Введение.
Глава 1. Особенности речи при острых нарушениях мозгового кровообращения
1.1. Речевые нарушения у больных перенесших инсульт
1. 2. Виды афазии
1.3. Дизартрия как следствие инсульта
1.4. Нарушение темпа речи виде полтерн, у больных после инсульта
Глава 2. Состояние речи больных, перенесших инсульт.
2.1. Задачи, организация и методика проведения исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Глава 3. Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт.
3.1. Основные направления логопедической работы с больными экспериментальной группы
3.2. Приёмы восстановительного обучения, используемые в ходе
эксперимента
3.3. Обсуждение результатов экспериментального обучения
Заключение
Библиография.
Приложение
Актуальность. Нарушения мозгового кровообращения нередко оставляют дефекты, приводящие больных к инвалидности — спастические парезы, нарушения координации, афазии. Преодоление этих дефектов и реабилитация таких больных представляют известные трудности и требуют упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных.
Речь — комплексная функция головного мозга является главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении, так называемых, речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доми¬нантного полушария. Афазии обычно связаны с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями высших кор¬ковых функций (А. Р. Лурия, 1947, 1968, 1973).
Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии сосудистого происхождения зависят от комплек¬са клинических факторов, таких как: тяжесть и распространенность основного заболевания, характер нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализация и размеры очага повреждения, соотношение деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, от состояния не пострадавших отделов мозга. Последние, в том числе противоположное полушарие (правое), принимает участие в компенсации нарушенных функций (Е. В. Шмидт, 1954; Р. Я. Ткачев, 1955, 1961; И. М. Тонконогий, 1968; Л. Г. Столярова, 1973).
Цель выпускной квалификационной работы: определить пути логопедического воздействия по восстановлению нарушенных функций речи у пациентов при острых нарушениях мозгового кровообращения.
Гипотеза: содержание восстановительной работы у больных с острым нарушением мозгового кровообращения определяется локализацией и тяжестью поражения головного мозга.
Объект: особенности речи больных с поражением различных отделов головного мозга.
Предмет: содержание восстановительной работы в зависимости от локализации поражения головного мозга.
Исходя из цели выдвинутой нами гипотезы, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую, медицинскую литературу по данной проблеме и обобщить сведения по данной теме.
2. Охарактеризовать состояние устной и письменной стороны речи у больных перенесших острые нарушения мозгового кровообращения.
3. Наметить пути коррекционно-восстановительного обучения больных и проанализировать результаты восстановительного обучения.
Практическая значимость: результаты данной выпускной квалификационной работы будут интересны логопедам, неврологам, работающим с данной категорией больных, а также родственникам пациентов, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения и страдающих афазией.
Методы исследования:
1.Теоретический: анализ педагогической, психологической, медицинской, специальной литературы.
2.Социолого-педагогический: (изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией больных).
3.Экспериментальный метод (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
4.Статистический метод (количественная и качественная обработка данных).
Организация исследования. Данная работа проводилась на базе неврологического отделения ГУЗ РКДЦ МЗ УР.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей в себя 57 источника и приложения.
Данная дипломная работа посвящена речевым нарушениям, которые возникают вследствие острого нарушения мозгового кровообращения. Головной мозг - это очень хрупкий, нежный орган, который координирует всю работу человеческого организма. Повреждения его, влекут за собой очень серьезные последствия. Нарушения речи, вызванные ОНМК, как мы выше рассматривали в зависимости от зоны повреждения, степени тяжести, восстанавливаются в процессе длительной коррекционной работы.
Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной реадаптации этой большой группы больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения или травмы головного мозга, до сих пор остается острой. Больные с обширными инфарктами доминантного полушария, распространяющимися на глубинные мозговые образования, нуждаются в длительных восстановительных занятиях в сочетании с повторными курсами нейротропной терапии. Занятия могут продлиться до 1,5 до 2 лет. И конечно необходимо набраться большого терпения, как родственникам пациента, так и пациенту. Необходимо помогать, вдохновлять пациента на занятия, т.к. воздействие на головной мозг, восстановление, растормаживание функций головного мозга требуют постоянного подкрепления. И естественно без постоянного повторения, проведения занятий, невозможно восстановить все потерянные функции головного мозга.
Проведенное нами исследование доказало необходимость логопедической работы с больными и показало значимость дифференцированного подхода в восстановительном обучении. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Афазия и восприятие. Л.С.Цветкова, Н.Г.Торчуа, Москва –
Воронеж, 1997г.
2. Афазия и центральный орган речи. Кожевников А.Я./ Афазия и восстановительное обучение. Тексты под редакцией Ж.М.Голозман МГУ, 1983г. – С.
