Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика коррекционной работа по преодолению моторной афазии на основе теории "О построении движений" Н.А.Бернштейна

Работа №44448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Современные представления о речевых нарушениях у лиц с очаговыми поражениями головного мозга 6
1.1. Функционально-морфологические основы построения речевой функции 6
1.2. Особенности нарушений речедвигательной функции у лиц с моторной
афазией 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 30
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности речедвигательных функций у лиц с моторной
афазией 32
2.1. Организация и содержание экспериментальной работы по изучению уровня сформированности речедвигательных функций у лиц с моторной
афазией 32
2.2. Коррекционно-восстановительная работа при моторной афазии с учетом
уровневого построения движений и речи 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение


Актуальность. В век высоких технологий врачи-неврологи в реабилитационных центрах все чаще стали сталкиваться с картиной последствий сосудистых заболеваний головного мозга, которые остаются одной из острейших проблем, наносящих экономический ущерб обществу.
Церебральный инсульт занимает среди них особое место. Это связано с высоким уровнем летальности, значительным развитием инвалидизации и социальной дезадаптации пациентов. По данным Национальной Ассоциации по борьбе с инсультом 31% пациентов, перенесших инсульт, нуждаются в специальном уходе, 20% не могут самостоятельно ходить и лишь 8% могут вернуться к прежней полноценной жизни.
В Российской Федерации заболеваемость инсультом среди лиц старше 25 лет составляет 3.38 ±0.24 на 100 000 населения. Следует также отметить, что выросла и смертность среди лиц трудоспособного возраста на 30% за последние 10 лет.
По данным министерства Республики Татарстан за 2016 год смертность пациентов трудоспособного возраста снизилась на 19.2% и составила 20.6 на 100 000 населения.
Большая роль возложена министерством здравоохранения Российской Федерации на звено медицинской реабилитации пациентов с поражением центральной нервной системы. В настоящее время существует трехэтапная система медицинской реабилитации в Российской Федерации[27,31]. Данная модель системы преследует мультидисциплинарный подход к ведению пациента с сосудистым поражением головного мозга.
Более того, согласно Регистру мозгового инсульта Национального исследовательского института неврологии в 49% случаев среди пациентов с последствиями ишемии головного мозга наблюдается дефицит
речедвигательной функции, нарушение которой является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современной медицины.
Цель: разработать коррекционно-восстановительную программу
преодоления моторной афазии с учетом уровневого построения движений и речи.
Объект исследования: восстановление речедвигательных функций у лиц с моторной афазией.
Предмет исследования: специфика восстановления речедвигательных функций у лиц с моторной афазией с учетом уровневого подхода
Задачи исследования:
1) Изучить медико-психолого-педагогическу литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности речедвигательных функций у лиц с моторной афазией.
3) Разработать коррекционно-восстановительную программу преодоления дефицита речедвигательных функций при моторной афазии.
Гипотеза исследования: если учесть дефицитарность
сформированности речедвигательных функций у лиц с моторной афазией при условии применения уровневого подхода построения движений, то это позволит выявить специфику коррекционно-восстановительной работы в системе медицинской реабилитации пациентов с очаговыми нарушениями головного мозга.
Методы исследования. В качестве инструментария исследования были использованы:
1. теоретические: анализ педагогической, психологической,
медицинской литературы;
2. социолого-педагогические: изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией больных;
3. экспериментальные методы (проведение констатирующего эксперимента);
4. статистико-математические методы (количественная и качественная обработка данных, t- критерий Стьюдента).
Методологической основой исследования являются труды отечественных ученых Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. Винарской, В.М. Шкловского, Н.Г. Визель, Л.С. Цветковой, которые определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов в изучении данной проблемы. В настоящее время активно реализуется и развивается в трудах Э.И. Аухадеева, Г.Е. Ивановой, Р.А. Бодровой, В.В. Захарова, Л.Б. Клепацкой, Е.Е. Шевцовой.
Практическая значимость заключается в том, что в практике апробирована и предложена коррекционно-восстановительная программа преодоления дефицита речедвигательных функций при моторной афазии, а также разработана брошюра для пациентов. Результаты данной работы будут интересны логопедам, неврологам, работающим с данной категорией больных, пациентам, перенесшим острые нарушения мозгового кровообращения, а также их родственникам.
Апробация эмпирических результатов работы была представлена на VI Республиканской конференции «Актуальные вопросы логопедической помощи на всех этапах медицинской реабилитации» Казань, 2017 г.; VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» Ставрополь, 2017 г.; XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» Казань, 2018 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа медико-психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было выявлена большая значимость и важность оказания комплексной медицинской реабилитационной помощи пациентам с речедвигательными нарушениями.
