Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКСТЕРНАТА В ВУЗЕ

Работа №29286

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы180
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическое обоснование педагогических условий обеспечения качества обучения студентов экстерната………………………………………...……..………………… 11
1.1 Становление экстерната в истории отечественной системы
образования….………………….…….……...…………………. 11
1.2 Развитие экстерната как формы обучения взрослых в условиях модернизации образования…..…………………………... 26
1.3 Педагогические условия обеспечения качества обучения
экстернов в вузе………................................................................ 45
1.4 Экстерн как субъект обучения и самообразования…………………………………………………….................. 59
Глава II. Апробация условий обеспечения качества подготовки экстернов в системе высшего образования…………….….……... 96
2.1 Анализ уровней готовности экстернов к обучению в вузе и
самообразованию……………………………………………….. 96
2.2 Экспериментальная проверка педагогических условий обеспечения качества подготовки специалистов в форме экстерната в вузе …………………………………………………..…..
118
2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы……………………………………………………………… 128
Заключение ………………………………………………………………... 149
Список использованной литературы……………………………………… 156
Приложения…………………………………………………………………... 170

Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной
жизни. В условиях перемен в обществе все большее значение приобретает образование взрослых, призванное содействовать позитивной самореализации взрослого
человека на разных этапах жизни. Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему
для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В обществе растет
осознание значения образования взрослых. Система образования взрослых развивается в ситуации быстро изменяющихся социально-экономических условий жизни и
недостаточной способности взрослых адаптироваться в новой ситуации; возрастающей потребности современного общества в подготовке высококвалифицированных, мобильных, творческих кадров и реального снижения качества образования
взрослых, особенно в областях, определяющих научно-технический прогресс, нравственность и культуру; объективно растущего значения обеспечения качества обучения взрослых и недостаточного внимания к этой проблеме образования.
Для современного мира характерно быстрое увеличение информации. В связи
с этим знания, полученные пять-десять лет назад, оказываются неактуальными сегодня. Взрослый человек оказывается в ситуации, требующей осознанного постоянного образовательного движения. Открытие в вузах экстерната решает подобные
проблемы за счет компактности и ускоренности обучения.
Экстернат – это форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение
обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего
профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном
заведении. Объективная необходимость включения экстерната как формы обучения
взрослых в систему образования определяется научно-техническим прогрессом и
изменениями в социальной сфере. Эти изменения вызывают необходимость максимально широкого доступа к знаниям взрослого человека и удовлетворения его общеобразовательных интересов и потребностей в самообразовании, и связаны с повышенными требованиями к уровню квалификации специалиста.4
Экстернат как форма получения высшего образования имеет весьма широкие возможности. Однако очевидна необходимость поиска путей, обеспечивающих качество обучения студентов экстерната в соответствии с запросами практики. Качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должен соответствовать результат образования. Под результатом образования студентов экстерната мы понимаем их знания, умения и навыки, нормой которых является определенный уровень, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, а также определенные качества личности, выражающие ее отношение к миру.
Идеи и концепции, посвященные проблемам образования взрослых, отражены
в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Б.И. Бадмаева, С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, В.Г. Воронцовой, А.В. Даринского, Ю.И.Калиновского, Л.Н. Лесохиной,
В.Г. Онушкина, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой.
Изучение андрагогических проблем в отечественной науке имеет значительные
традиции. В числе ученых, разрабатывающих проблемы образования взрослых, -
А.В. Беляев, Б.М. Бим-Бад, А.В. Гордеева, В.И.Горовая, С.И. Змеев, И.В. Крупинина, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Лобейко, И.А. Малашихина, Э.М. Никитин, И.Э. Савенкова, А.П. Ситник, Г.М. Соловьев, Р.М. Чумичева и др. Рассматривая образование
взрослых в широком контексте, они подчеркивают значимость непрерывного образования, в том числе и педагогического как интегративного элемента всей жизни
человека, обогащающего его творческий потенциал и способствующего профессиональной самореализации специалиста в различных сферах жизни, в развитии профессиональной культуры.
