Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе обучения правовым дисциплинам

Работа №81044

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях по дисциплинам профессионального цикла 8
1.1. Сущность и значение лекции как формы активизации познавательной
деятельности студентов по дисциплинам профессионального цикла 8
1.2. Проблемные ситуации как способы активизации познавательной
деятельности студентов на лекционных занятиях 15
1.3. Кейсовая система как эффективная технология активизации
познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях 28
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Разработка лекционных занятий с использованием методов активизации познавательной деятельности студентов НОУ СПО «ЧЮК» 36
2.1. Анализ познавательной активности студентов НОУ СПО «ЧЮК» на
лекционных занятиях дисциплины профессионального цикла 36
2.2. Разработка лекционных занятий для изучения дисциплины
профессионального цикла в НОУ СПО «ЧЮК» 46
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Библиографический список

Актуальность темы исследования. Исследование проблемы формирования познавательной активности студентов обусловлено современными социальными и экономическими реалиями. На сегодняшний день наблюдается тенденция развития массового среднего образования, что обуславливает как количественные, так и качественные изменения в данной сфере. Значительно увеличилась численность студентов и, как следствие, изменился социальный состав студенчества, что в некоторой степени подорвало социальную и интеллектуальную однородность студентов, студентов в системе высшего образования. Это породило необходимость изменений в организации академической деятельности учреждений среднего профессионального образования. Кроме того, на современном этапе развития экономики нашей страны возникла необходимость социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, профессионально реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все это ставит задачу воспитания студента, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития. Сформированная познавательная активность позволяет личности актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни.
С 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты стали обязательными для применения многими работодателями. Требования к квалификациям работников разных профессий, утвержденные Министерством труда России. Профессиональные стандарты определяют навыки и умения, необходимые самым разным специалистам. В список профессий, по которым разработаны стандарты включены и педагогические профессии. В связи с этим на первый план выступает проблема обеспечения качества образования за счет развития познавательной активности каждого человека, который в процессе образования не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни. Он постоянно находится в режиме инновационного познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в существующих социально-экономических, интеллектуально-культурных условиях окружающей его жизни.
Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе высшего образования.
Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросу повышения активности и интереса студентов уделяли внимание многие известные исследователи: Г.С. Абрамова, К.А. Абульханова- Славская, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др.
Идею развития интереса у обучаемых пропагандировали и осуществляли на практике К.А.Гельвеций, И.Ф.Гербарт, Ф.Дистерверг, Д.Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н. Толстой и др. Этой проблеме придавали большое значение Б.К.Бабанский, П.П.Блонский, Д.Н. Богоявленский, Л.И.Божович, Н.А.Менчинская, С.Т. Шацкий Г.И. Щукина и др.
В ряде работ последних лет раскрываются результаты исследований по проблемам мотивационной сферы личности студентов, познавательной активности, самостоятельности (О.С. Васильева, С.Н. Казначеева, А.А. Комарова, А.О. Кочнев, Е.А. Липендина, Т.В. Лузина, Е.Н. Трифонов, Р.И. Цветкова и др.).
Актуальность данного вопроса позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного использования мероприятий по активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях по дисциплинам профессионального цикла в системе среднего профессионального образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Активация познавательной деятельности студентов профессиональной образовательной организации в процессе изучения правовых дисциплин».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка лекционных занятий с использованием методов по активизации познавательной деятельности студентов по дисциплинам профессионального цикла.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования: процесс активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях по дисциплине профессионального цикла.
Объект и цель исследования предопределили следующие его задачи:
1. Раскрыть сущность и значение лекции как метода познавательной активности студентов по дисциплинам профессионально цикла.
2. Изучить состояние использования метода проблемной ситуации как основного элемента активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях.
3. Оценить развитие познавательного интереса студентов в
Профессиональном образовательном учреждении «Челябинский юридический колледж» (НОУ СПО «ЧЮК»).
4. Разработать лекционные занятия с использованием метода активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и выводы педагогов, психологов и ученых других отраслей знания, в которых раскрываются различные стороны развития личности и процессе обучения, воспитания и социализации. В данном контексте полезными являются: основы педагогической психологии (Е.Н.Богданов, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, Н.В.Синягина, А.В.Столяренко и др.), общедидактические основы обучения в высшей школе (В.В.Давыдов, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Ю.Ф. Худолеев и др.); концепция духовно-нравственного и профессионального развития специалистов (К. А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Е.А. Климов, П. А. Корчемный, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, В.Г.Михайловский и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в лекционных занятиях с использованием методов активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях по дисциплине профессионального цикла Профессионального образовательного учреждения «Челябинский юридический колледж» (НОУ СПО «ЧЮК»).
Методы исследования: В ходе исследования применялись методы различных уровней: общенаучные методы (анализ, синтез, моделирование, обобщение данных); эмпирические методы (диагностические анкетирование, интервью, рейтинг, беседы; экспериментальные -констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты;
База исследования: Профессиональное образовательное учреждение «Челябинский юридический колледж» (НОУ СПО «ЧЮК»).
