Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКОВ

Работа №37451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
459
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Когнитивная сфера в структуре личности 5
1.2. Темперамент. Типология темперамента 12
1.3. Когнитивные характеристики в подростковом возрасте 16
выводы по первой главе 21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ПОДРОСТКОВ ... 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования когнитивных характеристик и
свойств темперамента подростков 25
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ

С позиции достижений и новых подходов современной психологической науки актуальной становится проблема исследования когнитивных характеристик, особенностей личностного развития детей подросткового возраста. В подростковом возрасте складывается особая ситуация развития: происходят радикальные сдвиги в развитии
когнитивной сферы (прежде всего, за счёт формирования формального, или понятийного мышления), т.е. на данном этапе онтогенеза у ребёнка появляется возможность наиболее полно проявить и раскрыть свой интеллектуальный потенциал при условии наличия адекватных этому потенциалу образовательных условий.
Число исследований познавательных процессов и объём накопленных данных в этой области постоянно растут. В центре внимания психологов оказываются различные психические познавательные процессы, с помощью которых субъект воспринимает, организует и перерабатывает поступающую информацию.
Несмотря на то, что в психологии на протяжении достаточно длительного периода времени обсуждается вопрос о соотношении когнитивных и личностных характеристик в психической структуре субъекта, данная проблематика и по сей день остаётся мало изученной и чрезвычайно дискуссионной. Этим и определяется актуальность нашей темы.
Цель - исследование когнитивных характеристик и свойств темперамента подростков.
Объектом исследования являются подростки.
Предмет исследования: особенности когнитивных характеристик и свойств темперамента подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности когнитивной сферы в трудах исследователей.
2. Рассмотреть отечественные и зарубежные подходы в определении темперамента.
3. Проанализировать особенности когнитивной сферы подростков.
4. Провести эмпирическое исследование когнитивных характеристик подростков, а также свойств темперамента.
Гипотеза исследования: когнитивные характеристики личности подростков связаны с некоторыми свойствами темперамента.
Теоретико-методологическая база исследования: работы в области исследования когнитивной сферы личности (Л.В. Ахметова, Р. Кеттел, К. Роджерс, А. Маслоу, Т.Тэкэкс и др.); в области темперамента (Гиппократ, И.П. Павловым, В.М. Русаловым и др.); психологических особенностей подростков (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
В работе использовались такие методы как теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы сбора первичных данных (тестирование), статистические методы обработки полученных результатов. При этом использовались такие эмпирические методики как методика определения уровня интеллектуального развития подростков (ГИТ), краткий ориентировочный тест для исследования структуры познавательных способностей (КОТ), опросник Г.Айзенка по определению темперамента.
Практическая значимость исследования в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе при построении уроков, а также для развития высших психических функций учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенных нами теоретического и эмпирического исследований можно сделать следующие выводы:
Большинство отечественных теорий личности рассматривают личность в комплексе всех ее проявлений. И отдельное место в ее структуре выделяется познавательной (когнитивной) сфере личности. Когнитивная сфера личности развивается за счет перцептивно- мнемической и мыслительной деятельности. Также когнитивная сфера личности зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Содержанием когнитивной сферы являются знания, приобретенные в результате деятельности высших психических функций в условиях активного информационно-операционального взаимодействия с окружающей средой. По Л.С. Выготскому к высшим психическим функциям относится: восприятие, воображение, память, мышление и речь.
Когнитивная сфера в подростковом возрасте находится в стадии развития.
Темперамент - природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям. Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Для изучения когнитивных характеристик подростков использовали следующий психодиагностический инструментарий: методика определения уровня интеллектуального развития подростков (ГИТ), краткий ориентировочный тест для исследования структуры познавательных способностей (КОТ). Для диагностики характеристик темперамента использовали опросник Г.Айзенка по определению темперамента.
Диагностика подростков по сформированности когнитивной сферы показала, что подростки показывают средние результаты развитости когнитивных характеристик, которые позволяют успешно учиться при условии приложения определенных усилий для достижения положительных результатов.
Полученные корреляционные связи показывают, что когнитивные характеристики (обобщенные их характеристики) взаимосвязаны к экстраверсией-интроверсией и нейротизмом-эмоциональной
устойчивостью.
В целом полученные результаты говорят о том, что подростки несмотря на психологические особенности возраста (эмоциональная неустойчивость и общительность, импульсивность), способны к мыслительной деятельности. То есть они способны осваивать новые знания и умения необходимые для успешной деятельности, обладающие высоким темпом умственных способностей, сообразительности и выраженной продуктивностью.
Цель исследования была достигнута. Гипотеза подтверждена.



1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. - М., 2002. - 160с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М., 1990., с. 11
4. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности // Вопросы психологии. - 2003.-№ 4.-С. 11-13.
5. Ахметова Л. В. Половозрастные особенности развития когнитивной сферы личности учащихся начальных классов // Вестник ТГПУ. - 2005. - №1. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/polovozrastnye- osobennosti-razvitiya-kognitivnoy-sfery-lichnosti-uchaschihsya-nachalnyh- klassov (дата обращения: 26.04.2019)
6. Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности психологическая
основа обучения // Вестник ТГПУ. 2009. - №9. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7kognitivnaya-sfera-lichnosti-psihologicheskaya- osnova-obucheniya (дата обращения: 23.04.2019).
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев,. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2006. - 464 с.
9. Воробьев A.M. Интеллектуальные качества и их развитие у советских офицеров в процессе обучения в вузе. - М.. Высшая школа, 1986. - 193 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
11. Выготский Л.С. Проблемы культурного развития // Вестник Московского университета. - 1991. - № 4. - С. 5-19..
12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей. 1993.
13. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура,
диагностика, развитие. - М.: Аст-пресс, 2001. - 455 с.
14. Дружини В.Н. Психология интеллекта // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 32-37.
15. Кон И. С. Психология ранней юности. - М. : Просвещение, 1999. - 235 с.
16. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - 2-е изд. - Л. : Медицина, 2001. - 255 с.
17. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб., 2005.
18. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПИ, 1990.
19. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002. - 452 с.
20. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник. - М., 2001. -
442 с.
22. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
23. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: Пзд - во Моск. Ун-та, 1980. с.21-23.
24. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М., 2001.
25. Платонов К. К. Структуры и развитие личности; отв. ред. А.Д. Глаточкин.- М., 2008.
26. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 2001. - 440 с.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2007. - 720 с.
29. Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. ТЛ. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М.: Изд-во МГУ. 1980. С.187.
30. Русалов В.М. Пол и темперамент. // Психологический журнал.
- том 14. - №6. - 1993. - С.55-64.
31. Русалов В.М., Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности // Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - №1. - С. 118-122.
32. Самбикина О.С. Взаимосвязь развития стиля учебной деятельности и интегральной индивидуальности младших школьников и подростков // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - С. 165 - 172.
33. Семяшкин А.А. Возрастная динамика взаимосвязей
когнитивно-стилевых особенностей с индивидуально-личностными характеристиками // Актуальные проблемы психологии: Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва, 21 мая 2009 г. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009 д. - С. 46-53.
34. Способности и склонности. Комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика. 1989.
35. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. Пер. с польск. В.Н. Лоруса. - М.: Прогресс, 1982. С.112-117.
36. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // В кн.: Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. С.16
37. Фельдштейн Д. И. Подростковый возраст как социально-историческое явление // Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 2005. - С. 126-148.
38. Хьел Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб., 2007.
39. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. - М., 2006. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