Введение 4
1. Общая характеристика семейного насилия 7
1.1. Понятие и виды насилия в семье 7
1.2. Женщина как объект насилия в семье 12
1.3. Дети как объект семейного насилия 18
2. Профилактика семейного насилия 27
2.1. Система социальной работы по профилактике семейного насилия над
детьми 27
2.2. Характеристика форм помощи, оказываемых женщинам -жертвам семейного насилия 33
2.3. Международное законодательство по защите прав женщины и ребенка 39
3. Социальная проблема насилия в семье и способы ее решения 47
3.1. Проблемы жестокого обращения в семье 47
3.2. Жестокое обращение с женщинами и детьми в семье и его последствия 53
3.3. Проблемы правового регулирования насилия в семье 66
Заключение 73
Список литературы 76
Актуальность исследования. Во всем мире проявление бытового насилия в его различных формах является острой социальной проблемой, связанной с негативными медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими последствиями, и требует радикального решения во всех государствах Содружества Независимых Государств, включая государства-члены ЕврАзЭС.
По данным ООН, каждый год в мире почти 3,8 миллиона человек, из которых 1 миллион 800 тысяч женщин становятся жертвами домашнего насилия. Две трети всех преднамеренных убийств совершаются на основании внутренних конфликтов. Жертвы насилия самые слабые - дети, женщины, старики. Аналогичная ситуация в Российской Федерации. В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются в семье. Каждый год более 14 000 женщин в России умирают от рук своих мужей или других родственников. Согласно официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации, 26 тысяч детей ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, около двух тысяч из них умирают, восемь тысяч ранены. Еще две тысячи детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения со стороны родителей, совершают самоубийство
Последствия домашнего насилия разрушительны: это проблемы физического, психического, сексуального и репродуктивного здоровья женщин и детей. Не только права женщины, но и ее жизнь находятся под угрозой. Наряду с негативными физическими и психологическими последствиями бытового насилия, это невосполнимый социальный и экономический ущерб. Насилие в отношении женщин наносит вред семьям из поколения в поколение, усугубляет другие формы насилия, распространенные в обществе. Женщины, подвергшиеся насилию, не могут в полной мере участвовать в общественной жизни.
Материальные затраты, связанные с насилием в семье, также значительны. Они состоят из прямых затрат (лечение и поддержка женщин и их детей, привлечение преступников к ответственности) и косвенных затрат (потеря работы, снижение производительности). Так, согласно специальным исследованиям, проведенным в европейских странах, ежегодный материальный ущерб от насилия в отношении женщин в Нидерландах составляет более 200 миллионов евро, в Швейцарии - 400 миллионов швейцарских франков. Согласно оценкам Министерства здравоохранения Канады, в 2002 году прямые медицинские расходы, связанные со всеми формами насилия в отношении женщин, оценивались в 1,1 миллиарда канадских долларов.
Следует отметить, что основные положения, направленные на искоренение насилия в отношении женщин, были сформулированы еще в 1979 году - в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW, или «Женская конвенция»). Вопросы особого рассмотрения проблемы бытового насилия, попыток его предотвращения и предотвращения, защиты прав человека декларируются в ряде международных документов: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации насилия в отношении женщин (1985 г.), Пекинская платформа для Действие, заключительный документ 4-й Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации насилия (1997 г.). Принятие международных обязательств в этой области означает необходимость законодательного закрепления этого права в каждой стране и определения механизмов его реализации, поскольку недостаточное внимание государственных органов к проблеме является нарушением международно-правовых норм.
Нормативно-правовая база Российской Федерации содержит различные нормативные акты, регулирующие социальную защиту населения, в том числе граждан, сталкивающихся с проблемой насилия. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации [1], которая гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в обществе. ассоциации. Согласно Основному закону, мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 19). Статья 21 гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию», статья 22: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».
Цель исследования - комплексный анализ насилия в семье: система профилактики, преодоления и регулирования.
Это предопределило решение следующих задач:
- дать общую характеристику семейного насилия;
- изучить профилактику семейного насилия;
- охарактеризовать социальные проблемы насилия в семье и способы ее решения.
Объект исследования - комплексный анализ насилия в семье.
Предмет исследования - система профилактики, преодоления и регулирования насилия в семье.
Основная гипотеза: формы помощи, оказываемая женщинам - жертвам семейного насилия в Кризисных центрах, не достаточны для полной реабилитации и интеграции женщины в общество.
Методы исследования: анализ документов, данных социальной статистики, наблюдение анкетирование, глубинное интервью.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Итак, попытки представить в Государственную Думу законопроекты о предотвращении бытового насилия не увенчались успехом. Так, в марте 1995 г. в Государственную Думу был внесен законопроект «Об основах социальной и правовой защиты от насилия в семье»; в 1999 году он был снят с рассмотрения. В 1997 году Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин». Концепция должна была стать основой для развития законодательной деятельности. Однако проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», повторенный в 2007 году и касающийся предотвращения бытового насилия, также не получил поддержки депутатов. Основная причина непринятия законов о предотвращении насилия в семье, вероятно, заключается в недостаточном понимании этой проблемы многими, в том числе общественными и политическими деятелями.
