Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Смысл жизни и судьба

Работа №38098

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. «Философское осмысление концепта «судьба» 9
Раздел 2. Свобода воли и судьба 16
Раздел 3. Философское понимание смысла жизни 22
Раздел 4. Ценности, смысл жизни и судьба 31
Заключение 43
Список использованной литературы

Актуальность. Рано или поздно в жизни каждого человека наступает такое время, когда он задумывается о смысле жизни, смысле своего существования, предстоящей смерти. Такие размышления приходят в голову всем: детям, подросткам, юным и людям постарше. Поэтому проблемы смысла жизни, судьбы всегда волновали человечество.
Проблема смысла жизни очень широкая, а нас заинтересовало именно соотношение смысла жизни и судьбы. Важно отметить, что человек не просто существует, а занимает такую позицию, в которой способен оценивать свою жизнь, распоряжаться ей и также по своему желанию уйти из нее. Не что иное, как разные жизненные обстоятельства, испытания способны ставить человека перед выбором: сражаться, оказывать сопротивление этим ситуациям или
искать возможные пути для достижения того, чтобы нежелательных событий становилось все меньше и меньше. Каждый человек на определенном этапе своей жизни должен сделать однозначный выбор в пользу той или иной системы своей жизнедеятельности. И с этих позиций проблема выбора обнаруживается как проблема смысла жизни и судьбы человека.
Судьбу можно трактовать как предопределенность всех наших событий , всех поступков человека: то, что произошло, непременно должно было произойти. Или по-другому: то, что с тобой должно случиться, случится обязательно. Собственно так судьба понимается в сказке, где персонаж может увидеть в волшебном зеркале всю свою жизнь. Судьба может исследоваться и как линия жизни, которая прокладывает себе дорогу через различные случайности , требования человеческих действий.
Исследование проблемы смысла жизни ,несмотря на кажущуюся простоту , очень сложно. На Земле живут миллиарды людей, и все по- своему представляют смысл своей жизни. Из-за этого очень сложно создать общую теорию об этом феномене. Мне кажется, в этом нет никакой необходимости. Вопрос смысла жизни - экзистенциональная проблема, и здесь возможны множество разных интерпретаций.
Смысл жизни зависит от многих факторов - субъективных и объективных. К субъективным факторам следует отнести волю, характер, практичность и т.д., к объективным факторам относятся социально-экономические условия, политический режим, мировоззрение, ценностная система общества
Когда человек живет осмысленно, жить ему легче не становится, скорее наоборот. Но знание своего предназначения, стремление самому построить свою судьбу делает человека очень сильным. Он может сталкиваться с трудностями, может ошибаться - это ничего не изменит.
Проблема смысла жизни является одной из фундаментальных в философии. Его можно трактовать как понимание конечной цели, как оценку прожитой жизни и анализ всех результатов и достижений.
Смысл жизни определяет нашу цель, а путь к этой цели, ее реализация и есть судьба. Можно привести пример с мячом. Мяч просто лежит и никто им не пользуется. Когда человек ставит цель закинуть мяч в кольцо, в то время когда мяч летит, он реализуется. То же самое с человеком. Пока не будут предприняты какие-то действия, цель не будет достигнута.
По-моему мнению, размышляя о смысле жизни, правомерно использовать такие категории, как ценности, цель, действие, свобода воли, выбор, судьба. Что является основой при определении человеком смысла жизни?На мой взгляд, ответ очевиден: это система ценностей. Например, возьмем мужчину по имени N. Для него ценность - это не семья, как для многих, а саморазвитие. Смыслом его жизни, может быть на какой-то определенный промежуток времени, становятся путешествия, тренинги личностного роста, чтение книг, спорт. И тогда №тавит себе определенные цели: за год посетить 10 стран, послушать лекции и вебинары, прочитать 30 книг, набрать мышечную массу.И тут главное не просто поставить себе цели, а каждый день делать определенные действия, чтобы прийти к своим целям. И важно отметить, что все эти действия, должны быть полностью его инициативой, то есть идти от его воли, и тогда все эти дни складываются в жизнь ,то есть, по-моему мнению, в так называемую судьбу.
Объект исследования. Мир человека и действующие в нем объективные и субъективные детерминанты.
Предмет исследования. Судьба как реальная объективная цепь событий и как форма переживания и осмысления человеком своего существования в мире.
Цель исследования. Целью дипломной работы является изучение соотношения судьбы и смысла жизни человека в философии.
Задачи исследования.
