Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития исследовательских умений обучающихся на уроках физики при изучении раздела «Электрические и магнитные явления» (Рязанский государственный университет)

Работа №119582

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ «Школа № 67» г. Рязани.
Выборка: 8 Б класс (31 ученик).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дидактические особенности методики развития исследовательских умений. 8
1. Основные положения методики развития исследовательских умений. 8
1.1 Основные принципы организации исследовательской деятельности в школе. 8
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся основной школы 18
1.2.1 Пути развития личностных качеств на уроках физики 22
1.3 Обзор рабочей программы по физике в основной школе 8 класс. 27
Вывод из главы 1 36
ГЛАВА 2. Методика формирования исследовательских умений обучающихся 8 класса при изучении Электрических и Электромагнитных явлений. 37
2.1 Анализ УМК по разделу “Электромагнитные явления”. 37
2.2 Классическая методика изучения раздела “Электрические явления”. 74
2.3 Классическая методика изучения раздела “Электромагнитные явления”. 86
2.4 Методика формирования исследовательских умений при изучении разделов “Электрические и электромагнитные явления”. 93
2.4.1 План интеграции уроков с использованием исследовательских умений в курс физики 95
Вывод из главы 2. 106
ГЛАВА 3. Результаты педагогического эксперимента. 108
3.1 Условия проведения педагогического эксперимента. 108
3.2 Педагогический эксперимент 111
Вывод из главы 3. 120
Заключение. 121
Список литературы. 123
Приложение. 127

Наука является особой сферой человеческой деятельности, направленной на объективное познание окружающей действительности. Именно научным достижениям человечество обязано тому уровню понимания природы и развитости технологий, которым обладает на сегодняшний день. Важно осознавать, что за каждым научным достижением, за каждым открытием, каждой подтвержденной или опровергнутой гипотезой, пополняющей «копилку» знаний человека о мире, за каждым изобретением, упрощающим нашу жизнь стоит личность – личность человека, который любит проводить исследования, человека, задающего себе те вопросы, о которых никто бы и не задумался, человека, и усердно трудящегося в поиске истины. В наше не простое время обучающиеся не заинтересованы физикой и физическими экспериментами и поэтому нужно разработать методику развития исследовательских умений.
Актуальность исследования. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов для основной и средней общеобразовательной школы требует от учителя получения новых результатов обучения, использование новых методик деятельностного подхода с преобладанием новых видов деятельности обучающихся. В настоящее время одной из актуальных проблем современной методики обучения физики является проблема активизации учебной деятельности обучающихся. Теоретические базовые предметные знания для многих обучающихся, становятся второстепенным, что создает определенную сложность в усвоении и запоминании теории предмета. Решить эту проблему поможет индивидуальный подход в обучении, в котором обучающиеся становятся его активными участниками, это повлечёт за собой формирование устойчивой мотивации к обучению. Все это заложено в методике развития исследовательских умений обучающихся на уроках физики при изучении раздела электрические и магнитные явления. Обучение должно стать привлекательным для обучающихся, доступным и понятным.
Внедрение методики развития исследовательских умений на уроках физики обуславливается рядом причин:
-традиционный подход к обучению способствует в основном только к воспроизведению знаний обучающимися, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии;
-слабое умение обучающихся интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний;
- необходимость корректировки педагогических методов и подходов, ориентированных не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования;
- необходимость в подготовке выпускников школ, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, умеющих ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни и профессиональной деятельности проблем самоопределения;
- создание условий для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевая их творческое и научное сотрудничество;
-трансформация роли учителя в организации и управлении проблемно-поисковой, исследовательской деятельности обучающегося на пути его субъективного открытия.
Цель исследования: разработать методику развития исследовательских умений обучающихся на уроках физики при изучении раздела электрические и магнитные явления.
Объект исследования: раздел “Электрические и магнитные явления” в 8 классе в курсе школьной физики.
Предмет исследования: разработка методического подхода к развитию исследовательских умений обучающихся на уроках физики при изучении раздела электрические и магнитные явления.
Таким образом, проблемой исследования является недостаточность методических разработок в процессе интегрирования знаний и применении их на практике в области исследования, слабое умение обучающихся интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Необходимость создание оптимальных условий для реализации творческого и научного сотрудничества учителя и обучающегося в проблемно-поисковой и научно-исследовательской деятельности школьников, недостаточность количества времени для выполнения практической работы в процессе выполнения творческих проектов.
Гипотеза исследования: исследовательские умения в физике являются эффективным средством формирования научного мышления школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследовательской деятельности.
2. Исследовать особенности раздела электромагнитных явлений.
3. Разработать методические рекомендации по интегрированию исследовательских заданий в курс физики.
4. Провести педагогический эксперимент.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Тестирование.