Учитывая сохраняющуюся актуальность проблемы, необходимо усовершенствовать федеральное законодательство в этой области. 20 сентября 2012 года Комитет Государственной Думы по охране здоровья провел слушания на тему «Влияние насилия на здоровье женщин и детей». Постановлением «круглого стола» предусматривается разработка и внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона «О предупреждении насилия в семье и семье». В настоящее время рабочая группа, созданная в 2011 году Координационным советом по гендерным вопросам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, разработала проект Федерального закона «О предупреждении и предупреждении насилия в семье и в семье в Российской Федерации». В рабочую группу вошли депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители общественных организаций и эксперты.
Правовой основой этого законопроекта является прежде всего Конституция Российской Федерации [1], которая провозглашает неприкосновенность жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, запрещает подвергать человека насилию и другому обращению, унижающему честь и достоинство граждан, а также как положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Основными задачами предлагаемого проекта федерального закона являются:
- обеспечение государства необходимыми условиями для того, чтобы семья выполняла свои функции и повышала устойчивость и качество жизни семьи; борьба с социальным сиротством;
- закрепление на законодательном уровне целей и основных мероприятий по предупреждению и предотвращению насилия в семье и быту;
- поддержание семейного благополучия, здорового климата в семье;
- предупреждение, пресечение и предупреждение насилия в семье и
быту;
- создание системы социально-правовой защиты от насилия в семье и
быту;
- привлечение к административной, уголовной и гражданской ответственности лиц, совершивших акты насилия в семье и быту;
- защита жертв от насилия в семье и быту.
Закон определяет права жертв бытового насилия. Основы деятельности в области предупреждения и предотвращения насилия в семье и быту, в том числе полномочия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Раскрываются области профилактики и предотвращения насилия в семье и быту, раскрываются форма и основы участия в деятельности социальных служб, организаций здравоохранения, образовательных учреждений, органов местного самоуправления и общественных объединений. Основы финансово-материально-технического обеспечения. была оказана поддержка по предупреждению и предупреждению насилия в семье. Законопроект определяет компетенцию, полномочия и процедуры правоохранительных органов и судов в ситуации насилия в семье. Впервые разработан механизм межведомственного взаимодействия для предотвращения насилия в семье. и предотвратить насилие в семье, которое включает в себя ряд социальных, экономических, правовые и иные меры, направленные на ликвидацию бытового насилия, а также на предотвращение причин и предпосылок, способствующих выполнению семейного и бытового насилия. насилие, предотвращение бытовых преступлений и восстановление прав и поддержка в реабилитации как жертв, так и семейных правонарушителей. Законопроект также направлен на организацию социальной и правовой защиты от бытового насилия (виды помощи, компетенция, полномочия и процедуры социальных служб, программы реабилитации жертв и правонарушителей).
В целом, законопроект призван сформулировать не только необходимые стандарты, но и поддержать усовершенствование существующих законов. Необходимо также отметить, что проект играет важную роль в реализации международных обязательств, направленных на искоренение насилия в отношении женщин. В настоящее время законопроект проходит экспертные обсуждения и согласовывается с федеральными органами исполнительной власти.
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // https://www.un.org
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/3d0cac60971a51128 0cbba229d9b6329c07731f7/
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью- Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(18 31). - Ст. 2 91.
4. Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М.: 1978 г. - вып. XXXII. - с. 36.
5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин: [заключена в г. Нью-Йорке 18.12.1979 г.] // Права человека : междунар.-правовые документы и практика их применения : в 4 т. / сост. Е. В. Кузнецова. - Минск, 2009. - Т. 2. - С. 5 9-67.
6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин //Ведомости ВС СССР, 23.06.1982, № 25 ст.- 464.
7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация по искоренению насилия в отношении женщин» № 48/104 от 20.12.1993.
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Меры в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью искоренения насилия в отношении женщин» № 52/86 от 12.12.1997 г.
9. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Права человека. Сборник международных документов. М., 1998.
II. Законодательство Российской Федерации
10. Конституция Российской Федерации [1], //Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31- ст. 4 398.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: ред. от 19 февраля 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. Ст. 2954.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [федер. закон : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : ред. от 23 апреля 2018 г.] // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 5 2 (ч. I), ст. 4921
13. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» № 761 от
01.06.2012.
