Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности модульного обучения в процессе преподавания права в современной школе (Педагогическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37888

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение «Тарская гимназия № 1 им. А.М. Луппова» (Омская область, г. Тара).
Много приложений.
Если поменять в данной работе название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 4
Глава 1. Научно-методические основы применения технологии модульного обучения 8
1.1Сущность технологии модульного обучения 8
1.2 Построение современного урока права с использованием модульного обучения 17
2 Особенности модульной организации процесса обучения праву в школе 28
2.1 Организации процесса обучения праву в современной школе на примере Тарской гимназии №1 (БОУ «Тарская гимназия № 1 им. А.М. Луппова») 28
2.2 Опыт применения модульного обучения в процессе преподавания
праву 35
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46
Приложение 1 50
Приложение 2 51
Приложение 3 55
Приложение 4 56
Приложение 5 57


В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации, одним из важных направлений в развитии гражданского общества является правовая грамотность выпускников общеобразовательных учреждений .
Современное образование нацелено на формирование у школьника умения жить и работать в обществе, в условиях глобализации. Воспитание законопослушного гражданина начинается с осознания своих прав и обязанностей. Повышение правовой культуры учащихся должно происходить, в том числе, и через правовое образование
В процессе изучения курса права школьники усваивают основы общественного развития, осознают свои права и ответственность, что в итоге способствует позитивному и нравственному развитию полноценного гражданина. На уроках права изучаются такие правовые категории, как государство, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, основы конституционного и других отраслей права.
Однако, существующая система обучения не может в полной мере отвечать требованиям, которые предъявляются к выпускнику общеобразовательной школы. Обучение школьников основам права должно осуществляться с применением не только традиционных, но и современных методов преподавания. Положительный эффект освоения правовых знаний возможен при использовании инновационных технологий, таких как модульная технология обучения. Однако методика обучения праву в рамках данной технологии недостаточно разработана. В связи с чем, возникает противоречие, которое заключается в необходимости применения модульной технологии на уроках права и недостаточной методической обеспеченностью.
Таким образом, решение проблемы актуально на сегодняшний день, так как теоретическое и практическое ее разрешение позволит создать условия для развития гражданской и правовой активности общества, организовать на должном уровне процесс обучения.
Степень изученности темы
Изучением специфики модульного обучения занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Основополагающим работами в данной области можно назвать монографии таких авторов как С.Постлетуейт, B.Голдсмит, M.Л.Голдсмит и Д.Рассел , которые считаются родоначальниками данной технологии обучения. Именно этими американскими педагогами была предложена технология обучения, в основу которой положен принцип автономных содержательных единиц, названных «микрокурсами». Апробация данной методики была осуществлена в университете имени Д.Пердью. На основе предложенной технологии появились новые модификации, которые и сформулировали впоследствии единое понятие «модуля» и модульной технологии обучения.
В качестве российских исследователей необходимо назвать М.А. Чошанова, С.В. Мазанова . Так, работы С.В. Мазанова посвящены разработке модулей отдельных дисциплин. М.А. Чошановым разработано методическое пособие по системе проблемно-модульного обучения. По словам ученого такая технология дает возможность систематизировать знания и умения по учебной дисциплине. Кроме того, в своей работе он выделил основные принципы проблемно-модульного обучения.
Менее разработанной является тема специфики преподавания правовых дисциплин, правового воспитания и правового сознания. Данная проблема отражена в работах С. В. Воробьева , М.Ю. Зырянов , Е.Н. Ибрагимов , А.Ю. Куприянов . Вопросы модернизации правового образования и классификация современных методов освещаются в работе С.В. Воробьева. В статье М.Ю. Зырянова обосновывается необходимость комплексного подхода к правовому обучению и воспитанию школьников. Е.Л. Ибрагимовой выявлены особенности преподавания права учащимся, учет которых позволит сформировать важные правовые компетенции. Современные подходы к преподаванию правовых дисциплин анализирует в своем исследовании А.Ю. Куприянов.
Нужно отметить отсутствие работ по использованию модульного обучения в преподавании правовых дисциплин, что еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Объект исследования – преподавание права в современной школе.
Предмет – особенности модульного обучения в процессе преподавания права в современной школе.
Цель: выявить эффективность использования технологии модульного обучения на уроках права, как одной из наиболее успешных форм работы на уроке.
