МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности проведения экологических экскурсий по биологии 7
1.1 Основные аспекты организации и проведения экологических
экскурсий 7
1.2 Эффективность возможностей комплексного подхода в процессе
обучения биологии 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 26
2.1 Методика комплексного изучения природных объектов на
экологических экскурсиях по биологии в средней школе 26
2.2 Содержание экспериментальных комплексных экскурсий в природу 46
2.3 Исследование отношения учителей к проведению комплексных
экологических экскурсий в процессе обучения биологии 65
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Особенности проведения экологических экскурсий по биологии 7
1.1 Основные аспекты организации и проведения экологических
экскурсий 7
1.2 Эффективность возможностей комплексного подхода в процессе
обучения биологии 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 26
2.1 Методика комплексного изучения природных объектов на
экологических экскурсиях по биологии в средней школе 26
2.2 Содержание экспериментальных комплексных экскурсий в природу 46
2.3 Исследование отношения учителей к проведению комплексных
экологических экскурсий в процессе обучения биологии 65
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная система школьного биологического образования включает экологические знания, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных дисциплин. Но, дифференцированное изучение природы не позволяет сформировать целостного представления о ней, о месте и роли человека в окружающем мире. Для понимания проблем, стоящих перед человечеством, а также путей их комплексного решения данный подход не может быть достаточным.
Процесс обучения можно совершенствовать посредством интеграции знаний, которая осуществляется через комплексный подход к изучению природных объектов. Вопросам интеграции содержания школьного образования уделяется значительное внимание.
Ряд ученых-методистов отмечали и отмечают (Герд А.Я, Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е. и другие), что интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека с наибольшей результативностью достигаются на экскурсиях.
Опираясь на методологию и теорию комплексного подхода (Ю.К. Бабанский, В.С. Преображенский, И.Д. Зверев, Д.И. Трайтак, М.П. Шубина, Н.П. Депенчук и другие) и учитывая сложные процессы, происходящие во взаимоотношении человека с природой, нами было определено направление исследования - реализация комплексного подхода в процессе проведения экскурсий, лабораторно-практических работ, обобщающих уроков и внеурочных наблюдений.
Анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме показал, что рассмотрению вопросов применения комплексного подхода уделялось достаточно внимания. Проблема организации и проведения комплексных экскурсий на уроке и во внеурочное время пока остается без должного внимания и остается неосвещенным вопрос об особенностях и специфичности комплексных биоэкологических экскурсий, определенных школьной программой.
В связи с тем, что отсутствует научно-обоснованные, методические исследования по организации и проведению комплексных экологических экскурсий в природу при изучении биологии вызывает у учителей затруднения и не позволяет реализовать современные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Необходимо отметить достаточно большой размах в практике проведения комплексного изучения природы. Примером тому служат проводимые ученические олимпиады, предусматривающие защиту биологоэкологических проектов, в том числе и по комплексному изучению объектов природы.
При комплексном подходе к изучению объектов природы повышается качества знаний и обоснование роли экскурсии как ведущей формы обучения. Но, вместе с тем наблюдается недостаточная разработанность данной проблемы, о чем свидетельствуют относительно низкий уровень знаний учащихся.
Исходя из вышесказанного, вытекает противоречие между необходимостью комплексного изучения природных объектов и явлений с целью формирования у учащихся целостного представления о природе и недостаточной разработанностью методического аспекта данной проблемы.
Объект исследования - процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования - экологические экскурсии как форма обучения биологии в школе.
Цель исследования - исследование отношения учителей к проведению комплексных экологических экскурсий в процессе обучения биологии.
Исходя из цели исследования, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить методические принципы организации и проведения экологических экскурсий в процессе изучения биологии.
2. Разработать систему комплексных экскурсий по изучению природных объектов.
3. На основе разработанных материалов проверить эффективность применения экологических экскурсий в процессе обучения биологии в средних общеобразовательных школах г. Елабуги.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретический: изучение и анализ работ по философии, литературы по вопросам школы, педагогики и психологии, методической и специальной литературы по теме исследования; анализ программ по биологии, экологии;
• социологический: анализ школьной документации, анкетирование,
наблюдения, проведение проверочных работ;
• практический: организация и проведение констатирующего,
обучающего экспериментов;
• статистический: анализ результатов педагогического эксперимента
методами математической статистики.