14. Резолюция заседания «круглого стола» Комитета
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья «Влияние насилия в семье на здоровье женщин и детей»,
20.09.2012, сайт Комитета ГД по охране здоровья http://www.komitet2-
km.duma.gov.ru/site.xp/051054057124049049057051 .html
15. Закон Кыргызской Республики от 25 марта 2003 года № 62 «О социально-правовой защите от насилия в семье»: http: //o nline.zako n. kz/Docume nt/?doc_id=30282300
16. Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового
насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV: http://
www.kostanay.gov.kz/rus/pravorazjasnitelnaja_rabota- 152%7C153%7C631/904- zakonodatelstvo.html
17. Закон Республики Молдова от 1 марта 2007 года № 45-XVI «О предупреждении и пресечении насилия в семье»: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30592181
18. Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (12 апреля 2011 г.): http: //www.coe. int/t/dghl/standardsetting/ convention-violence/convention_en.asp
19. Агапов Е. П. Семьеведение: учебное пособие / Е. П. Агапов, О. А. Норд-Аревян. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д:Наука-Спектр, 2010.
20. Выступление Генерального секретаря ООН К.Аннана в Комиссии ООН по положению женщин 25.02.2008, сайт ООН: http://www.un.org/ru/sg/ messages/2008/unite.shtml
21. Домашнее насилие: социально-правовой аспект// Консорциум женских неправительственных организаций. - М., 2009.
22. Макеева П.Л. Законодательная база регулирующая вопросы домашнего насилия // Информационно-аналитический бюллетень Агентства социальной информации. - М., 2008. - С. 5-14.
23. Материалы экспертной встречи по вопросам исполнения законодательства в области семейно-бытового насилия в странах Восточной Европы и Центральной Азии. «ООН женщины». Казахстан. 2012г. http://unwomen-eeca. org/module/proj ect/img/340. pdf
24. Международные правовые нормы и практики преодоления домашнего насилия, под общей редакцией Ершовой Е.Н и Айвазовой С.Г. - М., 2010.
25. Модельное законодательство о насилии в семье:
http://www.owl.ru/win/books/nasilie/pril_vi.htm
26. Синельников А. Выученные уроки: Подростки и проблема насилия в семье // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / Под ред. О.М. Здравомысловой. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - С. 92.
27. Стенограмма заседания «круглого стола» Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья «Влияние насилия в семье на здоровье женщин и детей»,
20.09.2012, Москва.
28. Платонова Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь,
2004. - 274 с.
29. Полиховская А.В. Проблема разграничения понятий «стадии
преступления» и «неоконченное преступное деяние»: историческое
осмысление и новый подход к пониманию / А.В. Полиховская // В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции. ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 316-319.
30. Полиховская А.В. Уголовное право / А.В. Полиховская // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 114-116
31. Рамазанов А.В. Уголовный процесс / А.В. Рамазанов // Инновационное развитие. 2017. № 1 (6). С. 63-65.
32. Решетников А.Ю. Уголовное право / А.Ю. Решетников // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8. С. 122-132.
33. Саатова Б. А. Соучастие в преступлении / Б.А. Саатова // Молодой ученый. - 2018. - №16. - С. 238-240.
34. Синяева М.И. Уголовное право / М.И. Синяева // В сборнике: Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы Сборник научных статей V Международной заочной научно-практической конференции. 2014. С. 72-77.
35. Сиянова П.В. Уголовное право / П.В. Сиянова // Вестник современных исследований. 2017. № 3 (6). С. 211-213.
36. Солдаткина Р. Н. Уголовное право / Р.Н. Солдаткина // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. - 2017. - №9 (22). - С. 159-162.
37. Углубленное исследование, посвященное всем фор-мам насилия в отношении женщин // Доклад Генерального секретаря ООН К.Аннана на Генеральной ассамблее ООН, 06.07.2006, сайт ООН: http: //www.ungei. org/resources/files/ N0641976_г. pdf.
38. Филатов А.Д. Уголовное право / А.Д. Филатов // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 394-398.
39. Хорошилова О.С. Уголовное право РФ/ О.С. Хорошилова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3 (3). С. 78-83.
40. Хуторянский Ю.В. Проблемы стадий совершения преступлений / Ю.В. Хуторянский // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 301-306.
41. Шеслер А.В. Уголовное право / А.В. Шеслер // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 4 (40). С. 43-46.
42. Шведова Н. О насилии в отношении женщин в семье/Насилие и социальные изменения. - М., 2000. - 98 с.
43. Ярская-Смирнова Е.Р., П.В. Романов, Е.П. Антонова. Домашнее
насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия //
Социологические исследования. 2008. № 1, С.125-133.
44. Яценко С.Н. Уголовное право в схемах / С.Н. Яценко // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 324-327.
45. Annan K. Remarks on International Women’s Day. In: Interagency videoconference for a World Free of Violence against Women, New York, 8 March 1999. Available from: http://www.un.org/News/Press/docs/1999/19990308. sgsm6919.htm.!
46. Violence against women: impact of violence on women’s health. Ottawa: Health Canada; 2002. Available at: http://www.hc_sc.gc.ca/ (accessed 9 December 2010).