Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «РОЛЕВАЯ ИГРА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №47650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития и применения метода «Ролевая игра» в системе обучения иностранного языка 6
1.1 Определение понятия «ролевая игра» как форма обучения 6
1.2 Функции и значение ролевой игры в процессе обучения английскому
языку 12
1.3 Использование ролевой игры в системе обучения младших
школьников 17
Выводы по Главе 1 26
Глава 2 Практическое применение метода «ролевой игры» в процессе обучения английскому языку у младших школьников 28
2.1 Способы применения метода «ролевая игра» в процессе обучения английскому языку 28
2.2 Реализация метода «ролевая игра» на уроках английского языка 34
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложение 68

На сегодняшний день существует множество способов интерактивного изучения английского языка с целью заинтересовать детей младшего школьного возраста и повысить их мотивацию к изучению языков.
Важно отметить, что к изучению английского языка на начальном этапе следует подходить с особой внимательностью, поскольку в данный период закладывается основа изучения языка и фундамент для дальнейшего совершенствования языковой подготовки.
Младший школьный возраст представляет собой короткий, но весьма важный период для становления личности. В данный период дети активно приобретают знания об окружающем мире, а также формируют свое представление о людях, труде, вырабатывая при этом навыки и привычки.
Чтобы повысить мотивацию к изучению английского языка в младшем школьном возрасте, педагоги и методисты придумывают множество приемов и сценариев. Одним из эффективных методов изучения английского языка в младшем школьном возрасте является метод «ролевой игры».
В настоящий момент данный метод активно внедряется в практику преподавания английского языка не только в младшем школьном возрасте, но и среди подростков.
Актуальность нашего исследования заключается в попытке тщательного анализа и систематизации материала по теме ролевых игр и и выявления наиболее оптимальных стратегий их применения с учетом возрастных особенностей обучающихся
Научная новизна исследования: в рамках нашей дипломной работы была проанализирована общая характеристика использования ролевых игр на уроках английского языка, проанализирован практический аспект использования ролевых игр в контексте обучения английского языка. Кроме того, разработаны упражнения и рекомендации для педагогов по использованию ролевых игр на уроках английского языка.
Объектом исследования является ролевая игра в контексте обучения иностранного языку.
Предмет исследования - особенности применения и реализации метода ролевой игры в рамках обучения иностранному языку.
Цель нашего исследования - проанализировать использование ролевых игр в контексте обучения иностранному языку среди учащихся младшего школьного возраста.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Определить сущность понятия ролевая игра в психолого-педагогической литературе;
2. Исследовать функции и значение ролевой игры в контексте изучения английского языка;
3. Рассмотреть способы и приемы использования ролевой игры в процессе обучения;
4. Проанализировать способы применения метода ролевой игры в процессе обучения.
5. Изучить на практике сущность данного метода и его применение.
Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и
отечественных исследователей, которые занимались данными вопросами. Использовались работы Бутько Т.В., Гашковой В.П., Лащиковой И.Я. для анализа ролевой игры как методического приема на уроках английского языка.
Учитывались подходы Герасимова Б.Н., Харисова Н.Н., Чиркова Г.В. к общей характеристике использования игры на уроках английского языка.
Анализировались взгляды Гальсковой Н.Д., Зимней И.А., Кузовлева В.П., Кауфмана М.Д. в связи с изучением методов активного обучения английского языка.
В работе были использованы следующие методы: обобщение и сравнение научной информации, беседа, наблюдение, консультация.
Результаты нашего исследования имею теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретического материала по методике преподавания иностранного языка детям младшего школьного возраста, который может послужить базой для дальнейших исследований.
Практическая значимость работы обусловлена тем, то данная работа может быть использована студентами и начинающими учителями английского языка для организации речевой деятельности на уроках иностранного языка.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей дипломной работы было проанализировать использование ролевых игр в контексте обучения иностранному языку среди учащихся младшего школьного возраста.
В рамках нашего исследования были рассмотрены несколько точек зрения по вопросу ролевых игр.
В качестве рабочего определения нашего исследования было выбрано определение ролевой игры, предложенное М.Ф. Строниным и Н.Я. Михайленко. Таким образом, ролевая игра - это организованное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил ребенка.
