирование старших школьников дабы выяснить уровень заинтересованности в изучении темы;
5) тестирование учащихся для определения первоначального и конечного уровня владения лексикой в рамках данной работы;
6) эксперимент (внедрение новой методики в экспериментальную группу и выявление её эффективности);
7) метод изучения результатов деятельности учащихся (обработка письменных, творческих и диагностирующих работ).
Научная новизна данного исследования состоит в обосновании эффективности применения Интернет-технологий в процессе развития лексических навыков на старшем этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании научно обоснованной методики формирования лексических навыков с помощью Интернет-технологий на старшем этапе обучения.
Практическая значимость данной работы состоит в апробировании методики обучения лексике иностранного языка с помощью Интернет технологий на старшем этапе обучения.
Цели, задачи и методы исследования определили структуру данной работы, которая состоит из введения, трёх глав (7 параграфов), заключения, списка литературы (53 источника), приложения. Объем работы составляет 66 страниц.
Во введении подтверждается актуальность исследуемой темы, выявляются объект и предмет исследования, определяется цель и гипотеза, формулируются задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также структура данной работы.
В первой главе проведён теоретический анализ основ обучения лексике в старших классах, а именно: описаны особенности старшего школьного возраста, основы развития лексического аспекта обучения иностранному языку, а также специфика формирования лексических навыков в старших классах.
Во второй главе описывается содержание компьютерной компетенции учителя иностранного языка как совокупности определенных умений, а также освещаются такие вопросы как место Интернет-технологий в обучении иностранному языку, возможности их применения в процессе формирования лексических навыков.
Третья глава посвящена описанию методики проведения эксперимента по проверке педагогических и дидактических условий формирования лексических навыков с помощью Интернет-технологий на старшем этапе обучения, а также приводится динамика развития лексических навыков.
В заключении освещаются теоретические результаты исследования, основные выводы, доказывающие правильность гипотезы, выдвинутой на защиту.
В связи с недостатком использования компьютерных технологий на среднем этапе обучения некоторые учащиеся чувствуют потребность в приобщении к всемирному информационному сообществу и изучают данный вопрос самостоятельно. Таким образом, к старшему этапу обучения у учащихся складывается некий багаж знаний в области Интернет-технологий, которые они используют в первую очередь для общения на иностранном языке с носителями языка. Одним из важнейших условий успешной коммуникации является качественно сформированные лексические навыки, неотъемлемая составляющая содержания обучения иностранному языку.
Практика показывает, что примерно к началу старшего этапа обучения встает вопрос как актуализации ранее изученного материала, так и формирования более сложного и структурированного нового материала. Это связано, прежде всего, с процессом забывания лексических единиц ввиду их неиспользования, что приводит к оперированию ограниченным спектром слов, следовательно, и к низкому качеству как устной, так и письменной речи. Помимо всего прочего расширяющийся с возрастом круг коммуникативных ситуаций подразумевает потребность в качественно сформированном большом лексическом запасе учащихся.
Таким образом, возникает необходимость в расширении объема лексических единиц, интенсификации данного процесса, улучшении качества запоминания слов, а также в частом использовании заученных лексических единиц в речи с целью повторения их и предотвращения таким образом процесса забывания.
Многие ученые, такие как Б.В. Беляев, В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова, Л.З. Якушина, рассматривали данную проблему в своих работах. Несмотря на это на сегодняшний день не было осуществлено специального теоретического изучения проблемы развития лексических навыков у учащихся старших классов с помощью современных средств обучения, чем и являются Интернет-технологии.
Таким образом, появляется необходимость в разработке методики формирования лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку, а также выяснении роли внедрения Интернет технологий в данный процесс, чем и определяется актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс формирования лексических навыков на старшем этапе обучения.
Предметом исследования является определение эффективности Интернет-технологий в рамках обучения лексических навыкам на старшем этапе обучения.
Цель исследования состоит в определении эффективности методики формирования лексических навыков на старшем этапе обучения с помощью Интернет-технологий.
Цель предлагаемого исследования определила решение следующих задач:
1) выявление особенностей старшего школьного возраста, влияющих на развитие лексических навыков;
2) изучение операционного состава лексического навыка и особенности его формирования;
3) определение роли и места Интернет-технологий при обучении лексике немецкого языка в старших классах;
4) описание Интернет-технологий, ориентированных на формирование лексических навыков учащихся старших классов;
5) разработка методики развития лексических навыков с помощью Интернет-технологий и её апробирование.