Также было установлено, что в зависимости от уровня поражения согласно теории «О построении движений» Н.А.Бернштейна уровень сформированности речедвигательных функций у лиц с моторной афазией. Экспериментальная работа проводилась на клинической базе Г оспиталя для ветеранов Войн города Казани. Методы исследования включали в себя:
1. теоретические: анализ педагогической, психологической,
медицинской литературы;
2. социолого-педагогические: изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией больных;
3. экспериментальные методы (проведение констатирующего
эксперимента);
4. статистико-математические методы (количественная и качественная обработка данных, t- критерий Стьюдента).
Были задействованы две группы участников(15 и 15 человек трудоспособного возраста, проходившие курс медицинской реабилитации). Одна группа проходила курс логопедической коррекции согласно методике Визель Т.Г., вторая группа-с использованием уровневого подхода согласно Теории Бернштейна Н.А. На основании чего была разработана коррекционно-восстановительная программа преодоления дефицита речедвигательных функций при моторной афазии.
В ходе работы была доказана гипотеза исследования и раскрыта научная новизна.



1. Амосов В.Н. Инсульт. Лучшие методы реабилитации. «Невский проспект. Вектор», 2007 - с.34-38.
2. Аствацагуров М.И. Клинические и экспериментально -
психологические исследования речевой функции. - СПб., 1909 г. - с.21-27.
3. Ашман, А. А. Принципы терапии мозгового инсульта / А. А. Ашман, И. Е. Повереннова, О. В. Андрофагина; ГБОУ ВПО "СамГМУ", Минздравсоцразвития России. - Самара: Тандем, 2012. - 98 с.
4. Ахутина, Т.В. Методика оценки речи при афазии / Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Н.М. Пылаева. - М. Изд-во МГУ, 1981. - с.36-44.
5. Ахутина, Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. М. Изд-во МГУ,
1981. - с.21-32.
6. Ахутина, Т. В. Трудности понимания грамматических конструкций у больных с афазией / Т. В. Ахутина // Проблемы афазии и восстановительного обучения / МГУ. - М., 1979.- с.18-27, 109-120.
7. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: Учебнометодическое пособие - М.: Прометей, 2012. - с.78-83.
8. Бейн Э.С., Бурлаова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. - М.: Медицина, 1982. - с. 15-17, 22-34.
9. Бейн, Э. С. Поэтапная организация восстановительной терапии у больных с афазией сосудистого происхождения / Э. С. Бейн, М. К. Шохор- Троцкая// Предупреждение и лечение нарушений мозгового кровообращения. - М., 1965. - с.12-15,37-39,78-79, 109-127.
10. Бакунц, Г. О. Эндогенные факторы церебрального инсульта/ Г. О. Бакунц. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - с.77-83.
11. Белова Л.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей. - М: Антидор, 2000. - С. 253-321.
12. Брай, М. Инсульт: рекомендации / М. Брай; под ред. М. М. Танашян; пер. А. А. Раскуражев. - Прил. к журн. "Медицинский совет", 2014, №12. - Москва : 2014. - с.76-82.
13. Бурлакова М.К, Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М.: Просвещение, 1992 - с.76-89.
14. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. П М., 1997 - с.27-29,74-78.
15. Вахнина Н.В. Постинсультные когнитивные нарушения/ Н.В. Вахнина. Л.Ю. Никитина, В.А. Парфенов, Н.Н. Яхно// Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. Инсульт. Приложение. - 2008. - №22. - с.16-21.
16. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2013. - с.4-6.
17. Визель, Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование - М.: В. Секачев, 2005. - с.5-7,10-13,24-26.
18. Воркунова М.М., Салахова И.Х. Системное восстановление речевых нарушений у пациентов с последствиями заболеваний и травм центральной нервной системы//Материалы VI Республиканской научнопрактической конференция «Актуальные вопросы логопедической помощи на всех этапах медицинской реабилитации» - Казань: КГМА, 2017. - 23-25 с.
19. Воркунова М.М., к. пед. н., доцент Нигматуллина И.А.
Психологический портрет пациента трудоспособного возраста, принесшего острое нарушение мозгового кровообращения// Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых « Мир без границ: актуальные проблемы современного
инклюзивного образования» - Ставрополь: СГПУ, 2017. - 56-59 с.
20. Воркунова М.М., Бикулова Н.Р. К вопросу об особенностях
содержания когнитивной реабилитации лиц после мозгового инсульта и травмы головного мозга//Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII
Международной научнообразовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.)/ под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 318-322 с.
21. Воскобойникова, И. П. Реабилитация больных, перенесших инсульт, в условиях поликлиники/ И. П. Воскобойникова // Справочник врача общей практики. - 2017. - № 2. - С. 18-28.
22. Восстановление речевых функций у больных с афазией в раннем реабилитационном периоде ишемического инсульта/ С. В. Котов [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2017. - № 2. - С. 38-41.