Любая ролевая игра требует напряжения умственных и эмоциональных сил от ребенка. В ролевой игре должны обязательно быть прописаны четкие условия, а также должно вводиться ограничение по использованию языкового материала. Следует также отметить, что в ролевой игре обязательно присутствует эффект неожиданности. Это проявляется в ситуации, когда ребенок слышит неожиданный для него вопрос и начинает думать, как на него можно ответить.
В рамках нашего исследования мы также придерживаемся точке зрения исследователя Н.Я. Михайленко. Ученый считает, что ролевая игра представляет собой универсальный инструмент, в процессе которого происходит подготовка к принятию управленческих решений, а также обеспечение их реализации.
Поскольку в основе ролевой игры лежит организованное речевое общение между ее участниками, то следует отметить, что ролевая игра представляет собой одну из форм организации речевой ситуации. При этом речевое общение происходит благодаря распределенным между ними ролями и игровым сюжетом.
Внедрение ролевых игр в обучающий процесс может помочь младшим школьникам наладить отношения и атмосферу в ученическом коллективе.
Это объясняется тем, что в процессе ролевой игры все становятся активными участниками действия, что способствует сплочению коллектива. В процессе ролевых игр у младших школьников также развиваются такие качества как сознательная дисциплина, самостоятельность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения и находить компромисс.
Таким образом, ролевая игра - представляет собой вариативноситуативное упражнение, в процессе которого решаются какие-либо трудности младших школьников, либо исследуется конфликт и пути его разрешения.
Следует обратить особое внимание на подготовку ролевой игры, поскольку материал должен быть структурирован, учитывая технологический и обучающий циклы. Необходимо также иметь профессиональную направленность выбранной темы, а также видеть возможность практического применения знаний, умений и навыков.
Ролевая игра обладает целостным циклом управляемого взаимодействия, который состоит из трех этапов:
1. Подготовка ролевой игры;
2. Проведение ролевой игры;
3. Коллективное обсуждение результатов проведения ролевой игры.
Нами были выделены основные функции ролевой игры в контексте
обучения иностранному языку среди учащихся младших классов.
Обучающая функция ролевой игры: решает конкретные задачи в плане обучения и воспитания, которые направлены на усвоения определенного программного материала, а также правил, которым должны следовать учащиеся. Ролевые игры также важны для нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Развивающая функция ролевой игры состоит в развитии учащегося, в коррекции его знаний и навыков.
Воспитательная функция ролевой игры способствует выявлению индивидуальных особенностей детей. Кроме того, она позволяет устранить нежелательные проявления в характере детей младшего школьного возраста.
Подытожив, мы может сделать вывод, что ролевые игры должны включаться в учебный и внеучебный процессы, поскольку они передают целую гамму положительных эмоций, а также духовных и эмоциональных ценностей.
Ролевые игры крайне необходимы для успешного обучения и воспитания, поскольку пробуждают интерес к учебным занятиям и упражнениям, а также позволяют мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой. Также стоит отметить, что, несмотря на огромное разнообразие ролевых игр, практически каждая из них носит познавательный характер. Особенно это касается тех ролевых игр, которые ориентированы на обучение.
Рассматривая ролевую игру, как один из методов обучения, можно выделить следующие ее виды:
- контролируемая;
- умеренно-контролируемая;
- свободная;
- эпизодическая;
- длительная.
Говоря о классификации ролевых игр, можно также отметить, что ролевые игры можно разделить на две группы.
Первая группа составляет грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков.
Основное внимание уделяется грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи.
Вторая группа называется «Творческие игры». Цель этих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Такие игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Во второй, практической главе нашего исследования мы рассмотрели и проанализировали множество примеров ролевых игр и их внедрение в учебный процесс.
В конечном итоге мы пришли к выводу, что ролевая игра должна способствовать самому главному: созданию условий для обучения младших школьников иностранному языку в коммуникативной манере.



1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / М., “Просвещение”, 1987. - 237 с.
2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, - Москва, «Просвещение», 2017. - 424 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика. 2017. - 471 с.
4. Бойченко, Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, - Киев «Радянская школа», 2008. - 654 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду, - Москва, «Просвещение». 2014. - 433 с.
