Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая коррекция по устранению дисфагии (Первый Московский государственный медицинский университет)

Работа №113046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы84
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Нет заключения.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………….4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ..8
1.1. Теоретические основы формирования дисфагии. Причины, механизм нарушения…8
1.2. Обзор отечественной зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания… 17
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГОПЕДИЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ …29
2.1. Цели, задачи и методы исследования логопедической коррекции по устранению дисфагии………………29
2.2. Анализ результатов исследования эмпирического этапа исследования..53
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ГЛОТАНИЯ У ……….60
3.1. Организация формирующего эксперимента по устранению дисфагии…60
3.2. Контрольный эксперимент по выявлению устранения дисфагии……70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….85

Цель исследовательской работы – выявить особенности коррекции нарушения глотания
Задачи исследования:
1) Изучить научно – теоретические основы формирования дисфагии.
2) Проанализировать причины, механизм нарушения.
3) Обзор отечественной зарубежной литературы по преодолению нарушения глотания.
4) Определить цель и задачи эмпирического этапа исследования.
5) Представить методику проведения, материалы, организация эмпирического этапа исследования.
6) Проанализировать результаты эмпирического этапа исследования.
Предмет исследования: логопедическая коррекция по устранению дисфагии
Объект исследования: дисфагия у взрослых
Научная гипотеза: заключается в поиске эффективного логопедического воздействия, основанного на сложной структуре функциональной системы глотания от подкорковых к корковым структурам модифицирующих акт глотания.
Практическая значимость: заключается в том, что выполняемая нами работа дает возможность найти эффективную логопедическую коррекцию лиц с дисфагией, может ускорить реабилитацию этой группы пациентов и повысить ее эффективность.
Теоретическая значимость: проведенного исследования заключается, прежде всего, в том, что в исследовании изучены механизмы нарушения регуляции акта глотания при остром нарушении мозгового кровообращения, в результате чего выявлены разные степени тяжести дисфагии. В связи с чем, результаты исследования обосновывают тактику реабилитации программ для применения их в практическом здравоохранении.
Теоретико-методологической базой исследования являются концепция Л.С. Выготского о структуре дефекта и системных нарушениях психических процессов в результате поражения отдельных участков головного мозга. Теоретическая основа А.Р. Лурия о синдромальном анализе нарушения мозговой деятельности и модели общей структурно-функциональной работы мозга (блоки), также в основу диагностической карты легли его разработки нейропсихологического обследования психических функций. Белкин А.А., Ершов В.И., Иванова Г.Е. Нарушение глотания при неотложных состояниях – постэкстубационная дисфагия. Анестезиология и реаниматология. Ершов В.И., Белкин А.А., Карпец А.В., и др. Эффективность тренировочного метода реабилитации с помощью специальных питательных смесей у больных с ишемическим инсультом и нейрогенной дисфагией в составе комбинированной терапии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, Соня Брайан «Принципы работы с больными, перенесшими инсульт, в социальных службах Великобритании», Джоан Габбат «Ранняя активизация больных, перенесших инсульт», Камаева О.В., Полина Монро «Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных».
Методы исследования:
1) Теоретический – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дисфагий.
2) Изучение и обобщение опыта по преодолению нарушений глотания; эмпирические – эксперимент; наблюдение.
3) Метод трех глотков
4) Шкала оценки глотания объемной вязкости (V-VST)
5) Модифицированный тест оценки глотания Манн (Modified MANN Assessment of Swallowing Ability
6) Шкала интегративной оценки функции глотания (ШИОФГ)
7) Статистические методы: Автоматический расчет U-критерия Манна-Уитни
На защиту выносятся следующие положения:
1) Глотание является сложным физиологическим процессом, координацией безусловных и условных пищевых рефлексов, которые определяются деятельностью коры головного мозга, регулирующего двигательный и секреторный компоненты этого важного физиологического акта.
2) Логопедическая коррекция осуществляется с учетом доминирующего клинического синдрома в структуре дисфагии.
