Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические аспекты технологии модульного обучения математике в старшей школе (на примере темы «Многогранники»)

Работа №17918

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
875
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты технологии модульного обучения 7
1.1 Понятие модульного обучения 7
1.2 Технология модульного обучения 11
2 Методические аспекты технологии модульного обучения в старшей школе на
примере темы «Многогранники» 17
2.1 Методические рекомендации применения технологии модульного обучения
в старшей школе на примере темы «Многогранники» 17
2.2 Методическая разработка модуля для старшей школы по теме
«Многогранники» 20
Заключение 48
Список сокращений 50
Список использованных источников 51
Приложение А Задания для входного контроля 56
Приложение Б Задания для промежуточного контроля 61
Приложение В Задания для итогового контроля

Процесс внедрения технологий обучения, начавшийся во второй половине XX века, остаётся одним из эффективных факторов, способствующих изменению образа современного образования. Поэтому в последнее время стали появляться технологии в большей мере нацеленные на личностно¬ориентированное обучение, так как его основная цель состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его интересами, склонностями и потребностями.
На сегодняшний день ведущим типом учебного занятия остаётся традиционный - комбинированный урок, который не всегда продуктивен и не реализует весь познавательный потенциал старшеклассников. Традиционный комбинированный урок в основном преподаётся фронтально, инициатива в обучении принадлежит педагогу, а это не даёт возможности формировать у детей самостоятельность и активность. Таким образом, необходима такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы,интеллекта, склонностей,самостоятельности,коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью.
Использование современных педагогических технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения. К числу таких технологий можно отнести технологию модульного обучения, в которой ученику отводится основная роль, а от учителя требуется мотивирование, организация и контроль за его деятельностью.
Большинство исследователей (Н. В. Бордовская [11], Н. В. Борисова [12], С. С. Быкова [14] и др.) рассматривают технологию модульного обучения как технологию, которая даёт положительный результат в профессиональном образовании. Ряд исследователей (О. А. Кошелева, А. В. Леонтьева, Е. М. Тагаева и др.) изучали возможности применения технологии модульного обучения в общеобразовательной школе при обучении различным предметам. Однако, несмотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она достаточно изучена, т.к. недостаточно дидактических материалов для реализации технологии модульного обучения при изучении конкретной темы школьного курса математики.
В связи с актуальностью проблемы целью нашего исследования является изучение и рассмотрение технологии модульного обучения в старшей школе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математики в старшей школе по технологии модульного обучения.
Предмет исследования: технология модульного обучения.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие модульного обучения.
2. Разработать методические рекомендации применения технологии модульного обучения в старшей школе на примере темы «Многогранники».
3. Разработать модуль для старшей школы по теме «Многогранники».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ учебной, учебно - методической, научной литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение.
3. Обобщение педагогического передового опыта в преподавании математики.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа».
Методологической основой выпускной работы выступили труды зарубежных и отечественных исследователей: Дж. Рассел, М. Гольдшмид, Б. Ф. Скинер, Дж. Клингстед, Е. А. Данилина, В. А. Ермоленко, П. А. Юцявичене.
Теоретическая значимость выпускной работы состоит в том, что раскрыты теоретические аспекты технологии модульного обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы учителями математики, а также студентами физико - математического факультета при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников (в количестве 42 наименований) и трёх приложений.
По результатам исследования были подготовлены и опубликованы статьи:
1. Лыхина, К. А. «Сущностная характеристика современных педагогических технологий» // журнал Академия педагогических идей «Новация». - 2017. - №4.
2. Гинятулина, К. А. «Применение технологии модульного обучения на уроках математики» // сборник статей по итогам международной научно - практической конференции «Взаимодействие науки и общества: Проблемы и перспективы» / в 3 ч. Ч. 3. - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С. 44 - 48.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной научно-методической литературе имеют место множество определений понятия «модуль». В каждом толковании этих терминов есть что- то общее сближающее их все, но в тоже время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающие все определения друг от друга. Изучив литературу по теме исследования, мы под модулем будем понимать основное средство модульного обучения, являющееся законченным блоком информации и содержащее в себе целостную программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
На основе анализа учебной и учебно - методической литературы нами выделены: основные блоки модуля, включающие план действий с указанием конкретных целей, банк информации, методическое руководство по достижению указанных целей; определены основные принципы, в соответствии с которыми разрабатываются модульные программы и модули такие, как целевое назначение информационного материала, сочетание комплексных, интегрирующих дидактических целей, полнота учебного материала в модуле, относительная самостоятельность элементов модуля, реализация обратной связи, оптимальная передача информационного и методического материала.
