ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты самостоятельной познавательной деятельности студентов в техническом вузе 11
1.1 Анализ проблемы самостоятельной познавательной деятельности
студентов в техническом вузе в отечественной и зарубежной науке 11
1.2 Сущность и структурные компоненты самостоятельной
познавательной деятельности студентов в техническом вузе 18
1.3 Модель организации самостоятельной познавательной деятельности
студентов электромеханического факультета в техническом вузе 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов электромеханического факультета в техническом вузе 31
2.1 Педагогические условия организации самостоятельной
познавательной деятельности студентов в техническом вузе 31
2.2 Технология организации самостоятельной познавательной
деятельности студентов электромеханического факультета в техническом вузе 38
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов электромеханического факультета Казанского филиала ФГБОУ ВО
«ВГУВТ» 43
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 62
Глава 1. Теоретические аспекты самостоятельной познавательной деятельности студентов в техническом вузе 11
1.1 Анализ проблемы самостоятельной познавательной деятельности
студентов в техническом вузе в отечественной и зарубежной науке 11
1.2 Сущность и структурные компоненты самостоятельной
познавательной деятельности студентов в техническом вузе 18
1.3 Модель организации самостоятельной познавательной деятельности
студентов электромеханического факультета в техническом вузе 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов электромеханического факультета в техническом вузе 31
2.1 Педагогические условия организации самостоятельной
познавательной деятельности студентов в техническом вузе 31
2.2 Технология организации самостоятельной познавательной
деятельности студентов электромеханического факультета в техническом вузе 38
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по организации самостоятельной познавательной деятельности студентов электромеханического факультета Казанского филиала ФГБОУ ВО
«ВГУВТ» 43
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 62
Актуальность исследования. Высокая конкуренция, необходимость использования в производстве наукоемких технологий, вызывает потребность в инженерах -механиков, инженеров-электриков, способных самостоятельно мыслить, анализировать, делать правильный выбор, адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни.
Основная задача высшего образования создается творческой личностью, которая способна сама развиваться и совершенствоваться, на что и должна быть сфокусирована самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в техническом вузе.
Одной из существенных потребностей личности является стремление человека к самостоятельной деятельности. Самостоятельность выражается в умении назначать перед собой конкретные цели и задачи и добиваться их достижения личными силами.
Самостоятельная деятельность становится актуальной при изучении специальных дисциплин, потому что помогает направлять и вести учащихся на работу с научной литературой.
Главная задача обучения учащихся - это планирование, организация и осуществление самостоятельной познавательной деятельности. На первый план вытекают начальный и возможный уровни самостоятельной деятельности обучающегося, новация которых определяет создание педагогических условий в техническом вузе.
Проблема самостоятельной познавательной деятельности учащихся кроется в том, что плохо изучены вопросы создания педагогических условий организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в вузе.
Степень разработанности проблемы.
Исследование научной литературы демонстрирует, что многие классики отечественной и зарубежной педагогики и психологии обращались в своих исследованиях к задачам становления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ф. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Я.Л. Коменский, А.Н. Леонтьев, И.Г. Песталоцци, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
В публикациях (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, P.M. Микельсона, О.А. Нильсона, И.Т. Огородникова, О.П. Околелова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой и др.) изучаются такие тезисы, как «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «самостоятельность».
Сущность «самостоятельная познавательная деятельность» обретает свое развитие в исследовательских работах современных психологов и педагогов (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, С.М. Годник, Л.Г. Гендлер, И.А. Зимняя, Г.М. Коджаспирова, А.С. Лында, B.C. Листенгартен, А.В. Усова, В.А. Якунин и др.).
Всевозможные аспекты самостоятельной познавательной деятельности рассматриваются в исследовательских работах С.М. Акмановой, В.А Аникеенко, М.С. Афанаскина, Н.Л. Вельской, Ю.С. Васютина, Л.Д. Воеводина, В.А. Гаврилова, К.М. Гайдар, Э.В. Гапон, А.А. Дорофеева, И.В. Завгородней и др.
Многие авторы оценивают самостоятельную познавательную
деятельность как отрасль учебной деятельности (М.Г. Г арунов, Т.А. Ильина, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козаков, Р.А. Низамов, А.Н. Рыблова, Л.Б. Сосновская и др.).
