ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Особенности конструкторских знаний школьников 6
1.2 Формирование конструкторских знаний у школьников в процессе уроков технологии 12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ 20
2.1 Организация практических занятий по развитию конструкторских умений в 6 классе 20
2.2 Организация урока по развитию конструкторских умений учащихся
6 классов 26
Выводы по второй главе 34
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
КОНСТРУКТОРА «БАШЕННЫЙ КРАН» 36
3.1. Теоретическое обоснование выбора проектной работы 36
3.2 Технологическая карта изготовления конструктора «Башенный
кран» 39
3.3 Алгоритм сборки деталей конструктора «Башенный кран» 41
Выводы по третьей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования стандарте говорится, что реализация предметного содержания курса «Технология» должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности [33, с. 45]. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся средних школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.
Термин «конструирование» не является новым: он несколько
десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование», которое впоследствии заменили понятием «макетирование».
Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов каких- либо сооружений: архитектурных, технических. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом по подробной инструкции.
Не менее распространенным было употребление понятия «конструирование» для обозначения деятельности по изготовлению предмета (чащевсегообъемного)способомсоединенияотдельныхдеталейиличастей в отличие, скажем, от рисования. При этом в соответствии с методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались обычно под диктовку учителя или по подробной инструкционной карте [39, с. 140].
Между тем, подобная трактовка понятия «конструирование»
На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенкадумать.
Говоря о конструировании, как инструменте обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление обучающегося. В современном мире нам нужны творческие люди, думающие, поэтому задача школы состоит в том, что важно научить детей учиться, думать самостоятельно, размышлять, развивать свои умения и навыки [8, с. 14].
Конструирование не всегда является продуктивной деятельностью на уроках технологии, чаще репродуктивной, где работа ведется под диктовку учителя, бессознательно.
Проблема исследования: как организовать работу обучающихся на уроках технологии так, чтобы она являлась средством развития конструкторских умений.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать влияние уроков технологии на формирование конструкторских умений у обучающихся 6 классов.
Объектом исследования является конструкторская деятельность учащихся 6 классов на уроках технологии.
Предмет исследования - педагогические условия обучения конструированию в рамках учебного курса по технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «конструкторские знания» и условия их формирования на уроках технологии;
2. Рассмотреть особенности организации практических занятий по конструированию в 6 классе;
3. Разработать проект создания конструктора «Башенный кран». Методы исследования:
- анализ научно-педагогической литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов-практиков;
- практические методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами конспект урока и разработанный проект могут быть использован учителями технологии в организации работы по конструированию.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, а также раскрывается практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования конструкторских знаний у школьников на уроках технологии. На основе анализа теоретической литературы была выявлена сущность педагогических особенностей формирования конструкторских знаний в средней школе.
Во второй главе раскрываются особенности организации практических занятий по конструированию в 6 классе, и представляется конспект проведения урока.
В третьей главе представляется проект изготовления конструктора «Башенный кран».
В заключении даются выводы по проведенной работе и рекомендации по формированию конструкторских знаний у школьников на уроках технологии.
По итогам проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы.
Основная проблема методов обучения по конструированию является одним из главных в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как школьные методы - это основные инструменты, с помощью которых учитель снабжает школьников основами наук, формирует у них познавательные и конструкторские способности, развивает личностные качества, развивает научно-учебное мировоззрение.
Характер выбора и использования учеником того или иного метода зависит от того, является ли учебная работа ребенка познавательной, интересной или полезной, просто для служебных обязанностей. Характеристики этих методов обучения очень тонко замечены А. В. Луначарским. Написано: «Это зависит от того, будет ли метод обучения вызывать у ребенка скукоту, будет ли обучение раздражать мозг ребенка, почти не оставляя следов, и наоборот, это обучение считается частью детской игры». Метод обучения определит, будет ли класс смотреть на занятия как на тяжелую работу, или же классу будет интересно и познавательно изучать конструкторские методы на таких занятиях. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.
Уроки по конструирование на уроках технологии развивают у детей большое воображение и фантазию к творческим мыслям. Они с легкостью научились работать своими руками, уже не бояться, что у них что-нибудь сломается или не получиться. На уроке технологии дети узнали, что из самого обычного материала, можно создавать различные изделия, в том числе и конструкторы. И школьники вполне могут сделать его сами с помощью учителя
Проанализировав проблему развития конструкторских умений у школьников на уроках технологии через систему конструкторских заданий получены следующие результаты:
- подведены итоги о способностях школьников 6 классов и сформулированы основные требования к системе заданий, с помощью которой будут развиваться конструкторские способности у учащихся;
- просмотрены содержания различных учебных пособии как основной ресурс для формирования конструкторских умений;
- дана классификация творческих заданий по типу конструкторской деятельности и по уровню сложности заданий;
- сформулированы возможности использования различных методов изобретательства и развития воображения в заданиях для школьников 6 классов;
- предложены варианты организации конструкторской деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
- сформулированы основные требования к организации процесса обучения школьников 6 классов.
Все это позволило нам решить задачу развития конструкторских умений школьников через вышесказанных методов.
1. Андреева, Т.А., Технологическое образование школьников: перспективы развития / ТА.А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2017. - № 39. - С. 126-131.
2. Барабашкина, Л.А., Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных школ / Л.А.Барабашкина, Л. Н. Семенов. - М.: Просвещение, 2016. - 175 с.
3. Башков, Г.Х., Основы конструирования и технологии
радиоэлектронных средств: Учебное пособие / Г.Х. Башков. - М.: Академия,
2018. - 400 с.