В соответствии с поставленными целью и задачами сформулирована гипотеза исследования: наиболее эффективным способом формирования лексических навыков на старшем этапе обучения является использование Интернет-технологий, позволяющих интенсифицировать процесс обогащения лексического запаса, а также предупредить забывание.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы по лингвистике, методике обучения иностранным языкам, педагогике, педагогической психологии и современным технологиям обучения;
2) наблюдение за учебной деятельностью старших школьников с целью отбора в экспериментальную и контрольную группу учащихся с приближенным к равному уровню развития лексических навыков;
3) беседа с классными руководителями учащихся для выявления скрытых способностей учащихся;
4) анкетирование старших школьников дабы выяснить уровень заинтересованности в изучении темы;
5) тестирование учащихся для определения первоначального и конечного уровня владения лексикой в рамках данной работы;
6) эксперимент (внедрение новой методики в экспериментальную группу и выявление её эффективности);
7) метод изучения результатов деятельности учащихся (обработка письменных, творческих и диагностирующих работ).
Научная новизна данного исследования состоит в обосновании эффективности применения Интернет-технологий в процессе развития лексических навыков на старшем этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании научно обоснованной методики формирования лексических навыков с помощью Интернет-технологий на старшем этапе обучения.
Практическая значимость данной работы состоит в апробировании методики обучения лексике иностранного языка с помощью Интернет технологий на старшем этапе обучения.
Цели, задачи и методы исследования определили структуру данной работы, которая состоит из введения, трёх глав (7 параграфов), заключения, списка литературы (53 источника), приложения. Объем работы составляет 66 страниц.
Во введении подтверждается актуальность исследуемой темы, выявляются объект и предмет исследования, определяется цель и гипотеза, формулируются задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также структура данной работы.
В первой главе проведён теоретический анализ основ обучения лексике в старших классах, а именно: описаны особенности старшего школьного возраста, основы развития лексического аспекта обучения иностранному языку, а также специфика формирования лексических навыков в старших классах.
Во второй главе описывается содержание компьютерной компетенции учителя иностранного языка как совокупности определенных умений, а также освещаются такие вопросы как место Интернет-технологий в обучении иностранному языку, возможности их применения в процессе формирования лексических навыков.
Третья глава посвящена описанию методики проведения эксперимента по проверке педагогических и дидактических условий формирования лексических навыков с помощью Интернет-технологий на старшем этапе обучения, а также приводится динамика развития лексических навыков.
В заключении освещаются теоретические результаты исследования, основные выводы, доказывающие правильность гипотезы, выдвинутой на защиту.
На сегодняшний день развитие общества испытывает на себе значительное влияние глобализации. Изменения затрагивают не только экономические и политические сферы, но и сферу образования. Ввиду потребности в межкультурной коммуникации возрастает роль изучения иностранных языков. В особенности это затрагивает формирование лексического запаса учащихся, поскольку данный аспект играет решающую роль для межкультурного общения, осуществляемого, как правило, в сети Интернет.
Анализ работ, посвященных исследованию проблемы применения компьютерных технологий в образовательном процессе, показал, что в психологии и педагогике недостаточно внимания уделяется современной методике обучения с помощью Интернет-технологий и их роли в формировании лексических навыков на старшем этапе обучения.
Применение Интернет-программ подразумевает наличие определенных навыков в области пользования компьютером и сетью Интернет. Иными словами речь идёт о компьютерной компетенции, содержание которой включает в себя когнитивный, аксиологический, операционный, рефлексивный и коммуникативный компоненты.
Примененные в ходе опытно-экспериментальной работе методы подтвердили эффективность разработанной нами методики формирования лексических навыков на старшем этапе обучения с помощью Интернет технологий на уроках иностранного языка. Данное исследование показало, что использование компьютерных технологий способствует интенсификации процесса усвоения новых лексических единиц, а также препятствует забыванию ранее усвоенных слов, что отражается, в свою очередь, на качестве как письменной, так и устной речи.
Таким образом, теоретический анализ и экспериментальная диагностика подтвердили гипотезу исследования.
Анализ работ, посвященных исследованию проблемы применения компьютерных технологий в образовательном процессе, показал, что в психологии и педагогике недостаточно внимания уделяется современной методике обучения с помощью Интернет-технологий и их роли в формировании лексических навыков на старшем этапе обучения.
Применение Интернет-программ подразумевает наличие определенных навыков в области пользования компьютером и сетью Интернет. Иными словами речь идёт о компьютерной компетенции, содержание которой включает в себя когнитивный, аксиологический, операционный, рефлексивный и коммуникативный компоненты.
Примененные в ходе опытно-экспериментальной работе методы подтвердили эффективность разработанной нами методики формирования лексических навыков на старшем этапе обучения с помощью Интернет технологий на уроках иностранного языка. Данное исследование показало, что использование компьютерных технологий способствует интенсификации процесса усвоения новых лексических единиц, а также препятствует забыванию ранее усвоенных слов, что отражается, в свою очередь, на качестве как письменной, так и устной речи.
Таким образом, теоретический анализ и экспериментальная диагностика подтвердили гипотезу исследования.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФРАЗЕОДИДАКТИКА ЭКСКУРСИОННОЙ РЕЧИ: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА
СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Модификации учебного текста: изменение параметров сложности текста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