В последнее время были рассмотрены изучения в сфере самостоятельной познавательной деятельности, где решались эти проблемы как: развитие самостоятельной познавательной деятельности (Е.И.
Мещерякова), организация самостоятельной работы учащихся с
использованием компьютерных технологий (Н.В. Баранова, С.Г. Гусева, М.П. Данчук, Д.А. Занозин, Т.И. Рицкова), с разработкой новых видов самостоятельной работы и ее проверкой (Л.А. Введенская, Н.Т. Журавская), структурой проектирования самостоятельной работы (О.В. Виштак),творческий метод к организации самостоятельной познавательной работы учащихся (Е.С. Воинова), применение активных учебных технологий в самостоятельной работе учащихся (С.Ж. Гончарова), планирование самостоятельной учебной деятельности: как виды творческого развития личности (З.С. Жиркова), формирование учебных умений учащихся во: внеаудиторной самостоятельной работе (М.А. Иванова).
Содержание организации самостоятельности у учащихся изучается в трудах В.В. Давыдова, B.C. Мерлина, Д.Б. Эльконина и др. Во многих научных работах затрагивается и изучается вопрос об условиях, способах, методах и организации познавательной самостоятельности учащихся, в связи с развитием грамотной самостоятельности (В.И. Магойченков), в связи с формированием самостоятельности мышления (С.Н. Филиппенко).
Результат научных работ отечественных психологов и педагогов, которые изучают проблему самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (А.С. Берберян, И.Б. Буртонова, Л.А. Введенская, С.Ж. Гончарова, Т.Ю. Кротенко, Н.Т. Журавская, А.В. Конышева Т.И. Рицкова и др.), а также зарубежных ученых (B.L. Goldshmici, J.D. Russel и др.) устанавливают, что успешность самостоятельной познавательной деятельности учащихся обосновывается разаработкой личностно - направленной, творческой образовательной среды, которая дает возможность учащимся выражать инициативу и добиваться прогресса в образовательном процессе вуза.
Такие авторы, как (Г.А. Бордовский, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) делают акцент на то, что учащийся имеет шанс достичь творческой ступени самостоятельной познавательной деятельности, взаимодействуя с педагогом, с работой своих особенностей и выстраивания индивидуальной образовательной траектории роста их самостоятельной деятельности.
Следовательно, потребность обучения и выполнение педагогических условий, оказывают поддержку успешной организации самостоятельной познавательной деятельности.
Признаки самостоятельной познавательной деятельности учитываются предметом педагогических изучений в работах В.А. Гаврилова, Л.П. Давыдовой, М.В. Рыбаковой, Л.Г. Дидковской, Л.П. Дидуренко, А.А. Дорофеева, Е.В. Змиевской и др.
Учебный процесс в институтах так и держится на не достаточном уровне управляемым, базируется в значительной степени на традиционных формах. Недостаточное внимание проявляется роста личности учащегося, его стратегии, самостоятельности, и саморазвитию.
Проблема самостоятельной познавательной деятельности учащихся многоаспектна и связана с востребованностью имеющих место быть противоречий:
— между необходимостью общества в опытных специалистах, умеющих к саморазвитию и самосовершенствованию, и с неразвитостью готовности выпускников технического вуза к самостоятельной познавательной деятельности;
— между нынешней потребностью развития познавательной самостоятельности учащихся как требование их последующего саморазвития и самосовершенствования и слабой изученностью научного и практического доказательства этого вопроса в учебном процессе высшей школы;
— между необходимостью совершенствования организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в ситуациях сильно варьирующейся системы учебного образования и недоступностью разработанной технологии организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Цель исследования — разработать и проверить эффективность педагогических условий.
Предмет исследования — педагогические условия организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в техническом вузе.
Гипотеза исследования. Самостоятельная познавательная
деятельность учащихся в техническом вузе станет успешной, в случае если:
— определено четкое содержание понятия «самостоятельная познавательная деятельность студентов» и выявлены ее структура;
— раскрыты характеристики организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе, что дает возможность эффективно применять индивидуально дифференцированный подход к обучающимся в образовательном процессе;
— построена технология организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза;
— определены педагогические условия организации самостоятельной
познавательной деятельности студентов, содействующие успешной
организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза.
