Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и применение дидактических средств обучения студентов профессиональной образовательной организации

Работа №80462

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических средств обучения для занятий студентов в системе среднего профессионального образования 7
1.1. Исторический аспект возникновения и развития дидактических средств обучения в профессиональном образовании 7
1.2. Рабочая тетрадь как средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения 15
1.3. Основные требования к разработке и применению рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов колледжа 22
Выводы по Главе 1 30
Глава 2. Опытно-практическая работа по применению рабочей тетради в учебном процессе среднего профессионального образования 32
2.1. Характеристика базы исследования ГБПОУ «Чебаркульский
профессиональный техникум» 32
2.2. Разработка и апробация рабочей тетради по дисциплине «Санитария и гигиена питания» в учебном процессе ГБПОУ «Чебаркульского профессионального техникума» 38
2.3. Анализ эффективности применения рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов по дисциплине «Санитария и гигиена питания» 50
Выводы по Главе II 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение


Реализация процесса обучения происходит за счёт взаимодействия педагога и обучающегося.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года говориться о том, что средства обучения и воспитания включают в себя: приборы,
оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Центральной задачей и ведущей идеей российской образовательной политики в настоящее время является модернизация образования. Модернизация образования - это всестороннее, распределённое обновление всех звеньев образовательной системы. И всех сфер образовательной деятельности учитывая требования современной жизни, при сохранении и преумножении лучших традиций образования. Это пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления, данной системой. Это значительные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам прошлого дня. Все выше перечисленное необходимо для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов. Постоянно меняющиеся условия жизни требует от специалиста постоянного приобретения знаний, профессионального стиля мышления и умения анализировать факты действительности, оперативно решать производственные вопросы. Решение данных задач возможно при разработке и применению принципиально новых средств обучения [60].
Материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и студентами в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности являются дидактические средства обучения. К данным средствам относятся дидактические материалы, учебная литература, наглядные пособия, лаборатории, оборудование. Средства обучения и живое слово педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Нужно и очень важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправдано.
Современные дидактические средства в ходе развития педагогических технологий играют значительную роль в образовании, однако трудны в использовании. Дидактические средства обучения на занятии имеют огромное значение для повышения качества усвоения информации, развития психики и расширения педагогических возможностей преподавателя. Но они требуют больших материальных вложений со стороны учебных учреждений в модернизацию классов, прохождение преподавателей курсов по освоению этого ПО, закупку лицензионного ПО [4, с. 330].
Большое значение имеют дидактические средства обучения в профессиональном обучении при усвоении дисциплин профессионального цикла, так как дают возможность подробно изучить материал и овладеть профессией.
Применение дидактических средств обучения в процессе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена имеет первостепенное значение, поскольку без них не может быть обеспечено успешное усвоение обучающимися общеобразовательных и
профессиональных знаний, эффективное формирование у них практических умений и навыков. Вот почему решение проблемы эффективного использования средств обучения является одной из актуальных задач профессиональной педагогики [37].
Одним из средств обучения, имеющих общее признание, считается рабочая тетрадь на печатной основе, для студента.
Актуальностью использования рабочей тетради при обучении считается оптимальное сочетание информационного содержания тетради с возможностью выявления направление мыслительной деятельности студентов при их работе с тетрадью. Практической значимостью тетрадей является их применение на практике для более лёгкого изучения дисциплин.
Противоречие заключается между потребностями студентов и педагогов в использовании в образовательном процессе оптимального количества дидактических средств и недостаточной разработанностью данного вопроса на практике.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в колледже при изучении дисциплин профессионального цикла.
Предмет исследования: разработка и применения дидактических средств обучения студентов профессиональной образовательной организации по дисциплине «Санитария и гигиена питания».
Цель исследования: теоретически и методически обосновать и разработать рабочую тетрадь как дидактическое средство обучения студентов профессиональной образовательной организации.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить исторический аспект возникновения и развития дидактических средств.
2. Выявить особенности рабочей тетради как средства дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
3. Обосновать основные требования к разработке и применению рабочей тетради как дидактического средства обучения студентов колледжа.
4. Применить рабочую тетрадь в условиях профессиональной
образовательной организации.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучение в учебном заведении профессиональной образовательной организации; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно - программной и планирующей документации по дисциплинам профессионального цикла; методы педагогического проектирования, методы логического конструирования содержания предмета, методы проектирования учебных задач и заданий, методы контроля результатов обучения дисциплины.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чебаркульский профессиональный
техникум».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации в образовательном процессе рабочей тетради по дисциплине «Санитария и гигиена питания», с целью повышения уровня профессиональной подготовки студентов колледжа.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности студента, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. А если этот материал будет освоен неправильно, то ничего уже не поправить. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент свершения.
Таким образом, в первой главе данной выпускной квалификационной работы предоставлена теория разработки листов рабочей тетради, а именно сформулировано понятие рабочей тетради, обоснованна ее роль в методическом обеспечении учебной деятельности, а также обозначены основные подходы к ее разработке и применению.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы было проведено исследование структуры и содержания рабочей тетради по дисциплине «Санитария и гигиена питания», разработаны листы рабочей тетради по дисциплине «Санитария и гигиена питания», проведена экспериментальная проверка применения рабочей тетради на уроках теоретического обучения по предмету «Санитария и гигиена питания» в условиях ГБПОУ «Чебаркульского профессионального техникума». Следовательно, поставленные цели и задачи выполнены в полном объёме.
Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и педагогу приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям.
Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки учащихся на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студента применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях.
Практическая значимость заключается в применении рабочей тетради для облегчения освоения студентов трудной для них, но очень важной дисциплины.
Новизна работы состоит в том, что разработана технология обучения, базирующаяся на научном, дидактическом, психологическом, коммуникативном потенциале рабочих тетрадей.



1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной, - М., 2008. - 176 с.
2. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Учебное пособие / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Издательство «ТОГИРРОД», 2006. - 216 с.
3. Алексюк, А.Н. Взаимосвязь дидактических методов в процессе изучения нового материала на уроке, как средство повышения эффективности обучения: Учебник/ А.Н. Алексюк. - Киев, 2012. - 28 с.
4. Батышев А.С. Педагогика: Учебник /А.С.Батышев. - Екатеринбург: СИПИ, 2004. - 338 с.
5. Безрукова, В.С. Конспект и конспектирование: Учебник / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000. - 312 с.
6. Беляева, А.П. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования [Электронный ресурс] / А.П. Беляева // Режим доступа:https://studfiles.net/preview/4228534/page:2/Дата обращения: 24.09.2018.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии: Учебник / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
8. Болдырева, Н.Н. Формирование у студентов умений организации учебно-познавательной деятельности / Н.Н. Болдырева. «Специалист», 2004. №5 - с. 30 - 32.
9. Большаков, А. М. Вопросы санитарии и гигиены питания / А.М. Большаков., В.Г. Майнулов // Общая гигиена. — М., 2006. — 534 - 536 с.
10. Ботович, Е.Д. Психолого-педагогические критерии эффективности
обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий. В сборнике: «Нетрадиционные оценки качества знаний школьников.
Психологический аспект» / Е.Д. Ботович. - Н.: Новая школа, 2005. - с. 15 - 35.
11. Вильвовская, А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно-ориентированном подходе к образованию: научная статья / А.В. Вильвавская. - М., 2006. - 18 с.
12. Генецинский, В.И. Знание как педагогическая категория. Опыт педагогической деятельности: учебное пособие / В.И. Генецинский. Л.: издательство ЛГУ, 2004. - 142 с.
13. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. гин. - М.: Вита - Пресс, 1999. - 88 с.
14. Голобокова, Г. И. Рабочая тетрадь как многофункциональное дидактическое средство в системе самостоятельной работы студентов / Г.И. Голобокова. - Чита, 2012. - 24 с.
15. Гордейчук, Е.В. Рабочая тетрадь - одна из основных элементов
учебного комплекса [Электронный ресурс] / Е.В. Гордейчук // Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/dokladnatiemurabochaiatietradodnaizosnovnykheliemientovuchiebnoghoprotsiessa Дата обращения:
19.09.2018.
16. Государственный образовательный стандарт. Профессия «Повар, кондитер». Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. - М.: 2003.
17. Грибов, В.С. Рабочая тетрадь в курсе истории / В.С. Грибов. - Открытая школа. - М., 2006. - 15с.
18. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. [Электронный ресурс] / В.В. Гузеев // Режим доступа: http://childpsy.ru/dissertations/id/18321.phpДата обращения: 24.09.2018.
19. Давыдов, В.В. Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - Душанбе, 1970. - 340 с.
20. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального исследования: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с.
21. Дидактические средства обучения и их классификация [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.org/8-217245.htmlДата
обращения: 24.09.2018.
22. Долгова, О.О. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов // СПО, 2000 №12. - с. 14 - 15.
23. Загвязинский, В.И. Методологические проблемы социально-педагогического проектирования и программирования на современном этапе. Разработка и реализация проектов и программ развития, образовательных учреждений. [Электронный ресурс] / В.И. Загвязинский // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-v-kontekste-sotsialnogo-proektirovaniyaДата обращения: 24.09.2018.
24. Закревский, В. В. Безопасность пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище / В.В. Закревский. — СПб.: Гиорд, 2004. — 280 с.
25. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. - М.: Издательство «Логос», 2006. - 287 с.
26. Казакова, Е.Н. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Е.Н. Казакова// Режим доступа:http://festival. 1 september.ru/articles/604618/Дата обращения: 19.09.2018.
27. Ковалёва, Н.И. Преподавание курса кулинарии в средних ПТУ: Методическое пособие / Н.И. Ковалева, Т.И. Ануфриева, Н.И. Шайдарова. - М.: Высшая школа, 1985. - 175 с.
28. Коменский Я.О. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Я.О.
Коменский// Режим доступа:http://festival. 1 september.ru/articles/604618/Дата обращения: 19.09.2018.
29. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении [Электронный ресурс] /
Л.Н.Ланда // Режим доступа:http://infonarod.ru/info/landa-l-n-algoritmizaciya-v-obuchenii-pod-obshch-red-i-so-vstupit-statey-b-v-gnedenko-i-b-v Дата
обращения: 24.09.2018.