Вопросы организации обучения взрослых, дидактические и методические
принципы обучения взрослых исследовали Н.И. Бокарев, Т.Г. Браже, С. Брукфилд,
М.В. Гэлбрэйт, Э. Джонс, Э. Дик, М. Дюрке, Дж. Кидд, Г.В. Куйперс, Л.Н. Лесохина, И. Лордж, Дж. Маккинли, Г.Л. Миллер, Б. Морган, Р. Мукиелли, М.Ш. Ноулз, П.
Пашка, Ф. Пёггелер, А.Д. Пинт, М. Ржегак, Д.М. Савичевич, Б. Самоловчев, М.
Семенски, Л. Турос, Ф. Урбанчик, Г. Фрамм, Г. Юнг.
Индивидуализация процесса обучения взрослых раскрыта в трудах С. Брукфилда, Д. В. Вермайла, А. Тафа.5
Процесс образования взрослых рассматривали двусторонне: особенности деятельности преподавателей - Э. Джонс, М. Лен, Д. Нуайе, Ж. Пивето, А. Роджерс, К.
Т. Элсдон и особенности деятельности взрослых обучающихся - Л.И. Анциферова,
И. Вайнберг, Р. Гросс, Р. Кафарелла, К.П. Кросс, С. Меррием, Дж. Миллигэн, Р.
Роджерс, Г. Титгенс, С.О. Хаул, К.Т. Элсдон.
Р. Пирс и Г.К. Хансейкер исследовали условия обучения взрослых.
Разрабатывали программы и учебные материалы для обучения взрослых в конце XX в. В.Г. Брэндедж, Э. Дж. Бун, Р.Г. Бэнгел, К. Гриффин, Д. Макерэчер, П.А.
Маклэгэн, А.Б. Нокс, Ф. Рейс.
Взрослый обучающийся как субъект обучения был в центре внимания исследователей: К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и
др.
Вопросами изучения экстерната как формы обучения в высшем учебном заведении занимались О.Д. Владимирская, Л.А. Демидова, О.Д. Кравченко, Н.В. Флит,
Н.Н. Халаджан.
Исходя из вышеизложенного и анализа практики обучения экстернов, были
выявлены противоречия, обусловившие проблематику исследования:
1) между значимостью исследования педагогических условий обеспечения качества
образования взрослых и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой проблемы;
2) между сложившейся практикой обучения взрослых в сжатые сроки и необходимостью создания педагогических условий обеспечения качества обучения экстернов
в условиях модернизации образования.
Актуальность темы и указанные противоречия обусловили проблему исследования – определение педагогических условий обеспечения качества обучения экстернов в высших учебных заведениях.
Объект исследования – процесс обучения в вузе.
Предмет исследования – педагогические условия обеспечения качества обучения студентов экстерната в вузе.
Цель исследования – определить и обосновать педагогические условия обеспечения качества обучения студентов экстерната в высших учебных заведениях.
Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:6
1) рассмотреть в исторической ретроспективе становление и развитие экстерната
как формы обучения взрослых в отечественной системе образования и выявить
его особенности и актуальность в современных условиях развития образования;
2) определить педагогические условия обеспечения качества обучения студентов
на экстернате;
3) разработать модель готовности экстерна к обеспечению качества собственного
обучения;
4) определить уровни и критерии готовности экстерна к обеспечению качества собственного обучения;
5) апробировать педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов
и доказать их эффективность в ходе экспериментальной проверки.
Гипотеза исследования заключается в следующем: обеспечение качества обучения студентов на экстернате возможно, если:
1) будут определены педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов в вузе;
2) будет определена модель готовности экстерна к обеспечению качества собственного обучения;
3) будут определены уровни и критерии готовности экстернов к обеспечению качества собственного обучения;
4) будут апробированы и экспериментально обоснованы педагогические условия
обеспечения качества обучения экстернов в вузе.
Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, реализованных в ходе экспериментальной работы.
В исследовании были использованы методы теоретического уровня: изучение
и анализ философской, исторической, психолого-педагогической и методической
литературы по исследуемой проблеме, анализ нормативных документов, анализ
учебных программ для вузов, анализ научных публикаций; ретроспективный анализ
становления и развития экстерната в отечественном образовании; моделирование.