1. Выявить основные понятия, раскрывающие содержание проблемы.
2. Рассмотреть эволюцию понятия «судьба» в философии.
3. Проанализировать проблему смысла жизни человека в философии.
4. Исследовать смысл жизни в контексте формирования человека.
5. Проанализировать проблему соотношения судьбы и смысла жизни. Степень научной разработанности темы. При написании дипломной работы было использовано значительное количество различных источников, включая и электронные ресурсы. Это работы ЗиммеляГ.,Лосева А.Ф, Назаровой О.Н., Бубера М., Ортега-и-Гассет Х., Сартра Ж.П., Франкла В., Чудновского В.Э, Шпенглера О., а также диссертационные исследования. Работы классиков философской мысли: Аристотеля, Платона, Сократа, Эпикура, И.Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Г егеля, Августина Блаженного, Фома Аквинского.
Научная новизна исследования. Проведение исследования позволяет более четко проанализировать проблему соотношения смысла жизни и концепции судьбы; выявить связь проблемы судьбы с категориями свободы, необходимости и некоторыми другими категориями и понятиями.
Структура дипломной работы.
Данная дипломная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, тема исследования, цель, задачи, предмет, объект, выдвигается гипотеза исследования, охарактеризованы методы исследования, представлена методологическая основа и источники информации.
Первый раздел с рабочим называнием «Философское осмысление концепта «судьба». Благодаря смыслу жизни мы задаем себе цель, а сам путь к этой цели и есть судьба. Для анализа возьмем 2 ситуации. Один со школьной скамьи мечтал стать известным певцом, и у него были все качества, которые ему нужны для реализации своей цели: развитый музыкальный слух, чувство ритма, хороший голос, но был жутким лентяем и ничего не делал. Можно подумать, что вот, твоя мечта у тебя в руках, но нет, он абсолютно не занимался развитием в этой сфере, и заканчивается вся эта история фразой «Значит не судьба». Другой с детства мечтал стать, например, бизнесменом. Уже в школе он читал бизнес-литературу, в университете пытался открыть свой маленький бизнес, но у него ничего не получилось. Казалось бы, он мог подумать: «Не судьба, значит это не мое». Но нет, он пытался все снова и снова, и к 25 годам он становится успешным бизнесменом своего города. Вот тут он и скажет: «Значит моя судьба- это преодоление всех препятствий к достижению моей цели - стать предпринимателем». Таким образом, можно сделать вывод: пока не будут предприняты какие-то действия, цель не будет достигнута.
Второй раздел с рабочим названием «Свобода воли и судьба». Свобода воли - категория, которая обозначает философскую проблему - самоопределяем или детерминирован человек в своих поступках и действиях?
Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и морали. Говоря приблизительно, свобода воли означает свободу выбора. Отрицание свободы воли есть детерминизм - теория, согласно которой ни один индивид не может контролировать собственные действия. В повседневной жизни мы чувствуем, что можем выбирать. С другой стороны, мы видим господство закона причинности в природе в целом и знаем, что мы сами составляем часть природы. Некоторые философы настаивают на существовании свободы воли отчасти потому, что, по их мнению, отрицание ее приведет к вредным последствиям для нравственности.
Третий раздел рабочим названием «Философское понимание смысла жизни». Смысл жизни - духовно-философская проблема, которая имеет отношение к определению конечной цели существования. Данную проблему можно трактоваться как субъективную оценку прожитой жизни и соответствию завоеванных действий, как осознание человеком наполненности и направленности собственной жизни, своего места в мире, как вопрос влияния человека на окружающий мир и постановки человеком цели, которые выходят за рамки его жизни.
Нужно отметить, что понимание смысла жизни возникает в процессе жизнедеятельности каждой личности и зависит от положения в социуме, образа жизни, миропонимания, содержание существующих проблем. В хороших условиях жизни человек в состоянии видеть смысл жизни в достижении счастья и гармонии, а в неблагоприятной среде обитания, жизнь может не иметь смысл и ценность вообще.
Четвертый раздел с рабочим названием «Ценности, смысл жизни и судьба».
Ценность является особым типом мировоззренческой ориентации человека, представлениями, которые сложились в той или иной культуре об идеале, нравственность, добро, красоту. Любые события и явления в природе, обществе, жизни индивида воспринимаются им не только с помощью научно обоснованных теорий, но и пропускаются через призму собственного отношения к ним.
