Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями
|
Введение 3
Глава 1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема 8
1.1 Понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины.
Состояние и динамика правонарушений несовершеннолетних в России 8
1.2 Нормативно-правовая база в организации работы с
несовершеннолетними правонарушителями в России 21
1.3 Нормативно-правовая база в организации работы с
несовершеннолетними правонарушителями в России 26
Глава 2. Правовые и организационные основы работы с несовершеннолетними правонарушителями в России 35
2.1 Структура и особенности современной российской системы
профилактики преступности несовершеннолетних 35
2.2 Методы работы с несовершеннолетними с противоправным
поведением в России 46
Заключение 70
Список использованных источников
Глава 1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема 8
1.1 Понятие правонарушений несовершеннолетних и их причины.
Состояние и динамика правонарушений несовершеннолетних в России 8
1.2 Нормативно-правовая база в организации работы с
несовершеннолетними правонарушителями в России 21
1.3 Нормативно-правовая база в организации работы с
несовершеннолетними правонарушителями в России 26
Глава 2. Правовые и организационные основы работы с несовершеннолетними правонарушителями в России 35
2.1 Структура и особенности современной российской системы
профилактики преступности несовершеннолетних 35
2.2 Методы работы с несовершеннолетними с противоправным
поведением в России 46
Заключение 70
Список использованных источников
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения личности с обществом - все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Происходящие в обществе процессы наиболее сильное влияние оказывают на еще несформировавшуюся и неокрепшую психику детей и подростков, тем самым, затрудняя процесс социализации и усвоения индивидом социальных программ. Здоровый (физически и психически) подросток — это полноценное поколение будущего, активный творческий, экономический потенциал страны. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Наблюдается бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время ситуация современного детства в России тревожна и опасна для самих подростков. Обострившиеся противоречия во всех сферах жизни общества, в первую очередь, отразились на судьбах подрастающего поколения.
Проблема правонарушений в подростковом среде присутствовала в обществе во все времена. Однако как негативное социальное явление преступность в подростковой среде всегда ярко проявляется и обостряется в связи с социальными потрясениями и взрывами (войнами, терроризмом, этническими конфликтами, социально- политическими и экономическими кризисами). Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым поведение, которое проявляется в форме жестокости и агрессии. Растет преступность среди подростков. Появляются новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией и сутенёрством, совершают экономические преступления. В современном обществе педагоги, психологи, юристы, медики бьют тревогу в связи с тем, что подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Криминализация подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда страны явлений, как алкоголизм, наркомания, беспризорность, проституция. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны прежде всего с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Спонтанное развитие рыночных отношений, привело к резкому материальному расслоению и росту малообеспеченных семей, крушению идеалов и взглядов, которые долгие годы составляли духовно-нравственную основу нашего общества, снижению престижа общеобразовательного учреждения, разрушению материально-технической базы бесплатных культурно-воспитательных учреждений, предназначенных для развития творческих способностей подрастающего поколения, понижению качества семейного и школьного воспитания, отклонениям в психическом развитии детей. Все это многократно усиливается при негативном воздействии агрессивной микро - и макросреды, широкой пропаганде в СМИ псевдокультуры, сексуальной разнузданности, жестокости и насилия. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп в конечном счете обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Противоправное поведение несовершеннолетних оказывает огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов. Все это может привести к нарушению нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
Объектом дипломной работы являются несовершеннолетние правонарушители.
Предмет - формы и методы работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения.
Цель настоящей работы - выявить наиболее эффективные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями, применяемые в современных условиях.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему;
• изучить основные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в России;
• выделить наиболее эффективные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в современных условиях.
В процессе изучения проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних были использованы труды многих ученых, проводящих исследования в данной области. Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, ее формы и виды рассматривают в своих работах Павленок П.Д., Руднева М.Я. , Холостова Е.И. , Самыгин П.С. Бреева Е.Б. рассматривает истоки и причины правонарушений несовершеннолетних, а также способы их профилактики.
При написании дипломной работы автор использовал следующие методы: анализ законодательных актов, научной литературы, а также анкетирование учащихся 7 - 11 классов школ г. Казани.
Теоретическая и практическая значимость представленного исследования заключается в том, что в работе была сделана попытка комплексно изучить правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему, их причины, социально-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей, основные формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, и на основе анализа научной литературы, а также полученных выводов, наметить пути оптимизации в профилактической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.
Данная работа может быть использована работниками специализированных учреждений, а также других организаций и ведомств при профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время ситуация современного детства в России тревожна и опасна для самих подростков. Обострившиеся противоречия во всех сферах жизни общества, в первую очередь, отразились на судьбах подрастающего поколения.
Проблема правонарушений в подростковом среде присутствовала в обществе во все времена. Однако как негативное социальное явление преступность в подростковой среде всегда ярко проявляется и обостряется в связи с социальными потрясениями и взрывами (войнами, терроризмом, этническими конфликтами, социально- политическими и экономическими кризисами). Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым поведение, которое проявляется в форме жестокости и агрессии. Растет преступность среди подростков. Появляются новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией и сутенёрством, совершают экономические преступления. В современном обществе педагоги, психологи, юристы, медики бьют тревогу в связи с тем, что подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Криминализация подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда страны явлений, как алкоголизм, наркомания, беспризорность, проституция. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны прежде всего с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Спонтанное развитие рыночных отношений, привело к резкому материальному расслоению и росту малообеспеченных семей, крушению идеалов и взглядов, которые долгие годы составляли духовно-нравственную основу нашего общества, снижению престижа общеобразовательного учреждения, разрушению материально-технической базы бесплатных культурно-воспитательных учреждений, предназначенных для развития творческих способностей подрастающего поколения, понижению качества семейного и школьного воспитания, отклонениям в психическом развитии детей. Все это многократно усиливается при негативном воздействии агрессивной микро - и макросреды, широкой пропаганде в СМИ псевдокультуры, сексуальной разнузданности, жестокости и насилия. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп в конечном счете обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Противоправное поведение несовершеннолетних оказывает огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов. Все это может привести к нарушению нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
Объектом дипломной работы являются несовершеннолетние правонарушители.
