МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Особенности конструкторских знаний школьников 6
1.2 Формирование конструкторских знаний у школьников в процессе уроков технологии 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ 20
2.1 Организация практических занятий по развитию конструкторских умений в 6 классе 20
2.2 Организация урока по развитию конструкторских умений учащихся
6 классов 26
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
КОНСТРУКТОРА «БАШЕННЫЙ КРАН» 36
3.1. Теоретическое обоснование выбора проектной работы 36
3.2 Технологическая карта изготовления конструктора «Башенный
кран» 39
3.3 Алгоритм сборки деталей конструктора «Башенный кран» 41
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Особенности конструкторских знаний школьников 6
1.2 Формирование конструкторских знаний у школьников в процессе уроков технологии 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ 20
2.1 Организация практических занятий по развитию конструкторских умений в 6 классе 20
2.2 Организация урока по развитию конструкторских умений учащихся
6 классов 26
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
КОНСТРУКТОРА «БАШЕННЫЙ КРАН» 36
3.1. Теоретическое обоснование выбора проектной работы 36
3.2 Технологическая карта изготовления конструктора «Башенный
кран» 39
3.3 Алгоритм сборки деталей конструктора «Башенный кран» 41
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования стандарте говорится, что реализация предметного содержания курса «Технология» должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности [33, с. 45]. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся средних школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.
Термин «конструирование» не является новым: он несколько
десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование», которое впоследствии заменили понятием «макетирование».
Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов каких- либо сооружений: архитектурных, технических. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом по подробной инструкции.
Не менее распространенным было употребление понятия «конструирование» для обозначения деятельности по изготовлению предмета (чащевсегообъемного)способомсоединенияотдельныхдеталейиличастей в отличие, скажем, от рисования. При этом в соответствии с методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались обычно под диктовку учителя или по подробной инструкционной карте [39, с. 140].
Между тем, подобная трактовка понятия «конструирование»
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенкадумать.
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки [8, с. 14].
Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.
Проблема исследования: как организовать работу обучающихся на уроках технологии так, чтобы она являлась средством развития конструкторских умений.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать влияние уроков технологии на формирование конструкторских умений у обучающихся 6 классов.
Объектом исследования является конструкторская деятельность учащихся 6 классов на уроках технологии.
Предмет исследования - педагогические условия обучения конструированию в рамках учебного курса по технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «конструкторские знания» и условия их формирования на уроках технологии;
2. Рассмотреть особенности организации практических занятий по конструированию в 6 классе;
3. Разработать проект создания конструктора «Башенный кран». Методы исследования:
- анализ научно-педагогической литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов-практиков;
- практические методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами конспект урока и разработанный проект могут быть использован учителями технологии в организации работы по конструированию.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, а также раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования конструкторских знаний у школьников на уроках технологии. На основе анализа теоретической литературы была выявлена сущность педагогических особенностей формирования конструкторских знаний в средней школе.
Во второй главе раскрываются особенности организации практических занятий по конструированию в 6 классе, и представляется конспект проведения урока.
В третьей главе представляется проект изготовления конструктора «Башенный кран».
В заключении даются выводы по проведенной работе и рекомендации по формированию конструкторских знаний у школьников на уроках технологии.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся средних школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.
Термин «конструирование» не является новым: он несколько
десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование», которое впоследствии заменили понятием «макетирование».
Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов каких- либо сооружений: архитектурных, технических. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом по подробной инструкции.
Не менее распространенным было употребление понятия «конструирование» для обозначения деятельности по изготовлению предмета (чащевсегообъемного)способомсоединенияотдельныхдеталейиличастей в отличие, скажем, от рисования. При этом в соответствии с методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались обычно под диктовку учителя или по подробной инструкционной карте [39, с. 140].
Между тем, подобная трактовка понятия «конструирование»
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенкадумать.
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки [8, с. 14].
Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.
Проблема исследования: как организовать работу обучающихся на уроках технологии так, чтобы она являлась средством развития конструкторских умений.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать влияние уроков технологии на формирование конструкторских умений у обучающихся 6 классов.
Объектом исследования является конструкторская деятельность учащихся 6 классов на уроках технологии.
Предмет исследования - педагогические условия обучения конструированию в рамках учебного курса по технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «конструкторские знания» и условия их формирования на уроках технологии;
2. Рассмотреть особенности организации практических занятий по конструированию в 6 классе;
3. Разработать проект создания конструктора «Башенный кран». Методы исследования:
- анализ научно-педагогической литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов-практиков;
- практические методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами конспект урока и разработанный проект могут быть использован учителями технологии в организации работы по конструированию.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, а также раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования конструкторских знаний у школьников на уроках технологии. На основе анализа теоретической литературы была выявлена сущность педагогических особенностей формирования конструкторских знаний в средней школе.
