Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь эмоций и особенностей восстановления нарушений речи, и произвольных движений в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга

Работа №89325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ПРЕМОТОРНЫХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА 7
1.1 Характеристика нарушений речи и произвольных движений
у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга....7
1.2 Стандартные подходы к нейропсихологической реабилитации
речи и произвольных движений пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга 15
1.3 Приемы изменения знака эмоций в положительную сторону у
пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга во время проведения реабилитации речи и произвольных движений 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА С КОРРЕКЦИЕЙ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 31
2.1 Организация проведения нейропсихологического исследования речи,
произвольных движений и эмоций у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга 31
2.2 Анализ результатов эффективности программы, направленной на
восстановление речи и произвольных движений у пациентов с поражением премотоных отделов головного мозга 37
Заключение 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Актуальность проблемы исследования. Каждый день человек совершает массу движений и активно использует речь. Часть движений выполняется автоматически, часть требует осознанного алгоритма и плана, по которому данные действия должны быть воспроизведены. В большинстве случаев человек не задумывается над тем, как и почему это происходит. Система высокоорганизованных, координированных сознательных, произвольных движений и действий, на основе которых строится совокупность практических навыков человека определяется как праксис.
Произвольные движения и действия могут быть как самостоятельными двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются самые различные формы поведения. Произвольные движения входят в состав устной и письменной речи, а также многих других высших психических функций. Произвольные движения включены в разнообразные моторные акты человека, составляя лишь определенную часть (уровень) внутри них.
Однако без способности совершать целенаправленные двигательные акты человек не может полноценно существовать. Нарушения произвольных движений и действий относится к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем. Этот тип нарушений двигательных функций получил название апраксии.
В настоящее время не до конца изучен механизм формирования праксиса, а, соответственно, и его нарушений. Поэтому изучение нарушений движений и действий весьма актуально, особенно при кинетической апраксии у больных, перенесших инсульт с поражением премоторного отдела головного мозга, так как эта патология приводит к значительному ухудшению жизнедеятельности пациентов, зачастую сводя на нет профессиональную деятельность и существование в социуме.
Так как у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга помимо кинетической апраксии зачастую появляется еще и эфферентная моторная афазия, при которой у человека нарушается слого и словообразование, а конкретнее: переключение между слогами и словами, при сохранном артикуляционном аппарате, речевая деятельность сильно затруднена. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому, соответственно, больному очень тяжело вернуться к повседневной жизни.
Поэтому тема реабилитации пациентов с вышеописанными расстройствами является на данный момент очень значимой в нейропсихологии. И, если традиционные методы нейропсихологической реабилитации после инсульта раскрыты достаточно подробно, то некоторые нестандартные приемы изучены в малой степени. Конкретно будет рассмотрена взаимосвязь эмоций пациента с его реабилитацией, и способы, изменяющие знак эмоций в положительную сторону во время процесса реабилитации пациента.
Значительный вклад в изучение проблемы внесли А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутина, Ю.В. Микадзе, Э.С. Бейн, Н.К. Корсакова, Chris Code и др.
Цель - исследование речи и произвольных движений во взаимосвязи с эмоциями при реабилитации пациентов.
Объект исследования - нарушения произвольных движений и речи у пациентов.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоций и особенностей восстановления нарушений речи и произвольных движений в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику нарушений речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
2. Рассмотреть стандартные подходы к нейропсихологической коррекции.
3. Разобрать приемы изменения знака эмоций в положительную сторону у пациента во время проведения коррекционной программы.
4. Организовать и осуществить нейропсихологическое исследование речи, произвольных движений и эмоций у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
5. Осуществить оценку эффективности программы направленной на восстановление речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
Гипотезы:
Гипотеза № 1 - Включение положительных эмоций в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга улучшит процесс реабилитации.
Гипотеза № 2 - Интеграция дополнительных методов, направленных на изменение знака эмоций в положительную сторону, в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга качественно улучшит восстановление.