Нашу исследовательскую работу проводили по этапам:
1. Изучили специальную литературу, которая позволило выявить
проблему исследования, обозначить его направление, уточнить объект, предмет, цель и задачи. Была разработана методика констатирующего эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить трудности и недостатки в организации экскурсионной работы в целях комплексного изучения природы.
2. Выявлено и систематизировано содержание комплексных экскурсий, определены принципы комплексного изучения природных объектов.
3. Проводили анализ методики проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии.
Научная новизна. Выявлены возможности привлечения природоведческого, ботанического, зоологического материалов в содержание комплексных экскурсий в природу. Определены методические принципы и условия построения комплексного подхода к изучению природных объектов на биоэкологических экскурсиях. Разработана методика комплексных экскурсий по изучению природных объектов с учетом местных условий, которая в экспериментальной проверке доказала свою эффективность.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты совершенствуют методику организации экскурсий для решения учащимися учебно-воспитательных задач в процессе самостоятельных исследований, наблюдений и опытов в природе, выполнения комплексных межпредметных заданий.
Процесс обучения можно совершенствовать посредством интеграции знаний, которая осуществляется через комплексный подход к изучению природных объектов. Вопросам интеграции содержания школьного образования уделяется значительное внимание.
Ряд ученых-методистов отмечали и отмечают (Герд А.Я, Полянский И.И., Половцов В.В., Райков Б.Е. и другие), что интеграция научных знаний о компонентах природы, обоснование взаимосвязи между природными объектами и деятельностью человека с наибольшей результативностью достигаются на экскурсиях.
Опираясь на методологию и теорию комплексного подхода (Ю.К. Бабанский, В.С. Преображенский, И.Д. Зверев, Д.И. Трайтак, М.П. Шубина, Н.П. Депенчук и другие) и учитывая сложные процессы, происходящие во взаимоотношении человека с природой, нами было определено направление исследования - реализация комплексного подхода в процессе проведения экскурсий, лабораторно-практических работ, обобщающих уроков и внеурочных наблюдений.
Анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме показал, что рассмотрению вопросов применения комплексного подхода уделялось достаточно внимания. Проблема организации и проведения комплексных экскурсий на уроке и во внеурочное время пока остается без должного внимания и остается неосвещенным вопрос об особенностях и специфичности комплексных биоэкологических экскурсий, определенных школьной программой.
В связи с тем, что отсутствует научно-обоснованные, методические исследования по организации и проведению комплексных экологических экскурсий в природу при изучении биологии вызывает у учителей затруднения и не позволяет реализовать современные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Необходимо отметить достаточно большой размах в практике проведения комплексного изучения природы. Примером тому служат проводимые ученические олимпиады, предусматривающие защиту биологоэкологических проектов, в том числе и по комплексному изучению объектов природы.
При комплексном подходе к изучению объектов природы повышается качества знаний и обоснование роли экскурсии как ведущей формы обучения. Но, вместе с тем наблюдается недостаточная разработанность данной проблемы, о чем свидетельствуют относительно низкий уровень знаний учащихся.
Исходя из вышесказанного, вытекает противоречие между необходимостью комплексного изучения природных объектов и явлений с целью формирования у учащихся целостного представления о природе и недостаточной разработанностью методического аспекта данной проблемы.
Объект исследования - процесс обучения биологии в школе.
Предмет исследования - экологические экскурсии как форма обучения биологии в школе.
Цель исследования - исследование отношения учителей к проведению комплексных экологических экскурсий в процессе обучения биологии.
Исходя из цели исследования, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить методические принципы организации и проведения экологических экскурсий в процессе изучения биологии.
2. Разработать систему комплексных экскурсий по изучению природных объектов.
3. На основе разработанных материалов проверить эффективность применения экологических экскурсий в процессе обучения биологии в средних общеобразовательных школах г. Елабуги.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретический: изучение и анализ работ по философии, литературы по вопросам школы, педагогики и психологии, методической и специальной литературы по теме исследования; анализ программ по биологии, экологии;
• социологический: анализ школьной документации, анкетирование,
наблюдения, проведение проверочных работ;
• практический: организация и проведение констатирующего,
обучающего экспериментов;
• статистический: анализ результатов педагогического эксперимента
методами математической статистики.
Нашу исследовательскую работу проводили по этапам:
1. Изучили специальную литературу, которая позволило выявить
проблему исследования, обозначить его направление, уточнить объект, предмет, цель и задачи. Была разработана методика констатирующего эксперимента. Проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить трудности и недостатки в организации экскурсионной работы в целях комплексного изучения природы.