Решению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность модульной технологии.
2. Выделить требования к построению современного урока права.
3. Изучить специфику организации процесса обучения праву в старших классах школы
4. Изучить опыт применения модульного обучения в процессе преподавания права.
Методы и методология исследования.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также и общенаучные методы, такие как, теоретико-методологический анализ, логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Теоретической основой исследования послужили достижения советской, российской и зарубежной педагогики и психологии, а так же дидактические основы организации учебного процесса в школе. Источниковая база по данной теме достаточно обширна. Теории модульного обучения посвящено немало работ, в частности П.А. Юцевичене, М.А. и А.С. Петренко, Е.М. Пахомова и др. Философскому осмыслению модульного обучения и особенностям его применения в школе и в вузе посвящены работы И.Н. Борисовой, Б.Р. Манделя. Специфику правового обучения в школе освещают такие авторы, как
С. В. Воробьева, М.Ю. Зырянов, Е.Н. Ибрагимов, А.Ю. Куприянов.
Результаты работы могут быть использованы преподавателями права в качестве методической основы для разработки уроков и внеурочных мероприятий, для разработки семинаров для педагогов.
Структура работы: работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих основные положения исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное образование нацелено на формирование у школьника умения жить и работать в обществе, в условиях глобализации. Воспитание законопослушного гражданина начинается с осознания своих прав и обязанностей. Повышение правовой культуры учащихся должно происходить, в том числе, и через правовое образование. В процессе обучения основам права, важно создать условия, при которых учащиеся не будут пассивными слушателями, а смогут самостоятельно найти правовую информацию, обмениваться мнениями с другими учениками, с учителем, приводить аргументы и контраргументы.
Одной из педагогических технологий, которую можно использовать при изучении права в школе, является модульная технология обучения. Технология имеет давнюю историю, однако на сегодняшний день ее называют одной из наиболее перспективных.
Анализ теоретических источников показал, что в основу данной технологии положено понятие модуля. Модуль является главным элементом и состоит из следующих компонентов: законченный блок информации, модульная программа действий для ученика и рекомендаций учителя по ее успешной реализации. Определено основное отличие модульной технологии от других систем обучение, которое состоит в способности и умении учеников работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Модульную технологию можно использовать для построения изучения всего учебного предмета, но целесообразнее включить модульные уроки в традиционную систему обучения. Содержание предмета представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Учебное занятие в рамках модульной технологии можно построить в двух вариантах: занятие с полной самостоятельностью учеников и доминирующей рефлексивной деятельностью учеников.
Изучение организации правового образования было проведено на базе
БОУ «Тарская гимназия №1». Изучение основ права осуществляется в рамках отдельного курса. С целью проверки эффективности преподавания права в 11 классе был проведен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа – диагностика уровня сформированности правовых знаний учеников 11 класса. В качестве диагностического инструментария была использована анкета, состоящая из 20 вопросов. Ответы учеников, позволили сделать вывод о недостаточном уровне сформированности правовых знаний.
В рамках формирующего этапа эксперимента применялась модульная технология обучения. Представленный урок по теме Семейное право построен с учетом доминирующей рефлексивной деятельностью ученика, в котором нужно отметить следующие моменты: постановка триединой цели, создание учебных элементов, составление технологической карты для учеников, оценивание учениками своей работы на уроке и рефлексия.
После проведения ряда занятий по разделам Семейное и Трудовое право, было проведено повторное исследование уровня сформированности правовых знаний. Результат обработки ответов показал увеличение количества старшеклассников с высоким и средним сформированности знаний, а также уменьшение количества детей, продемонстрировавших низкие результаты.
Таким образом, применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Данный факт подтверждает эффективность указанной технологии при обучении праву.
На основании вышеизложенного, можно сделать заключение о выполнении всех задач и достижении цели исследования.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)[Электронный ресурс]//Федеральный портал Российское образование
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портал Российское образование
3. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс.
4. Основная образовательная программа среднего общего образования бюджетного образовательного учреждения «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова» Тарского муниципального района Омской области [Электронный ресурс]//Официальный сайт БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Литература
5. Белянкова Е.И. Методические аспекты использования юридических
документов на уроках права и обществознания[Электронный журнал ]//Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн.- 2016.- № 8 (26). –Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3440, свободный.- (дата обращения 19.04.2019)
6. Борисова, И. И.Реализация технологии модульного обучения в условия перехода на ФГОС нового поколения / И. И. Борисова // Преподаватель XXI век. - 2013. - № 1, ч. 1 - С. 61-63
7. Бочкарева З.В. Методика правового воспитания школьников/ З.В.
