ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
• Формирование лексических умений и навыков как психолого - методическая проблема
• Психолого-педагогическая характеристика старшего этапа обучения
• Применение обучающей ролевой игры в формировании лексических умений и навыков на старшем этапе обучения английскому языку
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХ РОЛЕВЫХ ИГР
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
2.2 Организация, ход и анализ экспериментальной работы по формированию лексических умений и навыков школьников с применением обучающих ролевых игр
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. В связи с развитием международных отношений в различных областях деятельности обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений. Предмет «Иностранный язык» рассматривает практические, образовательные развивающие и воспитательные задачи, решение которых возможно при условии усиления речевой деятельности учащихся. Следуя возрастной периодизации, принятой русскими психологами и педагогами, время жизни детей от четырнадцати до шестнадцати лет называется старшим подростковым возрастом. При определении его пределов учитываются особенности психического и физического развития подростков, берется во внимание учебная деятельность, которая становится в этом возрасте ведущей.
На старшем этапе обучения школьников иностранному языку одной из наиболее важных проблем является формирование лексических умений и навыков. Учащиеся часто употребляют однообразную лексику в монологической и диалогической речи, вследствие чего речь выглядит неестественной, лишенной лексического разнообразия и эмоциональной окраски, что не соответствует принятым нормам общения. Именно лексика является краеугольным камнем для овладения любым иностранным языком, и без достаточного словарного запаса невозможно сформировать основы коммуникативной компетенции учащихся.
Актуальность работы обусловлена тем, что использование обучающих ролевых игр в учебном процессе открывает широкие возможности для развития и закрепления словарного запаса учащихся, формирования их лексических умений и навыков. Учебно-методический комплект по английскому языку, которым мы руководствовались во время педагогической практики, содержит тематику учебного материала, которая включает в себя некоторые элементы занимательности и увлекательности. Однако этого недостаточно для того чтобы разнообразить учебную работу на уроке иностранного языка. Беседы с учителями английского языка подтвердили наши предположения о необходимости использования обучающих ролевых игр на уроке. Включенность учащихся в атмосферу обучающей ролевой игры позволит им самим осуществлять поиск необходимой информации, решать коммуникативные задачи, реализовать собственные намерения и потребности.
В работе делается попытка показать, что погружение в языковое пространство при помощи обучающих ролевых игр - эффективное средство для формирования лексических умений и навыков. Кроме того обучающая ролевая игра имеет большие возможности для реализации творческого потенциала, как учащихся, так и преподавателя.
На основе анализа актуальности и состояния изученности проблемы были выявлены противоречия между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и практического состояния дел по разработке и применению обучающих ролевых игр на уроках английского языка в школе.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: являются ли ролевые игры эффективным средством формирования лексических умений и навыков на старшем этапе обучения английскому языку?
Согласно теме исследования «Разработка и применение обучающей ролевой игры как средства формирования лексических умений и навыков», в работе была поставлена цель.
Цель исследования заключается в освещение вопросов, связанных с усилением учебной деятельности учащихся при формировании лексических умений и навыков в процессе обучении английскому языку, с определением места ролевой игры в этом процессе и предложении комплекса разработанных обучающих ролевых игр.
Объектом исследования является процесс формирования лексических умений и навыков на уроках английского языка.
Предметом исследования является обучающая ролевая игра как средство формирования лексических умений и навыков на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние проблемы формирования лексических умений и навыков в теории и практике обучения иностранному языку.
2. Изучить состояние проблемы использования обучающей ролевой игры как средства формирования лексических навыков в теории и практике изучения.
3. Разработать и апробировать обучающие ролевые игры, направленные на формирование лексических умений и навыков на старшем этапе обучения английскому языку.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс формирования лексических умений и навыков на уроках английского языка будет более эффективным, если:
- школьные педагоги в своей практической работе будут регулярно использовать обучающие ролевые игры добиваясь более действенных результатов;
- систематически осуществлять диагностику уровня сформированности лексических умений и навыков и выполнять, по мере необходимости работы по ее корректировке.
Методологической основой в работе выступают научные труды следующих авторов: И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, С.Ф. Шатилов, Б. Уйат, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т.Элиот и др.
В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме; анализ учебников предметной линии «Английский в фокусе» (9 класс) Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс, анализ результатов опытно-экспериментальной
работы.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование с учителями английского языка школы № 5 и школы № 8, учащимися 9 «а» класса школы № 5 г. Елабуги.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе 9 класса МБОУ СОШ - № 5 г. Елабуги. В исследовании участвовали учащиеся, школьные учителя английского языка. Выборка составила - 28 учащихся 9 класса МБОУ СОШ- № 5 г. Елабуги и 8 учителей английского языка МБОУ СОШ- № 5 и МБОУ СОШ- № 8.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 64 источников и приложения. Изложенный материал иллюстрируется, таблицами и диаграммами.
В наши дни велика значимость изучения иностранного языка для того, чтобы обеспечить возможность эффективного международного сотрудничества. Лексика является основным исходным пунктом к изучению, развитию и формированию грамматических, фонетических умений и навыков, а также коммуникативной компетенции личности. Следовательно, во время обучения иностранному языку в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц, а также научиться использовать их в различных ситуациях устного и письменного общения.
Современные исследователи доказали, что усвоение слов, фразеологических оборотов и т.д. происходит в деятельности с ними. Другими словами, задания и упражнения по использованию лексических единиц включенные в содержание обучающих ролевых игр способствуют усвоению лексики. В опытно-экспериментальной работе в качестве средства формирования лексических умений и навыков учащихся девятых классов мы использовали обучающие ролевые игры и пришли к выводу что применение их на уроке способствует также расширению кругозора и познавательной деятельности подростков.
В данной квалификационной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выделения основных понятий по теме, таких как обучающая ролевая игра, лексические умения, лексический навык. Были рассмотрены психолого-возрастные особенности обучения иностранному языку учащихся старшей ступени обучения, особенности развития их лексических умений и навыков, а также функции, разновидности обучающей игры как средства формирования лексических умений и навыков.
Во второй главе были определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, представлен комплект обучающих ролевых игр для формирования лексических умений и навыков на старшем этапе обучения иностранному языку и описана его апробация.
Результаты постэкспериментального среза показали, что у учащиеся экспериментальной группы сформировался достаточный уровень мотивации к участию в обучающих ролевых играх, умение самостоятельно решать поставленную задачу, умение сравнивать и классифицировать, давать собственную оценку средствами иностранного языка. Они намного лучше справились с предложенными заданиями теста, что свидетельствует о том, что благодаря использованию нами обучающих ролевых игр обучающиеся в экспериментальной группе могли применять изученные слова и грамматические конструкции в речи.
Учитывая все факты, которые были изложены в теоретической части нашей работы, а также в процессе экспериментальной работы, мы можем констатировать, что эффективность разработанного комплекта обучающих ролевых игр как средства формирования лексических умений и навыков была доказана в процессе обучающего эксперимента. Для доказательства эффективности представлена итоговая сравнительная диаграмма результатов постэкспериментального среза обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Анализ данной диаграммы показывает, что уровень сформированных умений и навыков по теме «Искусство и литература» у учащихся контрольной группы составляет 4,14 балла, а у учащихся в экспериментальной группе он достиг 4,79 балла.
Таким образом выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленная цель исследования достигнута.