Проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на воздушном, железнодорожном и водном транспорте (Тюменский Государственный Университет)
|
Есть доклад, презентация, рецензия и аннотация.
Введение 6
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 10
1.1. Административное правонарушение и административная ответственность в российском праве: общая характеристика 10
1.2. Источники права об административной ответственности за правонарушения на транспорте: систематический обзор 24
1.3. Особенности, специфика, характер административных правонарушений на транспорте (обзор главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ: АНАЛИЗ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 32
2.1. Анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на воздушном транспорте 32
2.2. Анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте 41
2.3. Анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на водном транспорте 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 57
Введение 6
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 10
1.1. Административное правонарушение и административная ответственность в российском праве: общая характеристика 10
1.2. Источники права об административной ответственности за правонарушения на транспорте: систематический обзор 24
1.3. Особенности, специфика, характер административных правонарушений на транспорте (обзор главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ: АНАЛИЗ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 32
2.1. Анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на воздушном транспорте 32
2.2. Анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте 41
2.3. Анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на водном транспорте 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 57
Вопросы привлечения к административной ответственности занимают важнейшее место в правовой системе России, будучи в том числе тесно взаимосвязанным с основными задачами, стоящими перед органами внутренних дел.
Административно-делиткные нормы способствуют реализации публичной власти государства, посредством которой, помимо прочего, реализуется общеправовой механизм принуждения, призванный обеспечить реализацию норм иных отраслей права.
Иными словами, исполнение задач в административно-деликтной сфере, одновременно способствует и реализации иных отраслей российского законодательства, обеспечивая предписания конституционного, гражданского, семейного, трудового, природоохранного и т.д. законодательства.
При этом вряд ли будет преувеличением сказать, что в целом административно-правовые нормы обладают наибольшим видовым многообразием среди норм всех отраслей российского права.
В нормы административного права, помимо прочего, так же включают и нормы, регламентирующие административное судопроизводство, что не свойственно иным отраслям права (гражданскому и гражданскому процессуальному, уголовному и уголовно-процессуальному).
Иными словами, в административно-правовой сфере материальные и процессуальные нормы, как правило, рассматриваются в качестве единой отрасли права и научной (учебной) дисциплины.
Обусловлено это в первую очередь тем, что в административно-правовой сфере длительное время отсутствовал отдельный нормативный правовой акт, содержащий в себе процессуальные нормы (как, например, Уголовно-процессуальный кодекс).
Лишь в 2015 году принят Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), однако по-прежнему административный процесс в большинстве случаев рассматривается как составная часть административного права.
Соответственно, следует вести речь об организации деятельности органов внутренних дел не только в части самостоятельного применения ими норм административного права, но и в части сопровождения административного судопроизводства, в частности, в ходе обеспечения реализации мер административно-процессуального принуждения.
Административное право как деликтная отрасль тесно взаимосвязано с уголовным правом.
По сути, административное правонарушение во многом родственно уголовному преступлению, и отличается от его меньшей общественной опасностью.
Например, мелкое хищение как административное правонарушение отличается от уголовного преступления – кражи – в первую очередь незначительным размером похищенного.
Как правило, именно с административных правонарушений лицо начитает свой «путь», ведущий к нарушению уголовного закона, т.е. к совершению более опасных для общества деяний.
Иными словами, осуществляя деятельность по предупреждению административных правонарушений, их выявлению и привлечению виновных к административной ответственности, органы внутренних дел выполняют важнейшую превентивную функцию, предупреждая уголовные преступления.
Большинство из составов административных правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП РФ, играют крайне важную превентивную роль, предупреждая серьезные нарушения в сфере безопасности транспорта, влекущие человеческие жертвы.
Очевидно, что, например, нарушение правил эксплуатации судов может привести в конечном итоге к аварии, влекущей значительные человеческие жертвы.
Водный, воздушный и железнодорожный транспорт, будучи технически сложными объектами, несут в себе угрозы гибели людей в случае нарушения нормативно установленных правил использования этого транспорта.
Иными словами, вовремя выявленное и предупрежденное административное правонарушение на транспорте по сути служит цели сохранности человеческой жизни – высшей ценности общества – что и обуславливает актуальность темы настоящей работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере административной ответственности за правонарушения на транспорте.
Предмет работы – нормы законодательства, доктрина науки административного права, правоприменительная практика.
Теоретическую базу исследования составляют научные работы по административному праву, по организации деятельности органов внутренних дел, в частности, таких авторов, как А. Чертова, А. Пушкарев, Ю. Мигачев, С. Братановский, П. Серков, А Щергин, А. Кирин и др.
Цель исследования – выявление проблематики сферы привлечения к административной ответственности за правонарушения на водном, железнодорожном и воздушном транспорте, разработка путей и механизмов решения выявленных проблем.
