Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ С.Л.ФРАНКА И ПСИХОЛОГИИ В. ФРАНКЛА

Работа №88393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема смысла жизни в экзистенциальной психологии В.Франкла
1.1 Специфика смысложизненной проблематики в экзистенциальной
психологии и экзистенциальной философии 12
1.2 Смысл жизни как выход из «экзистенциального вакуума» по учению
B. Франкла 19
Глава 2. Понимание смысла жизни в экзистенциальной философии
C. Л. Франка
2.1 С.Л.Франк: смысл жизни как ее оправдание 47
2.2 Сравнительный анализ концепций о смысле жизни экзистенциального
философа СЛ.Франка и экзистенциального психолога В.Франка 61
Заключение 66
Библиография

Издревле человек пытался познать себя и определить свое место в окружающем мире и в окружающей его социальной среде.
Проблема смысла жизни подобно самой жизни тема вечная и столь же важная. Прежде всего, потому, что не наш ум ее ставит, но сам вопрос об осмысленности нашей жизни «неотвязно стоит перед нами, и душа наша, часто со смертной мукой, вопрошает «для чего жить?» [102].
Проблема смысла жизни - это проблема идеала или истины, которую человек ищет в жизни - во внешней, социальной и внутренней - духовной, это те идеалы и истина, ради которых стоит жить как отдельному человеку, так и человечеству в целом. То, как человек понимает смысл и истину, определяет его цели, направления, поведение и деятельность.
Когда человек не видит смысла в жизни, то автоматически он не находит его и в своих повседневных поступках и действиях, что в целом определяет качество жизни. Жизнь без смысла означает жизнь без права на жизнь. Человек в отсутствии смысла жизни не имеет внутренней опоры, позволяющей противостоять жизненным трудностям и проблемам.
Отсутствие смысла лишает человека прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Отсутствие смысла жизни часто приводит к депрессиям, а порой и самовольному уходу из жизни.
Поэтому исследование концептуальных представлений о проблеме смысла жизни двух современных нам мыслителей С.Л.Франка и В.Франкла, перенесших все тяготы XX столетия является весьма актуальным и полезным.
Степень разработанности проблемы
Проблема смысла жизни человека не нова. Многие мыслители посвящали этой проблеме и путям ее разрешения многие годы, а иногда и всю свою жизнь.
Попытки разрешения вопроса иногда сводились к признанию некой неизменной «человеческой природы». На этой основе конструировался некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни.
У ряда античных мыслит елей (кнренская и эпикурейская школы) смысл человеческого существования ассоциировался с понятием блага, получением довольствий, довольствованием малым и избегании зла, в независимости от внешнего мира, во внутреннем покое. Представители других школ рассматривали человека как микрокосм по отношению к макрокосму, т.е. мели космоцентрическое мировоззрение (Платон, Аристотель, сократические и стоические школы).
Христианская философия всегда остро ощущала и ставила вопрос, являющейся источником и смыслом бытия мира и человека. От ответа на него во многом зависит решение проблемы взаимодействия Бога и мира. Исходя из ветхозаветной идеи о тварности мира и человека, христианская мысль радикально разводит две сферы бытия на абсолютное, самодостаточное в себе самом бытие и бытие несамобытное, обуславливаемое внешней по отношению к себе причиной - Абсолютом. И только воплощение Христа снимает онтологический разрыв между’ небесным н земным и предстает в качестве единства трансцендентного и посюстороннего начал. Таким образом, христианское сознание находит причину- и смысл бытия человека в Богочеловечестве Христа. [39, с. 37.]
Об этом написаны апологетические сочинения философов Афннагора и Иустнна, Минуция Феликса, Феофила Антиохийского, Тертуллиана, Пимента Александрийского и Оригена.
Большой вклад в разработку этой темы внесли такие представители как Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин, Григорий Богослов, Неыезнй Эме с с кий, Афанасий великий, Григорий Нисский, Василий Великий, Григорий Палама и др.