Т еоретико-методологические основания:
Теория системной динамической локализации ВПФ, разработанная
Л. С. Выготским, которая впоследствии была развита А. Р. Лурия
Система методов нейропсихологической диагностики, разработанная на основе схемы исследования психических функций А.Р. Лурия.
Подходы к реабилитации и восстановлению психических функций Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина., Т.Г. Визель, В.М. Шкловский.
Методы данного исследования:
Анализ литературы по изучению проблемы исследования речи и произвольных движений у постинсультных больных; по исследованию подходов к нейропсихологической реабилитации; приемов трансформации эмоций пациента во время проведения процесса реабилитации.
Методы сбора диагностических данных: нейропсихологические
методики оценки речи и произвольных движений, направленные на выявление нарушений (кинетической апраксии и эфферентной моторной афазии) на основе схемы А.Р. Лурия; методика САН В.А. Доскина.
Качественная обработка результатов.
Выборка исследования. Исследование проводилось на 3 пациентах, перенесших инсульт с поражением премоторных отделов головного мозга в возрасте от 54 до 62 лет, у которых присутствует кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия.
Структура работы: Введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты проблемы восстановления речи и нарушений произвольных движений у перенесших инсульт лиц с поражением премоторных отделов головного мозга. В процессе анализа теоретической части было выяснено следующе.
Кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия диагностируется у пациентов при поражении премоторных отделов головного мозга.
Из проявлений кинетической апраксии можно выделить: «застревание» на определенном двигательном акте; отсутствие плавности при переходе между движениями; четкое разграничение движений; нарушение координации движений.
Люди с эфферентной моторной афазией утрачивают экспрессивную речь и могут произносить только отдельные слова, которые носят характер персеверации. Также у них нарушается звукослоговая структура, больной может произвести отдельную артикуляцию, но соединить звуки и слоги в слова не способен.
При выявлении главной задачи процесса реабилитации пациентов, перенесших инсульт было выяснено, что это - восстановление нарушенного звена функциональной системы с опорой на её сохранные звенья, путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи.
Также были изучены основные идеи, лежащие в основе концепции нейрореабилитации российской психологической школы, и описаны основные аспекты лежащие в процессе реабилитации у пациентов с наличием кинетической апраксии и эфферентной моторной афазии.
Была описана важность эмоционального фона пациентов в процессе реабилитации и разобраны некоторые нестандартные методы, способствующие изменению знака эмоций у постинсультных пациентов.
В эмпирической части выпускной квалификационной работы было организованно исследование, направленное на изучение взаимосвязи эмоций испытуемых и нарушений речи и произвольных движений, с введением методов изменяющих знак эмоций в положительную сторону. А конкретно:
Была проведена нейропсихологическая диагностика, направленная на установление локализации поражения, и выявлению конкретного вида апраксии и афазии.
Написано нейропсихологическое заключение описывающие присущие нарушения речи и произвольных движений у испытуемых.
Составлена программа коррекции, направленная на восстановление речи и произвольных движений, с введением в некоторые из дней реабилитационного процесса методов, способствующих изменению знака эмоций пациента в положительную сторону.
Проанализированы результаты, и составлены таблицы с диаграммами, отражающие различия в успехах выполнения упражнений во время занятий с внедрением и без внедрения методов, которые наглядно демонстрируют, что включение положительных эмоций в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга улучшают процесс реабилитации. А также интеграция дополнительных методов, направленных на изменение знака эмоций в положительную сторону в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга, качественно улучшает восстановление.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При поражении премоторных отделов головного мозга у больных диагностируется кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия.
2. Реабилитация пациентов должна основываться с опорой на сохранные функции - зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, оперативная и долговременная память.
3. Эмоциональный фон играет важную роль в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга. Положительные эмоции, формируемые во время коррекционных
занятий, посредством использования песочной терапии и музыкотерапии, улучшают процесс реабилитации речи и восстановления произвольности движений.
