Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и внедрение модульного обучения студентов в современной образовательной организации

Работа №81577

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2019
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и внедрения технологии модульного обучения студентов в современной образовательной организации
1.1. Понятие технологии модульного обучения в научной
литературе
1.2. Технология модульного обучения студентов в профессиональной
образовательной организации
1.3. Разработка и проектирование содержание учебного модуля в процессе
обучения студентов в образовательной организации
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке и внедрению модульного обучения студентов в современной образовательной организации
2.1. Характеристика базы исследования и организация экспериментальной работы
по разработке и внедрению модульного обучения студентов ОзТК
2.2. Разработка и внедрение пакета контрольно - измерительных заданий по
проведению демонстрационного экзамена
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы на базе ОзТК
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список
Приложение

Актуальность. Процессы модернизации профессионального образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни общества. Сегодня назрела необходимость изменений в характере социальных требований к образованию, ориентации на формирование творческой, инициативной, ответственной, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.
Государственный образовательный стандарт третьего поколения ставит задачу формирования у выпускников общекультурных и профессиональных компетенций. Стандарты предыдущего поколения подразумевали формирование у студентов, так называемых ЗУНов - то есть знаний, умений и навыков. Сегодня эти понятия практически исключены из стандартов, теперь мы говорим о формировании компетенций. Но компетенции не вытесняют необходимости знаний и умений. Знания, умения и навыки - это, по сути, фундамент, на который опираются компетенции как способность применять эти знания, умения, навыки для успешной работы в определенной области.
Особенности развития профессиональной компетентности стали предметом изучения таких авторов, как Д.Ф. Ильясов, М.Г. Ермолаева, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др. В определении сущности и содержания компетенций специалиста интерес представляют научные разработки Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, A.B. Хуторского и др.
Новые стандарты определяют два вида компетенций - общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции подразумевают умение действовать в широком спектре видов деятельности, а профессиональные отвечают за профессионализм выпускника. В данной работе рассмотрим методические аспекты формирования профессиональных компетенций у специалистов профессионального образования.
Чтобы стать компетентным в профессиональной деятельности, выпускнику необходимо овладеть совокупностью компетенций. Именно достижение профессиональной компетентности, которая определяется способностью и готовностью выпускника решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в профессиональной педагогической деятельности, с использованием полученных знаний и умений, имеющегося профессионального и жизненного опыта, становится главным результатом получения образования.
Сформировать необходимую совокупность компетентностей у будущего специалиста возможно только совместной целенаправленной работой и студентов, и преподавателей. Если каждый преподаватель университета средствами своего предмета, используя активные методы и технологии, приучающие к самостоятельному приобретению знаний и к их применению, способствует формированию как практических навыков поиска, анализа и обобщения любой требуемой информации, так и приобретению опыта самоорганизации и самореализации, то этим он содействует становлению и развитию соответствующих компетенций, актуальных для будущей профессиональной деятельности.
Изучение отдельных учебных дисциплин, их инновационное содержание, даже инновационное содержание всей реализуемой образовательной программы еще не гарантируют формирования необходимого набора компетенций. Одним из факторов формирования компетенций может стать модульное построение обучения.
На начальном этапе внедрение модульной организации учебного процесса происходит путем встраивания разработанных модулей в существующие учебные курсы. Реализация модульного обучения потребует системных преобразований, затрагивающих обновление содержания образования, его организацию, систему оценивания, и проявится в существенном изменении учебной деятельности студентов.
Компетенции формируются и (или) корректируются в процессе освоения модуля на аудиторных занятиях, в ходе самостоятельной работы студентов, учебно-исследовательской деятельности и всех других видов деятельности. При аттестации по модулю оценке подлежат ожидаемые результаты обучения, т. е. степень сформированности компетенций. Таким образом, модульное построение обучения может стать средством формирования и становления компетенций.
Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Разработка и внедрение модульного обучения студентов в современной образовательной организации».
Объект исследования - технология модульного обучения студентов в современной образовательной организации.
Предмет исследования - методика разработки и проектирования модульного обучения студентов в современной образовательной организации.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и внедрить технологию модульного обучения студентов в современной образовательной организации.
Гипотеза исследования- профессиональная подготовка в организациях Среднего профессионального образования будет более эффективна, если разработать и внедрить модульное обучение студентов в профессиональной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты модульного обучения в научной литературе.
2. Раскрыть этапы разработки и проектирования модульного обучения студентов в современной образовательной организации.
3. Разработать программу учебного модуля в процессе освоения дисциплины студентами профессиональной образовательной организации.