30. Лернер, Г.С. Рабочие тетради по биологии / Г. С. Лернер // Биология в школе. - М., 2008. -31-33 с.
31. Литвинова, О.И. Рабочая тетрадь как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов [Электронный ресурс] / О.И. Литвинова // Режим доступа:http://agartu.com/index.php?newsid=217Дата обращения: 19.09.2018.
32. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: Учебник / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
33. Махмутов, М.И. Современный урок: Методическое пособие / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2005. - 259 с.
34. Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по
учебной дисциплине (профессиональному модулю) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.ecol.edu.ru/files/shared/metodicheskie rekomendacii po razrabotke rabochey tetradi.pdfДата обращения: 24.09.2018.
35. Мижериков, В.А. Словарь - справочник по педагогике / В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
36. Мудрецова-Висс, К. А. Микробиология, санитария и гигиена/ К.А. Мудрецова-Викс., В.П. Дедюхина. — М., Форум—Инфра-М, 2008. — 393 с.
37. Новиков А.Н. Как написать методические материалы для обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей [Электронный ресурс] / А.Н. Новиков // Режим доступа:http://nsportal.ru/Дата обращения: 19.09.2018.
38. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.
39. Петросян, Э.А. Психолого-педагогические условия формирования эвристической направленности мышления школьников в образовательном процессе / Э.А. Петросян // Автореферат дис. на соиск. учен.степ. канд. пед наук. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.
40. Поздняк, И.П. Организация и методика обучения в профессиональных училищах [Электронный ресурс] / И.П. Поздняк // Режим доступа: ййр://открытыйурок.рф/%01 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/661998/Дата обращения: 24.09.2018.
41. Привалова, Е. А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса / Е.А. Привалов // Автореерат. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2002. - 29 с.
42. Преображенская, Н.Г. Новое поколение рабочих тетрадей / Н.Г. Преображенская // Педагогика. - 2006.- 31-33 с.
43. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
44. Сборник основных требований к комплексу и отдельным видам средств обучения. - М.: Издательство ВНМ центра, 2004. - 62 с.
45. Севрук, А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Педагогическая техника. -М., 2009. - 200 - 207 с.
46. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушкина., Н.Г. Ярошенко // Учеб. Пособие для преп. учреждений СПО. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
47. Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования: Методическое пособие / В.А. Скакун. - М.: Высшая школа, 2000. - 232 с.
48. Скакун, В.А. Составление методических разработок по специальным и общетехническим предметам: Методические рекомендации / В.А. Скакун. - М.: Высшая школа, 2000. - 56 с.
49. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
50. Создание рабочей тетради обучающегося по учебной дисциплине,
междисциплинарному комплексу и профессиональному модулю / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docplayer.ru/54299608-
Sozdanie-rabochey-tetradi-obuchayushchegosya-po-uchebnoy-discipline-mezhdisciplinarnomu-kompleksu-i-professionalnomu-modulyu.html Дата
обращения: 24.09.2018.
51. Соловьёва, О.М. Товароведение пищевых продуктов: Учебное пособие / О.М. Соловьёва, С.В. Соколова, Т.В. Семенова. - М.: Академкнига, 2006. - 249 с.
52. Степанова, И. В. Санитария и гигиена питания/ И.В. Степанова // Учебное пособие (+CD). — СПб.: Троицкий мост, 2010. — 224 с.
53. Ушинский К.Д. Рабочая тетрадь и ее функции: индивидуализация и
дифференцированное обучение / [Электронный ресурс] / К.Д. Ушинский // Режим доступа:
http: //www.ahmerov. com/book 560 chapter 42 42.4.2.2.Rabochaj a tetrad i ee
funkii.htmlДата обращения: 19.09.2018.
54. Фатыхов, Д.Ф. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту: Учебное пособие / Д.Ф. Фатыхов, А.Н. Белехов. - М.: «Издательский центр «Академия»», 2003. - 224 с.
55. Фрадкин, Ф.А. Первые концепции советского школьного учебника и их воплощение / Ф.А. Фрадкин, Л.И. Богомолова // Проблемы школьного учебника. - М., 2000, выпуск 19. - с. 369-377.
56. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. М.: Пищевая промышленность, 2007.
57. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
58. Чахоянц, В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения / В.Е. Чахоянц., Е.И. Мартынова. - М., 2006.- 34 с.
59. Шалагинова, Е.П. Повар. Рабочая тетрадь: практические основы профессиональной деятельности: Практикум / Е.П. Шалагинова, Н.Н. Шабалина, С.В. Соколова, Т.Н. Жегалина. - М.: Академкнига, 2006. - 224 с.
60. Шуф Р., Кроль К. Практикум по методике профессионального
обучения [Электронный ресурс] /Р. Шуф, К. Кроль // Режим доступа:
http://kursak.net/m-g-shalunova-n-e-erganova-praktikum-po-metodike-professionalnogo-obucheniya/Дата обращения: 24.09.2018.
61. Эрганова, Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. Пособие / Н.Е.Эрганова. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного профессионально-педагогического университета. -2009. - 247 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