2. Выявлено и систематизировано содержание комплексных экскурсий, определены принципы комплексного изучения природных объектов.
3. Проводили анализ методики проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии.
Научная новизна. Выявлены возможности привлечения природоведческого, ботанического, зоологического материалов в содержание комплексных экскурсий в природу. Определены методические принципы и условия построения комплексного подхода к изучению природных объектов на биоэкологических экскурсиях. Разработана методика комплексных экскурсий по изучению природных объектов с учетом местных условий, которая в экспериментальной проверке доказала свою эффективность.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты совершенствуют методику организации экскурсий для решения учащимися учебно-воспитательных задач в процессе самостоятельных исследований, наблюдений и опытов в природе, выполнения комплексных межпредметных заданий.
Современный этап развития школьного биологического образования требует от школы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из перспективных направлений всей системы образования является организация комплексного подхода, под которым подразумевается методологический подход с интегрированным видением учебно-воспитательного процесса. В его основе лежит комплексное рассмотрение содержания, форм и методов обучения.
Анализ достижений психолого-педагогических и методических исследований по изучению комплексного подхода к изучению природы показал, что проникновение данных идей в школьное естествознание имеет длительную историю. В теории и практике школьного обучения в различные периоды развития общеобразовательной школы уделялось должное внимание изучению целостности природы, взаимосвязи ее отдельных компонентов. Сформировались организационные формы ее изучения; решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи по формированию личности; учащиеся постепенно приобщались к приобретению знаний, умений и навыков исследовательского характера. Это позволило нам обосновать систему наиболее эффективных форм реализации комплексного изучения природы, включающую комплексные экскурсии, обобщающие уроки, лабораторно-практические работы, внеурочные наблюдения.
Анализ методической литературы показал, что комплексные экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы в их взаимосвязи и динамике, на основе чего у школьников и формируется целостное представление о природной среде. Изучение природно-климатических, географических, флористических, фаунистических и других особенностей региона способствует развитию у школьников познавательного интереса, придает процессу обучения необходимую социальную значимость, эмоциональность. Наряду с этим было доказано, что теоретический материал не всегда удается связать с практической деятельностью школьников в природе из-за целого ряда причин.
Среди таковых были выявлены: недостаточное количество методических разработок и рекомендаций по организации и проведению школьных комплексных биоэкологических экскурсий, ограниченное количество часов на изучение предмета, недостаточное знание программного материала по смежным предметам, неудовлетворительный уровень знания местной флоры и фауны, а также отмечались затруднения учителей в выборе мест и объектов для изучения природы родного края. Названные проблемы привели к недооценке комплексных экологических экскурсий со стороны школ и отдельных учителей, что, в свою очередь, привело к отрыву теоретических знаний от изучения природных объектов в естественных условиях.
Установлена необходимость выделения базисного и функционального учебного материала, обеспечение его доступности, системности, наглядности. Разработанная и экспериментально доказанная методика комплексного изучения природных объектов родного края доказала эффективность реализации дидактических и методических Принципов системности, воспитывающего и развивающего характера обучения, самостоятельности, междисциплинарности на основе базовой дисциплины при взаимосвязи видов учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся.
Целостность методики комплексного изучения природы достигается за счет взаимосвязи структурных компонентов: организационно-целевого, мотивационного, материально-технического, содержательного, личностнодеятельностного, процессуального, контрольно-управленческого, результирующего.
Разработанная экспериментальная методика проведения комплексного изучения природных объектов обеспечила повышение уровня знаний учащихся, позволила выявить корреляцию между умениями проводить наблюдения и исследования и качественным усвоением учебного материала.
Проведенное исследование убедительно доказывает, что более глубокому и прочному усвоению материала способствовало сочетание урочной и внеурочной форм учебно-воспитательной работы. Практическая направленность внеурочных наблюдений, осуществляемая в системе с лабораторно-практическими работами и комплексными экскурсиями, эффективно влияет на развитие исследовательских умений.
В ходе экспериментального исследования были результативными требования к процессу формирования и развития исследовательских умений, при которых:
- задания, используемые в процессе обучения, строились на основе единого содержания, представленного на разных уровнях сложности;
- при подборе заданий для проведения самостоятельных наблюдений и опытов учитывались индивидуальные психологические особенности каждого школьника с тем, чтобы уровень сложности задания соответствовал как уровню интеллектуального развития, так и зоне ближайшего развития ученика;
- организация исследования природы осуществлялась путем сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики комплексного изучения природы показала, что разработанная система комплексных экскурсий и методика их проведения способствуют качественному повышению обучения биологии, успешному формированию у учащихся знаний, умений и навыков комплексного изучения природы, взаимосвязей и взаимозависимостей ее компонентов, связи обучения с практикой экологического воспитания школьников.