Были использованы методы эмпирического уровня: анализ работы преподавателей экстерната, анализ результатов учебной деятельности экстернов, анкетирование, беседа, опрос, психодиагностические методы, педагогический эксперимент.7
Также мы использовали статистические методы количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
личностно ориентированный подход в образовании (Л.Ф. Воскресенская,
Н.Г. Зотова, Ю.А. Иванова, Г.Н. Ильина, А.И.Канатов, Е.В. Клычова, Л.Ю. Кравченко, Т.В. Лаврикова, Т.П. Лакоценина, М.А. Олейник, О.Н. Подгорская, Л.В. Романенко, Е.К. Черничкина, Т.И. Чечет, Н.И. Ястремская);
теории и концепции образования взрослых (Б.И. Бадмаев, Б.М. Бим-Бад, С.Г.
Вершловский, А.П. Владиславлев, А.Л. Гавриков, Б.С. Гершунский, Л.Л. Горбунова, П.В. Горностаев, В.И. Горовая, М.Т. Громкова, А.В. Даринский, Дж. Зайда,
С.И.Змеев, Ю.И. Калиновский, А.И. Канатов, С.П. Клячин, И.А. Колесникова, Ю.Н.
Кулюткин, Г.С. Сухобская, Л.Н. Лесохина, Т.Н. Ломтева, Н.Д. Малахов, А.Е. Марон, Е.И.Огарев, В.Г. Онушкин, Е.П. Тонконогая, Е.В.Першина, В.И. Подобед, Д.
Ретер, А.П.Ситник, А.Б. Соломоник);
деятельностный подход в понимании субъекта обучения (Б.Г. Ананьев,
П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Ю.А. Ганин, В.В. Давыдов, А.В. Даринский, В.П.
Зинченко, П. Карпинчик, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Сорокин, Е.И. Степанова, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин).
Научная новизна работы состоит в том, что:
- выявлены педагогические условия обеспечения качества обучения студентов
экстерната в вузе (организационно-педагогические, учебно-методические, психолого-педагогические);
- представлена модель готовности экстерна по обеспечению качества собственного обучения как определяющего педагогического условия (личностный, деятельностно-ролевой и процессуальный уровни);
- определены уровни и критерии готовности экстернов к обеспечению качества
собственного обучения (высокий, достаточный и удовлетворительный).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исторической ретроспективе рассмотрено становление и развитие экстерната как формы
обучения взрослых и выявлена актуальность данной формы обучения в условиях
динамично развивающегося общества и модернизации образования. Теоретически8
обоснованы педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов в вузе (организационно-педагогические, учебно-методические, психологопедагогические). На основе данных, полученных в ходе исследования готовности
экстернов к обеспечению качества собственного обучения, выделены уровни: личностный, деятельностно-ролевой и процессуальный. Результаты, полученные в ходе
экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение
теоретико-методических сведений в изучении экстерната как формы получения
профессионального образования в высшем учебном заведении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном бурно развивающемся информационном обществе образование
взрослых перешло на совершенно новый уровень. Нарождающийся рынок настоятельно требует скорейшей подготовки работников новой формации - компетентных, уверенных, напористых, творчески мыслящих. На сегодняшний день экстернат
стал одной из актуальных форм обучения в вузе, что обусловлено множеством преимуществ перед другими формами получения высшего профессионального образования. Данная форма обучения в вузе принципиально отличается от остальных
форм.
Экстернат, как одна из форм обучения взрослых, обеспечивая получение высшего профессионального образования в более короткие, способствует поступлению
выпускников на постоянную работу, так как дает значительное преимущество перед
кандидатами, с меньшими возможностями улучшить свой квалификационный уровень. Такие шансы на получение работы увеличиваются за счет развития качеств
экстернов, развивающихся в процессе самоообучения, самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самодиагностики, самоконтроля. Экстернат, являясь одной из составляющих системы образования взрослых, направлен на удовлетворение
разнообразных культурно-образовательных потребностей и запросов населения: это
получение и пополнение общеобразовательных знаний, которые связаны с профессиональным и личностным ростом обучающегося или предназначаться для использования в общественном производстве. Формы и методы получения таких знаний,
их объем, направленность выбираются с учетом личных интересов.