Формирование понятия "ценность" прошло сложный исторический путь. Целесообразно коснуться только истории тех взглядов на ценность, которые являются важнейшими для современного понимания этого понятия. Любое общество предлагает нам свои системы ценностей, которые способны придать жизни смысл.
В зависимости о того, какие ценности у человека, такими и будут смысл жизни и цель. Например, если для кого-то ценностью является семья, то , вероятнее всего, смысл жизни будет заключаться в семье, детях. Для другого ценность - путешествие и саморазвитие, и, следовательно, целью его жизни будет объехать все страны мира.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие судьбы - это необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ отношений человека с миром. Судьба становится элементом самого бытия: человек делает определенные действия по
отношению к судьбе - сражается с ней, подчиняется, играет. Человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, приобретают качество реальности. Судьба символизирует тот аспект действительности, который является для человека жизненно важным. Иначе говоря, такие явления, как время, смерть, свобода человек не может понять иначе, как в форме судьбы. Следовательно судьба- необходимый элемент человеческого «жизнеустроения», жизненного мира, в котором действительность дана вместе с ее осознанием. Это мир человеческих поступков, решений.
В различных жизненных мирах представления о судьбе реализуются по- разному. Жизненный мир является некой духовно-материальной целостностью, в которой образ мира не разделен от своего прообраза.
Главная черта жизненного мира - четкое осознание цели, осознание себя, своих желаний и потребностей. Весь естественный мир жизненности воссоздается заново. Умственный взор человека обращается на себя самого, в результате чего, первоначальные потребности теряют свою непосредственность, исправляются и угасают.
Простое отношение, которое лежит в основе мира цели, открывает целый спектр возможных способов бытия в этом мире: от стремления к постижению своей цели, подчиняющей себе человека полностью, не позволяющей задуматься, остановиться, осмотреться, до погружения в бесконечные поиски оснований своей жизни. Для человека мир цели так же опасен, как и мир непосредственной жизненности. Уходя от тисков судьбы, человек почти всегда расположен между двумя необходимостями. Остановка - тоже крушение мира, которое основывается на деятельности по движению к цели.
Мы думаем, что человеческий мир - это сцена, и мы играем на ней, исполняем свою роль, но на самом деле это все не правда - нет никакой сцены и нет актеров. Это все придумали мы сами, для того, что оправдать свое существование: чтобы всегда была отговорка для совести. Мир является большим кораблем, который стремительно идет ко дну, а люди- члены его экипажа. Не имеет значения, каким образом мы обустроим жизнь на нем, в конечном итоге он потонет. Вопрос в том, что же дальше? Что после жизни? В чем же тогда заключается смысл жизни? Важно понимать два момента:
• что зависит от нас;
• что от нас не зависит: что для нас объективно, а что субъективно.
Говорить, что «так и должно было случиться» неразумно. Для упрощения существования и повышения уровня жизненной осознанности необходимо смотреть на ситуацию со стороны и разбирать ее для себя подробно: в чем ты провинился, а что вообще от тебя не зависит.
В данном понятие можно выделить объективное и субъективное составляющие: объективное- это то, что не зависит от человека: условия, цепь событий . Субъективное- это то, что человек в заданных условиях творит сам, он наделен свободой выбора.
Субъективный смысл жизни - это «пластилиновый смысл», который человек в силах адаптировать к изменяющейся жизни в каждый конкретный ее период.
Объективный смысл устанавливается Богом и требует от человека веры. Он открывается людям через божественное откровение. Обозначенные Богом пути, являются законами этого мира и не зависят от человеческого воззрения, они устанавливаются из вне и носят абсолютный характер.
Франкл говорил: «...смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос».
Независимо от пола, возраста, образования, характера, учение о смысле жизни доступно любому человеку. Возможно обобщить пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы берем от мира; во-вторых, с помощью того, что мы даем миру, и, в-третьих, какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе.
Человек несет ответственность за осуществление смысла своей жизни. Осуществление смысла- процесс не простой и автоматически совершаться не может. Для человека осуществление смысла является необходимостью по причине конечности бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. И все-таки, человек до самого последнего мгновения не знает, осуществил ли он смысл своей жизни.
Жизнь человека не может лишиться смысла, несмотря ни на какие обстоятельства, смысл жизни всегда можно найти.
По-моему мнению, важнейшими категориями в проблеме соотношения смысла жизни и судьбы являются свобода воли и ценности. Ведь благодаря им мы формулируем смысл жизни и строим свою судьбу.