Адрес:454080, Россия, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, проспект Победы, дом 290.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе выпускной работы изучается сущность и значение лекционных занятий как метода познавательной деятельности студентов по дисциплинам профессионального цикла. Исследованы проблемные ситуации как основные элементы активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях. Рассмотрена кейсовая система как эффективная технология активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях. Во второй главе работы «Практическая работа по активизации познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях по дисциплинам профессионального цикла» представлена организационная характеристика НОУ СПО «ЧЮК». Проведен анализ организации работы по формированию познавательной активности в процессе изучения экономических дисциплин на базе исследования. В итоге второй главы предложены меры по повышению познавательной активности при изучении правовых дисциплин в НОУ СПО «ЧЮК».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое нами исследование позволило сделать вывод о том, что, необходимость изучения проблем формирования познавательной активности студентов в процессе обучения в колледже обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно - технического прогресса, кардинальных изменений во всех сферах жизни общества. Личностная необходимость отражает психические особенности.
Анализ современного состояния изучаемой проблемы формирования познавательной активности студентов позволил выявить недостаточность разработки её в теории и на практике профессионального образования, вследствие такой характеристики, как низкий уровень сформированности у студентов познавательной активности.
Развитие познавательной активности способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, освоению практических умений, формированию профессионально - личностных качеств студентов, их мотивационной, когнитивной и организационной готовности к профессиональному самообразованию, создание основы для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста.
Анализ теоретических исследований и практики профессионального обучения позволил определить сущность, структуру познавательной активности студентов в процессе теоретического обучения. Было выявлено отсутствие целостной концепции формирования познавательной активности.
Опытно-экспериментальная работа показала, что для эффективного формирования познавательной активности требуется такая организация профессионального обучения, которая предусматривает: постановку цели формирования познавательной активности; использование методов и средств, адекватных целям формирования познавательной активности.
В данном исследовании познавательная активность студентов рассматривается мной, как продуктивная деятельность, в которой проявляется их отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности и стремление мобилизовать свои волевые усилия в условиях, направленных на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов.
Структура познавательной активности студентов представляет собой органичное единство следующих компонентов: содержательно-
операционного, эмоционально-волевого и рефлексивно-оценочного.
Практическая реализация модели развития познавательной активности студентов происходила при следующих педагогических условиях:
• целевой направленности образовательного процесса на формирование устойчивых, познавательных интересов и мотивов у студентов в процессе учебной деятельности;
• психолого-педагогической диагностики познавательной активности студентов.
В качестве оценочной категории развития познавательной активности студентов в образовательном процессе профессиональной образовательной организации мы ориентировались на следующие уровни:
• высокий или творческий уровень, включающий сформированность знаний, умений и навыков учебной деятельности, устойчивый интерес к процессу обучения, проявление над ситуативности, рефлексии;
• средний или интерпретирующий уровень, включающий присутствие знаний, умений и навыков, неустойчивый интерес к процессу обучения, студенты не всегда проявляют рефлексию;
• низкий или воспроизводящий уровень, характеризующийся невысоким уровнем сформированное знаний, умений и навыков - учебной деятельности, формированием волевых усилий и устойчивого интереса, несистематической рефлексией. В ходе формирующего эксперимента проведенного на базе
профессионального образовательного учреждения «Челябинский юридический колледж» было показано, что процесс развития познавательной активности должен проходить поэтапно, в соответствии с компонентами учебной деятельности.
Развитие познавательной активности в образовательном процессе вуза было реализовано на трех этапах: мотивационно - прогностическом; операционно-доказательном; рефлексивно - оценочном.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что наиболее высокий уровень познавательной активности обусловлен учебной мотивацией, которая достигается постоянным побуждением студента к самосовершенствованию при создании соответствующих условий в образовательном процессе юридического колледжа, а также появлением у студентов желания добиваться новых, более высоких, по сравнению с предыдущим этапом обучения, результатов познавательной деятельности.



1. Абрамова, Г.С. Формирование интереса к учению у школьников / Г.С.Абрамова, Б.М. Грицишин, JI.K. Золотых и др.; Под ред. А.К. Абрамовой; НИИ общ. ипед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - 191с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие / Г.И. Щукина, В.Н. Липник, A.C. Роботова и др.; под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б.Г. Ананьев. С-Пб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. - 546 с.
5. Андреев, A.A. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / A.A. Андреев // Школьные технологии. 2001. - № 3. - С. 154169.
6. Андреев, A.A. Подготовка преподавателей высшей школы / A.A. Андреев // Высшее образование в России. 2006. - № 5. - С. 160-162.
7. Андреев, A.A., Солдаткин, В.И. Прикладная философия
открытого образования: педагогический аспект / A.A. Андреев,
В.И. Солдаткин. М.: МГОУ, 2002. - 168 с.
8. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. М.: Просвещение, 1968.- 139 с.
9. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников): пособие / Ю. К. Бабанский // Рост.н/Д гос. пед. ин-т. Ростов н/Д: Б.и., 1972. - 347 с.
10. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
11. Балашова, И.В. Применение электронных средств обучения фактор эффективного развития познавательного интереса студентов / И.В. Балашова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Т. 14. -Кострома, 2008. -№ 2. - С. 247-249.
12. Беренфельд, Б. С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием ИКТ: (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) / Б.С. Беренфельд, К. Л. Бутягина // Вопросы образования. 2005. - № 3. - С. 104-144.
13. Беспалько, В. П. Бумажная версия электронного учебника / В. П. Беспалько // Школьные технологии. 2007. - № 2. - С. 54-55.
14. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием
компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: Изд- во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-
во НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.
15. Бестужев-Лада, И. Пришелец с Красной планеты: Компьютер. Дети поколение гениев или лавина дебилов / И. Бестужев-Лада // Смена. -
1998. - № 6. - С. 12-17.
16. Богданова, E.H. Анализ компетенций выпускников российских вузов / E.H. Богданова // Социологические исследования. 2008. - № 5. - С. 140-144.
17. Богоявленский, Д.Н., Менчинская, H.A. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. М.: Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1959.- 347 с.
18. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.
19. Большаков, А. Интеллектуальные
автоматизированныеобучающиесистемы: методология создания / А.
Большаков // Высшее образование в России. 2006. -№ 6. - С. 70-76.
20. Большая советская энциклопедия, 2-е издание. Т. 18. М.: БСЭ, 1953. - 619 с.
21. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зин-ченко. СПб.:Прайм-Еврознак, 2004. - 672 с.
22. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя / В.Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. -144 с.
23. Буторина, Т.С. Дидактические основы использования
информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника / Т.С. Бу-торина, Е.В.Ширшова // Открытое образование. 2001. - № 4. - С. 14-16.
24. Вербицкий, A.A. Новая образовательная парадигма
и контекстное обучение: монография / A.A. Вербицкий.
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
1999. - 75 с.
25. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. Киев: Вища школа, 1985. - 175 с.
26. Вертело, Д. Информационные технологии диктуют / Д. Вертело // Наука и жизнь. 2005. - № 10. - С. 34-36.
27. Винницкий, Ю. А. Принципы разработки
электронныхмультимедийныхучебников для средней школы / Ю.А. Винницкий, Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование. 2006. - № 10. - С. 95 - 98.
28. Вислогузов, А. Информационные технологии в образовательном процессе / А. Вислогузов // Высшее образование в России. 2006. - № 5. - С. 73-76.
29. Возрастная и педагогическая психология; Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, - 1979. - 215 с.
30. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин- тов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. A.B. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
31. Воинова, A.A. Переход на инновационный путь развития в высшем образовании / A.A. Воинова // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза, 2007. С. 13-15.
32. Тестов, В.А. Дистанционное обучение как основа инноваций / В.А. Тестов // Труды СГА. Выпуск 6(июнь). Юриспруденция. Экономика. Психология. Образование. Социология. Политология. Информатика. Филология. М.: Изд-во СГУ, 2008. - С. 65 - 84.
33. Тестов, В.А. Социокультурные истоки в контексте развития новой образовательной парадигмы / В.А. Тестов // Истоковедение. Т. 7. М.: Истоки, 2005. -С. 75-318.
34. Тихомиров, O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / О.К.Тихомиров // Вопросы психологии. 1986. - № 5. -С. 67 - 69.
35. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Торосян. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 351 с.
36. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные
коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. 2-е изд. - М.: Дашков и К., 2006. - 280 с.
37. Управление познавательной деятельностью студентов: сборник статей; Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 262 с.
38. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин. М.: Академия, 2006. -240 с.
39. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.
40. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и
предметных компетенций Электронный ресурс. /A.B. Хуторской // Интернет- журнал «Эйдос».- 2005. 12 декабря. Режим доступа:
http://wvw.eidos.ru/ioumal/2005/l 212.htm. -19.11.2008.
41. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; Под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Академия, 2006. 384 с.
42. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студентов вузов / Н. И. Шевандрин. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 507 с.
43. Ширшов, Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: Монография / Е.В. Ширшов. -М.: Университетская книга; Логос, 2006. 272 с.
44. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности студентов в учебном процессе: учеб. пособие для пед. ин-тов / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
45. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов студентов / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
46. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
47. Юдин, В.В. Руководство по разработке учебно-методических комплексов с использованием современных компьютерных средств / В.В. Юдин, К.В. Сапегин; Международный университет бизнеса и новых технологий. Ярославль: РИЦ МБиНТ, 2006. - 47 с.
48. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
49. Якушина, Е. Образовательные интернет-ресурсы в учебном процессе / Е. Якушина // Народное образование. 2005. - № 7. - С. 133 - 139.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