Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследовательская (проектная) деятельность младших школьников

Работа №38239

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
453
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «школа России»).
Исследование проводилось с 20 учащимися 3 класса (11 девочек и 9 мальчиков), которые составили экспериментальную группу
Есть доклад к защите курсовой.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников в курсе «Окружающий мир» 5
1.1 Особенности исследовательской деятельности младших школьников 5
1.2 Особенности исследовательских умений младших школьников 10
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством исследовательской и проектной деятельности 19
2.1 Выявление уровня развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников 19
2.2 Методы и приемы формирования познавательных УУД у младших школьников у младших школьников средствами проектной деятельности 24
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложения 41


Актуальность исследования. С 2011 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В его основу положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В ФГОС НОО важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т.д. [49, с. 5].
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на формировании исследовательских умений у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир» посредством применения проектной деятельности, поскольку данного рода деятельность способствует повышению эффективности умственной деятельности обучающихся, развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности исследовательской и проектной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «исследовательская деятельность».
2. Определить особенности исследовательских умений младших школьников.
3. Описать методы и приемы развития исследовательских умений младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
4. Выявить особенности сформированности познавательных УУД у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
4. Разработать на основе анализа результатов экспериментального исследования Программу внеурочной деятельности, направленной на формирование познавательных УУД средствами проектной деятельности.
Гипотеза: проектная деятельность во внеурочной деятельности курса «Окружающий мир» способствуют эффективному развитию исследовательских умений младших школьников.
Объект исследования – процесс развития исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников и методической литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ УМК, анализ опыта работы практикующих учителей начальных классов, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.В. Миронова, А.И. Савенкова, В.П. Сергеевой, И.А. Страховой, Т.Б. Табардановой и др. В.П. Сергеева, Н.Б. Шумакова и др. определили структуру и содержание уроков-исследований как форму обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир». А.В. Миронов, Т.С. Фещенко и др. выявили педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников в курсе окружающего мира средствами проектной деятельности. С.В. Головина, Т.Б. Табарданова и др. выявили возможности проектной деятельности в развитии исследовательских умений младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литератур, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование как учебный метод имеет большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного подхода, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Проектная деятельность – современный образовательный метод, который дает возможность педагогу решить множество учебных задач и является интересным для учащихся. В организации проектной деятельности учащихся начальных классов большую роль играет педагог. Он исполняет множество ролей: инструктор, наставник, консультант, помощник и т.д.
С целью определения особенностей развития познавательных УУД у младших школьников было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «школа России»). В ходе экспериментального исследования было установлено, что познавательные УДД у третьеклассников развиты в основном на среднем и низком уровнях. Это послужило причиной разработки программы проектной деятельности «Эрудит», которая была реализована в рамках внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»). Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Всего предусмотрено Программой внеурочной деятельности «Эрудит» 17 учебных проектов, которые соответствуют образовательной программе курса «Окружающий мир». На каждый учебный проект было отведено 2 часа. Итого: 34 часа.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2- изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
2. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения. учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
4. Аюпова, С.Д. Критерии компетентностного урока / С.Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2. – С. 42-45.
5. Бандерова, В.В. Формирование у младших школьников понимания взаимосвязей в природе в рамках экологического воспитания / В.В. Бандерова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 136–139.
6. Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – №3. – С. 68–74.
7. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С.Л. Белых / Комментарии А.С. Савичева; под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.
8. Болотова, Е.К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода / Е.К. Болотова // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-44.
9. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
10. Веракса, Н.Е., Галимов, О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность младших школьников в области экологии / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 412 с.
11. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2011. – 336 с.
12. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования / Н.Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
13. Волошина, В.П. Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться / В.П. Волошина // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 74-77.
14. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2012. – № 5. – С. 33-40
15. Воровщиков, С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2013. – № 1. – С. 5-13
16. Головина, С.В. Современный урок: проблемы, перспективы / С.В. Головина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 76 с.
17. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
18. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. – М.: Школьные технологии, 2011. – № 2. – С. 52-62.
19. Дунаевская, Э.Б. Особенности индивидуализации обучения в образовательном процессе школы / Э.Б. Дунаевская // Научно-методические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2. Ч. Ч.2. – Уфа: АСТЕРНА, 2016. – 270 с.
20. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. – Москва: Вита-Пресс, 2011. – 288 с.
21. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности: методический сборник / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. – Ижевск, 2013. – 234 с.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
23. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрованов, О.В. Соколова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. – 101 с.
24. Карсакова, Г.Н. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке открытия нового знания / Г.Н. Карсакова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 147–151.
25. Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты / А.О. Карпов // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 20-30. 3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «МарТ», 2010. – 448 с.
26. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб. пособие для бакалавриата / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
27. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 12-14.
28. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2015. – 128 с.
29. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, 2012. – № 4. – С. 33-47.
30. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа школьников: методическое пособие / А.В. Леонтович, А.И. Савенков. – М.: «ВАКО», 2014. – 160 с.
31. Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 512 с.
32. Новикова, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика / Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2011. – 493 с.
33. Пинская, М.А. Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода / М.А. Пинская // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 56-59.
34. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 120 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Часть 1. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение. 2012. – 189 с.
36. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Часть 2. / А.А. Плешаков. –М.: Просвещение. 2012. – 189 с.
37. Попович, И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий / И.Ю. Попович // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 47-54.
38. Савенков, А.И. Учебное исследование в начальной школе / А.И. Савенков // Начальная школа ДО и После. – 2015. – №12. – С. 101–108.
39. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: методическое пособие / А.И. Савенков. – Самара: «Учебная литература», 2012. – 80 с.
40. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. Учебное пособие / В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
41. Страхова, И.А. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий / И.А. Страхова // Методист: науч.-метод. журн. – М.: Академия АПКиППРО, 2012. – № 4. – С. 12-17.
42. Табарданова, Т.Б. Портфолио учащегося: составление и использование: метод. Рекомендации / Т.Б. Табарданова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010. – 21 с.
43. Ушакова, Н.М. Содержание образования как таксономическая категория. Тезисы докладов международной научно-практической конференции / Н.М. Ушакова // Гарантии качества профессионального образования. – Барнаул, 2010. – С. 39-41.
44. Шарова, Г.О. Исследовательская деятельность как способ познания окружающего / Г.О. Шарова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 69-71.
45. Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2011. –157 с.
46. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
47. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 85-88.
48. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения / Л.Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2013. – №6. – С. 52-56.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
50. Фещенко, Т.С. Портфолио как форма оценки личностных достижений школьников / Т.С. Фещенко // Педагогика. – 2011. – № 12. – С. 15- 20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