Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №43799

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
396
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой темы в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Понятие темперамента, его особенности, типы, свойства 12
1.3 Изучение особенностей проявления темперамента у школьников подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 29
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 33
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56


В настоящее время в нашей стране иностранный язык превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста. Кроме того, Россия стремится стать обществом, информированным во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому обращение молодежи к Интернету делает необходимым владение письменной коммуникацией, в том числе на иностранном языке. Его важность как инструмента доступа к источникам информации неоспорима. В связи с этим учащиеся должны чувствовать себя подготовленными для коммуникации в такой системе.
Однако, часто возникает противоречие между желанием, стремлением школьника изучать иностранный язык и трудностью овладения им. Особенно остро это противоречие чувствуется в подростковый период, так как в это время происходят динамические изменения в психофизиологической сфере подростков. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности. А значит, учителю необходимо уметь выстраивать доверительные отношения с классом, учитывать индивидуальные особенности подростков, как факторы, отвечающие за способы достижений успехов при изучении английского языка. Таким образом, возрастает актуальность в исследовании проявления такой индивидуальной особенности как темперамент при изучении английского языка.
Проблема исследования: каковы особенности проявления темперамента у обучающихся подросткового возраста в процессе изучения английского языка.
Объект исследования - обучающиеся подросткового возраста.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей проявления темперамента у обучающихся подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка.
Гипотеза исследования: наибольшую трудность в изучении иностранного языка имеют подростки, которым присущ флегматический и меланхолический тип темперамента.
Задачами исследования являются:
1) проанализировать состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) дать психологическую характеристику понятию «темперамент», его типам и свойствам;
3) рассмотреть особенности проявления темперамента в подростковом возрасте;
4) провести эмпирическое исследование;
5) проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
В ходе исследования были использованы следующие методы научно-психологического исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестовые опросники (Личностный опросник Г.Ю. Айзенка, Опросник структуры темперамента В.М. Русалова);
- методы статистической обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ результатов анкетирования.
Исследование проводилось в три этапа.
На I этапе (сентябрь - октябрь 2017 гг.) изучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования, анализировалось состояние научной разработанности темы и актуальность исследования. Были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.
На II этапе (октябрь 2017 - март 2018 гг.) проводилось эмпирическое исследование. С обучающимися подросткового возраста были проведены опросы, направленные на изучение личности подростка, его темперамента, свойств темперамента (Личностный опросник Г.Ю. Айзека; опросник структуры темперамента В.М. Русакова, для диагностики свойств « предметно - деятельностного » и « коммуникативного » аспектов темперамента). Анализировалась реакция обучающихся средних классов на разные предложенные задания и способы их выполнения, с целью исследования особенностей проявления темперамента в процессе изучения английского языка.
На III этапе (апрель - май 2018 гг.) обобщены и проанализированы полученные данные, сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации для учителей-предметников .
Базой исследования послужили МБОУ «СОШ №8» г. Елабуга и МБОУ «СОШ №1» г. Елабуга. Выборку исследования составили обучающиеся 6-8 классов в количестве 84 человек.
Новизна работы заключается в выявлении особенностей проявления темперамента у школьников подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка в МБОУ «СОШ №8» г. Елабуга и МБОУ «СОШ №1» г. Елабуга.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении актуальности изучения особенностей типов темперамента обучающихся подросткового возраста в процессе изучения английского языка, для успешного построения учебно-воспитательного процесса и формирования у подростков устойчивого интереса к учению.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в практике обучения подростков английскому языку в общеобразовательной школе. Кроме того, результаты эмпирического исследования могут представлять интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка используемой литературы, насчитывающих 59 наименований и приложений. Общий объем работы 55 страниц без Приложения. В тексте дипломной работы 1 схема, 2 рисунка и 2 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Новый век требует воспитания новой личности, способной к творческому преобразованию действительности, проявлению индивидуальных качеств. Для того, чтобы воспитать такую личность, учителю необходимо учитывать свойства темперамента подростков.
Так, в теоретической части работы было раскрыто понятие темперамента, изучены особенности проявления темперамента подростков в процессе изучения иностранного языка. Темперамент передается по наследству и оказывает существенное влияние на успешность обучения. Однако, в чистом виде отдельные типы темперамента практически не встречаются, и речь идет о преобладании и сочетании свойств определенных типов, которые и определяют поведение человека.
На основе проведенного исследования были сделаны выводы о том, что индивидуально - психологические особенности учащихся (темперамент) играют важную роль в процессе усвоения иностранного языка. Такие особенности психологической деятельности как: темп усвоения знаний, сензитивность, восприятие иностранной речи, пластичность и гибкость в её переработке, становятся определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме. Экстравертированность также стимулирует развитие речевых навыков по восприятию внешней иноязычной речи, а интровертированность наоборот блокирует этот процесс. Также тревожность, невротизм могут препятствовать вступления учащегося в контакт, вызывать страх. В результате успешность усвоения речи может быть более низкой. Очевидно, этим можно объяснить более низкие результаты усвоения иностранного языка учащимися с флегматическим и меланхолическим темпераментом.
Однако, это не говорит об их неспособности к изучению английского языка. Идеального типа темперамента не существует; каждый имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Важно учитывать особенности проявления темперамента каждого ученика, чтобы помочь преодолеть им языковой барьер. Ведь личность, владеющая иностранным языком, лучше ориентируется в потоке поступающей информации, полнее видит картину мира, более успешна в жизни и менее подвержена преждевременным когнитивным нарушениям. Главной задачей педагога является раскрытие индивидуальности обучающихся, помочь ей развиться, сформироваться, проявиться. По этой причине, изучение особенностей темперамента школьников является важной проблемой.
Таким образом, индивидуализация, основанная на учете типов темперамента в процессе обучения, способствует повышению активности и уровню развития интеллектуальных способностей школьников, оказывает положительное влияние на школьную успеваемость в целом.