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы определена тем, что в данной работе проведено комплексное исследование проблемы. На основе данных, полученных в результате проведенного эмпирического исследования, выявлены и описаны возможности развития исследовательских умений обучающихся на уроках физики при изучении раздела электрические и магнитные явления.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученный в результате исследования материал можно использовать для дальнейшего изучения данной проблемы, при разработке уроков и подготовке учебно-методической литературы.
Научная новизна работы состоит в том, что предлагаются конкретные методические разработки развития исследовательских умений для улучшения качества процесса обучения физике, расширения кругозора обучающихся в процессе изучения и усвоения теоретического материала по физике, а также для формирования практических навыков.
Актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования определили следующую структуру выпускной квалификационной работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обуславливается актуальность исследования, определяются гипотеза исследования, цели, задачи, объект и предмет данной выпускной квалификационной работы, а также практическая значимость проведенного исследования.
В главе 1 «Дидактические особенности методики развития исследовательских умений» рассматриваются основные положения методики развития исследовательских умений, основные принципы организации, психолого-педагогические особенности обучающихся основной школы, пути развития личностных качеств на уроках физики и обзор рабочей программы по физике в 8 классе.
В главе 2 «Методика формирования исследовательских умений обучающихся 8 класса при изучении Электрических и Электромагнитных явлений» проведен анализ УМК по разделу “Электромагнитные явления”, рассмотрена классическая методика изучения разделов “Электрических и Электромагнитных явлений”, разработана методика формирования исследовательских умений и дан план интеграции уроков с использованием исследовательских умений в курс физики.
В главе 3 «Педагогический эксперимент» содержатся результаты педагогического эксперимента, проводимого в 8 “А” и “Б” классе на базе МБОУ «Школа №67» г. Рязань, которые показали эффективность применения методики развития исследовательских умений, повышение уровня мотивации к изучению физики, а также повышение уровня качества знаний и среднего балла по физике.
В заключении сформулированы основные результаты методики развития исследовательских умений обучающихся на уроках физики при изучении раздела «Электрические и магнитные явления».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При проведении исследования проанализированы теоретико-методологические и психологические основы развития исследовательских умений и определены методы развития исследовательских умений обучающихся при изучении разделов “Электрических и электромагнитных явлений” и проведенных педагогических экспериментов.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Научить обучающихся проводить наблюдения и самостоятельные эксперименты, вести исследования.
2. Развивать и вырабатывать на занятиях самостоятельность, инициативу, умение мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий.
3. Познакомить с общими принципами экспериментального научного подхода к познанию природных явлений и объектов.
4. Показать ученикам сущность теоретического моделирования реальных процессов и объектов и познакомить с теоретическими методами в науке.
5. Научить обучающихся применять исследовательские умения к конкретной теме при изучении физики.
6. Научить обучающихся выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретических выводов и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).
На уроках физики обучающиеся систематически подвергаются физическим экспериментам и лабораторным заданиям, которые бросают вызов их интересу, стимулируют их и мотивируют к самостоятельной работе. Обучающиеся находят удовольствие в решении будущих проблем и раскрывают свой творческий потенциал, проявляя интерес как к науке, так и к внеклассной деятельности. Регулярное и систематическое использование физических экспериментов, включая лабораторные задания, на уроках физики помогает обучающимся формировать и развивать свою познавательную обще-учебную деятельность.
Как показывают результаты экспериментальной проверки изложенной методики обучения, развитие исследовательских умений повышает качество их обучения, в частности, способствует преодолению таких часто встречающихся недостатков как:
- непонимание различия степени достоверности различных категорий научной информации (фактов, гипотез, законов и принципов, моделей, теоретических выводов и результатов эксперимента);
- отсутствие представления о модельном отражении действительности в научном познании; отсутствие навыков мыслить моделями (теоретически объяснять, предвидеть, предсказывать);
- неспособность отличить научное знание от непроверенной информации; непонимание соотношения между знанием и истиной.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, исследовательские умения по физике являются эффективным средством формирования научного мышления школьников.



1. Алимов Ш.И., Рабинович Н.Ю. Общая физика : учебник для технических вузов. — М. : Физматлит, 2010. — 640 с.
2. Буховцев А.П. Физика. Учебник для технических вузов и факультетов. — М. : Высшая школа, 2009. — 544 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – 670 с.
4. Габриелян О.С. Физика. — М. : Высшая школа, 2010. — 320 с.
5. Горелик Г.С. Основы теории электричества и магнетизма. — М. : Наука, 2013. — 615 с.
6. Гринберг Н. В. Методика преподавания физики: Учебник для студентов пед. ин-тов. — М. : Изд-во МГУ, 2016. — 414 с.
7. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1987. – 184 с.