Но на современном этапе качество образования экстернов становится одним из
основополагающих моментов развития вуза. Неслучайно в последние годы внимание педагогов повысилось к качеству и управлению качеством образования, получаемого экстернами в вузе. Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда профессионала зависит от многочисленных факторов, в
том числе от качества получаемого в вузе образования.
В этой связи имеет смысл говорить об использовании в образовании взрослых,
в данном случае на экстернате, андрагогического подхода. Андрагогические основы
и технологические приемы обучения экстернов на сегодняшний день находятся в
периоде становления и развития, но, тем не менее, уже оказывают воздействие на150
весь образовательный процесс экстерната. Его функционирование обусловлено андрагогическими принципами: принцип приоритета самостоятельного обучения;
принцип совместной деятельности; принцип опоры на обучающегося; принцип индивидуализации обучения; принцип системности обучения; принцип контекстности
обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности
обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности
обучения. Это в свою очередь обусловливает такие андрагогические условия обеспечения качества обучения экстернов, как индивидуальность обучения, внутренняя
открытость, авторизованность, ускоренность обучения, компактность обучения,
гибкость, адаптивность и вариативность. Эффективность андрагогического подхода
к обучению экстернов определяется высокой степенью органичности подхода к образовательному процессу, высокой организационной компактностью и др. Нужно
отметить, что наиболее высокий результат процесса обучения экстернов достигается при соблюдении условия непрерывности образования.
Но при соблюдении условия непрерывности образования взрослых не исключаются варианты дискретности их обучения. Обучение на экстернате в вузе можно
рассматривать: как получение первого высшего образования (непосредственно сразу после окончания школы; после окончания среднего профессионального учебного
заведения; через определенный промежуток времени после окончания школы или
среднего профессионального учебного заведения); как получение второго высшего
профессионального образования (по той же специальности при повышении профессиональной квалификации или по другой специальности в случае переквалификации или переподготовки). Основным же видом учебной деятельности при обучении
на экстернате является процесс самообразования.
Процесс обучения экстернов имеет свои особенности. Необходимо отметить
актуальность и важность использования технологии обучения взрослых, структурно
которая представляет собой систему операций, технических действий и функций,
реализуемых экстернами на каждом этапе процесса обучения. Мы выяснили, что
андрагогический подход к образованию экстернов как взрослых обучающихся явственно отличается от традиционного педагогического направления. Однако экстернат как форма ускоренного обучения взрослых в вузе не является абсолютно новой формой получения образования. Нами был подробно рассмотрен процесс ста-151
новления и развития экстерната в исторический период с конца XVIII – начала XIX
вв. до наших дней. Причем необходимо отметить, что каждый факт возникновения
или видоизменения экстерната был обусловлен какими-либо социальноэкономическими, либо политическими условиями в стране.
В целом от направленности и эффективности получаемого экстернами высшего профессионального образования сегодня во многом зависят перспективы развития всего общества. Существуют приоритеты в развитии экстерната для модернизации всего образования. Это преобладание таких ценностей, как ответственность за
благосостояние общества и свое собственное путем освоения основных социальных
навыков и практических умений в области экономики и социальных отношений.
Во-вторых, обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку
наиболее талантливых и активных людей независимо от их социального происхождения, через освоение взрослыми быстрой смены социальных и экономических ролей. А также реализация ресурса свободы выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по
преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
Большое значение имеет поддержка вхождения взрослого поколения в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Говоря об экстернате,
необходимо отметить включение в образовательный процесс высшей школы элементов дистанционного обучения и его активное использование. Существует ряд
требований к использованию информационных технологий для обеспечения качественного образования в форме экстерната. Во-первых, расширение круга обучаемых должно оправдывать вложенные средства, т.к. для дистанционного обучения
даже небольшой группы потребуется создание дополнительных андрагогических
условий. Во-вторых, должна быть создана Internet-библиотека с наглядно структурированным представлением информации. В-третьих, учебно-методическая работа
преподавателей должна выйти на новый уровень за счет создания в сотрудничестве
со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке. В-четвертых, экстерны должны иметь ясное представление о том, что требуется
для получения качественного образования именно от них. И, в-пятых, должны быть152
выработаны четкие и единые критерии оценки знаний для всех изучаемых экстерном дисциплин.