3) Логопедическое воздействие представляет собой комплексный процесс выставления последовательно связанных движений подчиненных согласованных взаимосвязей связей нервно-мышечных структур.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа проиллюстрирована рисунками, диаграммами и таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. №383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций». Режим доступа: https://base.garant.ru/4175525/ (дата обращения: 11.11.2022).
2. Приказ Минздрава РФ от 31 июля 2020 г. №788Н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74581688/ (дата обращения: 11.11.2022).
3. Порядок организации медицинской реабилитации: утв. приказом М-ва здравоохранения Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 1705н. – URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9110 (дата обращения: 11.11.2022).
4. Авдюнина И.А. Управление нейрогенной дисфагией: использование загустителя жидкостей и пищи (анализ двух клинических случаев) / И.А. Авдюнина, В.В. Селиванов, Е.В. Селиверстова, А.А. Теленков // Лечащий врач 2015. №1. . 70-74 с.
5. Андросова В. М. Проблемы логопедической помощи детям и взрослым [Электронный ресурс] / В. М. Андросова // Современные проблемы логопедии и реабилитации. - 2018. – Режим доступа к ресурсу: https://repository.sspu.sumy.ua/bitstream/123456789/5614/1/Androsova.pdf.
6. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) / Е.Ф. Архипова. – М., 1989. – 198с.
7. Аямазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1960.
8. Бабина Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия») / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2012. – 104 с.
9. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для ВУЗов. 7-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
10. Белкин А.А. Почему пациент не глотает? Сonsilium Medicum. 2018. Экстравыпуск
11. Белкин А.А., Ершов В.И., Иванова Г.Е. Нарушение глотания при неотложных состояниях – постэкстубационная дисфагия. Анестезиология и реаниматология. 2018; 63: 76–82 с.
12. Белкин А.А., Пинчук Е.А., Сафонова Т.Ю., и др. Основные реабилитационные метрики КИМ. Методическое пособие. Екатеринбург, 2019; с. 89. Режим доступа: https://www.neuro-ural.ru/uc- heba-dlya-reabilitacionnyh-brigad/biblioteka/osnovnyie-reabilitaczionnyie-metriki.html (дата обращения: 11.11.2022).
13. Белкина Ю.Б. Вариант комплексного логопедического пособия после инсульта. Специальное образование. 2010; 2: 14–9 с.
14. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287 с.
15. Бутейко К. П. Дыхательные практики Бутейко: действенные упражнения для лечения пневмонии и других заболеваний легких / К. П. Бутейко. – Москва : АСТ, 2020. – 224 с.
16. Вартапетова Г. М. Дифференцированный подход в применении логопедического массажа при коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией [Електронний ресурс] / Г. М. Вартапетова, Л. Н. Литошенко // Концепт. – 2016. – Режим доступу до ресурсу: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-vprimenenii-logopedicheskogo-massazha-pri-korrektsii-narusheniyproiznositelnoy-storony-rechi-u-detey-s/viewer
17. Вебер К. Г. Дыхательная гимнастика / К. Г. Вебер // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. – М., 2007. – №7(43). – С. 39-44.
18. Вербов А.Ф.Основы лечебного массажа / А. Ф. Вербов. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. – 272 с
19. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.,2005.
20. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 20-30 с.
21. Губерт К. Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте: Пособие для воспитателя / К. Д. Губерт, М. Г. Рысс. – М.: Просвещение, 1981. – 127 с.
22. Детские болезни / Под ред. Н.П. Шабалова. – 3-е изд. – М: Медицина, 1993. – 24-46 с.
23. Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы. Методические рекомендации Союза реабилитологов России. Режим доступа: http://rehabrus.ru/index.php?id=55 (дата обращения: 11.11.2022).
24. Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы. Клинические рекомендации, 2013. Н. Н. Амосова, И. Н. Балашова, А. А. Белкин, В. О. Захаров, Л. Н. Зуева, Г. Е. Иванова, О. В. Камаева, Е. В. Мельникова.
25. Дмитриев Л. Б.. Теляева Л. И. Таптапова С. Л.. Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. - М., 1990.
26. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура / В. И. Дубровский. – Москва: Владос, 2001. – 608 с.
27. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
28. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. – 4-е изд., доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с.
