ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Когнитивная сфера в структуре личности 5
1.2. Темперамент. Типология темперамента 12
1.3. Когнитивные характеристики в подростковом возрасте 16
выводы по первой главе 21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ ... 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования когнитивных характеристик и
свойств темперамента подростков 25
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
С позиции достижений и новых подходов современной психологической науки актуальной становится проблема исследования когнитивных характеристик, особенностей личностного развития детей подросткового возраста. В подростковом возрасте складывается особая ситуация развития: происходят радикальные сдвиги в развитии
когнитивной сферы (прежде всего, за счёт формирования формального, или понятийного мышления), т.е. на данном этапе онтогенеза у ребёнка появляется возможность наиболее полно проявить и раскрыть свой интеллектуальный потенциал при условии наличия адекватных этому потенциалу образовательных условий.
Число исследований познавательных процессов и объём накопленных данных в этой области постоянно растут. В центре внимания психологов оказываются различные психические познавательные процессы, с помощью которых субъект воспринимает, организует и перерабатывает поступающую информацию.
Несмотря на то, что в психологии на протяжении достаточно длительного периода времени обсуждается вопрос о соотношении когнитивных и личностных характеристик в психической структуре субъекта, данная проблематика и по сей день остаётся мало изученной и чрезвычайно дискуссионной. Этим и определяется актуальность нашей темы.
Цель - исследование когнитивных характеристик и свойств темперамента подростков.
Объектом исследования являются подростки.
Предмет исследования: особенности когнитивных характеристик и свойств темперамента подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности когнитивной сферы в трудах исследователей.
2. Рассмотреть отечественные и зарубежные подходы в определении темперамента.
3. Проанализировать особенности когнитивной сферы подростков.
4. Провести эмпирическое исследование когнитивных характеристик подростков, а также свойств темперамента.
Гипотеза исследования: когнитивные характеристики личности подростков связаны с некоторыми свойствами темперамента.
Теоретико-методологическая база исследования: работы в области исследования когнитивной сферы личности (Л.В. Ахметова, Р. Кеттел, К. Роджерс, А. Маслоу, Т.Тэкэкс и др.); в области темперамента (Гиппократ, И.П. Павловым, В.М. Русаловым и др.); психологических особенностей подростков (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
В работе использовались такие методы как теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы сбора первичных данных (тестирование), статистические методы обработки полученных результатов. При этом использовались такие эмпирические методики как методика определения уровня интеллектуального развития подростков (ГИТ), краткий ориентировочный тест для исследования структуры познавательных способностей (КОТ), опросник Г.Айзенка по определению темперамента.
Практическая значимость исследования в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе при построении уроков, а также для развития высших психических функций учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенных нами теоретического и эмпирического исследований можно сделать следующие выводы:
Большинство отечественных теорий личности рассматривают личность в комплексе всех ее проявлений. И отдельное место в ее структуре выделяется познавательной (когнитивной) сфере личности. Когнитивная сфера личности развивается за счет перцептивно- мнемической и мыслительной деятельности. Также когнитивная сфера личности зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Содержанием когнитивной сферы являются знания, приобретенные в результате деятельности высших психических функций в условиях активного информационно-операционального взаимодействия с окружающей средой. По Л.С. Выготскому к высшим психическим функциям относится: восприятие, воображение, память, мышление и речь.
Когнитивная сфера в подростковом возрасте находится в стадии развития.
Темперамент - природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям. Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Для изучения когнитивных характеристик подростков использовали следующий психодиагностический инструментарий: методика определения уровня интеллектуального развития подростков (ГИТ), краткий ориентировочный тест для исследования структуры познавательных способностей (КОТ). Для диагностики характеристик темперамента использовали опросник Г.Айзенка по определению темперамента.
Диагностика подростков по сформированности когнитивной сферы показала, что подростки показывают средние результаты развитости когнитивных характеристик, которые позволяют успешно учиться при условии приложения определенных усилий для достижения положительных результатов.
Полученные корреляционные связи показывают, что когнитивные характеристики (обобщенные их характеристики) взаимосвязаны к экстраверсией-интроверсией и нейротизмом-эмоциональной
устойчивостью.
В целом полученные результаты говорят о том, что подростки несмотря на психологические особенности возраста (эмоциональная неустойчивость и общительность, импульсивность), способны к мыслительной деятельности. То есть они способны осваивать новые знания и умения необходимые для успешной деятельности, обладающие высоким темпом умственных способностей, сообразительности и выраженной продуктивностью.
Цель исследования была достигнута. Гипотеза подтверждена.