Для достижения установленной цели нам необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
— Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— Раскрытие понятия и структурных компонентов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе;
— Разработка технологии организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе;
— Выявление педагогических условий эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе;
— Проведение опытно-экспериментального исследования по оценке совершенствования педагогических условий организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Теоретической базой выступили идеи:
— учебного процесса (А.Г. Асмолов, С.И. Архангельский, В.И. Загвязинский, П.Ф. Каптерев, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.А. Хуторской и др.);
— самостоятельной познавательной деятельности (Е.И. Мещерякова,
B. А. Якунин, И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый и др.);
— система обучения (В.П. Беспалько, И.Г. Гузенко, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, В.А. Хуторской, Д.В. Чернилевский и др.);
— проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин и др.);
— поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) значимые положения нижеперечисленных подходов:
— системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);
— деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
— субъектного (К.А. Абульханова-Славская, Ананьев Б.Г., А.В. Брушлинский, СМ. Годник, А.С. Огнев, С.Л. Рубинштейн и др.);
— личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.А. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);
— компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.П. Комарова и др.);
Употреблялась общее число методов исследования, конкретной цели,
8
предмета и задачи: теоретические методы — анализ, умозаключение, типология педагогической, философской, психологической литературы; эмпирические — тестирование, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий); статистические методы обработки
Л
результатов (критерий Пирсона х ).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) изучена сущность и структура самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза, что дает увидеть смысл данного события субъектами образовательного процесса;
2) сконструирована технология организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза, которая содействует успеху высокой степен роста самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
3) определены и экспериментально проверены педагогические условия, гарантирующие эффективность организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся технического вуза.
Теоретическая значимость кроется в том, что данное исследование вносит значительный вклад в теорию обучения студентов вузов: уточнено понятие «самостоятельная познавательная деятельность студентов»; изучены структурные компоненты; создана и применена технология организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза, рассмотрены педагогические условия эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы построить и внедрить технологию организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся технического вуза. Созданная и реализованная в ходе изучения теоретическая модель организовывает высокую степень разработанности самостоятельной познавательной
Достоверность полученных результатов и теоретического умозаключения пользуется начальными методологическими положениями; целостной классификацией источников; взаимосвязанных методов изучения, соответствующих цели, предмету и задачам; результатами статистической обработки эмпирического материала; внедрением и использованием полученных результатов в техническом вузе.
Апробация исследования и внедрение полученных результатов в практику осуществлялись в ходе экспериментального обучения студентов электромеханического факультета Казанского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ».
Промежуточные итоги исследования обсуждались на Межнациональных научно-практических конференциях: «Методы и
механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике» (г. Нижний Новгород, 2019 г.); «Информационно
образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике» (г. Казань, 2019 г.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и 4 приложений.
Основная задача высшего образования создается творческой личностью, которая способна сама развиваться и совершенствоваться, на что и должна быть сфокусирована самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в техническом вузе.
Одной из существенных потребностей личности является стремление человека к самостоятельной деятельности. Самостоятельность выражается в умении назначать перед собой конкретные цели и задачи и добиваться их достижения личными силами.
Самостоятельная деятельность становится актуальной при изучении специальных дисциплин, потому что помогает направлять и вести учащихся на работу с научной литературой.
Главная задача обучения учащихся - это планирование, организация и осуществление самостоятельной познавательной деятельности. На первый план вытекают начальный и возможный уровни самостоятельной деятельности обучающегося, новация которых определяет создание педагогических условий в техническом вузе.
Проблема самостоятельной познавательной деятельности учащихся кроется в том, что плохо изучены вопросы создания педагогических условий организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в вузе.
Степень разработанности проблемы.
Исследование научной литературы демонстрирует, что многие классики отечественной и зарубежной педагогики и психологии обращались в своих исследованиях к задачам становления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ф. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Я.Л. Коменский, А.Н. Леонтьев, И.Г. Песталоцци, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
В публикациях (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, P.M. Микельсона, О.А. Нильсона, И.Т. Огородникова, О.П. Околелова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой и др.) изучаются такие тезисы, как «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «самостоятельность».