Еще с Возрождения, возникает попытка безрелигиозного основания смысла жизни. Мировоззрение общества меняется от средневекового геоцентризма к радикальному антропоцентризму, где центром, смыслом и мерой всего становится сам человек. Среди наиболее заметных мыслителей этого периода следует отметить таких авторов как М. Монтень, JL Бруни, Пико делла Мирандола, Л. Валла, Дж. Бруно н др.
В дальнейшем эта антропоцентрическая установка развивается в различных направлениях гуманизма, который в разных формах и видах возникает на всем протяжении последних столетий и особенно характерен для XIX века. Сущностью гуманизма, как его обычно толкуют, является обращение "от неба" к "земле, "от "божественного" к "человеческому," от веры к безверию. Гуманизм возникает как реакция против средневекового миросозерцания, наиболее ярко выраженного в католицизме [98,с. 111].
Свое отражение данная традиция, в различней мере, находит в учениях Б. Спинозы, Д. Юма, Р. Декарта, П. Гсльбаха, К. Гельвецня, Д. Дидро, Ж.Л. Даламбера, Дж. Локка, Ж. Ламетрн, Дж. Вико, Р. Коллингвуда, И. Канта,. В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха н др.
Особый значительный вклад в рассмотрение вопроса о смысле жизни несла русская философия.
Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф.М. Достоевский — идейный основатель экзистенциализма, который разгадывал “тайны” человека во все периоды своей жизни. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире — быть личностью.
Труд Б.Б .Розанова «Цель человеческой жизни» (1892) положил начало серии выступлений русских мыслителей, посвященных этой теме. Работа над статьей почти совпал а по времени с написанием книги «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.МДостоеЕского».Цель человеческой жизни определена В.Б. Розановым, подобно Достоевскому, и это свобода, истина, добро, которые являются главными и постоянными идеалами, к осуществлению которых направляется человеческая природа в главных своих элементах — разуме, чувстве и воле. Убедительней выглядит его критика утилитарной трактовки смысла жизни. Б дальнейшем основные мысли В.В. Розанова найдут отклик у большинства авторов, которые будут писать об этом после него.
В марте 1895 г. состоялась публичная лекция Б. И. Несмелова, крупнейшего русского богослова, профессора Казанской духовной академии (1863-1937). От была посвящена смыслу жизни с точки зрения религиозно- философской антропологии. Ключом к постижению тайны человека и смысла его жизни, по мнению философа, является понятие первородного греха и выбора человека решившего идти по открытому Евангелием узкому в небесное царство [75]. Мы вид им, как в середине 1890-х гг. проблема смысла жизни волновала мыслителей, потому что почти сразу же за Не см еловым к ней одновременно обращаются В л. С. Соловьев и А. И. Введенский.
В 1896 г. в 12-ом номере «Книжек Недели» Вл. Соловьев напечатал статью «Нравственный смысл жизни», которая позднее превратилась в предисловие к первому изданию «Оправдания добра» (1898).
Весной того же 1896 г. с публичной лекцией о смысле жизни выступил известный фито соф-неокантианец Александр Иванович Введенский (1856-1925). А.И. Введенский сознательно отказывается от ответа на вопрос о смысле жизни, доказывая только тезис о том, что сама постановка возможна только в случае признания бессмертия души или продолжения личного существования за пределами земного бытия. Полнота смысла достигается только соотнесением с безусловным трансцендентньв! началом, подлинным источником и полнотой жизни. Вера в бессмертие души является для Введенского тем обязательным и непременным условием, без которого ставить и решать проблему смысла человеческого бытия невозможно.
По мнению Н. И. Кареева, проблем а смысла жизни — не логическая и не интеллектуальная, а проблема, причины которого которой коренятся в области непосредственного чувства, которое и осуществит выбор цели и смысла жизни. Дня Кареева принципиально важным условием смысла жизни является выбор цели личной жизни не за рамками этой жизни, а в ее понятных, видимых пределах.