23. Гусев Е.И.Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях/ Е.И.Гусев, А.Н.Боголепова // Неврология и психиатрия им.
С.С.Корсакова. Инсульт. Приложение. - 2013. - №4-1. - с.95.
24. Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия: учебник. В 2 т. Т. 2. / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова ; под ред. А. Н. Коновалова, А. В. Козлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - с. 321327.
25. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. Уч. пособие. Изд. гр.«ГЭОТАРМедиа», 2006, - 557 с.
26. Епифанов, В. А. Реабилитация в неврологии/ В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - с.120-124,221-227.
27. Жизнь после инсульта: руководство / под ред. В. И. Скворцовой ; РГМУ, НИИ Инсульта РГМУ, НАБИ, ОРБИ. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,
2008. - с. 206-207.
28. Заболевания и патологические состояния, приводящие к нарушению мозгового кровообращения: этиология и факторы риска / А. А. Ашман [и др.]; ГОУ ВПО "СамГМУ" Росздрава. - Самара: ГОУ ВПО "СамГМУ" Росздрава, 2011. - с.3-7,23-27.
29. Залялова, З. А. Слюнотечение после инсульта/ З. А. Залялова // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2017. - № 1. - С.
85- 89.
30. Исследование памяти, пространственного мышления и праксиса у постинсультных больных, проходивших реабилитацию с применением "ИМК+экзоскелет кисти'7С. В. Котов // Вестник восстановительной медицины. - 2017. - № 2. - С. 101- 106.
31. Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шведков В.В. Жизнь после инсульта. Популярное практическое руководство по реабилитации больных, перенесших инсульт. М.: «Миклош», 2002 - с.22-26.
32. Костенко, Е. В. Особенности нарушений сна в ранний восстановительный период инсульта и возможности хронотерапевтической коррекции/ Е. В. Костенко, Л. В. Петрова // Медицинский совет. - 2017. - №
10. - С. 42-52.
33. Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией. АСТ «Астель. Харвест», 2006
- с.18-30.
34. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2011. - №4. - С.169-172.
35. Лешева М.М. Методы арт-терапии в нейрореабилитации речевых расстройств у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения// Материалы VI Республиканской научно-практической конференция «Актуальные вопросы логопедической помощи на всех этапах медицинской реабилитации» - Казань: КГМА, 2017. - 68-70 с.
36. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. - с.267-274
37. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - М.: МГУ, 2000 г. - с.3-7
38. Мохотаева М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №2.
- С.440-448.
39. Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта/ О. В. Курушина// Медицинский совет. - 2017. - № 5. - С. 28-32.
40. Никифоров, А. С. Частная неврология: учеб. пособие / А. С. Никифоров, Е. И. Гусев. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - с.521-539.
41. Оппель, В. В. Восстановление речи после инсульта / В. В. Оппель. - Л., - 1972.с.14-17, 34-38.
42. Онучин С.А. Жизнь после инсульта. Как восстановить нарушенные функции. «АСТ Сова», 2008 - с.77-109.
43. Основы логопедии: учебное пособие/А.И. Ахметзянова, Н.Н. Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Казан.ун-т,2015. - с.117-132.
44. Оценка эффективности нафтидрофурила в составе ранней комплексной реабилитации у пациентов с постинсультной афазией/ В. Шишкова// Врач. - 2017. - № 7. - С. 47-50.
45. Парфенов В.А. Ишемический инсульт/ В.А.Парфенгов, Д.Р.Хасанова. - М.:МИА,2012- с.221-224.
46. Прокопенко, С. В. Оценка когнитивных нарушений у двуязычных пациентов, перенесших ишемический инсульт/ С. В. Прокопенко, Т. С. Анай- Оол, А. Ф. Безденежных // Неврологический журнал. - 2017. - № 2. - С. 7885.
47. Распространенность массивного ишемического инсульта в отдельном региональном сосудистом центре/ А. С. Никитин// Неврологический журнал. - 2017. - № 1. - С. 33-36.
48. Снижение заболеваемости, смертности и инвалидности от инсультов в Российской Федерации: сб. метод. рек. / под ред. В. И. Скворцовой ; Минздравсоцразвития РФ, ГОУ "РГМУ", НИИ инсульта. - Москва: Литтерра, 2008. - с. 17-21,77-81.
49. Союз реабилитологов России- иЕЬ:Шр8://геЬаЬгш.ги(дата доступа
25.03.2018)
50. Супонева, Н. А. Методические основы применения эрготерапии в реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения/ Н. А. Супонева, М. Н. Мальцева, А. А. Зимин // Вестник восстановительной медицины. - 2017. - № 2. - С. 68-73.
51. Тажимуратова, А. Е. Инновационные методы обучения и нормы русского языка в Казахстане / А. Е. Тажимуратова // Современные наукоемкие технологии. - 2012. - № 7. - С. 51-53.