Сущность «самостоятельная познавательная деятельность» обретает свое развитие в исследовательских работах современных психологов и педагогов (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, С.М. Годник, Л.Г. Гендлер, И.А. Зимняя, Г.М. Коджаспирова, А.С. Лында, B.C. Листенгартен, А.В. Усова, В.А. Якунин и др.).
Всевозможные аспекты самостоятельной познавательной деятельности рассматриваются в исследовательских работах С.М. Акмановой, В.А Аникеенко, М.С. Афанаскина, Н.Л. Вельской, Ю.С. Васютина, Л.Д. Воеводина, В.А. Гаврилова, К.М. Гайдар, Э.В. Гапон, А.А. Дорофеева, И.В. Завгородней и др.
Многие авторы оценивают самостоятельную познавательную
деятельность как отрасль учебной деятельности (М.Г. Г арунов, Т.А. Ильина, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козаков, Р.А. Низамов, А.Н. Рыблова, Л.Б. Сосновская и др.).
В последнее время были рассмотрены изучения в сфере самостоятельной познавательной деятельности, где решались эти проблемы как: развитие самостоятельной познавательной деятельности (Е.И.
Мещерякова), организация самостоятельной работы учащихся с
использованием компьютерных технологий (Н.В. Баранова, С.Г. Гусева, М.П. Данчук, Д.А. Занозин, Т.И. Рицкова), с разработкой новых видов самостоятельной работы и ее проверкой (Л.А. Введенская, Н.Т. Журавская), структурой проектирования самостоятельной работы (О.В. Виштак),творческий метод к организации самостоятельной познавательной работы учащихся (Е.С. Воинова), применение активных учебных технологий в самостоятельной работе учащихся (С.Ж. Гончарова), планирование самостоятельной учебной деятельности: как виды творческого развития личности (З.С. Жиркова), формирование учебных умений учащихся во: внеаудиторной самостоятельной работе (М.А. Иванова).
Содержание организации самостоятельности у учащихся изучается в трудах В.В. Давыдова, B.C. Мерлина, Д.Б. Эльконина и др. Во многих научных работах затрагивается и изучается вопрос об условиях, способах, методах и организации познавательной самостоятельности учащихся, в связи с развитием грамотной самостоятельности (В.И. Магойченков), в связи с формированием самостоятельности мышления (С.Н. Филиппенко).
Результат научных работ отечественных психологов и педагогов, которые изучают проблему самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (А.С. Берберян, И.Б. Буртонова, Л.А. Введенская, С.Ж. Гончарова, Т.Ю. Кротенко, Н.Т. Журавская, А.В. Конышева Т.И. Рицкова и др.), а также зарубежных ученых (B.L. Goldshmici, J.D. Russel и др.) устанавливают, что успешность самостоятельной познавательной деятельности учащихся обосновывается разаработкой личностно - направленной, творческой образовательной среды, которая дает возможность учащимся выражать инициативу и добиваться прогресса в образовательном процессе вуза.
Такие авторы, как (Г.А. Бордовский, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) делают акцент на то, что учащийся имеет шанс достичь творческой ступени самостоятельной познавательной деятельности, взаимодействуя с педагогом, с работой своих особенностей и выстраивания индивидуальной образовательной траектории роста их самостоятельной деятельности.
Следовательно, потребность обучения и выполнение педагогических условий, оказывают поддержку успешной организации самостоятельной познавательной деятельности.
Признаки самостоятельной познавательной деятельности учитываются предметом педагогических изучений в работах В.А. Гаврилова, Л.П. Давыдовой, М.В. Рыбаковой, Л.Г. Дидковской, Л.П. Дидуренко, А.А. Дорофеева, Е.В. Змиевской и др.
Учебный процесс в институтах так и держится на не достаточном уровне управляемым, базируется в значительной степени на традиционных формах. Недостаточное внимание проявляется роста личности учащегося, его стратегии, самостоятельности, и саморазвитию.