Глубокой и интересной является попытка синтетического решения проблемы смысла жизни, которую предпринимает кн. Е. Н. Трубецкой. Основная тема философии Трубецкого — вопрос о смысле жизни и его религиозное, художественное и философское решение. Этой проблеме посвящены работы «Смысл жизни», «Социальная утопия Платона», «Два мира в древнерусской иконописи», «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи» и др. Главной работой о смысле жизни является труд «Смысл жизни» (1918 г.}, который посвящен синтезу божеского и человеческого путей, метафорически представляемому как две пересекаемые линии, как два направления — вертикальное и горизонтальное [87].
Смысл — одно из ключевых понятий в философии Бердяева. Он разводит его с понятием цели, считая, что цель обычно относится к будущему, при злом настоящее рассматривается как средство для достижения этой цели. Смысл же должен присутствовать в каждом мгновении бытия, он проявляется в судьбе культуры, человека и всего человечества. Ключевым факторам в смысложизненной ориентации человека Н.А.Бердяев полагает творчество [23].
На рубеже Х1Х-ХХ веков изучение проблемы смысл а стало объектом рефлексии психологов. Акцент сместится: от прикосновения к Вечному он переместится на отдельную личность, к индивидуальность. Психологи анализируют то, как конкретный человек пытается найти смысл жизни, что происходит, если зтот смысл найти не удается, и какие общие выводы, применимые ко всем, можно извлечь. В сферу интересов психологии попадает также вопрос о том, каки благодаря каким факторам, происходит формирование смысла жизни, и какое влияние оказывает на личность обретение или, напротив, утрата смысла жизни.
В отечественной психологии понятие смысла наиболее полно представлено в трудах Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. При этом взгляды отечественных психологов на систему личностных смыслов, как и представления о системе ценностей человека, часто перекликаются с идеями пр ед ставите л ей экзистенциального направления.
Целью данной работы является выявление специфики понимания проблема! смысла жизни в работах С.И Франка «Смысл жизни» и В. Франка а «Человек в поисках смысла».
Исходя из цели, видятся следующие задачи исследования:
1. Показать, что « смысл жизни» является общей категорией психологии и философии и указать на отличия и подобия в определении проблемы смысла жизни в указанных сферах.
2. Определить особенности смысла жизни в экзистенциальной психологии В. Франкла.
3. Сформулировать и описать специфику трактовки смысла жизни с позиции экзистенциальной философии С.Л.Франка.
4. Выявить и проанализировать черты сходства и отличия в интерпретации проблемы смысла жизни в экзистенциальной психологии В.Франкла н экзистенциальной философии С.Л.Франка.
Объектом исследования является проблема смысла жизни.
Предмет исследования: проблема смысл а жизни в учениях С.Л.Франка и B. Франкла.
Методологическая основа исследования
В основе исследования лежат базовые принципы экзистенциализма, определяющие: 1) приоритет существования перед сущностью, 2) единство духовного, социального и биологического бытия человека, 3) важность осмысления феномена смерти в процессе построения жизни - в свете которых рассматриваются концепции смысла жизни экзистенциального философа
C. Л.Франка и экзистенциального психолога В.Франкла.
В процессе исследования используются историко-философский и философско-антропологический подходы, а также методы индукции, дедукции, обобщения, сравнительного и текстологического анализа, основы герменевтического метода.
Научная новизна исследования обусловлена следующим:
- Проблема смысла жизни в нашем исследовании рассмотрена как пункт пересечения исканий экзистенциальной философии и экзистенциальной психологии и обнаружено, что данная проблема является одной из основных в обоих направлениях.
- Осуществлен сравнительный анализ концепций смысла жизни экзистенциального психолога В. Франкла и экзистенциального философа С.Л.Франка, выявлены и охарактеризованы общие и специфические моменты их взглядов на данную проблему.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По ставив целью рас см огреть и сравнить труды двух экзистенциальных мыслителен: экзистенциального психолога В.Франкла н экзистенциального философа С. Л. Франка приходим к выводу, что оба мыслителя полагают главной ценностью самого человека н его осмысленную жизнь, но с тон разницей, что для В.Франкла важно установить как человеку найти и утвердить себя в социальной среде, а С. Л. Франк видит оправдание жизни человека в соединении с Богом, т.е. в Богочеловечестве. Потому что именно в Богочеловечестве Христа снимается разрыв между идеальным н материальным началами бытия мира и человека.
