Введение 3
Глава 1. Педагогические направления развития познавательной активности школьников 6
1.1. Познавательная активность учащихся как педагогическая проблема 6
1.2. Способы и направления активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках биологии 19
1.3. Значение самостоятельной работы учащихся в повышении их познавательной активности в процессе изучения биологии в школе 28
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы школьников по биологии 38
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента по определению уровней познавательной активности учащихся 45
3.1. Оценка уровней познавательной активности школьников 45
3.2. Результаты эксперимента по изменению подходов к
организации самостоятельной работы школьников по биологии 49
Выводы 54
Список использованной литературы 56
Приложения
Актуальность. Формирование и развитие познавательной активности школьников является достаточно обсуждаемой проблемой педагогической практики, что объясняется ее непосредственным влиянием как на качество их знаний, так и на общее психолого-педагогическое развитие и формирование у них научного мировоззрения. Учебная дисциплина «Биология» является важным звеном в данном процессе, поскольку вносит весомый вклад в становление у учащихся естественно-научной картины мира, научного видения и исследования процессов, протекающих в нем. Вместе с этим, современная школа переживает времена, характеризующиеся и снижением познавательной активности учащихся, частично объясняющейся доступностью готовой информации практически по любому вопросу, уменьшением доли самостоятельной работы в учении и изменении у учащихся отношения к ней и другими проблемами, влияющими, в итоге, на эффективность всего образовательного процесса. Большинство учащихся, особенно средних и старших классов, признаются в отсутствии интереса к учебе; научное знание и образованность не являются для них самоцелью, а рассматриваются с позиций ценности на рынке труда или возможности обеспечить удачное поступление в престижные университеты.
Стремительное увеличение количества информации несколько дезориентирует детей и подростков, тем более, что у них отсутствуют, по сравнению со взрослыми людьми, своеобразные «информационные фильтры» - сформированное мировоззрение, система убеждений и ценностей, опыт, - позволяющие «отбрасывать» ненужные сведения. В связи с этим срабатывает защитная реакция организма - лишняя информация им не воспринимается. К сожалению, этой лишней информацией оказывается школьная, учебная, поскольку критерием ее отбора был и остается признак затраты минимума усилий на добывание (получение, восприятие) сведений. Поэтому школьники, отдавая предпочтения таким информационным
источникам, как радио, телевидение и Интернет, начинают характеризоваться плохим запоминанием, малым знанием, плохим чтением и быстрой утомляемостью.
Если обратиться к системе советской школы, то можно отметить, что в ней учащиеся признавались активными участниками процесса обучения. В таких условиях они активно развивались и осознанно усваивали знания. При этом основой обучения являлась активная самостоятельная познавательная деятельность школьников (например, в системах развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова). В современной школе они, чаще всего, пассивны в потреблении знания. Соответственно, педагогу необходимо ориентировать педагогический процесс на усиление познавательной активности учащихся, в частности, через усиление их самостоятельной познавательной активности. Этому могут способствовать исследования Г.И. Щукиной (изучение педагогических проблем формирования познавательных интересов учащихся), Е.В. Коротаевой (анализ факторов формирования ситуаций успеха на занятии и, через нее, развитие познавательной активности школьников) Г.М. Муртазина (изучение активных формы и методы обучения биологии), В.И. Загвязинский (поиск подходов к активизации познавательной деятельности учеников) и др.
Таким образом, гипотезой нашей работы выступает предположение о том, что выбор правильных направлений, подходов, способов и условий организации самостоятельной работы учащихся по биологии способен повысить их познавательную активность, сделать процесс обучения (как биологии, так и в целом) более интересным и осознанным, и, следовательно, повлиять на его результативность.
Цель работы: рассмотреть значение самостоятельной работы учащихся в повышении их познавательной активности и эффективности преподавания дисциплины «Биология» и разработать комплекс самостоятельных заданий, направленных на усиление их познавательной активности и мотивации к процессу обучения.
Достижение цели осуществлялось через решение следующих задач:
- рассмотреть особенности и направления активизации познавательной деятельности школьников на уроках биологии;
- определить место самостоятельной работы в усилении познавательной активности учеников в процессе изучения биологии в школе;
- разработать комплекс самостоятельных заданий по биологии, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся;
- провести исследование и выявить эффективность выбранных направлений развития познавательной активности школьников на уроках биологии.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся на уроках биологии в школе.
Предмет исследования - активизация познавательной деятельности учащихся при изучении биологии средствами самостоятельной работы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, литературного обзора по проблеме исследования, методических разработок по биологии, направленных на развитие познавательной активности учащихся, описания результатов их внедрения в учебный процесс школы, выводов, списка использованных источников, приложений.
1. Познавательная (учебная) активность школьника - это его стремление к учебе, к преодолению трудностей на пути приобретения знаний, к приложению максимума собственных волевых усилий и энергии для достижения определенного результата в умственной работе. Познавательная активность - это внутренняя, мыслительная активность учащихся, проявляющаяся, в своей высшей степени в творческом мышлении.