Проблема самостоятельной познавательной деятельности учащихся многоаспектна и связана с востребованностью имеющих место быть противоречий:
— между необходимостью общества в опытных специалистах, умеющих к саморазвитию и самосовершенствованию, и с неразвитостью готовности выпускников технического вуза к самостоятельной познавательной деятельности;
— между нынешней потребностью развития познавательной самостоятельности учащихся как требование их последующего саморазвития и самосовершенствования и слабой изученностью научного и практического доказательства этого вопроса в учебном процессе высшей школы;
— между необходимостью совершенствования организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в ситуациях сильно варьирующейся системы учебного образования и недоступностью разработанной технологии организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Цель исследования — разработать и проверить эффективность педагогических условий.
Предмет исследования — педагогические условия организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в техническом вузе.
Гипотеза исследования. Самостоятельная познавательная
деятельность учащихся в техническом вузе станет успешной, в случае если:
— определено четкое содержание понятия «самостоятельная познавательная деятельность студентов» и выявлены ее структура;
— раскрыты характеристики организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе, что дает возможность эффективно применять индивидуально дифференцированный подход к обучающимся в образовательном процессе;
— построена технология организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза;
— определены педагогические условия организации самостоятельной
познавательной деятельности студентов, содействующие успешной
организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза.
Для достижения установленной цели нам необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
— Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— Раскрытие понятия и структурных компонентов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе;
— Разработка технологии организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе;
— Выявление педагогических условий эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в техническом вузе;
— Проведение опытно-экспериментального исследования по оценке совершенствования педагогических условий организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Теоретической базой выступили идеи:
— учебного процесса (А.Г. Асмолов, С.И. Архангельский, В.И. Загвязинский, П.Ф. Каптерев, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.А. Хуторской и др.);
— самостоятельной познавательной деятельности (Е.И. Мещерякова,
B. А. Якунин, И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый и др.);
— система обучения (В.П. Беспалько, И.Г. Гузенко, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, В.А. Хуторской, Д.В. Чернилевский и др.);
— проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин и др.);
— поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) значимые положения нижеперечисленных подходов:
— системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);
— деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев,
C. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
— субъектного (К.А. Абульханова-Славская, Ананьев Б.Г., А.В. Брушлинский, СМ. Годник, А.С. Огнев, С.Л. Рубинштейн и др.);
— личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.А. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);
— компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.П. Комарова и др.);
Употреблялась общее число методов исследования, конкретной цели,
8
предмета и задачи: теоретические методы — анализ, умозаключение, типология педагогической, философской, психологической литературы; эмпирические — тестирование, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий); статистические методы обработки
Л
результатов (критерий Пирсона х ).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) изучена сущность и структура самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза, что дает увидеть смысл данного события субъектами образовательного процесса;
2) сконструирована технология организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза, которая содействует успеху высокой степен роста самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
3) определены и экспериментально проверены педагогические условия, гарантирующие эффективность организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся технического вуза.
Теоретическая значимость кроется в том, что данное исследование вносит значительный вклад в теорию обучения студентов вузов: уточнено понятие «самостоятельная познавательная деятельность студентов»; изучены структурные компоненты; создана и применена технология организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза, рассмотрены педагогические условия эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся технического вуза.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы построить и внедрить технологию организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся технического вуза. Созданная и реализованная в ходе изучения теоретическая модель организовывает высокую степень разработанности самостоятельной познавательной
Достоверность полученных результатов и теоретического умозаключения пользуется начальными методологическими положениями; целостной классификацией источников; взаимосвязанных методов изучения, соответствующих цели, предмету и задачам; результатами статистической обработки эмпирического материала; внедрением и использованием полученных результатов в техническом вузе.
Апробация исследования и внедрение полученных результатов в практику осуществлялись в ходе экспериментального обучения студентов электромеханического факультета Казанского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ».
Промежуточные итоги исследования обсуждались на Межнациональных научно-практических конференциях: «Методы и
механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике» (г. Нижний Новгород, 2019 г.); «Информационно
образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике» (г. Казань, 2019 г.)
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и 4 приложений.
Для подготовки конкурентоспособных на рынке труда специалистов, учебный процесс должен быть организован так, чтобы обучающийся с первых месяцев обучения осознал себя субъектом образовательной деятельности, понял, что он сам несёт за себя ответственность.