На их взгляд, осмысленная жизнь человека наиболее глубока и полноценна. Человек же, который не утруждает себя смысложизненными вопросами живет не в полную меру, не имеет достаточного напряжения необходимого для человеческой жизни, вследствие чего человек не редко попадает в тупиковые ситуации, которые, по терминологии В.Франкла, приводят его к «ноогенным» неврозам.
В. Франкл наиболее известной как психолог и врач, он не был далек от философии. Для того чтобы иметь моральное право говорить публично на философские темы, он в 1949 году защитил докторскую диссертацию по философии.
Учение о смысле жизни в концепции Виктора Франкла может быть выражено следующим образом. Единого жизненного смысла, единой смысловой линии жизни человека не существует. Существует множество смыслов различных ситуации, причем эти смыслы не онтологически присутствуют в этих ситуациях, им придает ценность сам человек. Человек должен сам наполнить смыслом и ценностью каждую ситуацию с которой он сталкивается. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. При этом смысл находится не внутри человека, он в мире, н если человек обращен к себе, это говорит о том, что, видимо, человеку еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его сити и способности. Именно зло часто является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя.
Существование личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе. Таким образом, в злом смысле ценность человека зависит от сообщества. Но коль скоро сообщество само должно иметь смысл, оно вынуждено мириться с индивидуальным особенностями личностей, его составляющих. В толпе же, напротив, особенности отдельной личности, ее непохожесть стираются, поскольку ярко выраженная индивидуальность может стать разрушительным фактором для любой толпы.
Австрийский мыслит ель строит секулярную концепцию смысла жизни. Это объясняет его рассуждения о Сверх смысле и Боге.
На наш взгляд, в его концепции не хватает такой онтологической категории, которая бы могла придать единство и непреходящую ценность всем ситуативным смыслам.
По мнению С. Л.Франка, сами наши поиски смысла уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным, утвержденным в бытии. Смысл жизни не дан, а задан Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чужое и нам не пригодное. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни. Поэтому его искание - это напряжение и раскрытие нашего собственного существа, улавливание смысла в творческом процессе приобщения к нему [102].
Русский философ утверждает, что оправдание человеческой жизни может придать только Абсолютное Благо, которое само есть Истина и Жизнь. Таким Абсолютным Благом С. Л. Франк называет личностного Бога. Именно в соединении с Богом, в богочеловечестве и активном служении людям человек, по утверждению мыслителя, познает себя и находит смысл и оправдание своей жизни.
Немаловажное значение имеет та позиция, которую мы занимаем по отношению к жизни, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к любой ситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл.
Настоящее исследование есть только начальная попытка сравнительного анализа проблемы смысла жизни в экзистенциальной психологии и экзистенциальной философии. В частности, в концепциях экзистенциального психолога В.Франкта и экзистенциального философа С.Л. Франка, изложенных в их трудах «Человек в поисках смысла» В. Франкла и «Смысл жизни» С. Л. Франка. В дальнейшей перспективе возможно более углубленное изучение проблематики смысла жизни в творчестве данных авторов для определения фундаментального значения и решающей роли проблемы смысла жизни в мировоззренческой позиции В.Франкла и С.Л Франка.



1. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий. Пьер Абеляр. М.: Республика. 1992.-335с.
2. Аксиологическая функция философии: учеб, пособие. /Подред. А.М.
3. Арзамасцева. — Магнитогорск: Ml ТУ, 2004. -218с.
4. Аксючиц, В. Духовная революция XIX века. Становление русской философии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
5. http://www.pravoslaviе .ru. j um al i d eas/duhr evO 7.htm
6. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии Л. А. Александр овна// Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. / Кузбассвузиздат .-Кемерово, 2002. — 334 с.
7. Арендт, X. Vita activa, иди о деятельной жизни X. Арендт. - СПб.: А летел 2000г. -437с.
8. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти, (пер. с фр. В. Ронина). Ф.Арьес. Общ. ред. Оболенской С.В.: Предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. - 528 с.