Анализ достижений психолого-педагогических и методических исследований по изучению комплексного подхода к изучению природы показал, что проникновение данных идей в школьное естествознание имеет длительную историю. В теории и практике школьного обучения в различные периоды развития общеобразовательной школы уделялось должное внимание изучению целостности природы, взаимосвязи ее отдельных компонентов. Сформировались организационные формы ее изучения; решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи по формированию личности; учащиеся постепенно приобщались к приобретению знаний, умений и навыков исследовательского характера. Это позволило нам обосновать систему наиболее эффективных форм реализации комплексного изучения природы, включающую комплексные экскурсии, обобщающие уроки, лабораторно-практические работы, внеурочные наблюдения.
Анализ методической литературы показал, что комплексные экскурсии способствуют изучению объектов и явлений природы в их взаимосвязи и динамике, на основе чего у школьников и формируется целостное представление о природной среде. Изучение природно-климатических, географических, флористических, фаунистических и других особенностей региона способствует развитию у школьников познавательного интереса, придает процессу обучения необходимую социальную значимость, эмоциональность. Наряду с этим было доказано, что теоретический материал не всегда удается связать с практической деятельностью школьников в природе из-за целого ряда причин.
Среди таковых были выявлены: недостаточное количество методических разработок и рекомендаций по организации и проведению школьных комплексных биоэкологических экскурсий, ограниченное количество часов на изучение предмета, недостаточное знание программного материала по смежным предметам, неудовлетворительный уровень знания местной флоры и фауны, а также отмечались затруднения учителей в выборе мест и объектов для изучения природы родного края. Названные проблемы привели к недооценке комплексных экологических экскурсий со стороны школ и отдельных учителей, что, в свою очередь, привело к отрыву теоретических знаний от изучения природных объектов в естественных условиях.
Установлена необходимость выделения базисного и функционального учебного материала, обеспечение его доступности, системности, наглядности. Разработанная и экспериментально доказанная методика комплексного изучения природных объектов родного края доказала эффективность реализации дидактических и методических Принципов системности, воспитывающего и развивающего характера обучения, самостоятельности, междисциплинарности на основе базовой дисциплины при взаимосвязи видов учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся.
Целостность методики комплексного изучения природы достигается за счет взаимосвязи структурных компонентов: организационно-целевого, мотивационного, материально-технического, содержательного, личностнодеятельностного, процессуального, контрольно-управленческого, результирующего.
Разработанная экспериментальная методика проведения комплексного изучения природных объектов обеспечила повышение уровня знаний учащихся, позволила выявить корреляцию между умениями проводить наблюдения и исследования и качественным усвоением учебного материала.
Проведенное исследование убедительно доказывает, что более глубокому и прочному усвоению материала способствовало сочетание урочной и внеурочной форм учебно-воспитательной работы. Практическая направленность внеурочных наблюдений, осуществляемая в системе с лабораторно-практическими работами и комплексными экскурсиями, эффективно влияет на развитие исследовательских умений.
В ходе экспериментального исследования были результативными требования к процессу формирования и развития исследовательских умений, при которых:
- задания, используемые в процессе обучения, строились на основе единого содержания, представленного на разных уровнях сложности;
- при подборе заданий для проведения самостоятельных наблюдений и опытов учитывались индивидуальные психологические особенности каждого школьника с тем, чтобы уровень сложности задания соответствовал как уровню интеллектуального развития, так и зоне ближайшего развития ученика;
- организация исследования природы осуществлялась путем сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики комплексного изучения природы показала, что разработанная система комплексных экскурсий и методика их проведения способствуют качественному повышению обучения биологии, успешному формированию у учащихся знаний, умений и навыков комплексного изучения природы, взаимосвязей и взаимозависимостей ее компонентов, связи обучения с практикой экологического воспитания школьников.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Экологическое образование младших школьников на основе школьной краеведческой работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЯХ И В ТУРПОХОДАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2022 - БОТАНИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Методические рекомендации к разработке виртуальной экскурсии
«Лекарственные растения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»"
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ В 8-Х КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