Задачи работы:
охарактеризовать административное правонарушение и административная ответственность в российском праве;
рроанализировать источники права об административной ответственности за правонарушения на транспорте: систематический обзор;
изучить особенности, специфику и характер административных правонарушений на транспорте (обзор главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
провести анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на воздушном транспорте;
осуществить анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
выполнить анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на водном транспорте. Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (сравнительно-правовой метод, метод моделирования и т.д.).
Структурно исследование состоит из двух глав, разделенных на три параграфа каждый.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.
Административно-делиткные нормы способствуют реализации публичной власти государства, посредством которой, помимо прочего, реализуется общеправовой механизм принуждения, призванный обеспечить реализацию норм иных отраслей права.
Иными словами, исполнение задач в административно-деликтной сфере, одновременно способствует и реализации иных отраслей российского законодательства, обеспечивая предписания конституционного, гражданского, семейного, трудового, природоохранного и т.д. законодательства.
При этом вряд ли будет преувеличением сказать, что в целом административно-правовые нормы обладают наибольшим видовым многообразием среди норм всех отраслей российского права.
В нормы административного права, помимо прочего, так же включают и нормы, регламентирующие административное судопроизводство, что не свойственно иным отраслям права (гражданскому и гражданскому процессуальному, уголовному и уголовно-процессуальному).
Иными словами, в административно-правовой сфере материальные и процессуальные нормы, как правило, рассматриваются в качестве единой отрасли права и научной (учебной) дисциплины.
Обусловлено это в первую очередь тем, что в административно-правовой сфере длительное время отсутствовал отдельный нормативный правовой акт, содержащий в себе процессуальные нормы (как, например, Уголовно-процессуальный кодекс).
Лишь в 2015 году принят Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), однако по-прежнему административный процесс в большинстве случаев рассматривается как составная часть административного права.
Соответственно, следует вести речь об организации деятельности органов внутренних дел не только в части самостоятельного применения ими норм административного права, но и в части сопровождения административного судопроизводства, в частности, в ходе обеспечения реализации мер административно-процессуального принуждения.
Административное право как деликтная отрасль тесно взаимосвязано с уголовным правом.
По сути, административное правонарушение во многом родственно уголовному преступлению, и отличается от его меньшей общественной опасностью.
Например, мелкое хищение как административное правонарушение отличается от уголовного преступления – кражи – в первую очередь незначительным размером похищенного.
Как правило, именно с административных правонарушений лицо начитает свой «путь», ведущий к нарушению уголовного закона, т.е. к совершению более опасных для общества деяний.
Иными словами, осуществляя деятельность по предупреждению административных правонарушений, их выявлению и привлечению виновных к административной ответственности, органы внутренних дел выполняют важнейшую превентивную функцию, предупреждая уголовные преступления.
Большинство из составов административных правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП РФ, играют крайне важную превентивную роль, предупреждая серьезные нарушения в сфере безопасности транспорта, влекущие человеческие жертвы.
Очевидно, что, например, нарушение правил эксплуатации судов может привести в конечном итоге к аварии, влекущей значительные человеческие жертвы.
Водный, воздушный и железнодорожный транспорт, будучи технически сложными объектами, несут в себе угрозы гибели людей в случае нарушения нормативно установленных правил использования этого транспорта.
Иными словами, вовремя выявленное и предупрежденное административное правонарушение на транспорте по сути служит цели сохранности человеческой жизни – высшей ценности общества – что и обуславливает актуальность темы настоящей работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере административной ответственности за правонарушения на транспорте.
Предмет работы – нормы законодательства, доктрина науки административного права, правоприменительная практика.
Теоретическую базу исследования составляют научные работы по административному праву, по организации деятельности органов внутренних дел, в частности, таких авторов, как А. Чертова, А. Пушкарев, Ю. Мигачев, С. Братановский, П. Серков, А Щергин, А. Кирин и др.
Цель исследования – выявление проблематики сферы привлечения к административной ответственности за правонарушения на водном, железнодорожном и воздушном транспорте, разработка путей и механизмов решения выявленных проблем.
Задачи работы:
охарактеризовать административное правонарушение и административная ответственность в российском праве;
рроанализировать источники права об административной ответственности за правонарушения на транспорте: систематический обзор;
изучить особенности, специфику и характер административных правонарушений на транспорте (обзор главы 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
провести анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на воздушном транспорте;
осуществить анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте;
выполнить анализ практики и проблемы привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения на водном транспорте. Методологию работы составляют общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (сравнительно-правовой метод, метод моделирования и т.д.).
Структурно исследование состоит из двух глав, разделенных на три параграфа каждый.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.
Вышеизложенное исследование проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения на водном, воздушном и железнодорожном транспорте позволяет сделать определенные выводы:
1) Специфика норм административного права заключается в том, что они обеспечиваются «усиленными» механизмами государственного принуждения.
Такое отношение законодателя к административно-правовым нормам обусловлено их особой значимостью в системе осуществления публичной власти.
В систему административного права входят деликты, представляющие собой нарушения установлений и требований административного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Деликты занимают важное место в системе административного права, выполняя охранительную функцию.