9. Астапов, С.Н..Философия религии С.Л.Франка. Культура и религия. 2011 г. № 1(01) [Электронный ресурс]. Режим доступа: httpVcultine-and- religjon.org/Files/l(01 )2011 /Аstapov.pdf
10. Бабалаев а, М.В. Виктор Франкл: философское и столкование смысла страдания: дне. ...канд.филос. наук: 6108-9/206. М.В.Бабалаев а; Институт философии РАН. - М.,2008. - 197с.
И. Баева, Л.В. Ценностные о снования индивидуального бытия:
Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. /Л.В. Баева, - М.: Прометей. МПГУ, 2003. -240с.
12. Бердяев, Н. А. С мысл тв орчеств а / Н. А. Бердяев Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 258.
13. Бердяев, Н. А. Я и мир о бьектов / Н. А Бердяев.Философия свободного духа. - М., 1994. С. 261.
14. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды.. И. А. Бердяев. - М.:МПСИ, 1999.-311 с.
15. Б ер д яев, Н. А. О на значе шш человека: сборник Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. — 383 с.
16. Бинсвангер, Л. Бытие -в-мнре.. Л .Бинсвангер - М., СПб., 1999.- ЗООс.
17. БОЛЬНОЕ,О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования О. Ф. БОЛЬНОЕ; [СОСТ.Ю. А. Сандунов]; [Пер. С. Э. Никулина]. - СПб.: Лань, 1999. - 222 с.
18. Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологни: Материал ы со общений под р ед. ДА. Леонтьева. — М.: Смысл,
2004. С. 136- 141
19. Л. Бур лачук, А. Кочарян, М. Жидко Психотералия .У че сник для
ВУЗов. С-Пб ,2009. - 496с. [Электронный ресурс ]. Режим д о ступа:
http:.7bookap. info genpsy/burlpsyter/l о ad. doc. shtm
2 0. Бьюдженталь. Д. Искусство психотерапевта. Д. Бьюдженталь.-
СПб, 2001.-304 с.
21. Валенурова, И.Г., Матвей1! ев О .А. Соврсменный человек в поисках смысл а. Н.Г. Валенурова. - Екалерннбург, 2004.-260с.
22. Введенскнй, А.Условня допустимости веры в смысл жнзнн. А. Введенский - М.: Прогресс-Культура, 1994.- с. 592
23. Визгни, В. П. Лев Шестов н экзистенциальная жизнь В.П. Внзгнн 7 Философские науки. —2006. —№7. —С. 138-155.
24. Внзгнн, В. П. Язык экзнстенции в «Постскрнптуме» Кьеркегора? В. П. Внзгнн Философские науки. -2009. - №7. -С. 84-52.
25. В о л когонова О. Д., Н.Б ер д я ев. 11 нт ел лектуальная бногра фня Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:. /wwwphii о s ophy aU/libraiy. v oik b erd .html#_e dnl
26. Всемирная фит о с офия. XX век. Авт. - с о ст. А.П. Андриевский. - Мн.: Харвест, 2004 - 832с.
27. Габнт ова Р. М. Че л свек н о бщ е ство в нем ецком экзнс т енцналнзме Р. М. Габитова; Отв.ред. А. С. Богомолов; АН СССР, Ин-т философии. -М.:
Наука, 1972.-222 с.
28. Г айд енко IL IL Человек и неторня в экзнст енциа льной философии Карла Ясперса/Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.-« 527 с.
29. Григорьян, Б. Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. / Б. Г. Григорьян. - М.: Мысль, 1986.-222 с.
30. Гр ининг, Г. По сттр а ЕМатич е скин стр е сс с по знцнй
экзнс т енпна л итогу м аннстич еской псих ел огни Г. Гр ининг В опр о сы психологии. - 1994.-№1. С. 92-96.
31. Губин, В. Д «Основы фит о с о фин». В. Д. Губин. - М.:« Ф орум - Инфра-
32. М», 2008.- 287с.