4. Разработать и внедрить пакет контрольно -измерительных заданий по проведению демонстрационного экзамена.
Практическая значимость - результаты выпускной квалификационной работы и контрольно-измерительных материалов могут быть использованы на практике в профессиональной организации.
Этапы исследования - на первой этапе разрабатывалась экспериментальной работа по внедрению модульного обучения студентов, на втором этапе - проводилась экспериментальная работа.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы, нормативно-правовых источников, программно-методических материалов.
База исследования. Экспериментальная работа по разработке и внедрению модульного обучения студентов проводилась профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Озерский Технический колледж» (ОзТК).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы показал, что под модулем понимается автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля.
Модульный подход позволяет преодолеть фрагментарность путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле. Поскольку любая учебная дисциплина представляет собой систему, то модуль позволяет технологизировать структурирование ее предметного содержания по следующему алгоритму: определение системы, ее структуры, норм, методов и результата функционирования.
Цель технологии модульного обучения - создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, в разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность в соответствии с модульной учебной программой.
При разработке модуля необходимо определить цель, задачи, ведущие идеи модуля; технологический и оценочный инструментарий (методы, технологии обучения, приемы, способы), необходимый для достижения выделенных образовательных результатов и их оценки; учебное содержание, овладение которым необходимо для формирования выделенных образовательных результатов; по каждой теме, входящей в учебные элементы модуля определить: ведущую идею, ключевые понятия, технологии, методы, формы работы и задания на самостоятельную работу.
Экспериментальная работа по разработке и внедрению модульного обучения студентов проводилась профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Озерский Технический колледж» (ОзТК).
Озерский Технический колледж осуществляет подготовку специалистов по 18 профессиональным образовательным программам (Программы подготовки специалистов среднего звена), и по 7 Программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, 18 специальностей базового и углубленного уровней среднего профессионального образования; В состав профессиональный модуля «Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг» входит МДК 01.01 «Организация и технология парикмахерских услуг».
При оценке сформированности профессиональных компетенций студентов в системе среднего профессионального образования были выбраны следующие критерии:
- познавательный критерий (т.е. уровень освоения студентом знаний и умений по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство» его уровень профессиональной грамотности);
- мотивационный критерий (уровень сформированности общими компетенциями ОК1- ОК10);
- практический критерий (уровень овладения профессиональными компетенциями ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.4, имеющими профессиональную направленность, наличие умений рациональной организации труда, использование знаний в нестандартных ситуациях, навыки проектирования, ответственности в процессе учебной и профессиональной деятельности).
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что только 7,7% студентов ЭГ и 14,3% студентов КГ имеют высокий уровень профессиональных компетенций. Почти половина студентов (52,8% в ЭГ и 46,4 в КГ) имеют средний уровень. У 38,5% студентов ЭГ и 39,3 студентов КГ выявлен низкий уровень профессиональных компетенций.
На следующем этапе была проведена работа по разработке и внедрению учебного модуля для студентов колледжа по профессиональному модулю «Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг»
Учебный модуль был разработан по МДК 01.01 «Организация и технология парикмахерских услуг» для студентов колледжа. Из учебного плана был выбран раздел 2 «Проектирование парикмахерской услуги».
В данном модуле выделены следующие учебные элементы: «Виды и технология выполнения стрижек волос», «Виды и технология выполнения укладок волос», «Виды и технология выполнения окраски волос». Полученные теоретические знания и практические навыки проверены при сдаче Квалификационного экзамена в форме Демонстрационного экзамена, что наглядно показывает профессиональные компетенции.
Для оценки эффективности разработанного учебного модуля была проведена повторная диагностика профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации.
Благодаря разработанному и внедренному учебному модулю повысился уровень сформированности профессиональных компетенций, о чем свидетельствуют результаты успеваемости в экспериментальной группе; в экспериментальной группе количество студентов с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности после эксперимента увеличилось на 26,9%, количество студентов, имеющих низкий уровень - снизилось на 23,1%.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.



1. Антипина, Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л.Б. Антипина // Методист. - 2010. - №2. - С. 39-44.
2. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. - М.: Транс-сервис, 1997. - 225 с.
3. Блохин Н.В. Психологические основы модульного профессионального обучения: Метод. пос. / Н.В. Блохин, И.В. Травин. - Кострома, 2003.
4. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров // Персонал. - 2000. - № 1. - С. 24-30.
5. Бородина Н.В., Самойлова Е.С. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф.-пед. ун-та, 1997. - 40 с.