1. Античная философия: энциклопедический словарь / Российская акад. наук, Ин-т философии; [редкол.: М. А. Солопова (отв. ред.) и др.]. - М. : Прогресс-Традиция, 2008. - 895 с.
2. Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI - XVII вв. - Л.: Наука 1990.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993.- 383 с.
5. Бубер, М. Два образа веры: [Сборник : Пер. с нем.] / Мартин Бубер. - М.: Республика, 1995. - 462 с.
6. Биар А. Проблема свободы воли: философия против нейронауки
[Электронный ресурс] / А.Биар . - URL: https://monocler.ru/problema-svobody- voli/(дата обращения: 23.04.17)
7. Введение в философию : Учеб. пособие для вузов / [И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, В.Г. Борзенков и др.]. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2002. - 622 с.
8. Введенский А. И. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. Антология. Сокровища русской религиозно-философской мысли / общ.ред. и сост. Н. К. Гаврюшина. - Вып. 11. - М., 1994. - 99 с.
9. Гурев Г.А. О смысле жизни. М.: Знание, 1958. - 39 с.
10. Гуревич П.С. Смысл жизни и ее ценности // Гуревич П.С. Психология. М.: «Старик Ватулин», 2005 - 574 с.
11. Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни : Опыт ист.-этич. исслед. / И. Л. Зеленкова. - М. : Университетское, 1988. - 123 с.
12. Зиммель, Г. Проблемы судьбы/ Г.Зиммель// Избранное: в 2-х т.- М., 1996.- Т 2.- 188 с.
13. Иустин Мученик. Апология вторая, представленная в пользу христиан римскому сенату // Ранние Отцы Церкви : антология. Брюссель :, 1998.- 361 с.
14. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартр / М.А.Киссель - Лениздат, 1976. - 239 с.
15. Клервосский Б. О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли: теология и философия европейского Средневековья: в 2-х т. / Б.Клервосский -СПб.: Амфора, 2008. - Т. 1.- 476 с.
16. Лекции по античной философии, Мамардашвили М.К., М., 1997.- 309 с.
17. Лосский Н.О Проблема свободы воли в философии [Электронный ресурс! / Н.О Лосский. - URL: http://cheloveknauka.com/problema-svobody-voli-v- filosofii-n-o-losskogol (дата обращения: 01.05.17).
18. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом: Прикладная логотерапия / Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Генезис, 2004. 128 с.
19. Маркс К., Энгельс ф. Из ранних произведений. - M., 1956. - 595 с.
20. Мишель де Монтень. Опыты: о человеческих поступках / Мишель де Монтень ; [пер. с фр. А. С. Бобовича, Н. Рыковой]. - Санкт-Петербург : Азбука- классика, 2007. - 250 с.
21. Назарова, О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении / О. Н. Назарова. - М. : Знание, 1989. - 62 с.
22. Наполеон Бонапарт. Максимы и мысли узника Святой Елены : Рукопись, найд. в бумагах Лас Каза / [Пер. с фр. С.Н. Искюля]. - СПб. : Азбука, 2000. - 215 с.
23. Новая философская энциклопедия : В 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В.С. Степин [и др.]. - М. : Мысль, 2000- 692 с.
24. Прокофьев А. В. Нравственность и свобода воли (Кант — Шопенгауэр — Фейербах) / Этическая мысль. М.: ИФРАН, 2000 - 390 с.
25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973- 416 с.
26. Свяцькая, Е. Д. Проблема смысла жизни в философии [Электронный ресурс] / Е. Д. Свяцькая. - URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=480959 (дата обращения: 28.04.17).
27. «Учительская газета», №29 от 15 июля 2003 года. Свобода и смысл
жизни. [Электронный ресурс] / URL: http://www.ug.ru/archive/978 (дата
обращения: 28.04.19).
28. Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 4. Наука логики — Сигети / Ред. колл.: Ф.В. Константинов (гл. ред.) [и др.]. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — 357 с.
29. Фихте Г. // Соч. в 2-х т., Т. II - СПб.: Мифрил, 1993 - 798 с.
30. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория,
проблемы, результаты. - «Альфа и Омега», 1998, № 3(17) - 317 с.
31. Франкл, В. Человек в поисках смысла./В. Франкл - М., 1990. - 366 с.
32. Франк С. Смысл жизни. // С. Франк. - М.: АСТ, 2004. - 157 с.
33. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и судьба человека [Электронный ресурс] /В.Э.Чудновский.ШЬ: http://ecsocman.hse.ru/data/154/128/1218/017Chudnovskij .p df (дата обращения: 25.04.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