52. Терапия больных с гемипарезом верхней конечности в отдаленном периоде инсульта/ О. В. Гусева [и др.] // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2017. - № 1. - С. 41-48.
53. Торозова О. Инсульт. Реабилитация в домашних условиях. М. 2006 - с.120-168.
54. Флетчер, Э. Руководство по медицине. Диагностика и терапия / ред. Р. Беркоу, Э. Флетчер. - М.: Мир, 2015. - c.21-35.
55. Храковская, М. Г. Афазия, агнозия, апраксия. Методики восстановления / М. Г. Храковская. - СПб. : Нестор-история, 2017. - с.17-25.
56. Цветкова, Л. С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения / Л. С. Цветкова. - М. ; Воронеж, 2002 - с.32-46.
57. Шкловский, В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. - М., 2000. с. 13
24.
58. Шкловский, В.М., Визель, Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. - с.35-47.
59. Шкловский, В.М. Карта нейропсихологического исследования больных с нарушениями высших психических функций / В.М. Шкловский. - М.: Отделение патологии речи МНИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1996. - с. 1217,21-24.
60. Шорох - Троцкая, М.К. Стратегии и тактика восстановления речи. / М.К. Шорох - Троцкая. - М.: ЭКСМО Пресс, В.Секачев, 2001. -с.137-
139,147-149.
61. Щербакова, М.М. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления / М.М. Щербакова, С.В. Котов // Альманах клинической медицины. - 2014. - № 31. - С. 56-60.
62. Эффективность музыкотерапии в реабилитации больных с инсультом / Э. З. Якупов // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2017. - № 5. - С. 14-21.
63. Юнчес Н. Восстановление после инсульта. Методы эффективной реабилитации. СПб: «Невский проспект», 2004 - с.120-146.
64. Altschuler, E. Situational therapy for Wernicke's aphasia / E. Altschuler et al. // Med Hypotheses. -- 2006. № 67(4). -P. 713-716.
65. Baker, D. M. Stroke prevention in clinical / D. M. Baker. - London : Springer, 2008. - p.54-77.
66. Biban, T. Shifts of effective connectivity within a language network during rhyming and spelling / T. Biban et al. // Neurosci J. - 2005. - Vol. 25. - №
22. -P. 5397-5409.
67. Bogousslavsky J. William Feinberg lecture 2002: emotions, mood, and bahaviour after stroke // Stroke. 2003. - Vol. 34. - P. 1046-1050.
68. Boniface S.J. Plasticity after acute ischaemic stroke studied by transcranial magnetic stimulation // J Neurol Neurosurg Psychiatr. 2001. - Vol. 71. -P. 713-715.
69. Bonita R. Epidemiology of stroke // Lancet. 1992. - Vol. 339. - P. 342344.
70. Brazier J.E., Harper R., Jones N.M.B, et al. Validating the SF-36 health survey questionnaire: new outcome measure for primary care // Br Med J. 1992. - Vol. 305. - P. 160-164.
71. Brin M.F. Botulinum toxin: chemistry, pharmacology, toxicity, and immunology // Muscle & Nerve. 1997. - Vol. 20 (suppl. 6). - P. S146-S168.
72. Briones T.L., Suh E., Jozsa L. et al. Behaviorally-induced ultrastructural plasticity in the hippocampal region after cerebral ischemia // Brain Res. 2004. - Vol. 997.-P. 137-146.
73. Briones T.L., Suh E., Hattar H. et al. Dentate gyrus neurogenesis after cerebral ischemia and behavioral training // Biol Res Nurs. 2005. - Vol. 6. - № 4. -P. 338.
74. Briones T.L., Suh E., Jozsa L. et al. Changes in number of synapses and mitochondria in presynaptic terminals in the dentate gyrus following cerebral ischemia and rehabilitation training // Brain Res. 2005. - Vol. 1033. - P. 51-57.
75. Carod-Artal J., Edigo J.A., Gonzales J.L. et al. Quality of life among stroke survivors evaluated 1 year after stroke // Stroke. 2000. - Vol. 31. - P. 29953000.
76. Carson A.J., McHale S., Alien K. et al. Depression after stroke and lesion location: a systematic review // Lancet. 2000. - Vol. 356. - P. 122-126.
77. Chemerenski E., Robinson R.G., Kosier J.T. Improved recovery in activities of daily living associated with remission of poststroke depression // Stroke. 2001. - Vol. 32. - P. 113-117.
78. Fredericu, A. The role of left inferior frontal and superior temporal cortex in sentence comprehension: localizing syntactic and semantic processes / A. Fredericu et al. // Cereb. Cortex. - 2003. - Vol. 13. - № 2. - Pp. 170-177.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