3 3. Деринг, Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и
см ертн. Э. Деринг. О as ein анализ в фит о с о фин и псих о л огни. - Мн.: Евр опейс кий гум а нит арный универ сит ет,2001.-с.39-51.
34. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философской мысли XX века.. К. М. Долгов- М.: Искусство, 1991.-389с.
3 5. Евл амине в, И.И. Ист орня русской м етафизики в XIX. - XX веках.
И.И. Евдампнев.. Русская философия в поисках Абселюта.Часть 1. - Санкт- Пет ер бург: Изд-во «Алетейя» ,2000.-416 с.
36. Жени о, М. Пр о б л ем а личное тн и т о лпы в трудах Г егеля и Кьеркегора
37. М. Женм о // С одна л ьно -гум а нит арно е знание.-2007.- №4. - С. 339-342.
4 2. Инговат ов, В .Ю. Человек в соцнально - онт □ л сгич еском
измерении. /В.Ю. Инговатов. - Барнаул: Изд-во Алт!ТУ,2011 .-213с.
43. Камю, А. Избранные произведения : пер. с фр. / А. Камю. - М.: Панорама, 1993.-448 с.
44. Коган, Л.Н. 1 Дель и смысл жизни человека. / Л.И .Коган. - М.. 1984,- с. 184.
4 5. Кор о лькова, А.В. Сл оварь а фор измен ру сскнх пне ате л ей. А.В. Королькова - М.: Русс.яз. - Медиа, 2005г. - 636с.
4 б. Кочюна с, Р. П сих о л огич е ско е консультир она нне. / Р. Кочюна с -
М.: Изд-во института психотерапии, 2000. - 368 с.
4 7. Кузин, И. В. Экзнст енцнальная «пр опо знцня» игры:
пар ад оке а льный м о ду с бытия И. Б. Ку знн .'С оцна льная аналитика ритм а. Сб. материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.-С. 91-99.
48. Кузьмина, Т. А. Экзистенциальный опыт и философия. Т. А. Кузьмина. Вопросы философнн. -2007. -№12. - С. 16-27.
49. Кьеркегор, С. Наелаждение и долг. / С. Кьеркегор. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.-416с.
50. Кьеркегор, С. Страх и тр епет: Пер. с дат. / С. Кьеркегор. - М.:
51. Республика, 199 8.-3 83 *с.
52. Латынина, А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский—
художник и мыслитель: с б. статей. - М.: Изд. «Художественная
литература», 1972. — 688 с.
53. Ле онть ев, Д.А. Вид е о л екция «В. Фр анка .Чел свек в поисках смысла». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:., vide о.yard exru
54. Ле онть ев, Д.А. Жнзнетворч ество как пр актива р а смирения жизие иного мир а-’ Д.А. Ле онть ев. IВ с ер о сийская научно-пр актнч еская конференция по экзистенциальной психологии. Под ред. Д.А. Леонтьева, ЕС. Мазур, А.И. С о слайд а. - М.: Смысл, 2001.-С. 100-109.
55. Ле онть ев, Д. А. Психо л огня сво боды: к по ст ановке пр о б л емы
с ам одел ермннацнн. Д.А. Ле онть ев П сих □ л огич ескнн журнал, т .21, № 1 .- 2000.С. 15-25.
56. Ле онть ев, Д. А. П сих о л огня смысл а прир ода, стро ение и динамика смысловой реальности. Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2003. — 487 с.
57. Леонтьев, Д.А. Тест СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ориентации (СЖО). 2-е изд./Д.А. Леонтьев.— М.: Смысл,2000. — 18с.
58. Ле онть ев, Д.А. - Феном ей ответственности: между не держаннем нгнперконтролем /Д.А. Леонтьев. Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Бирппонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. -С. 7-22.
59. Ле онть ев Д. А. Что такое экзнстенциальная психология ?
Психология с человечески?.! лицом: гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 40-54.
60. ЛейнцР. Расколотое «Я».. Р. Лейнг. - СПб.: Mil«Академия», 1995.- 352 с.