При внедрении информационных технологий в образовательный процесс снимается проблема дефицита времени экстерна. Чем быстрее и лучше он овладеет
деятельностью, то есть чем выше будет его мастерство, тем вероятнее выгодное
трудоустройство после обучения. Следовательно, взрослых надо учить профессии
гораздо быстрее.
Принимая во внимание возрастающую роль вуза в обеспечении качественной
подготовки специалистов экстерната в новых условиях развития экономики России,
нельзя забывать, что главный субъект образовательного процесса в данном случае –
сам экстерн, которому необходимо обладать определенными знаниями и умениями,
свойствами и качествами, навыками и индивидуальным опытом. Ситуация всесторонности образования в содержании жизнедеятельности взрослого человека с необходимостью ставит его в активную позицию субъекта обучения. С андрагогических
позиций, экстерны как взрослые обучающиеся испытывают глубокую потребность
в самостоятельности, в самоуправлении, должны играть ведущую, определяющую
роль в процессе обучения.
Для диагностики готовности к самообразованию были использованы методы
опроса, анкетирования и математической обработки данных. Экспериментальная
работа состояла из трех этапов: контрольного, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента нами был проведен научный анализ
процесса учения экстерна, как взрослого человека, как субъекта учения, который
осуществляется на разных, но соподчиненных между собой уровнях: личностном,
деятельностно-ролевом и процессуальном.
В


Adult education in the 1990s: A Report on the 1991 National Household Education
Survey – National Center for Education Statistics // Working Paper. - №98 – 03, February 1998 (www. nces.ed.gov).
2. Council of Europe, Council for Cultural Cooperation (CCC / 1970): Permanent
Education. A Compendium of Studies. A Contribution to the U.N.'s International Educational Year, Strasbourg, 1970.
3. Cross K. P. The Missing Link: Connecting Adult Learners to Learning Resources /
K. Patrica Cross. – New York: College Entrance Examination Board, 1978. XII. – 79 p.
4. Delors Jacques. Adult education: from luxury to necessity // Bulletin Education For
All′s 2000. - №27. April – June 1997.
5. Erikson E. H. Identity, Youth and crisis. New York, 1980
6. ICDED'96/ The Second International Conference on Distance Education in Russia
– Moscow, 1996.
7. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. – Chicago, 1980.
8. Knowles M. Towards a Model of Lifelong Education and the School. – Hamburg:
1975. – P. 10.
9. Lengrand, Paul. An introduction to Lifelong. Education (UNESCO, Paris) // Permanente Erriehung. Eine Einfuehrung. Munich; Berlin, 1970.
10. Savičevič D. Savremena shvatanja andragogije. Beograd, 1991
11. Shults D., Kitchen P. Communicating Globally. An Integrated Marketing Approach. – Macmillan. USA, Chicago, 1975.
12. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.
13. Айзенберг А. Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях. - М., 1975.
14. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. - М., 1986.
15. Алексеев П. Правила и Программы всех классов мужских гимназий и прогимназий (ведомства МНП). Свод узаконений и распоряжений со всеми дополнениями и разъяснениями к ним. – Одесса, 1971. – 222 с.
16. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства / Художественное творчество:
Вопросы комплексного изучения. – Л.: Наука, 1982. – С. 234-245 (публикация и
примечания Л. Л. Бочкаревой).
17. Ананьев Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика их обучаемости // Советская педагогика. – 1969. - №10. – С. 48.
18. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: Знание, 1972.
– 32 с.157
19. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды: Т.2. – М.: Педагогика, 1980. – 287 с.
20. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и
общество. Вып. И. - ЛГУ, 1967. 138с.
21. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избр. псих. тр.: В 2-х т. Т.I. –
М.: АПСН, 1980. – 232 с.
22. Андреев В. И. Педагогика творчества самообразования. - М., 1996.
23. Анисимова Н. С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. -
2002. №2.
24. Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. – Л.: Наука, 1983. – С. 259-
262
25. Анцибор М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла. - М., 1989.
26. Арсентьева А. В., Григорьев Н. Ф. Управленческая роль университета и ее
реализация в системе непрерывного образования // Известия российской академии
образования, 2002, № 1. – С. 25-39.
27. Асадулин Р. М. Инновационные процессы в педагогическом образовании //
Среднее профессиональное образование, 2001, № 9. – С. 49-53.
28. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихического анализа:
Учебник для вузов по специальности психология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
29. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1977. 191 с.
30. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. 192 с.
31. Бадмаев Б. И. Психология и методика профессионального обучения взрослых.
Учебно-методическое пособие. – М., 1998.
32. Бадмаев Б. И. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: Изд-во
ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 272 с. – (Психология для всех).
33. Баренбаум Л. Н. Педагогическое содействие самообразованию студентов в
высшем негосударственном образовательном учреждении. Дис. д-ра пед. наук, М.,
1996
34. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. - М., 2000.
35. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.:
Высшая школа, 1980. 469 с.
36. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. – М., 2000.158
37. Белкин Е. Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. - 206 с.
38. Берак О., Шибалева Л. Установка на развитие личности [студента] // Вестник
высшей школы- 1990. № 10. с.46-49.
39. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. – 304 с.
40. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: 1989. 107с.
41. Бим-Бад Б. М. Андрагогика. – В: Российская педагогическая энциклопедия. –
Т. 1. – М., 1994. – С. 36.
42. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - М., 1998.
43. Богданова А. И., Деренжи Н. Д., Стефанова В. С. Информация и образование
в XXI в. // Открытое образование. – 2001. - №1.
44. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – В кн.:
Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1973.
45. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., 1985.
46. Браже Т. Г. О соотношении методик обучения гуманитарным предметам в вечерней школе с общими методиками этих предметов. – Л., 1972. – С. 15.
47. Бреннан Дж. и др. Обучение в течение жизни для обеспечения занятости и
равенства // Социология образования. – 2001. - №7.
48. Бруновт Е. П., Бровкина Е. Г. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. - М.: Педагогика, 1981. 72 с.
49. БСЭ, Т. 8. – С. 528.
50. Бюллетень Гособразования СССР, 1989, № 2, С. 5.
51. Вайзер Г. А. Критерии усвоения операционального знания. Автореф. дисс....
докт. пед. наук. - М., 1992. - 40 с.
52. Валицкая А. П. Российское образование: модернизация и свободное развитие
// Педагогика. – 2001, № 7. – С. 3-7.
53. Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы. – 1988.
- №6.
54. Веринг Ю. И. Формирование у учащихся умения строить доказательства.. Автореф. дисс.... докт. пед. наук. -Рига, 1998. 24 с.
55. Вершилова С. Образование взрослых: перспективы развития // Новые знания.
- 2003, №2. С.2-47
56. Вершловский С. Г. Андрагогика: этапы становления.// Новые знания. – М.,
1998. - №№ 2, 4159
57. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. – М.,
1987.
58. Вершловский С. Г. Совместная работа вечерних школ с предприятиями и общественными организациями. – М., 1984.
59. Веселков Ф. С. Система видов подготовки специалистов-экономистов и необходимость ее оптимизации // Известия Академии труда и занятости. – 2001, № 3-4.
– С. 174-179.
60. Вечерняя сменная школа: Проблемы и факторы развития / Общ. Ред. А. Е.
Марона. – СПб., 1997.
61. Виноградов Б. Модернизация – реформирование – революция в образовании
// Народное образование, 2002, №6, С. 24.
62. Владимирская О. Д., Кравченко О. Д. Поэтапное изучение учебных предметов
в экстернате. // Открытая школа, 2000, №4.
63. Владиславлев А. П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. –
М., 1978.
64. Воеводин Л. Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования // Вестник МУ. Сер. И, Право. - 1996. №4. с.49-
62.
65. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб. пособие
для вузов / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова и др. – М.: Педагогическое общество
России, 2001.
66. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования. – Псков, 1996. – 421 с.
67. Воронцова В. Г. Гуманитарное знание в постдипломном образовании педагога // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 декабря 1996 г.) – Кемерово, 1996. – С. 44-47.
68. Временное положение о средней общеобразовательной школе СССР (примерное) // Учительская газета, 1989. 18 июля.
69. Временное положение о среднем специальном учебном заведении СССР
(примерное) утверждено в 1989 г. // Учительская газета, 1989, 25 июля.
70. Вульфсон Б. Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
71. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. – М.. 1965. – С.
197-198

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