29. Епифанов В. А. Миофасциальный релиз. Эффективные методики растяжения мышц и фасций для предупреждения травм и избавления от хронических болей / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов ; худож. С. Коломина ; ред. Ю. Ключникова. – Москва : Эксмо, 2021. – 416 с.
30. Евзельман М. А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и её коррекция. Учебно – методическое пособие для врачей. - Орел, 2006 г. – 112 с.
31. Ершов В.И., Белкин А.А., Карпец А.В., и др. Эффективность тренировочного метода реабилитации с помощью специальных питательных смесей у больных с ишемическим инсультом и нейрогенной дисфагией в составе комбинированной терапии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2019; 11 (2): 65–70 с.
32. Жинкин Н. Я, Механизмы речи. - М., 1958.
33. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. – М.: Просвещение, 1994. – 108 с.
34. Жулина Е. В. Дизартрия. значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет https:// [Електронний ресурс] / Е. В. Жулина, Я. О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – Режим доступу до ресурсу: https://cyberleninka.ru/article/n/dizartriya-znachenielogopedicheskogo-massazha-v-korrektsii-dizartrii-starshego-doshkolnogovozrasta-5-6-let/viewer.
35. Иванова Г.Е., Белкин А.А., Беляев А.Ф., и др. О подготовке кадров в области медицинской реабилитации. Врачи по физической и реабилитационной медицине. Вестн. восстанов. медицины. 2017; 2: 4–9.
36. Индивидуализированный подход к реабилитации пациентов с центральной дисфагией. И. В. Сидякина, М. В. Воронова. Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина», 2019.
37. Кадыков А. С. Реабилитация неврологических больных / А. С. Кадыков, Л. А. Черникова, Н. В. Шахпаронова. – 4-е изд. – Москва : МЕДпресс-информ, 2021. – 560 с.
38. Камаева О.В. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003.
39. Кириллова В. П. Возможности физиотерапии при нарушении речи у детей / В. П. Кириллова, А. В. Капустин, Т. Т. Мастеркова. // Российский вестник перинатологии и педиатрии 62 (4). – 2017. – №62. – С. 231
40. Клинические рекомендации, 2014. Академик РАН В.Т. Ивашкин, член-корр. РАН И. В. Маев, профессор А. С. Трухманов, профессор А. А. Шептулин, доцент Т. Л. Лапина, к. м.н. О. А. Сторонова.
41. Коган О.Г., Найдин В.Л., Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. - М.,1988.
42. Конюхова Д. А. Особенности реабилитации пациентов, перенесших COVID-19-ассоциированную пневмонию различной степени тяжести / Д. А. Конюхова, В. Э. Тимохина // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : материалы ХХ Юбил. междунар. науч.-практ. конф. (Сургут, 19–20 нояб. 2021 г.). / Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-ЮГРЫ [и др.] ; отв. ред. Ж. И. Бушева ; ред. А. А. Исаев, Н. М. Ахтемзянова. – Сургут, 2022. . 320–322 с. – URL: http://www.surgu.ru/nauka/nauchnye-izdaniya-surgu1/sbornik- nauchnyh-statey/2021-god (дата обращения: 11.11.2022).
43. Лаврова Е. В. Реабилитация голоса при поражениях н. рекуренс // Сб. докладов. 4 конгресс на СЭФ. - Вроцлав. 9-11.10. 1973.
44. Лаврова Е. В. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани // Таптаповой С. Л. и др. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М., 1984.
45. Логопедическая диагностика и реабилитация пациентов с повреждениями головного мозга в остром периоде. Методические рекомендации Союза реабилитологов России. Режим доступа: http://rehabrus.ru/index.php?id=55 (дата обращения: 11.11.2022).
46. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
47. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы, т. 1. М., 1963. 10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
48. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002.
49. Максимов И. Фониатрия. М., 1987. 12. Рулле И. Ж. Лечебная фонопедия восстановления голосовой функции при парезах возвратного нерва различной этиологии: (Методическое указание). - Л., 1973.
50. Малявин А. Г. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания / А. Г. Малявин, В. А. Епифанов, И. И. Глазкова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 352 с.