Бочкарева// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- №3.- С. 32-36
8. Буркова, Е. М.Философская основа развития познавательной
активности учащихся в процессе модульного обучения / Е. М. Буркова
// Школа будущего. - 2013. - № 5 - С. 24-27
9. Буркова Е. М. Внедрение технологии модульного обучения в практику школы/Е.М. Буркова// Педагогическая практика. – 2014. – №4. – С. 47-50
10. Быкова, С. С. Реализация модульного обучения в контексте
формирования профессиональной ответственности будущих педагогов / С. С. Быкова// Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6 - С. 62-67.
11. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики: монография/ В.П. Вахтеров.
- СПб. : Лань, 2013. - 580 с
12. Волкова Е. В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 561-563.
13. Волох Т.С. Организация уроков правового содержания в технологии модульного обучения / Т.С. Волох// Современные научные исследования и инновации.- 2018.- № 3.- С. 76
14. Воробьева С.В. Организационно-методологический аспект
модернизации правового образования// Вестник ТГУ.- 2012.- Вып. 3.- С. 34
15. Гриценко, Л. И. Моделирование и конструирование урока в контексте
требований ФГОС / Л. И. Гриценко // Школьные технологии. - 2014. - № 4 - С. 40-46
16. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию - один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности/ Г.Ю. Дюсалиева// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - с. 4-7
17. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников/ М.Ю. Зырянов// Вестник КГУ.- 2099.- №3.- С. 34-39
18. Ибрагимова Е.М. Особенности преподавания права в средних
общеобразовательных организация/ Е.М. Ибрагимова// Вестник ТГПУ.- 2014.- Вып.6.- С. 45-49
19. Клюева В. В.,Правовая грамотность учащихся старших классов // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 518-
20.Комарницкий А.В. К вопросу о необходимости повышения правовой культуры/ А.В. Комарницкий// Вестник Герценовского университета.- 2012.- №2.- С. 45-49
21. Куприянов А.Ю. Правовое образование как элемент цивилизационной
специфики общества в контексте устойчиво развивающего социума/ А.Ю. Куприянов // Гуманитарные науки и образование.- 2014. - № 1 (17). - С. 141-145
22. Мандель, Б. Р.Технологии проблемно-модульного обучения:
аспекты развития новых методов / Б. Р. Мандель // Ректор ВУЗа. - 2013. - № 4 - С. 40-43
23. Мандель, Б. Р. Проблемно-модульное обучение в школе:достоинства
и недостатки / Б. Р. Мандель // Школьные технологии. - 2013. - № 2 - С. 21-29.
24. Мандрон Т. И. Модульное обучение/ Т.И. Мандрон//Молодой ученый.
– 2014. – №6. – С. 114-115.
25. . Малышева А. С. Проблемы преподавания правового компонента
обществоведческого образования в средней школе/ А.С. Малышева// Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78-80
26. Пахомова, Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс]/ Е.М. Пахомова.- Режим доступа: http://www.tgc.ru, свободный.- (дата обращения 19.04.2019)
27. Петренко, А. С.Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте / А. С. Петренко// Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1 (57) - С. 63-69.
28. Петренко, А. С.Историко-педагогический анализ развития теории и практики модульного обучения / А. С. Петренко// Право и образование. - 2015. - № 10 - С. 166-173.
29. Хохлова Е. М. Преподавание дисциплин «право» и «правоведение» с применением традиционных и инновационных методов обучения / Е.М. Хохлова// Социально-политические науки .- 2017.- №1.- С. 67-70
30. Худолей Г.С. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий/Г.С. Худолей, Т.В. Стебеняева//Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – 2-4 (44). – С. 53-58
31. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения/ П.А. Юцявичене.- Каунас, 1989.- 271 с.
32. Goldshmid B., Modular Instruction in Higher Education/ В. Goldshmid, M.L. Goldshmid // Higher Education. – 1972. – №2.- С. 45
33. The Modular approach in technical education. – Paris, Unesco, 1989.
34. Russell J.D.Modular Instruction/ J.D.Russell Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