4. Оценку эффективности программы коррекции речи и произвольных движений подтверждают улучшения речи: переключения с одного звука на другой, постановки артикуляционных поз в правильное положение при смене звука; а также достигнутые изменения в произвольности движений - повышение плавности произвольных движений и уменьшение их дезавтоматизации. Также у пациента улучшился фон настроения, увеличилась работоспособность и мотивация к дальнейшему реабилитационному процессу.
Таким образом задачи, поставленные в начале исследования были решены, гипотезы подтверждены и достигнута цель.



1. Ардила А., Ахутина Т.В., Микадзе Ю.В. Вклад А.Р. Лурии в изучение мозговой организации языка. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2020;12(1):4-12.
2. Ахутина Т.В., Микадзе Ю.В. Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксиями при повреждениях головного мозга/ Ахутина Т.В., Микадзе Ю.В. - Вестник восстановительной медицины №4, 2015. - 100с.
3. Айтхожаева Р.А., Избасарова А.Ш. Коррекционная реабилитация речевой патологии при эфферетной моторной и динамической афазии.
4. Анищенкова, Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенко. - М.: Астрель, 2012. - 64 с.
5. Бурлакова, М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М.К. Бурлакова.- М.: Просвещение, 2010. - 310 с
6. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964
7. Бейн Э.С. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией / Э. С. Бейн, Э. Н. Герценштейн - М.Книга по Требованию, 2012.- 334 с.
8. Бейн Э.С., П.А. Овчарова/ клиника и лечение афазий: Книга по требованию, 2012 - с 208.
9. Брагина, Е. Л. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения// Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 115-117
10. Баранцевич, Е.Р. Современные возможности организации реабилитации пациентов после инсульта / Е.Р. Баранцевич // Артериальная гипертензия.
- 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 206-217.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 680 с.
12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии /Т.Г. Визель. - М.: В. Секачев, 2019. - 278 с.
13. Власова, А.В. Теоретические аспекты технологии реабилитации больных после острого нарушения мозгового кровообращения / А.В. Власова, А.И. Кузнецов // Медсестра. - 2018. - № 8. - С. 31-33.
14. Грищенко, Ю.С. Терапия постинсультной депрессии как фактор улучшения качества жизни пациентов на реабилитационном этапе / Ю.С. Грищенко // Якутский медицинский журнал. - 2013. - № 3 (43). - С. 46-49.
15. Гончаров О.А. О проблеме мозговой организации речи и мышления. Монография. Москва, 2016. Издательство “Спутник+” стр. 37-39.
16. Денисова, М. И. Преодоление расстройств произностиельной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией / М. И. Денисова. - Молодой ученый. 2017г., №31 - стр. 56-59.
17. Дамулин И., Дегтерев Д., Струценко А.. Патогенетические, клинические и реабилитационные аспекты острых нарушений мозгового кровообращения. Научно-практический журнал Врач. №9, 2017г. Стр 26-28.
18. Ермакова, Н.Г. Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта в условиях восстановительного лечения / Н.Г. Ермакова // Медицинская психология в России. - 2018. - Т. 10. - № 2 (49). - С. 9.
19.Зайцев, И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие / И. С. Зайцев. - Минск: Бгпу им. Максима Танка, 2006. - 239 с.
20. Исаева, Е. В. Афазия / Е.В. Зайцева и др. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. - 206 с.
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2018. - 768 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихолоргии /А.Р. Лурия. - М.: Академия. 2013. - 368 с.
23. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: АМН СССР, 1948; 236 с.
24. Лебедева С.О. EMOTIONS OF POST-STROKE PERIOD - Modern science and technology, Петрозаводск, 2020. 55-58 стр.