8. Дубский В.Г. Основы физики : учебник для студентов высших учебных заведений. — М. : Высшая школа, 2014. — 720 с.
9. Загребельный М.А., Макаренко В.И. Физика. — М. : Айрис-Пресс, 2011. — 448 с.
10. Канович Э.М. Курс физики. Общая физика. — М. : Высшая школа, 2012. — 496 с.
11. Касаткина Н.Э. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса / Н.Э. Касаткина, Е.С. Брыскина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – №3-1. – С. 75-78.
12. Кашутин Г. И. Развитие умений и навыков при решении задач по физике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Физматлит, 2015. — 144 с.
13. Кириченко О.С. Физика : учебное пособие. — М. : РИЦ «Стандарты и качество», 2012. — 256 с.
14. Кителев Т.Н. Физика : учебное пособие. — М. : Издательство МГТУ им. Баумана, 2016. — 224 с.
15. Козлов И. И. Исследовательские методы в процессе обучения физике: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М. : Изд-во МГУ, 2013. — 272 с.
16. Кондратьев Б. Е. Методика преподавания физики: Учебник для студентов пед. вузов. — М. : Академия, 2017. — 352 с.
17. Конечко Ю.В. Теоретическая и общая физика. — М. : Академия, 2012. — 416 с.
a. Криволапов Я. А. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики: Сб. науч. тр. — Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2018. — 192 с.
18. Кудрявцев Ю.Г. Курс физики : учебник для вузов / Ю.Г. Кудрявцев, В.И. Кузьмин, Е.В. Падалка. — М. : ФИЗМАТЛИТ, 2015. — 608 с.
19. Латышев С.Ю. Физика. — М. : Книжный дом «Либроком», 2012. — 768 с.
20. Лободзинская Е. А. Использование методов исследовательской деятельности на уроках физики: Учебное пособие. — М. : Изд-во МГУ, 2016. — 120 с.
21. Макарова Н. Н. Исследовательский метод в обучении физике: Методические рекомендации для старшеклассников. — М. : Дрофа, 2014. — 96 с.
22. Маханько А. Ю. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики: Учебно-методическое пособие. — М. : Изд-во МГУ, 2015. — 112 с.
23. Мельников А.М. Основы общей физики. — М. : Лебедев, 2011. — 672 с.
24. Новиков И.И. Физика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М. : Издательство ЛКИ, 2015. — 304 с.
25. Панов М.Н. Физика : учебное пособие для вузов. — М. : Издательство МГТУ им. Баумана, 2011. — 256 с.
26. Перенчев О. Н. Опытно-экспериментальная работа на уроках физики: Учебное пособие. — М. : Изд-во МГУ, 2017. — 144 с.
27. Пёрышкин, А. В. Физика. 8 класс. Учебник. ФГОС. / А. В. Пёрышкин. – Москва : Экзамен, 2022. – 272 с. – ISBN 978-5-377-15502-7.
28. Петров А.В. Курс общей физики : учебник для студентов технических вузов. — М. : Юрайт, 2012. — 1080 с.
29. Рабочие программы. Физика.7-9 классы: учебно- методическое пособие / сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 398, [2] c. (Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича)
30. Разумова О. В. Использование исследовательской деятельности в обучении физике: Учебные программы и методические материалы. — М. : Изд-во МГУ, 2013. — 160 с.
31. Савельев И.В. Курс общей физики. — М. : Наука, 2013. — 608 с.
32. Сандуленко Л.В. Курс общей физики. — М. : Высшая школа, 2011. — 510 с.
33. Степаненко Г.Н. Общая физика : учебник для вузов. — М. : БИНОМ, 2012. — 528 с.
34. Топоркова Н. В. Методика преподавания физики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М. : Изд-во МГУ, 2015. — 160 с.
35. Угрюмова А. С. Современные технологии в обучении физике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М. : Дрофа, 2018. — 176 с.
36. Федоров В. Н. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках физики: Методические рекомендации. — М. : Абрис, 2013. — 80 с.
37. Физика 8 класс Грачев А.В.: сайт. – URL: https://cdnpdf.com/pdf-51176-fizika-8-klass-grachev-av-pogozhev-va-vishnjakova-ea
38. Физика 8 класс Пурешева Н. С.: сайт. – URL: https://лена24.рф/Физика_8_класс_Пурышева/index.html
39. Физика 8 класс Перышкин : сайт. – URL: http://лена24.рф/Физика_8_класс_Перышкин/index.html (дата обращения: 23.01.2023)
40. Шабалин А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках физики: Учебно-методическое пособие. — М. : Оникс, 2014. — 176 с.
41. Шумилкин И. В. Исследовательская деятельность на уроках физики: Учебное пособие. — М. : Изд-во МГУ, 2017. — 176 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