Представлены методические рекомендации по применению технологии модульного обучения, которые включают в себя:
а) условия, необходимые при переходе на технологию модульного обучения:
1) мотивация учителей;
2) готовность учителя работать по данной технологии;
3) готовность школьника к выполнению самостоятельной учебно - познавательной деятельности: сформированное™ минимума знаний и общих учебных умений.
б) разработку модульной программы при переходе на технологию модульного обучения.
Разработан модуль для старшей школы по теме «Многогранники», цель которого сформировать у учащихся потребности и умения самостоятельно получать новые знания, новые формы деятельности, а также способность и готовность к практической работе.
При модульном обучении каждый учащийся занимается активной и эффективной учебно - познавательной деятельностью. Происходит персонализация контроля, самоконтроля, коррекции, степени самостоятельности учащегося. Ученик получает большие возможности для самореализации. Модульное обучение гарантирует учащимся освоение стандарта образования, а также продвижение на более высокий уровень обучения.
В результате нашего исследования поставленные задачи решены и цель достигнута.
Выпускная квалификационная работа может быть полезна студентам института при прохождении педагогической практики, при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также учителям предметникам общеобразовательных школ.



1. Абдуллаева, Л. С. Модульное обучение / Л. С. Абдуллаева, С. А. Самадова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2014. - №6. - С. 67 - 72.
2. Ананьева, Е. И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Е. И. Ананьева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №4. - С. 4 - 12. - Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/modulnoe-obuchenie-studentov-kak-pedagogicheskava -problema.pdf.
3. Анденко, М. А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении / М. А. Анденко. - Новосибирск, 1993.
4. Асророва, М. У. Модульные технологии обучения в вузе [Электронный ресурс] / М. У. Асророва // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. - Чита: Молодой учёный, 2016. - C. 154 - 156. - Режим доступа: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/189/10062/.
5. Бабаян, А. В. Блочно-модульная технология В.А. Ермоленко / А. В. Бабаян, И. А. Петренко // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - с. 41 - 44.
6. Баженова, О. В. Внедрение модульных технологий в образовательную среду педагогического университета / О. В. Баженова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2014. - №1. - С. 79 - 80.
7. Балаян, Э. Н. Ееометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ЕЕЭ: 10 - 11 классы / Э. Н. Балаян. - Ростов н / Д: Феникс, 2013. - 217 с.
8. Белоусова, М.А. Использование педагогических технологий при преподавании естественнонаучных дисциплин (география, биология) в непрофильном вузе [Электронный ресурс] / М. А. Белоусова // Электронный научно-методический журнал Омского ЕАУ. - 2016. - №2. - Режим доступа: http://e-iournal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/431 -00180.
9. Белых, Н. Г. Основы модульной технологии обучения физике в средней школе [Электронный ресурс] / Н. Г. Белых // Спецвыпуск. Дифференциация обучения. - 2010. - №14. - Режим доступа: http://svgimnazia1.grodno.by/sinica/i ndex2/fiz-2010-14-49.pdf.
10. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно¬воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб. метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
11. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н. В. Бордовская. - Москва: КНОРУС, 2011. - 432 с.
12. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода: учебно-методический комплекс по образовательному модулю / Н. В. Борисова. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 100 c.
13. Борисова, Н. В. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчёт об исследовательской работе) / Н. В. Борисова, В. Б. Кузов. - М.: Московский институт стали и сплавов, 2005. - 44 с.
14. Быкова, С. С. Реализация модульного обучения в контексте формирования профессиональной ответственности будущих педагогов [Электронный ресурс] / С. С. Быкова // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 62 - 67. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/realizatsiva-modulnogo-obucheniva-v-kontekste-formirovaniva-professionalnov-o tvetstvennosti-buduschih-pedagogov.
15. Гапоненко, А. В. Особенности применения современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе / А. В. Г апоненко, А. Н. Г оловин // Культурная жизнь Юга России. - 2011. - №1 (39). - С. 21 - 24.
16. Геометрия. 7 - 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: / Л. С. Атанасян [и др.]. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
17. Геометрия. 10 - 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л. С. Атанасян [и др.]. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.
18. Гинятулина, К. А. Применение технологии модульного обучения на уроках математики / К. А. Гинятулина // сборник статей по итогам международной научно - практической конференции «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы». - Стерлитамак: АМИ, 2018. - 4.3. - С. 44 - 48.
