Развитие познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности (Дошкольное образование, Омская Гуманитарная Академия)
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: База исследования: МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Исилькуля (Омская область) .
Выборка исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Много приложений (Опросник по методике «Изучение познавательных потребностей дошкольника» В.С. Юркевича, предназначенный для воспитателей старшей возрастной группы детей и результаты исследования)
Также есть доклад и презентация к защите.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Развитие познавательного интереса у старших дошкольников 6
1.1 Сущность познавательного интереса старших дошкольников 6
1.2 Экспериментальная деятельность старших дошкольников как средство познания окружающего мира 16
Выводы по Главе 1 25
2 Опытная работа по развитию интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности 26
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у старших дошкольников 26
2.2 Организация экспериментальной деятельности старших дошкольников 35
2.3 Итоговая диагностика уровня сформированности познавательного интереса у старших дошкольников 47
Выводы по Главе 2 54
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 65
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где сказано о том, что одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов» детей через различные виды деятельности. Данный целевой ориентир предполагает развитие у дошкольников «любознательности и познавательных интересов» [53, с. 15].
Проблеме познавательного интереса у дошкольника посвящено значительное количество исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития в дошкольный период осмыслены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на возникновение познавательного интереса у старших дошкольников в различных видах деятельности охарактеризованы в работах Л.Н. Вахрушевой, И.С. Морозовой, Л.В. Рыжовой и др. В работах исследователей, также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Предпосылки возникновения познавательного интереса на этапе старшего дошкольного возраста проанализированы Е.И. Емельяновой, Э.А. Киреевой, И.И. Левашовой и др. Однако проблеме развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности в настоящее время уделено недостойное внимание.
В настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ДО к уровню развития познавательных интересов к природе у детей старшего дошкольного возраста и организации экспериментальной деятельности в ДОУ и отсутствием системы в работе воспитателей ДОУ в развитии познавательных интересов к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности. В этой связи проблемой исследования является: условия развития познавательных интересов к пригороде у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломной работы «Развитие познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности».
Цель исследования – обосновать и опытным путем проверить условия развития познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности.
Объект исследования – познавательные интересы к природе старших дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность использования экспериментальной деятельности в развитии познавательных интересов старших дошкольников к природе будет определяться следующими условиями:
- учет возрастных особенностей детей;
- соответствие программным требованиям образовательного процесса старших дошкольников;
- использование экспериментальной деятельности в системе;
- соблюдение методических рекомендации к организации и проведению экспериментальной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть подходы к понятию «познавательный интерес» детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить методические аспекты организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу экспериментальной деятельности по развитию познавательного интереса к природе у старших дошкольников.
4. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность развития познавательного интереса к природе у старших дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в процессе проведения исследования программа экспериментальной деятельности по развитию познавательных интересов старших дошкольников к природе может быть использована в работе воспитателей ДОУ.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Исилькуль Омской области..
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка литературы, приложений.
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Развитие познавательных интересов к природе, формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации – цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Экспериментальная деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития старших дошкольников.
В старшей возрастной группе детей воспитатель в процессе экспериментирования даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.
От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).
Исходя из результатов контрольного этапа опытной работы, можно сказать, что использование детского экспериментирования в развитии познавательных интересов к природе у детей старшего дошкольного возраста позволяет не только достигнуть освоения изучаемого учебного материала, повысить уровень развития интересов детей, познавательной самостоятельности и учебных мотивов, но и обеспечивает личностную самореализацию каждого ребенка. Старшие дошкольники экспериментальной группы стали более самостоятельнее, расширился круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез в процессе проведения опытов и экспериментов, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании. О высоком уровне развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Старшие дошкольники экспериментальной группы на контрольном этапе проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Асылбаева, Ж. У. Формирование познавательных потребностей старших дошкольников [Текст] / Ж. У Асылбаева, М. Б. Кудайбергенова, Т. И. Балыкбаева, М. Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 13–17.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / Б. Г. Ананьев и др. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 282 с.
3. Артамонова, О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 30–32
4. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие [Текст] / В. С. Безрукова. – Ростов-на-Дону .: Феникс, 2015. – 354 с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Педагогика, 2015. – 214 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с.
7. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Г. В. Буковская. – Москва : Владос, 2016. – 192 с.
8. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Л. Н. Вахрушева. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с
9. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
11. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство ЭКСМО–Пресс, 2015. – 1008 с.
12. Гусева, А. А. Требования к развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО [Текст] / А. А. Гусева // Детский сад от А до Я. – 2016. – №5. – С. 24-29.
13. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, О. А. Еник, С. Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 1. – C. 224-230.
14. Емельянова, Е. И. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. И. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2017. – №3. – С. 112.
15. Зарипова, А. А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] / А. А. Зарипова // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 7. – С. 43- 48.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя – Москва : Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – Москва : Экзамен, 2014. – 234 с.
18. Илаграева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : уч. пос. для пед. ВУЗов [Текст] / О. А. Илаграева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубцева; под ред. Л. Г. Нисканен. – Москва : Академия, 2016. – 201 с.
19. Исакова, Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н. В. Исакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 145 с.
20. Кабулова, А. М. Проектирование образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / А. М. Кабулова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115
21. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2014. – 496 c.
22. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
23. Комарова, О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – №8. – С. 85-88.
24. Кошелева, Д. В. Генезис понятия «Исследовательские умения» [Текст] / Д. В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. – 2017. – № 2. С. 97-112.
25. Кругликов, В. Н., Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
26. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
27. Кутищева, Е. М. Проектно-исследовательская деятельность в работе с современными дошкольниками [Текст] / Е. М. Кутищева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 4. – 2016. – С. 113-117.
28. Левашева, И. И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников [Текст] / И. И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия : Педагогика, психология. – 2017. – № 3(6). – С. 180-182.
29. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонть-ев. – Москва : Смысл, 2017. – 635 с.
30. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития старшего дошкольника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – №1. – С. 61–67.
31. Мамаева, О. В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О. В. Мамаева // Дошкольная педагогика. – № 3. – 2014. – С. 20-22.
32. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л. М. Маневцева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 26–29.
33. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2017. – 333 с.
34. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
35. Медведева, К. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] / К. А. Медвеедва, А. В. Нарышкина // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. – Москва : БукиВеди, 2015. – С. 93-95.
36. Миленко, В. Познавательно-исследовательская деятельность как специфический вид детской деятельности [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Дошкольное воспитание. – 2012. – №1. – С. 25-31.
37. Морозова, И. С. Познавательная активность старших дошкольников [Текст] / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2016. – 455 с.
38. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Академия, 2015. – 324 с.
39. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 292 с.
40. Пазухина, И. А. Личностно-ориентированный подход как основа образовательного процесса ДОУ [Текст] / И. А. Пазухина //Дошкольная педагогика. – 2017. – №11. – С. 15–18
41. Парамонова, Л. А. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико–педагогический аспект) [Текст] : методические рекомендации для работников ДОО / Л. А. Парамонова, Т .Л. Богина, Т .П. Алиева, Н. Т. Терехова. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 227 с.
42. Пирская, Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Т. Б. Пирская // Современный детский сад. – 2016. – №3. – С. 43.
43. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А. Н. Поддьяков. – Москва : Российское психологическое общество, 2016. – 85 с.
44. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности до-школьников [Текст] / Л. Н. Прохорова. – Москва : Сфера, 2015. – 119 с.
45. Романова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / К. М. Романова. – Москва : Просвещение, 2017. – 185 с.
46. Рослякова, С. В. К вопросу о развитии познавательных интересов старших дошкольников методами экспериментирования [Текст] / С. В. Росля-кова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №10. – С. 36–38.
47. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования [Текст] : книга для педагогов и родителей / Л. В. Рыжова. – Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2017. – 221 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубин-штейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 712 с.
49. Савенков, А. И. Учебное исследование в практике современного до-школьного образования [Текст] / А. И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 2. – С. 4–15.
50. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
51. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. – Москва : Академия, 2017. – 208 с.
52. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению дошкольников исследовательским умениям и навыкам [Текст] / П. В. Середенко. – Москва : МПГУ, 2015. – 186 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
54. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной дея-тельности [Текст] / Р. П. Шульга // Детский сад от А до Я. – №12. – 2016. – С. 9-10.
55. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие [Текст] / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – Москва : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
56. Щербакова, Е. С. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. С. Щербакова, В. К. Голицын // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 10. – С. 77-94.
57. Щетинина, В. В. К вопросу о развитии познавательно- исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В. В. Щетинина ; под ред. О. В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. – Ульяновск : Издатель, 2017. – С. 133-143.
58. Щетинина, В. В. Поисковая лаборатория как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / В. В. Щетинина, Т. И. Бартошевич // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. – Ульяновск : Издатель, 2016. – № 11. – С.111-114.
59. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : АСТ, 2015. – 245 с.
60. Щукина, И. Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И. Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2017.– № 4. – С. 445-447.