Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метод моделирования в формировании конструкторских умений обучающихся в условиях начальной школы

Работа №78745

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2020
Стоимость3150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Место метода моделирования в формировании конструкторских умений обучающихся в условиях начальной школы…………………………...6
1.1. Метод моделирования в начальной школе…………………………………6
1.2. Особенности методики обучения технологии конструкторских умений в начальной школе…………………………………………………………………..9
1.3. Использование метода моделирования в формировании конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»……………………………………………………………...13
Выводы к главе 1………………………………………………………………...19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования метода моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»………………..19
2.1. Констатирующий этап исследования……………………………………...19
2.2. Формирующий этап исследования………………………………………...23
2.3. Контрольный этап исследования…………………………………………..32
Выводы к главе 2………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….37
Библиографический список……………………………………………………..40


Актуальность исследования. Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным техническим оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности [15].
Программа предмета «Технология» направлена на формирование у младших школьников технологического мышления, что позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между собственными образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, и жизненными задачами, возникающими перед обучающимися в контексте практических ситуаций. Потенциал предмета «Технология» в начальной школе связан с возможностью введения в образовательный процесс различных образовательных ситуаций, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением задач построения профессиональных и жизненных планов, содержательно базирующихся на необходимости применения обучающимися знаний и умений, полученных при изучении всех школьных дисциплин, что позволяет формировать опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта преобразовательной деятельности, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В ФГОС начального общего образования в реализации предметного содержания курса «Технология» особый акцент ставится на создании условий для приобретения обучающимися опыта практической преобразовательной деятельности, в том числе в сфере технического творчества. Наиболее результативным способом решения этой задачи является техническое конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских) и технологических задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.
Объектом исследования являются методы обучения технологии конструкторских умений в начальной школе.
Предмет исследования – использование метода моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что включение в содержание учебной деятельности младших школьников метода моделирования на уроках технологии при изучении раздела «Конструирование», положительно скажется на формировании умений в данной области.
Цель исследования – выявить эффективность использования метода моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование».
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть метод моделирования, используемый на уроках в начальной школе;
2) определить особенности методики обучения технологии конструкторских умений в начальной школе;
3) выявить характерные черты использования метода моделирования в формировании конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»;
4) провести опытно-экспериментальное исследование использования методы моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование»
В ходе исследования автором работы применялись следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальные методы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы и предложения.
Изучив и проанализировав литературу, мы выяснили, что в результате обучения, воспитания и развития важнейшей задачей является систематичность, познавательность, т.к это является одним из определяющих системно-деятельностного подхода в современном образовании.
Чтобы процесс обучения был продуктивным и результативным, необходимо делать упор на формирование общеучебных навыков и внутренней мотивации, вызывающей интерес к творческой деятельности у обучающихся.
В младшем школьном возрасте развиты несколько форм пространственных представлений, что является благоприятным фактором к выполнению той или иной работы, так как обучающийся мыслит наглядно-образно и может воплотить в жизнь и фантазию, и фактический объект. Все это говорит о том, что младший школьник без затруднений осваивает технологические моменты в конструировании при благоприятных условиях для его деятельности и познавательной самостоятельности. Чтобы практическая деятельность могла получить название конструирования, то есть имела бы развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе задачи, требующие мышления. Также отметим, что наиболее существенным признаком конструкторской деятельности является целеполагание − четкое осознание конечной цели работы.
Для учителя правильное понимание того, что можно считать целеполаганием, является важным профессиональным качеством, поскольку умение подвести детей к осознанию цели предстоящей работы определяет характер их познавательной деятельности.
Мы выяснили, что моделирование делится на следующие виды: по образцу, по модели и по заданным условиям. При обучении на уроках технологии необходимо использовать все виды, для того, чтобы осуществлялось всестороннее развитие конструкторских умений, для перехода от более простого вида (конструирование по образцу) к более сложному (конструирование по заданным условиям).
В связи с этим уроки технологии требуют четкой организации и тщательной подготовки к ним. Хотелось отметить, что целями современного образования являются компетенции для обучающихся в умении самостоятельно овладевать знаниями и способами самостоятельной деятельности.
В связи с этим главным звеном в освоении конструкторских технологий является обучение способу деятельности, в которой будет присутствовать четкая постановка целей и задач урока, определение показателей и уровня результатов, что позволит обучающимся свободно ориентироваться в учебном материале и достигать желаемых результатов в продуктивной деятельности при формировании конструкторских умений, с созданием психолого-педагогических условий для их эффективного развития.
Нами было организовано опытно-экспериментальной исследование использования методы моделирования в развитии конструкторских умений на уроках технологии в начальной школе при изучении раздела «Конструирование», в котором приняли участие обучающиеся 2 «А» класса, которые составили экспериментальную группу, и обучающиеся 2 «Б» класса, которые составили контрольную группу.
Для диагностики уровня сформированности конструкторских умений младших школьников нами был разработан комплекс заданий.
На контрольном этапе исследования мы диагностировали следующие результаты. дети допускали типичные ошибки в процессе разметки изделия: младшие школьники не имеют достаточных представлений о выполнении данной технологической операции, дети затруднялись при построении модели, т.к. не знали, как обозначить на знаке технологическое действие. Часть детей выполняли разметку на цветной стороне листа, не экономя бумагу. Некоторые школьники не соблюдали последовательность работы, т.к. не пользовались построенной моделью. Самоконтроль у детей снижен – они, не обращая внимания на качество выполненной разметки, приступали к обработке детали. В целом проведенная нами диагностика показала, что большинство детей находятся на среднем и низком уровнях сформированности конструкторских умений.
На формирующем этапе исследования нами была разработана модель процесса формирования конструкторских умений младших школьников, которая содержит игровые способы, интегрированный курс «Технология», направленный на формирование конструкторских умений младших школьников, а также проблемные ситуации, используемые на уроках «Технология».
Проведенная нами повторная диагностика свидетельствует о том, что дети стали лучше планировать работу, научились делить технологический процесс на отдельные этапы, стали более самостоятельными, изучили правила пользования орудиями труда, стали в большей степени учитывать технику безопасности и гигиенические правила при технологической операции. После проведения экспериментальной работы определялась стойкая тенденция, связанная с направленностью речевого творчества и творческих умений на практические действия, в конструктивное русло. Разработанная модель оказалась эффективной для формирования конструкторских умений на уроках «Технологии» в начальной школе.