Во второй главе раскрываются особенности организации практических занятий по конструированию в 6 классе, и представляется конспект проведения урока.
В третьей главе представляется проект изготовления конструктора «Башенный кран».
В заключении даются выводы по проведенной работе и рекомендации по формированию конструкторских знаний у школьников на уроках технологии.
По итогам проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы.
Основная проблема методов обучения по конструированию является одним из главных в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как школьные методы - это основные инструменты, с помощью которых учитель снабжает школьников основами наук, формирует у них познавательные и конструкторские способности, развивает личностные качества, развивает научно-учебное мировоззрение.
Характер выбора и использования учеником того или иного метода зависит от того, является ли учебная работа ребенка познавательной, интересной или полезной, просто для служебных обязанностей. Характеристики этих методов обучения очень тонко замечены А. В. Луначарским. Написано: «Это зависит от того, будет ли метод обучения вызывать у ребенка скукоту, будет ли обучение раздражать мозг ребенка, почти не оставляя следов, и наоборот, это обучение считается частью детской игры». Метод обучения определит, будет ли класс смотреть на занятия как на тяжелую работу, или же классу будет интересно и познавательно изучать конструкторские методы на таких занятиях. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.
Уроки по конструирование на уроках технологии развивают у детей большое воображение и фантазию к творческим мыслям. Они с легкостью научились работать своими руками, уже не бояться, что у них что-нибудь сломается или не получиться. На уроке технологии дети узнали, что из самого обычного материала, можно создавать различные изделия, в том числе и конструкторы. И школьники вполне могут сделать его сами с помощью учителя
Проанализировав проблему развития конструкторских умений у школьников на уроках технологии через систему конструкторских заданий получены следующие результаты:
- подведены итоги о способностях школьников 6 классов и сформулированы основные требования к системе заданий, с помощью которой будут развиваться конструкторские способности у учащихся;
- просмотрены содержания различных учебных пособии как основной ресурс для формирования конструкторских умений;
- дана классификация творческих заданий по типу конструкторской деятельности и по уровню сложности заданий;
- сформулированы возможности использования различных методов изобретательства и развития воображения в заданиях для школьников 6 классов;
- предложены варианты организации конструкторской деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
- сформулированы основные требования к организации процесса обучения школьников 6 классов.
Все это позволило нам решить задачу развития конструкторских умений школьников через вышесказанных методов.
Основная проблема методов обучения по конструированию является одним из главных в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как школьные методы - это основные инструменты, с помощью которых учитель снабжает школьников основами наук, формирует у них познавательные и конструкторские способности, развивает личностные качества, развивает научно-учебное мировоззрение.
Характер выбора и использования учеником того или иного метода зависит от того, является ли учебная работа ребенка познавательной, интересной или полезной, просто для служебных обязанностей. Характеристики этих методов обучения очень тонко замечены А. В. Луначарским. Написано: «Это зависит от того, будет ли метод обучения вызывать у ребенка скукоту, будет ли обучение раздражать мозг ребенка, почти не оставляя следов, и наоборот, это обучение считается частью детской игры». Метод обучения определит, будет ли класс смотреть на занятия как на тяжелую работу, или же классу будет интересно и познавательно изучать конструкторские методы на таких занятиях. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.
Уроки по конструирование на уроках технологии развивают у детей большое воображение и фантазию к творческим мыслям. Они с легкостью научились работать своими руками, уже не бояться, что у них что-нибудь сломается или не получиться. На уроке технологии дети узнали, что из самого обычного материала, можно создавать различные изделия, в том числе и конструкторы. И школьники вполне могут сделать его сами с помощью учителя
Проанализировав проблему развития конструкторских умений у школьников на уроках технологии через систему конструкторских заданий получены следующие результаты:
- подведены итоги о способностях школьников 6 классов и сформулированы основные требования к системе заданий, с помощью которой будут развиваться конструкторские способности у учащихся;
- просмотрены содержания различных учебных пособии как основной ресурс для формирования конструкторских умений;
- дана классификация творческих заданий по типу конструкторской деятельности и по уровню сложности заданий;
- сформулированы возможности использования различных методов изобретательства и развития воображения в заданиях для школьников 6 классов;
- предложены варианты организации конструкторской деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
- сформулированы основные требования к организации процесса обучения школьников 6 классов.
Все это позволило нам решить задачу развития конструкторских умений школьников через вышесказанных методов.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Формирование технологических умений младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование технологических умений младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактических игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2013 - Развитие конструкторско- технических способностей школьников при конструировании элементов техники на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Педагогические условия формирования регулятивных УУД на уроках технологии на основе использования метода проектов (на примере МБОУ КЦО «Аныяк»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