I. Айзенк Г.Ю., Айзенк М.В. Исследования человеческой психики. Почему мы ведем себя именно так. - М.: ЭСМО-Пресс, 2001. - 480 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
II. Батаршев A.B. Темперамент и характер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.
12. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5-7.
13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
14. Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку // Иностранные языки. - М.: Просвещение, 2012. - С. 21-24.
15. Гоникман Э.И. К учению о темпераментах. Расширенный взгляд. - М.: Велигор, 2010. - 224 с.
16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - 2-е изд. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 560 с.
17. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // Иностранные языки в школе. - 1996. - №4. - С. 25-29.
18. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1998. - 107 с.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
20. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
6. Илаева Р.А., Шагивалеева Г.Р. Исследование особенностей проявления темперамента у студентов в процессе изучения иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 167-171.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
8. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 280 с.
21. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
22. Комарицкая Г.В. Некоторые актуальные проблемы обучения иностранному языку в контексте непрерывного довузовского образовательного пространства // Вестник молодых ученых. - ГорноАлтайск: РИО ГАГУ, 2004. - №1. - С. 5-7.
23. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН, 2002. - 79 с.
24. Лесгафт П.Ф. Темперамент // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1988. - С. 115-134.
25. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
26. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - М.: ООО ММ, 2013. - № 8. - С. 4-10.
27. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. - Пермь: ПСИ, 2007. - Т. 3. - 276 с.
28. Мороз Н.Я. Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. - 229 с.
29. Морозова Ю.В. Как развязать язык студента: к вопросу о развитии иноязычной коммуникативной компетенции // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2013. - № 11. - С. 89-92.
30. Небылицын В.Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 153-159.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, 2008. - 1200 с.
32. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. - М.: Медгиз, 1954. - 100 с.
33. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: ИД «БАХРАХ», 1998. - С. 133-141.
35. Рожкова Н.И. Иностранный язык - друг мой, но в школе его выучить нельзя // Образование. - 2003. - № 2. - С. 30-33.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
37. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. - 1982. - № 6. - С. 50-59.
38. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 11. - С. 19-33.
39. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: Когито-Центр, 2012. - 720 с.
40. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 198 с.
41. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 285 с.
42. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления // Школьный психолог, 2000. - № 38. - С. 2-16.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - РнД: Феникс, 1997. - 736 с.
44. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - 3-е изд. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2002. - 536 с.
45. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1995. - 125 с.
46. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 209 с.
47. Толочек В.А. Исследование индивидуального стиля деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 53-62.
48. Фомина H.A. Свойства личности и особенности речевой деятельности. - Рязань: Узоречье, 2002. - 362 с.
49. Хисамутдинова Н.В. Иностранный язык в системе практикоориентированного обучения в нелингвистическом вузе // Наука и образование в жизни современного общества. - 2013. - С. 142-143.
50. Цыганок Г.Ю., Сергеева О.В. Влияние темперамента на изучение иностранных языков // Царскосельские чтения. - 2015. - С. 92-96.
51. Шардаков М.Н. Мышление школьника. - 2-е изд. - М., 2001. - 254 с.
52. Щербакова Е.А., Гаврилова Т.В. Влияние типа темперамента на формирование продуктивных навыков говорения при обучении английскому языку студентов неязыкового вуза // Вестник. - 2015. - №3 (30). - С. 145-150.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
54. Эльконин Д.Б. Некоторые особенности подростков- пятиклассников // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 263-281.
55. Юнг К.Г. Психологические типы / под ред. В.В. Зеленского. - СПб.: Азбука, 2001. - 718 с.
56. Якименская И.С. Знания и мышление школьников. - М.: Знание,
1998. - 207 с.
57. Балан Д.В. Связь между темпераментом и трудностями в изучении иностранного языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2011. [Электронный ресурс]. URL:http:// открытыйурок.рф/статьи/605637/ (дата обращения: 16.02.2018).
58. Выготский Л.С. Педагогическая психология // под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. [Электронный ресурс]. URL:http://bookree.org/reader?file=1499058&pg=3 (дата обращения: 18.11.17).
59. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. - Иркутск: Сервико, 1999. - 290 с. [Электронный ресурс]. URL:http://rykovodstvo.ru/instr/56914/index.html (дата обращения:
23.01.2018) .
60. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М., 1990. - С. 1-5. [Электронный ресурс]. URL:http://docplayer.ru/26875302- Oprosnik-struktury-temperamenta-v-m-rusalov-ost.html (дата обращения: 11.10.2017).
61. Kretschmer E. Korperbau und Charakter. Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und zur Lehre von den Temperamenten. - Berlin: Springer-Verlag, 2011. - 192 s.
62. Strelau J. Temperament: A psychological perspective. - NY: Plenum,
1999. - 467 p.
9. Strelau J. Temperament. Personality. Activity. London: Academic Press, 1983. - 375 p.
10. Trubinova E.A., Gultiaeva T.V., Vanyukova E.S. The influence of temperament on learning activities. - NY: Jstor, 2016. - P. 132-134.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