61. Летуновский, В .В. Экзнс т енцна л ьный анализ. Пер спектнвы
м ел ода в псих о л огнче окон практике. В.В. Л етуновский. 1 В с ер о с сийская научно- практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. - М.2001. - с. 28-32
62. Логотерапия В. Франкл а. Психотерапевт России. -1993.- № 2.
75. Некрасов, С.И, Некрасову Н.А. Рус ская р е лигно зная фит о со фня /С.И. Некрасов, Н.А.Некрасова. - Орел, 2008. — 264с.
76. Не см ел о е, Б. Наука о ч еловеке. В. Не см слов. - СПб /издание
центра изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 2000.- 440с.
79. Николаевская, Т. Е. До ст о евскнн и Б ердяев. «Пр оклятые вопросы» * Достоевского в европейском экзистенциализме. [Электронный ресурс]. Режим д о ступа:
http:. vt'vt'xv.ponalus.rurnochiles philosophy ras_readme.php?subaction=shotvfiill& id=l 1321013 72&archive=l208465 572&start_from=&ucat=:l &
80. Новый Завет. M.: «Синтагма», 2010- 640стр.
81. Нойх аус, Р.Д - Кьеркегор для взрослых. [Электронный ресурс]. Режим д о ступа: http /Лаerkegaard.n ewmail .ru'hibli о. Neuhans html
82. Основные направления соврсменной философской мысли. [Электронный ресурс]. Режим до ступа: http:.. stndentn-
vuza.ru/fil oso fiya'fil оsofiya-1 ek.tsii.-s о vremenn aya- filo sofskaya-myi si- 3 html
83. 0 пользе страданий и лишений./ Сост. А.Баранов - Мл ОБРАЗ,
2006. - 128с.
84. Лохм ел кина, Г. Ф. Понятия “ценность” и “ духовное ” в экзистенциальном анализе и логотерапин В. Франка а-А. Ленгле.. Г. Ф. Похмелкина. /1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. - М. 2001. - с. с. 25-28
М.
Ролло.-М. Независимая фирма "Класс". 1994.- 144 с.
88. Ролло, М. Смысл Тревоги. / М. Ролло. - М.: Класс, 2001384 с.
89. Руткевнч, А. М. Экзнс т енциал ьный псих о анализ в Англии./ А.М. Руткевич.. .''Псих о л сгич е скин журнал, т.6, №6.- 1985.с. 147-151
90. Секацкнй Александр - Ревизия судьбы: экзистенциальный кризис. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: anthropology .m/riL-texts. sekatsky ciisi s_ 14 html
91. Смысл жизни в русской философии 19 начало 20 века / Отв. ред. А.Ф. Замалеев. - СПб.: «Наука», 1995. - 382 с.
92. Смысл жизни:/Сост., общ. ред., предно л. и прим. Н.К.Гаврклпнна. — М.: «Прогресс-Культура», 1994. - 5 91с. Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып. II. [Электронныи ресурс]. Режим доступа: http:. Avww.marsexx.mgavrnshin.html
93. Соловьев Вл. С.. Три речи в память Достоевского //Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. — СПб.: Издательский Дом «Азбука- Класснка», 2008. — 256 с.
94. Сумерки богов: Ницше Ф. Френд Ф. Фромм Э. Камю А. Сартр ЯС-Г1 - М.: Политиздат, 1989.- 396 с.
95. Таврнзян, Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме Г. М. Таврнзян. - М. : Наука, 1977. - 141 с.
96. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры. Пер. с англ.. П. Тиллих. - М.: Юрист, 1995 . - 480 с.
97.Тнпснна, А. Н. Нем ецкий экзнстенциализм и религия. А. Н
Тнпснна.-JL: ЛГУ, 1990.- 152 с.
98. Трубецкон, Е.Н.Из бранное Е.Н. Трубелкой; сост., послесловие и комментарии В.В.Сапова.-М.:, Канон, 199.-480с.
9 9. Трубников, Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни . К.Н, Трубников. О смысле жнзнн и смерти.- М., 1996,-С. 66.
100. У намуноМ. О тр агнч е ском чувстве жизни. М.Унамуно. - К.: Символ, 1996. -416с
101. «Философия», под ред. д-ра. фило с.наук, профессора В.В.Миронова. М.: «Норма», 2008. - 928с.