51. Малявин А. Г. Респираторная реабилитация пост-COVID-19 пациентов / А. Г. Малявин, С. Л. Бабак, М. В. Горбунова. – DOI 10.20514/2226- 6704-2021-11-1-22-33 // Архивъ внутренней медицины. – 2021. – № 1 (11). 22–33 с.
52. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.- 203 с.
53. Методология проведения анализа «затрат» при проведении фармакоэкономических исследований//Фармакоэкономика. – 2011. -№ 3. – С. 3–6. Ягудина Р. И., Куликов А. Ю., Комаров И. А
54. Нарушение глотания при неотложных состояниях – постэкстубационная дисфагия. А. А. Белкин, В. И. Ершов, Г. Е. Иванова Журнал: Анестезиология и реаниматология. 2018; (4):76–82.
55. Национальные клинические рекомендации. Физиотерапия и кислородотерапия пациентов с дыхательными расстройствами и нарушением мукоцилиарного клиренса / А. Г. Малявин, А. И. Мартынов, Т. В. Адашева [и др.] // Терапия. – 2019. – № 5 : прил. – URL: https://www.rnmot.ru/public/uploads/RNMOT/clinical/2018/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE_%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf (дата обращения: 12.11.2022).
56. Разбор клинического случая пациента с нейрогенной дисфагией (подострая стадия). Гершун Е.В., Рудометова Ю.Ю., Москалева В.В. Текст научной статьи по специальности «Consilium medicum», 2017.
57. Способ оценки индивидуальной чувствительности к воздействию химических, физических и психологических факторов на головной мозг пациента. Патент на изобретение №2477447. 11.02.12. Режим доступа: http://allpatents.ru/patent/2497447.html (дата обращения: 11.11.2022).
58. Стрельникова И.А. Динамика восстановления функции глотания у больных с инсультом на фоне комплексного лечения с применением нейромышечной электростимуляции // Аспирантский вестник Поволжья 2013. № 1-2. С. 64-68.
59. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. Пособие для логопедов, студ. пед. вузов и родителей / М. Е. Хватцев. – СПб.: КАРО. – 2004. – 272 с.
60. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.,1972.
61. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М., 1985.
62. Цели нутритивной поддержки в предоперационном периоде. Арыкан Н. Г., Шестопалов А. Е., Митичкин А. Е., Варнавин О. А., Васин В. С., Лапин В. А., Каюпова Г. Ф. «РМЖ» № 7 от 24.10.2019, 22–25 с.
63. Шкловский В.М. Концепция нейрореабилитации больных с последствиями инсульта. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003; 8: 10–23.
64. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: Ассоциация дефектологов, 2011.
65. Щетинин М. Н. Дышите правильно! Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой против болезней / М. Н. Щетинин. – Москва : Эксмо, Метафора, 2015. – 44 с. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=253396&p=1. (дата обращения: 16.11.2022).
66. Щетинин М. Н. Полный курс дыхательной гимнастики Стрельниковой / М. Н. Щетинин. – Москва : АСТ, 2020. – 352 с.
67. McRae J, Montgomery E, Garstang Z, Cleary E. The role of speech and language therapists in the in- tensive care unit. J Intensive Care Soc. 2019; 21 (4): 344–8. DOI: 10.1177/1751143719875687.
68. Prohaska CC, Sottile PD, Nordon-Craft A, et al. Patterns of utilization and effects of hospital-specific fac- tors on physical, occupational, and speech therapy for critically ill patients with acute respiratory failure in the USA: results of a 5-year sample. Critical Care. 2019; 23 (1): 1–8. DOI: 10.1186/s13054-019-2467-9
69. Roberts H, Greenwood N. Speech and language therapy best practice for patients in prolonged disorders of consciousness: a modified Delphi study. Int J Lang Commun Disord. 2019; 54 (5): 841–54. DOI: 10.1111/1460-6984.12489
70. Winstein CJ, Stein J, Arena R, et al. Guidelines for Adult Stroke Rehabilitation and Recovery. Stroke. 2016; 47 (6): 98–169 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