19. Гончар, О. Л. Методика реализации модульного обучения в профессиональном обучении / О. Л. Гончар. - Красноярск: КГБОУ «Красноярский техникум социальных технологий», 2016. - 39 с.
20. Грибанова, Н. А. Из практики организации разновозрастного обучения в образовательной школе / Н. А. Грибанова // Инновации в образовании. - 2015. - № 5. - С. 5 - 18.
21. Данилина, Е. А. Принципы модульного обучения и обучающий модуль как структурная единица организации учебного процесса / Е. А. Данилина // Вектор науки ТЕУ. - 2014. - №3 (18). - С. 71 - 74.
22. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / В. С. Зайцев. - Книга 1. - Челябинск: ЧЕПУ, 2014. - 411 с.
23. Карпов, В. В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В. В. Карпов, М. Н. Катханов. - М., 1992.
24. Каштанова, С. Н. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания / С. Н. Каштанова, Н. В. Белинова // Вестник Мининского университета. - Нижний Новгород, 2016. - №4.
25. Лыхина,К. А. Сущностная характеристика современных педагогических технологий» / К. А. Лыхина, А. А. Седых // журнал Академия педагогических идей «Новация». - 2017 - №4. - Режим доступа: https://ru. calameo.com/read/004786911c8a911566fc3.
26. Мордкович, А. Г. Математика 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович, И. М. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2006. - 388 с.
27. Овсиенко, В. О. Модульное обучение в структуре российских вузов / В. О. Овсиенко. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 124 с.
28. Петренко, М. А. Новаторские приёмы педагогической технологии как результат проявления творческой активности учителя и ученика / М. А. Петренко, А. И. Шепелев // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №10. - С. 361-368.
29. Петренко, А. С. Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте // А. С. Петренко // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1. - С. 63 - 69.
30. Саакян, С. М. Геометрия. Поурочные разработки. 10 - 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов. - Москва: Просвещение, 2015. - 240 с. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ da ta/assistance/56/8cd632ef-debc-11 e0-acba-001018890642_1 .pdf.
31. Савенков, А. И. Модульное построение образовательных программ в бакалавриате и магистратуре направления подготовки «Педагогическое образование» / А. И. Савенков, Е. А. Алисов, А. С. Львова // Вестник: научный журнал / Московского городского педагогического университета. - Москва, 2015. - №1 (31). - С. 18 - 24.
32. Севенюк, С. А. Модульно - рейтинговая подготовка будущих педагогов по дисциплине «История образования и педагогической мысли в россии и зарубежом» [Электронный ресурс] / С. А. Севенюк, Т. А. Парфёнова // Историко-педагогический журнал. - 2017. - №1. - С. 56 - 66. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/modulno-reytingovaya-podgotovka-buduschih-pe da gogov-po-distsipline-istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoy-mysli-v-rossii-i-za-r ubezhom.
33. Сотникова, О. А. Базовая модель методической системы проектно - модульного обучения в инженерном образовании: монография /О. А. Сотникова, С. А. Дейнега. - Ухта: УГТУ, 2016. - 122 с.
34. СТО 4.2 - 07 - 2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Красноярск: СФУ, 2014. - 60 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: федер. закон от 17.05.2012 №413 // Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф.
36. Чапчиков, С. Ю. Инновационному обществу инновационные образовательные технологии [Электронный ресурс] / С. Ю. Чапчиков // Инновации в образовании - проблемы практического применения. - 2009. - №3 (12). - С. 10 - 14. - Режим доступа: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/ files/pdf/002 chapchikovsyu 1 .pdf.
37. Шарипова, Э. Ф. Компетентностный подход в технологическом образовании: формирование общетехнологической компетенции будущих учителей: монография / Э. Ф. Шарипова. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. - 202 с.
38. Юцявичене, П. А. Теоретические основы модульного обучения: дне. д-ра пед. наук / П. А. Юцявичене. - Вильнюс, 1990.
39. Goldshmid, M. L. Modular Jnstruction in Higher Education / M. L. Goldshmid, B. Goldshmid. - Hig her Education, 1972. - 132 c.
40. Rusell, J. D. Modular Instruction / J. D. Rusell. - Minneapolis, Minn.: Burgest Publishing Co.-, 1974. - 126 c.
41. Skinner, B. F. The Technology of Teaching / B. F. Skinner. - New York: Appleton. Centery Grofts, 1968.
42. The Modular approach in technical education. - Paris: UNESCO, 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