102. Философ с кнн с л оварь. [Э л ектр онный р е сурс ]. Режим д о ступа:
hup: www.sbflilio.coni/biHiocontent.aspx?dicti(l=47
103. Ф ио л ет ов. Н. Н. Оч еркн христианской апо логе тики. .Н.Н.
Фполетов. - Клин: «Христианская жизнь», 2000.-288с.
104. Фр анкл, В.Э. Во ля к смыслу/ В.Э. Фр анкл. - М.: Апр ель -Пре с с,
2000. -386с.
105. Фр анкл,В.Э.Основы логотер алии. П сих от ер апня и р е лития.
В.Э. Франкл- СПб:«Речь», 2000г.-240с.
106. Фр анкл, Внкт ор, Поиск смысла жизни и л огот ерапня. Внкт ор Франкт. /.''Психология личности. Сбор ник. - М., МГУ, 1982.
107. Франк С.Л. Смысл жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:. '/www. v ehi .n et-frank-'smy sl_ zhi .html
108. Фр анкт, В. Человек в поисках смысла. [Эл ектр онный р есур с ]. Режим доступа: http:. lib.пъПPEOPLE.-fraiikl.txt
109. Фромм. 3. Человек для себя. Э. Фромм. - Минск: Коллегнум 1992.
ПО. Хайдегер, М. Бытие и время. - М.Хайдеггер.-М,. 1993. -451с.
111. Хайдегер. М. Вр ем я и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем./ М-Хайдегтер. - М.:Республика, 1993. - 447с.
112. Холл, К., Линд сей, Г. Экзнстенциальная психология./ К.Хсл л, Г.Линдсей, Теории личности: Пер. с англ. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.
ИЗ. Хр е ст ом атия по истории философии - 4.0.3ападная философия:
Вторая половина XIX-начатаХХвека.ХХвек. На пороге XXI века:
Учеб .пособие для вузов в 3-х ч.. Mill У: Отв.ред. Л.А. Микешина - М.: ВЛАДОС2001.-528 с.
114. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертни бессмертии. М.: Республика, 1995 .-528с
115. Что такое экзистенциальная психология0/'. Психология с человечески?.! лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 40-54
116. Чудновскнн, В. Э. Смысл жизни: проблема относительнон эмансипированно сти от «внешнего» и «внутреннего»., В.Э. Чудновскнн v Психологический журнал. Г. 16. 1995.- .42. С. 15-25.
117. Шаф ф, А. Куда ведет д ор ога ? Человек в поисках смысла..- А.Шафф Философия истории: Антология. М., 1995.-С. 321.
118. Экзистенциализм в псих о л огни. Л етуновс кин В.В., Ес ел ьс он С .Б. Харьковский психологииескнн портал. [Электронный ресурс]. Режим
д о ступа: http:.. р sy .kharkov .па/
119. 118. Экзистенциальная психология. Экзистенция : с б. статей: пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. - 624 с.
120. Ял ом, И. Когда Ннцше плакал/И .Ялом.- М.: ЭКСМО - ГТРЕСС,200 -41 б с. Ялом. И. Мамочка или смысл жизни. Психотерапевтические истории.
121. И.Ялом-М., 2002.—288 с.
122. Ялом. И. Д. - Экзистенциальная психотерапия /И. Д. Ял ом - Издательство: Класс. 2004 г. -576 стр.
123. Яспер с, К. Аф орнз?ты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www 1 gr oute s. с от/fem ou. s /Phil оз oph er.J aspers -af.htm
124. Ясперс, К. Введение в философию: Пер. с нем ./К.Яспер с- Мн.: Пропил ей,2 0 00, - 192с.
125. Ясперс, К. О от ая псих опат ол огня: Пер. с нем. /К.Ясперс.— М.: Практика, 1997. - 1056с.
126. Ясперс, К. Смысл и на значение истории: пер. с нем. / К. Ясперс. - М. Издательство политической литературы, 1991.-528с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