Посредством установления ответственности за нарушение требований административного законодательства государство обеспечивает стабильное и устойчивое развитие системы управления, что в конечном итоге обеспечивает стабильность всего общества в целом.
2) Основным источником права об административной ответственности за правонарушения на транспорте выступает Глава 11 КоАП РФ.
При этом, с учетом того, что большинство норм данной Главы являются бланкетными, при рассмотрении дел об административных правонарушениях приходится обращаться и к иным нормативным правовым актам, определяющим правила пользования водным, воздушным и железнодорожным транспортом.
3) Административные правонарушения, предусмотренные Главой 11 КоАП РФ, посягают на установленный порядок функционирования водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, в том числе правила содержания транспортных магистралей, безопасность транспорта, правила пользования транспортом и т.д.
Субъектами данных правонарушений могут быть юридические и физические лица, как имеющие прямое отношение к транспорту, так и не имеющие.
4) С точки зрения превентивной роли административно-деликтного права и качества рассмотрения дел об административных правонарушениях на воздушном транспорте, более целесообразно было бы устранить альтернативную подведомственность дел об административных правонарушениях на воздушном транспорте.
Решение по таким делам должны принимать (а также принимать административное расследование, при необходимости) исключительно должностные лица Росавиации и иных уполномоченных в области авиации органов исполнительной власти.
5) В КоАП РФ необходим более четкий и унифицированный подход к определению объема понятия железнодорожный транспорт – входят ли в него исключительно подвижной состав и железнодорожные пути, или так же все объекты (здания, сооружения, строения), обеспечивающие железнодорожное движение.
В противном случае могут возникнуть проблемы отграничения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, предусмотренных Главой 11 КоАП РФ, от общеадминистративных правонарушений.
6) существенной проблемой (которая является общей, но, соответственно, распространяется на все сферы, в том числе привлечение к ответственности за административные правонарушения на транспорте, является отсутствие у должностных лиц органов государственной власти, возбудивших дело об административном правонарушении, права поддерживать обоснованность виновности лица при производстве в суде.
Для устранения этой проблемы необходимо ввести нового участника судопроизводства по делу об административном правонарушении (Глава 25 КоАП РФ), которым должно выступать уполномоченное должностное лицо органа, возбудившего дело об административном правонарушении.
1) Специфика норм административного права заключается в том, что они обеспечиваются «усиленными» механизмами государственного принуждения.
Такое отношение законодателя к административно-правовым нормам обусловлено их особой значимостью в системе осуществления публичной власти.
В систему административного права входят деликты, представляющие собой нарушения установлений и требований административного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Деликты занимают важное место в системе административного права, выполняя охранительную функцию.
Посредством установления ответственности за нарушение требований административного законодательства государство обеспечивает стабильное и устойчивое развитие системы управления, что в конечном итоге обеспечивает стабильность всего общества в целом.
2) Основным источником права об административной ответственности за правонарушения на транспорте выступает Глава 11 КоАП РФ.
При этом, с учетом того, что большинство норм данной Главы являются бланкетными, при рассмотрении дел об административных правонарушениях приходится обращаться и к иным нормативным правовым актам, определяющим правила пользования водным, воздушным и железнодорожным транспортом.
3) Административные правонарушения, предусмотренные Главой 11 КоАП РФ, посягают на установленный порядок функционирования водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, в том числе правила содержания транспортных магистралей, безопасность транспорта, правила пользования транспортом и т.д.
Субъектами данных правонарушений могут быть юридические и физические лица, как имеющие прямое отношение к транспорту, так и не имеющие.
4) С точки зрения превентивной роли административно-деликтного права и качества рассмотрения дел об административных правонарушениях на воздушном транспорте, более целесообразно было бы устранить альтернативную подведомственность дел об административных правонарушениях на воздушном транспорте.
Решение по таким делам должны принимать (а также принимать административное расследование, при необходимости) исключительно должностные лица Росавиации и иных уполномоченных в области авиации органов исполнительной власти.
5) В КоАП РФ необходим более четкий и унифицированный подход к определению объема понятия железнодорожный транспорт – входят ли в него исключительно подвижной состав и железнодорожные пути, или так же все объекты (здания, сооружения, строения), обеспечивающие железнодорожное движение.
В противном случае могут возникнуть проблемы отграничения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, предусмотренных Главой 11 КоАП РФ, от общеадминистративных правонарушений.
6) существенной проблемой (которая является общей, но, соответственно, распространяется на все сферы, в том числе привлечение к ответственности за административные правонарушения на транспорте, является отсутствие у должностных лиц органов государственной власти, возбудивших дело об административном правонарушении, права поддерживать обоснованность виновности лица при производстве в суде.
Для устранения этой проблемы необходимо ввести нового участника судопроизводства по делу об административном правонарушении (Глава 25 КоАП РФ), которым должно выступать уполномоченное должностное лицо органа, возбудившего дело об административном правонарушении.