4. Белова, В.С., Педагогика: Учебное пособие / В.С. Белова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 с.
5. Бордюкова, Н.А., Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.А. Бордюкова, С.И. Дубов. - СПб.: Питер, 2017. - 624 с.
6. Боссорин, В.П., Технология. 5-8 классы: (Технический труд): развернутое тематическое планирование по программе И.А. Сасовой, А.В. Марченко / В.П. Боссорин. - Москва: Огни, 2016. - 882 с.
7. Бордюков, В.П., Технология. 5-9 классы: художественная
обработка изделий из древесины. Резьба по дереву / В.П. Бордюков. - Москва: Наука, 2016. - 201 с.
8. Воронин, Т.С., Техническое творчество сегодня - вдохновение для успеха в профессии завтра / Т.С. Воронин, В.Б. Котов // Молодой ученый. - 2016. - № 13. - С. 14-16.
9. Галанов, Д.А., Техническое творчество на внеклассной работе по технологии / Д.А. Галанов, В.В. Галанова // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 306-308.
10. Галямова, Э. М., Методика преподавания технологии. Учебник / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: Академия, 2014. - 176 с.
11. Глозман, Е.С., Технология. Индустриальные технологии. 6 класс: учеб.для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Глозман, А.Е. Глозман, О.Б. Ставрова. - 6-е изд. стереотипное. - М.: Мнемозина, 2013. - 189 с.
12. Гогоберидзе, А.Г., Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: ЦПО, 2017. - 128 с.
13. Голотова, В.Д., Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Д.Голотова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 377 с.
14. Даминова, Г.Е. , Использование конструирования и
программирования робототехнических устройств в обучении как
инновационная образовательная технология / Г.Е. Даминова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 333-338.
15. Дубинкова, В.А., Педагогика: Учебник для бакалавров / В.С. Пошкова, В.А. Дубинкова, Н.К. Борисенко. - М.: Юрайт, 2017. - 332 с.
16. Заечкин, А.М., Основы творческо-конструкторской деятельности / А.М. Заечкин. - М: Академия, 2008. - 314 с.
17. Казачук, Г.М., Новая программа по технологии и ее применениив образовательном процессе / Г.М. Казачук // Школа и производство. - 2017. - №1. - С. 5-9.
18. Каменев, В.Н.., Технологии организации в школе: практическое пособие / В.Н. Каменев. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 166 с.
19. Каптеев, П.Г., Первый шаг в робототехнику. 5-6 классы. Практикум / П.Г. Каптеев. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 279 с.
20. Коркина, М.И., Основы художественного конструирования: Учебник / М.И. Коркина, А.Щ. Яблоков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 312 с.
21. Кротов, Г.Ю., Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие / Г.Ю. Кротов. - М.: Академия, 2018. - 420 с.
22. Лунов, С.А., Основы конструирования предметов из древесины: Учебное пособие / С.А. Лунов. - СПб.: Лань, 2016. - 139 с.
23. Михенчев, О.Н., «Основы научно-технического творчества». / О.Н. Михенчев, В.М. Радмиров - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 868 с.
24. Низамов, П.Э., Развитие творческих умений учащихся на уроках технологии / П.Э. Низамов// Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 839-841.
25. Савкова, Ж.А., Метод проектов в образовании школьников технологии / Ж.А. Савкова, М.И. Грачов. - М.: «Вентана-Граф», 2009. - 48 с.
26. Семков, Ф.Д., Организация урока технологии в современных школах / Ф.Д. Семков// Школа и производство. - 2016. - № 8. - С. 4-10.
27. Серебрикова, Т.Н., Методика обучения технологии: учебник для акад. бакалавриата / Т.Н. Серебрикова. - 3-е изд., исправ. и дополн. - М.: Изд- во Юрайт, 2018. - 312 с.
28. Сивкова, Ю.Б., Особенности обучения учащихся конструкторской деятельности на уроках технологии / Ю.БСивкова., И.Г. Кабанов // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 89-93.
29. Синицина, Д.Н., Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных школ (вариант для мальчиков) / Д.Н. Синицина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 188 с.
30. Титов, Г.А., ВПС: Общая педагогика. Конспект лекций / Г.А. Титов. - М.: Академия, 2016. - 282 с.
31. Тишкова, А.В. , Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ / А.В.Тишкова, В.К. Сивенюк. - М.: ВентанаТраф, 2016. - 189 с .
32. Ушинкова, К.М.. Методика преподавания технического труда: Учебно-методическое пособие / К.М. Ушинкова- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 185 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
34. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. Л.Н. Авдиенко, С.Г. Емельянова. - Донецк, 2014. - 233 с.
35. Хантимерова, М.С., Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и в кружковой деятельности/ М.С. Хантимерова // Молодой ученый. - 2017. - №28. - С. 17-21.
36. Хабаров, Г.В., Технологическое образование школьников в Российской Федерации / Г.В. Хабаров. - М.: МГТУ. им. Н.Э.Баумана - 2018. - 165 с.
37. Цейгин, В.С., Справочник по обучению технологии / В.С. Цейгин, В. А. Демьянов. - М.: Академия, 2018. - 275 с.
38. Шатров, Д.С., Методика обучения школьников учебному проектированию на уроках технологии / Д.С. Шатров // Молодой ученый. -
2018. - №21. - С. 965-969.
39. Шитова, Н.Г., Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе общего образования / Н.Г.Шитова, А.И. Ляхинов // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 139-141.