Актуальной задачей становится создание инновационных технологий.
Самостоятельная деятельность означает возрастание роли
индивидуальной познавательной деятельности обучающегося и уменьшение роли управления этой деятельностью со стороны преподавателя. Первокурсники плохо владеют навыками самостоятельной деятельности и для этого педагоги должны продумать организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Было раскрыто понятие самостоятельная деятельность обучающихся, выделены основные структуры. Самостоятельная познавательная
деятельность обучающихся - область знаний, которая заключается в возможности учащихся определять перед собой цели и задачи, реализовывать их и рефлексировать. Основные компоненты самостоятельной деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно
деятельностный и контрольно-оценочный.
Педагогические условия - это обстоятельства, которые обеспечивают успешность педагогического процесса, успешности функционирования педагогической системы.
К педагогическим условиям относятся:
Субъект-субъектные отношения между педагогами и обучающимися;
Повышение мотивации студентов к самостоятельной работе и деятельности;
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся
Поэтапное усложнение видов самостоятельной деятельности;
Создание системы заданий разного уровня сложности;
Диагностика уровня сформированной самостоятельной деятельности обучающихся.
Исследуя опыты и эксперименты, которые были проведены по организации самостоятельной деятельности обучающихся на электромеханическом факультете Казанского филиала ФГБОУ ВОТ «ВГУВТ», состояли не только из технологий организации самостоятельной деятельности обучающихся, но и включали в себя описание хода и результата опытно-экспериментального исследования по реализации технологии.
Для получения эффективной самостоятельной деятельности обучающихся были поэтапно и экспериментально выявлены педагогические условия в рамках образовательного процесса факультета.
В процессе опытно-экспериментального исследования произошли положительные изменения в процентном распределении уровней развития самостоятельной деятельности учащихся.
Успешность в эксперименте проявила себя в динамике формирования потребностей общения, собственного опыта, способы решения задач, развитие качеств личности. Результат эксперимента показал высокий уровень сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Актуальной задачей становится создание инновационных технологий.
Самостоятельная деятельность означает возрастание роли
индивидуальной познавательной деятельности обучающегося и уменьшение роли управления этой деятельностью со стороны преподавателя. Первокурсники плохо владеют навыками самостоятельной деятельности и для этого педагоги должны продумать организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Было раскрыто понятие самостоятельная деятельность обучающихся, выделены основные структуры. Самостоятельная познавательная
деятельность обучающихся - область знаний, которая заключается в возможности учащихся определять перед собой цели и задачи, реализовывать их и рефлексировать. Основные компоненты самостоятельной деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно
деятельностный и контрольно-оценочный.
Педагогические условия - это обстоятельства, которые обеспечивают успешность педагогического процесса, успешности функционирования педагогической системы.
К педагогическим условиям относятся:
Субъект-субъектные отношения между педагогами и обучающимися;
Повышение мотивации студентов к самостоятельной работе и деятельности;
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся
Поэтапное усложнение видов самостоятельной деятельности;
Создание системы заданий разного уровня сложности;
Диагностика уровня сформированной самостоятельной деятельности обучающихся.
Исследуя опыты и эксперименты, которые были проведены по организации самостоятельной деятельности обучающихся на электромеханическом факультете Казанского филиала ФГБОУ ВОТ «ВГУВТ», состояли не только из технологий организации самостоятельной деятельности обучающихся, но и включали в себя описание хода и результата опытно-экспериментального исследования по реализации технологии.
Для получения эффективной самостоятельной деятельности обучающихся были поэтапно и экспериментально выявлены педагогические условия в рамках образовательного процесса факультета.
В процессе опытно-экспериментального исследования произошли положительные изменения в процентном распределении уровней развития самостоятельной деятельности учащихся.
Успешность в эксперименте проявила себя в динамике формирования потребностей общения, собственного опыта, способы решения задач, развитие качеств личности. Результат эксперимента показал высокий уровень сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Подобные работы
- Педагогические условия организации познавательной деятельности детей в природе в дошкольном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКСТЕРНАТА В ВУЗЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе изучения дисциплин профессионального цикла
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
(БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия активизации познавательной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