6. Букурова, О.В. Владение общими и профессиональными компетенциями - основа успешной деятельности молодого педагога / О.В. Букурова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-1 (2). - С. 30-31.
7. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород, 1997. - 125 с.
8. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст]/ А.А. Вербицкий. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
9. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. - 1997. - № 8. - С. 25 - 29
10. Гареев, В.М. Принципы модульного обучения / В.М. Гареев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко // Вестник высш. школы. - 1987. - № 8. - С. 30.
11. Горлицын, С.В. Разработка структуры учебной информации и ее наглядное представление / С.В. Горлицын // Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии: сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции. - М., 2014. - С. 86-88.
12. Горлицын, С.В. Роль визуального мышления в учебном процессе / С.В. Г орлицын // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 1-4 (20). - С. 17-18.
13. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
14. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебн. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - М.: Аверсов, 2004. - 336 с.
15.Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.А. Сыманюк // Высш. образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.
16.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет- журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. Режим доступа:
http: //www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm.
17.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505.htm.
18. Иванова, Л.А. Современный учитель: новые требования к
профессиональным компетенциям и личностным характеристикам / Л.А. Иванова, О.М. Вербицкая // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 1. - С. 123-128.
19. Игнатьева Е.Ю. Проектирование учебного модуля, ориентированного на формирование компетенций: Учебное пособие. - СПб. :Изд-во «ЛЕМА», 2016. - 82 с.
20. Казарцева, Г.А. Организация модульного обучения: в помощь
преподавателям образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие / Г.А. Казарцева; под ред. О.Д. Нациевского. - Челябинск, 2004. - 143 с.
21. Кайнова С.А. Модульная система обучения // Профессионал. - 2000. - № 3. - С. 5 - 12.
22. Каширокова, И.Е. Становление дизайн-образования в России / И.Е. Каширокова, М.Д. Хатуева // Профессиональное образование. Столица. - 2014. - № 9. - С. 35-37.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
24. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
25. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. - М.: Эксмо, 2006. - 148 с.
26. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М. : Владос, 2009. - 464 с.
27. Лихачев, Б.Т. Педагогика: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2014. - 464 с.
28. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
29. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. - М.: Знание, 2005.
30. Неудахина, Н.А. Современные образовательные технологии: модульный курс: учебное пособие / Н.А. Неудахина, Т.С. Федорова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. - 244 с.
31. Никашин, А.Н. Методика анализа учебной информации: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Методика профессионального обучения» / А.Н. Никашин. - Ростов-на-Дону, 2014. - 12 с.
32.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
34.Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с пол. - М.: Высш. шк., 1990. - 381 с.
35.Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
36. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
37. Плоцкая, О.А. К вопросу о соответствии организации учебного процесса профессиональным требованиям и компетенциям будущих выпускников- бакалавров / О.А. Плоцкая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 3. - С. 56-57.
38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1391 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)» // http://base.garant.ru/70810680/
39. Психологический словарь [Текст] / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2007. - 800 с.
40. Ратчин, Н.А. Технологическая компетенция педагога профессионального обучения как ключевая составляющая его профессиональной деятельности / Н.А. Ратчин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 2. - С. 141-142.
41. Савченко, Е.Е. Методика профессионального обучения: практикум / Е.Е. Савченко, Т.Г. Дулинец. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
42. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - Т1. - 816 с.
43. Серова, О.В. Метод проектов в практической деятельности, будущих педагогов-дизайнеров / О.В. Серова, Ю.Н. Петров // Вестник ЧГПУ. 2013. - № 2. - С. 116-125.
44. Скачкова, Н.В. Профессиональное становление дизайнера в образовательном процессе современного колледжа / Н.В. Скачкова, Э.Г. Климашевская // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - № 4 (10). - С. 62-68.
45. Сквирский, В.Я. Методические указания по разработке структуры учебной информации / В.Я. Сквирский. - М.: Изд-во МАДИ, 1980. - 80 с.
46. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
47. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 7-е изд., стер. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
48. Строганов, Д.В. Графовая модель оценки сложности учебной информации / Д.В. Строганов, В.М. Пеньков, К.А. Николаева и др. // Вестник МАДИ. - 2009. - № 1. - С. 97-102.
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 787 с.
50. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
http: //base.garant.ru/70291362/
51. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 18 с.
52.Черепенникова, Н.А. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения / Н.А. Черепенникова, Е.В. Черная // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 39-2. - С. 19-28.
53. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: учеб. пособие / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - 67 с.
54.Эрганова, Н.Е. Основы методики профессионального обучения: учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 138 с
55.Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. — Каунас : Швиеса, 1989. — 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