Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «школа России»).
Исследование проводилось с 20 учащимися 3 класса (11 девочек и 9 мальчиков), которые составили экспериментальную группу
Есть доклад к защите курсовой.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников в курсе «Окружающий мир» 5
1.1 Особенности исследовательской деятельности младших школьников 5
1.2 Особенности исследовательских умений младших школьников 10
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством исследовательской и проектной деятельности 19
2.1 Выявление уровня развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников 19
2.2 Методы и приемы формирования познавательных УУД у младших школьников у младших школьников средствами проектной деятельности 24
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложения 41
Актуальность исследования. С 2011 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В его основу положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В ФГОС НОО важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т.д. [49, с. 5].
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на формировании исследовательских умений у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир» посредством применения проектной деятельности, поскольку данного рода деятельность способствует повышению эффективности умственной деятельности обучающихся, развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности исследовательской и проектной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «исследовательская деятельность».
2. Определить особенности исследовательских умений младших школьников.
3. Описать методы и приемы развития исследовательских умений младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
4. Выявить особенности сформированности познавательных УУД у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
4. Разработать на основе анализа результатов экспериментального исследования Программу внеурочной деятельности, направленной на формирование познавательных УУД средствами проектной деятельности.
Гипотеза: проектная деятельность во внеурочной деятельности курса «Окружающий мир» способствуют эффективному развитию исследовательских умений младших школьников.
Объект исследования – процесс развития исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников и методической литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ УМК, анализ опыта работы практикующих учителей начальных классов, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.В. Миронова, А.И. Савенкова, В.П. Сергеевой, И.А. Страховой, Т.Б. Табардановой и др. В.П. Сергеева, Н.Б. Шумакова и др. определили структуру и содержание уроков-исследований как форму обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир». А.В. Миронов, Т.С. Фещенко и др. выявили педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников в курсе окружающего мира средствами проектной деятельности. С.В. Головина, Т.Б. Табарданова и др. выявили возможности проектной деятельности в развитии исследовательских умений младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литератур, приложение.
Исследование как учебный метод имеет большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного подхода, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Проектная деятельность – современный образовательный метод, который дает возможность педагогу решить множество учебных задач и является интересным для учащихся. В организации проектной деятельности учащихся начальных классов большую роль играет педагог. Он исполняет множество ролей: инструктор, наставник, консультант, помощник и т.д.
С целью определения особенностей развития познавательных УУД у младших школьников было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «школа России»). В ходе экспериментального исследования было установлено, что познавательные УДД у третьеклассников развиты в основном на среднем и низком уровнях. Это послужило причиной разработки программы проектной деятельности «Эрудит», которая была реализована в рамках внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»). Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Всего предусмотрено Программой внеурочной деятельности «Эрудит» 17 учебных проектов, которые соответствуют образовательной программе курса «Окружающий мир». На каждый учебный проект было отведено 2 часа. Итого: 34 часа.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2- изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
2. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения. учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
4. Аюпова, С.Д. Критерии компетентностного урока / С.Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2. – С. 42-45.
5. Бандерова, В.В. Формирование у младших школьников понимания взаимосвязей в природе в рамках экологического воспитания / В.В. Бандерова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 136–139.
6. Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – №3. – С. 68–74.
7. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С.Л. Белых / Комментарии А.С. Савичева; под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
8. Болотова, Е.К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода / Е.К. Болотова // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-44.
9. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
10. Веракса, Н.Е., Галимов, О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность младших школьников в области экологии / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 412 с.
11. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2011. – 336 с.
12. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования / Н.Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
13. Волошина, В.П. Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться / В.П. Волошина // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 74-77.
14. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2012. – № 5. – С. 33-40
15. Воровщиков, С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2013. – № 1. – С. 5-13
16. Головина, С.В. Современный урок: проблемы, перспективы / С.В. Головина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 76 с.
17. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
18. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. – М.: Школьные технологии, 2011. – № 2. – С. 52-62.
19. Дунаевская, Э.Б. Особенности индивидуализации обучения в образовательном процессе школы / Э.Б. Дунаевская // Научно-методические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2. Ч. Ч.2. – Уфа: АСТЕРНА, 2016. – 270 с.
20. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. – Москва: Вита-Пресс, 2011. – 288 с.
21. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности: методический сборник / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. – Ижевск, 2013. – 234 с.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
23. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрованов, О.В. Соколова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. – 101 с.
24. Карсакова, Г.Н. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке открытия нового знания / Г.Н. Карсакова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 147–151.
25. Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты / А.О. Карпов // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 20-30. 3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «МарТ», 2010. – 448 с.
26. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб. пособие для бакалавриата / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
27. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 12-14.
28. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2015. – 128 с.
29. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2012. – № 4. – С. 33-47.
30. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников: методическое пособие / А.В. Леонтович, А.И. Савенков. – М.: «ВАКО», 2014. – 160 с.
31. Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 512 с.
32. Новикова, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика / Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2011. – 493 с.
33. Пинская, М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода / М.А. Пинская // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 56-59.
34. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 120 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Часть 1. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение. 2012. – 189 с.
36. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Часть 2. / А.А. Плешаков. –М.: Просвещение. 2012. – 189 с.
37. Попович, И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий / И.Ю. Попович // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 47-54.
38. Савенков, А.И. Учебное исследование в начальной школе / А.И. Савенков // Начальная школа ДО и После. – 2015. – №12. – С. 101–108.
39. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: методическое пособие / А.И. Савенков. – Самара: «Учебная литература», 2012. – 80 с.
40. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. Учебное пособие / В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
41. Страхова, И.А. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий / И.А. Страхова // Методист: науч.-метод. журн. – М.: Академия АПКиППРО, 2012. – № 4. – С. 12-17.
42. Табарданова, Т.Б. Портфолио учащегося: составление и использование: метод. Рекомендации / Т.Б. Табарданова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010. – 21 с.
43. Ушакова, Н.М. Содержание образования как таксономическая категория. Тезисы докладов международной научно-практической конференции / Н.М. Ушакова // Гарантии качества профессионального образования. – Барнаул, 2010. – С. 39-41.
44. Шарова, Г.О. Исследовательская деятельность как способ познания окружающего / Г.О. Шарова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 69-71.
45. Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2011. –157 с.
46. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
47. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 85-88.
48. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения / Л.Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2013. – №6. – С. 52-56.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
50. Фещенко, Т.С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьников / Т.С. Фещенко // Педагогика. – 2011. – № 12. – С. 15- 20.