1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Божович Л.И. — М.: Просвещение, 1968. – 464с.
2. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 478 с.
3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://b-ok.cc/book/ 2994124/ d21f3a (Дата обращения: 25.01.21).
4. Гольдин З.Д. Обучение технике письма ребят дошкольного и младшего школьного возраста с помощью «Прописей Ежика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://booksee.org/book/1483173 (дата обращения: 25.01.21).
5. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
6. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
8. Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/57098/pedagogika/ kontseptsiya_ razvivayuschego_obucheniya_davydova_elkonina (Дата обращения: 25.01.21)
9. Крысько В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
10. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
11. Куцебо Г.И., Пономарева Н С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128
12. Мирошник З.М. Формирование конструктивных действий как психологических предпосылок трудовых умений у учащихся 1-2 класса: Дисс. . канд. психол. наук. Киев, 1990. – 177 с.
13. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г. Нечаева. - М.: Учпедгиз, 1961. - 158 с.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под редакцией Л.А. Венгера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/ mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm#(дата обращения: 25.01.21).
15. Технологическое развитие в условиях модернизации образования: материалы конф. / под ред. Ю.Л. Хотунцева. - М.: Московский институт открытого образования МИОО, 2004. - 413 с.
16. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 25.01.21).
17. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2011г.
18. Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника. Учебно – методическое пособие. Под ред. Г.В. Урадовских, Москва, 2011. – 114 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