Учебная дисциплина «Биология» особенна не только занимательностью, но и исключительной познавательностью материала, находящим свое применение как в науке и народной хозяйстве, так и в повседневной жизни человека. Поэтому процесс ее преподавания целесообразно осуществлять через активизацию познавательной деятельности учеников.
Активизация же познавательной деятельности, хотя и является двусторонним процессом, в конечном счете, определяется активностью учителя, его желанием и возможностями активизировать учение школьников. Для этого у него существует множество методических возможностей.
2. Систематически проводимая самостоятельная работа, при правильной ее организации, способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми знаниями, которые они приобретают при сообщении учителем готовой и логически законченной информации. Также самостоятельная работа ускоряет темпы формирования у школьников разнообразных умений и навыков практического характера, что сказывается, в свою очередь, на формирование у них познавательных умений и навыков.
Самостоятельная работа на уроках должна сочетаться с различными видами домашней работы - только в этих условиях у учеников могут выработаться устойчивые навыки ее выполнения. Значимость же этих навыков заключается в создании условий для развития личности: они позволят ей постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличивать время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
3. Учитывая особенности познавательной активности учащихся, способы и направления ее повышения на уроках биологии, вклад в активизацию познавательной деятельности учащихся самостоятельной работы, нами был разработан комплекс самостоятельных заданий для учащихся 6 класса (по одной из тем дисциплины), реализующий практически все основные дидактические принципы данного процесса.
4. Проведенная исследовательская работа подтвердила необходимость активизации познавательной активности учащихся и усиления их самостоятельности в учении, а также позволила отметить некоторые положительные изменения в поведении учеников при постоянном включении их в самостоятельную работу по предмету. Так, обсуждение с ними нового материала способствовало удержанию их неустойчивого внимания; за использованием приемов ориентирования в проблемном пространстве последовало более быстрое выполнение школьниками самостоятельных заданий; введение элементов рецензирования позволило им анализировать поступающую от педагога информацию и относиться к ней более осознанно и критично; использование проблемных заданий показало большую заинтересованность учащихся в их разрешении; появлению стойких познавательных мотивов к изучению биологии способствуют натурализация обучения и введение в структуру занятий элементов лабораторных (опытных и экспериментальных) работ.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.
2. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. - М.: Знание, 2008. - 285 с.
3. Акперова И.А. Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт // Биология в школе. - 2004. - №11. - С. 13-19.
4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005 - № 4 - С. 1927.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1996 - 243 с.
7. Борисова Е.А. Формирование у учащихся готовности к самообразованию как педагогическая проблема // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4 (2). - С. 318-322.
8. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. - М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
9. Бутырина Е. И. Приемы самостоятельной работы на уроках биологии [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.03.2019). URL: https://nsportal. ru/shkola/biologiva/librarv/2013/01/17/privomv-samostovatelnov- rabotv-na-urokakh-biologii
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991 - 207 с.
11. Верзилин Н.М. В.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - 347 с.
12. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1280 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2017. - 928 с.
14. Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по общей биологии. // Биология в школе. - 1997. - №5. - С. 47-53.
15. Зимняя А.И. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с.
17. Исакова Т.Б. Сущность понятия «самостоятельная работа» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - № 2 - С.23-29.
18. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. - Нижний Новгород: Учебная литература, 2005. - 156 с.
19. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Сентябрь, 2003. - 174 с.
20. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 158 с.
21. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
22. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 464 с.
23. Махмутов М.И. Современный урок: вопросы теории. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
24. Митина А.М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрагогике // Педагогика. - 2005 - № 5 - С. 100-106.
25. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005 - 176 с.
26. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2008. - 280 с.
27. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - М.: Логос, 2004. - 228 с.
28. Педагогические системы и технологии: Курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Под ред. Е.Ф. Сивашинской. - Минск: Экоперспектива, 2010. - 196 с.
29. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
- 124 с.
30. Прокопенко Е.В. Формирование познавательной активности учащихся 5-9 классов в образовательном процессе школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2005 - 143 с. (РГБ ОД, 61:05-13/255523).
31. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005 - 421 с.
32. Ревина Е.Г. Развитие самостоятельной логики мышления у
младших школьников // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы III Всероссийской научно-практической
конференции. - Челябинск: Образование, 2005. - С. 117-120.
33. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. - 1160 с.
34. Ситников, А.Н. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 2003. - 96 с.
35. Скворцов П.М. Биологическое образование: современные
проблемы// Биология в школе. - 2002. - №1. - С. 5-13.
36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
37. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2009. - 1248 с.
38. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 70-78.
39. Чугреева М.К. Развитие самостоятельности у школьников // Начальное образование. - 2006. - №2. - С. 13-15.
40. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
41. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002 - 527 с.
42. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Москва: Педагогика, 1988. - 208 с.