25. Лопатина, Т.Н. Реабилитация больных после ишемического инсульта / Т.Н. Лопатина, О.В. Терентьева // Медицинская сестра. - 2018. - № 5. - С. 27-30.
26. Михайлов С.Н., Деменьтева О.С. Песочная терапия в реабилитации пациентов с кинетической (динамической) апраксией / Михайлов С.Н., Деменьтева О.С. - конгресс с международным участием "XXI
давиденковские чтения"
санкт-петербург, 26-27 сентября 2019 г. - 426с.
27. Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике.
Вестн.Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 2012. -№ 2, - С. 96-103
28. Максимова, М.Ю. Постинсультная депрессия как частая медико-социальная проблема / М.Ю. Максимова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2016. - Т. 116. - № 3. - С. 96-103.
29. Николаева Е. Психофизиология / Е. Николаева. - СПб.: Питер, 2019. - 704 с.
30. Нестерова В. Н. Нарушения праксиса в раннем восстановительном периоде ишемического инсулта. Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Нижний новгород - 2012. 24стр.
31. Нейропсихологические аспекты реабилитации больных с патологией больших полушарий головного мозга /Миненков В.А., Шмидт И.Р., Жестикова М.Г. и др. //Нейропластичность. Актуальные вопросы неврологии и нейрореабилитации: сб. науч. тр. - Красноярск, 2006. - С. 192-200.
32. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. Ч. I, II. - М.: Воениздат, 1994 - 1-е изд.; М.: Ин-т общегуманит.иссл., Моск. Психолого - социальный ин-т, 2004 - 2-е изд
33.Опель В.В. Восстановление речи при афазии./методические указания/ Л., 1963.
34. Парфенов, В.А., Ведение больного, перенесшего ишемический инсульт / В.А. Парфенов, С.В. Вербицкая // Клиническая геронтология. - 2012. - Т. 18. - № 11-12. - С. 3-10.
35. Рубинштейн С.Я Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.
36. Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М.: Наука, 2001. -147с.
37. Свеженцева В.А. Комплексная реабилитация послеинсультных больных с моторной эфферентной афазией пожилого и старческого возраста. /
Международный научно-практический конгресс «научно - педагогические школы в сфере физической культуры и спорта». 2018г - стр: 269-272.
38. Уманская Т.М. Невропатология / Т.М. Уманская. - М.: Владос, 2017. - 296 с.
39. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - Спб. :Питер, 2005.
40. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1992 - 1-е изд.; М.: РПО, 1998 - 2-е изд.
41. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская: Уч. пособие для студентов ф-тов психологии вузов. - М.: МПСИ, 2004.
42. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. // М.: Московский психолого-социальный институт, 2000 - 148 с.
43. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.- М.: Ассоциация дефектологов, В.Секачев, 2000.-96с.
44. Шохор - Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 1972.
45. Шульгина И.Н. Методы нейропсихологической реабилитации при нарушении праксиса. / Сборник материалов II всероссийской научно - практической конференции. Под редакцией Э.Г. Эйдмиллера, Н.Ю. Оганесян. 2019. стр. 42-48.
46. Шахпаронова, Н.В. Реабилитация больных, перенесших инсульт. Восстановление двигательных, речевых, когнитивных функций / Н.В. Шахпаронова // Трудный пациент. - 2012. - Т. 10. - № 11. - С. 22-27.
47. C. Code. The relevance of emotional and psychosocial factors in aphasia to reha-bilitation. / Neuropsychological rehabilitation, 2003, 13(1/2), стр. 109-132.
48. Murray, L. L. (1999). Attention and aphasia: theory, research and clinical implica-tions. Aphasiology, 13, 91-111.
49.0. Sacks / An anthropologist on mars 1995., 327 стр.
50.Pulvermuller F., Neininger, B., Elbert T., Mohr B., Rockstroh B., Koebbel P., and Taub E. (2001). Constraint-induced therapy of chroic aphasia after stroke. Stroke, 32, 1621-1626.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