3. А.Н.Стрельникова. Дыхательные упражнения. «АСТРЕЛЬ», Москва 2005г
4. Алле А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций у детей. Проблемы мед.психологии. М, МГУ,1960. – с.89-96.
5. Артемов В.А.Речевая интонация. Экспериментальная фонетика. Вып.3. Минск, 1971г. С.196-213.
6. Ахутина Т.В. Поражение речи. Нейролингвинистический анализ синтаксиса. М.МГУ,1989. с-214.
7. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления.- Л.Медицина, 1964г с-235.
8. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.просвещение,1977г. С-175.
9. Бейн Э.С.,Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М. Медицина. 1982г.
10. Восстановление речи при афазии. Коган В.М. М.- 1962г.
11. Восстановление речи после инсульта. Оппель В.В. – Л.Медицина,1972г.
12. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Цветкова Л.С. М – 1972г.
13. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Правильное произношение и чтение. Москва. 2000г.
14. Глозман Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения). Дефектология. 1985г.
15. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. Творческий цент «Сфера», 2001г.
16. И.В.Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт-Петербург «Детство-Пресс».
17. И.Светлова. Домашний логопед. Москва «Эксмо» 2005г.
18. Изучение и коррекция речевых расстройств. Межвузовские статьи, научные труды. М –1986г.
19. Логопедия. Л.С.Волкова, Москва 2002г.
20. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов - на - Дону .Феникс 2004г.
21. Логопедия. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
Москва 2002г.
22. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. С-П. 2004г.
23. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. Шохор-Троцкая И.К. М-1972г.
24. М.К. Шохор-Троцкая. Коррекция сложных речевых расстройств. ТЦ Сфера, В.Секачев, 2006г.
25. Нервные болезни. В.В.Михеев, П.В.Мельничук, Москва 1981г
26. Основы нейропсихологии, Т.Г.Визель М-2006г
27. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга. Н.Н.Амосова, Н.И.Каплина, «АСТРЕЛЬ», Москва 2005г.
28. Проблемы афазии и восстановительного обучения, т.1. под ред. Л.С.Цветковой. М.,МГУ,1975г.
29. Проблемы афазии и восстановительного обучения, т.2. под ред. Л.С.Цветковой. М.,МГУ,1979г.
30. Пальщикова И.К. О соотношении расстройств устной речи и письма при афазии. Новые исследования в педагогической науке. М. 1978г.
31. Речь. Артикуляция и восприятие., М.Л. Наука ,1965г.
32. Речь и афазия. М.К.Шохор-Троцкая (Бурлакова) ЭКСМО-
ПРЕСС 2001г.
33. Столярова Л.Г., Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Особенности нарушения речи у больных с мозговым инсультом и некоторые прогностические факторы ее восстановления. В кн.:Оптимизация реабилитационнго процесса при церебральном инсульте., Л.1990г.
34. Сумченко Г.М.Восприятие и запоминание звуков речи у больных с афазией. Л.,1974г.
35. Специфические расстройства речевого развития у детей. Л.С.Чутко, А.М.Ливинская. С.П.2006г.
36. Справочник невропатолога поликлиники. Минск, «Беларусь», 1988г.
37. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Методическое наследие. Том 3. М-2003г.
38. Т.Г. Визель. Как вернуть речь. ТЦ Сфера, В.Секачев, 2005г.
39. Торсуева И.Г.Интонация и смысл высказывания. М., Наука. 1979г.
40. Траугот Н.Н. Роль чтения в процессе восстановления речи при афферентной моторной афазии. Проблемы патологии речи. М.1989г.
41. Ткачев Р.А. О классификации и прогнозе афазических расстройств. Вопросы клиники и патофизиологии афазий. М. Медгиз,1961г.
42. Тархан А.У., Троуготт Н.Н., Меерсон Я.А. распознавание эмоциональных и просадических характеристик голоса и сложных неречевых звуков больными с локальными поражениями мозга. Журнал невропатологии и психиатрии. 1981.
43. Хомская Е.Д. Мозг и активизация. М, МГУ. 1987г.
44. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М. МГУ, 198
45. Шохор-Троцкая М.К., Столярова Л.Г. Особенности динамики речи у больных с разными вариантами моторной афазии при инсульте. Журнал невропатологии и психиатрии, 1981.
46. Шохор-Троцкая М.К. Преодоление артикуляционных нарушений у больных с афферентной моторной афазией. Актуальные проблемы логопедии. М. МГПИ им. В.И.Ленина,1979г.
47. Шкловский В.М. Социально- психологический аспект реабилитации больных с афазией. Журнал невропатологии и психиатрии. 1982г.
48. Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С. Восстановление речи при ишемическом инсульте. Вестник практической неврологии. 1992г.
49. Шохор-Троцкая М.К.. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М. Медицина. 1972г.
50. Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. Л.,1974.-С.427