В рыночной экономике банкротства, слияния и поглощения предприятий являются естественным регулятором эффективности экономических процессов, и государство оставляет себе только функцию недопущения монополизации рынка. Иное дело криминальный захват, когда нарушаются законы, происходит сговор, а то и допускается насилие.
В апреле 2002 года Президент в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ констатировал, что "поточное" банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом, и указал на необходимость срочного наведения порядка в этой сфере. Однако и принятие Федерального закона от 26 октября 2002г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о несостоятельности) вновь не решило многие существующие проблемы правовой регламентации ответственности за преступления, связанные с банкротством.
При этом отличие нового закона от своих предшественников, зачастую принципиальное, в очередной раз заставляет по-новому взглянуть на закрепленные в ст.ст.195 — 197 УК РФ составы преступлений, спрогнозировать и оценить новое прочтение рассматриваемых положений уголовного закона в связи с изменением основы квалификации указанных норм, диспозиции которых относятся к категории описательно-бланкетных (смешанных).
Криминалистическая характеристика преступления и уголовно-правовая характеристика не просто связаны между собой, а оказывают друг на друга взаимное влияние. Возникновение новых общественно опасных проявлений служит основанием для создания новых уголовно-правовых норм, квалифицирующих эти проявления как преступные и определяющих их признаки. Определение признаков уголовно наказуемого деяния устанавливает соответствующие информационные границы для криминалистических данных, присущих конкретному виду преступления.