6. Бочарова, Т.И. Комплексная деловая игра в процессе обучения специалиста. // 2011. № 6. С.78-79
7. Венгер, А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985. - С.165-191.
8. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003. - 467 с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 203-207.
11. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 172 с.
12. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989. - 457 с.
13. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 20.
14. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. - СПб.: КАРО, 2005. - 80 с.
15. Жилкина, Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе, 2010г. №1. - С. 34 - 38.
16. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 2013. - 287 с.
17. Журова, Л. Е. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №1 / Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 887 с.
18. Зеньковский, В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 2009. - 426 с.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Ростов/Д.: Феникс. - 2000. - 480 с.
20. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 248 с.
21. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 2006. - 389 с.
22. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1988 г. №6 - С. 59-66.
23. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - № 4, 2002. - С. 14-16.
24. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - 2-е издание. - М.: Академия, 2004. - 264 с.
25. Колкова, М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе / М.К. Колкова. - Спб.: Каро, 2006. - 224 с.
26. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. / Конышева А. В. - Мн.: Тетра Системс, 2003. - 175 с.
27. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. / Конышева А.В. - СПб.: КАРО, Мн. издательство « Четыре четверти», 2006. - 192 с.
28. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2013. - 160 с.
29. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3. С. 78-98.
30. Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1998. - 169 с.
31. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков: справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Минск: Вышэйшая школа, 2005 - 279 с.
32. Медведева, О.И. Творчество учителя на уроках английского языка: Книга для учителя (из опыта работы) / О.И. Медведева. - М.: Просвещение, 1992. - С. 3-61.
33. Миролюбов, А.А. Общая методика преподавания иностранных языков: учебное пособие / А.А. Миролюбов. - М.: Просвещение, 2008 - 310 с.
34. Михайленко, Н.Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. // Дошкольное воспитание. -2003. - №4. - С. 18-23.
35. Никитин, Г.П. Щедровицкий, Ю.П. Азаров и Г.К. Селевко. Технология игрового обучения, игровые технологии // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 78-90.
36. Николаева, С.Ю. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: учебник, издание 2е, исправленное и переработанное / С.Ю. Николаева, О.Б. Бигич, Н.О. Бражник. - К.: Ленвит, 2002. - С. 39-41, 142-158.
37. Панова, Л.С. Методика обучения иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях: учебник / Л.С. Панова, И.Ф. Андрийко, С.В. Тезикова и др. - К.: Академия, 2010. - С. 84-103.
38. Панова, Л.С. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей / Л.С. Панова. - Киев: Радянська школа, 1999. - С. 128-144.
39. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. - М.: Академия, 2008. - 223 с.
40. Пассов, В.И., Кузовлев В.П., Коростелов В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. - 2004. - 865 с.
41. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. - Минск: ООО "Лексис", 2003. - 184 с.
42. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. - М.: Академия, 2006. - 332 стр.
43. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - Просвещение, 2001. - 130 с.
44. Ростовцева, О.М. Английский для детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.М. Ростовцева. - Тула: Ясность, 2005. - 333 с.
45. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. - М.: Per Se, 2004. - С. 33-41.
46. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. / Самоукина Н.В. - М.: Народное образование, 1996. - 185 с.
47. Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
48. Спиридонова Т.И. Игровые приемы для повторения пяти времен английского глагола // Иностранные языки в школе. - 2004. - С. 70-73.
49. Степанова Е.Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. - 2014. - С. 66-68.
50. Степнова И.С. Игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2001. - С. 90-92.
51. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: учебное пособие / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение 2006. - 298 с.
52. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ 1999. №2. - С. 30-34.
53. Фрёлих, И. О систематическом развитии диалогической речи при обучении иностранному языку // Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Сборник научных трудов. - Мн.: 2001. - С. 30 - 33.
54. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра// Школьные технологии. 2015. № 2. 3. С. 90-96.
55. Шмаков, С.А. Игра учащихся - феномен культуры. / Шмаков С.А. - М., 1994. - 186 с.
56. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 470 с.
57. Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2015. - 286 с.
58. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Эльконин Д.Б. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
59. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации человека. / Якобсон П. М М., 2001. - 317 с.
60. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - М., 2004. - 230 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