Предмет - формы и методы работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения.
Цель настоящей работы - выявить наиболее эффективные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями, применяемые в современных условиях.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему;
• изучить основные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в России;
• выделить наиболее эффективные формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями в современных условиях.
В процессе изучения проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних были использованы труды многих ученых, проводящих исследования в данной области. Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, ее формы и виды рассматривают в своих работах Павленок П.Д., Руднева М.Я. , Холостова Е.И. , Самыгин П.С. Бреева Е.Б. рассматривает истоки и причины правонарушений несовершеннолетних, а также способы их профилактики.
При написании дипломной работы автор использовал следующие методы: анализ законодательных актов, научной литературы, а также анкетирование учащихся 7 - 11 классов школ г. Казани.
Теоретическая и практическая значимость представленного исследования заключается в том, что в работе была сделана попытка комплексно изучить правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему, их причины, социально-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей, основные формы и методы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, и на основе анализа научной литературы, а также полученных выводов, наметить пути оптимизации в профилактической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.
Данная работа может быть использована работниками специализированных учреждений, а также других организаций и ведомств при профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Анализируя правонарушения среди подростков как социальную проблему, следует отметить, что к числу основных социально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей следует отнести отсутствие адекватной самооценки, неразвитость трудовых и учебных навыков, неустойчивость и разбросанность интересов и увлечений, деформация нравственных и правовых воззрений, примитивность целей и потребностей, агрессивность и раздражительность.
Анализ факторов, способствующих формированию противоправного поведения несовершеннолетних, позволяет назвать основной причиной правонарушений взаимодействие различных негативных факторов в процессе социализации подростков.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Причины правонарушений носят социально-обусловленный характер и кроются в социальной "уязвимости" и незащищенности подростков.
Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения.
Несмотря на достаточно высокий показатель правонарушений несовершеннолетних, динамика последних лет (2016 - 2018 гг.) свидетельствует о некоторых позитивных изменениях. Количество зарегистрированных правонарушений, совершенных подростками, уменьшилось на 11%.
Общие меры по предупреждению правонарушений по своему характеру, содержанию и значимости весьма разнообразны. Это социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия, которые способствуют устранению причин и условий преступлений. Они составляют социально-экономическую и идеологическую основу специальных мер. Без них любые специально предпринимаемые средства устранения причин и условий преступлений малоэффективны.
При изучении данной проблемы можно выделить аспекты, на которые следует обратить внимание:
• проведение различных тренингов в школе, направленное на предупреждение подростковой преступности;
• социально-педагогическая работа с родителями.
• создание консультативных центров, как для родителей, так и для подростков.
• обмен информацией между различными органами для более эффективной профилактики правонарушений подростков.
От того, как вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями, нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Многие формы девиантного поведения оказывают огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов. Все это может привести к нарушению нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
Успешное решение проблемы несовершеннолетних правонарушителей требует объединения усилий не только специалистов разного профиля в отдельно взятом учреждении, но и представителей всего реабилитационного пространства, занятых работой с детьми и подростками. В настоящее время действия данных учреждений недостаточно скоординированы, отсутствует комплексный подход в организации их деятельности, нечетко определены организационно-правовые формы их взаимодействия. Поэтому в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям.
На основании проведенного исследования и социологического опроса молодежи Республики Татарстан и Ростовской области автор дипломной работы предлагает комплекс мероприятий по совершенствованию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Республике Татарстан:
• создание цикла телепередач на актуальные молодежные темы на ТРК "ТНВ";
• расширить доступность спортивных секций и кружков по интересам на бесплатной основе для несовершеннолетних всех возрастных категорий;
• привлечение молодежи к общественным работам;
• создание молодежных досуговых мест, таких как кинотеатр, спортивно-развлекательный центр и др.;
• пропаганда здорового образа жизни через социальную рекламу, спортивно-развлекательные мероприятия, проведение праздников, посвященных здоровому образу жизни и т.д.
Мы полагаем, что применение подобных мер может сделать существенный вклад в понижение уровня подростковой преступности.
Анализ факторов, способствующих формированию противоправного поведения несовершеннолетних, позволяет назвать основной причиной правонарушений взаимодействие различных негативных факторов в процессе социализации подростков.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Причины правонарушений носят социально-обусловленный характер и кроются в социальной "уязвимости" и незащищенности подростков.
Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения.
Несмотря на достаточно высокий показатель правонарушений несовершеннолетних, динамика последних лет (2016 - 2018 гг.) свидетельствует о некоторых позитивных изменениях. Количество зарегистрированных правонарушений, совершенных подростками, уменьшилось на 11%.
Общие меры по предупреждению правонарушений по своему характеру, содержанию и значимости весьма разнообразны. Это социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия, которые способствуют устранению причин и условий преступлений. Они составляют социально-экономическую и идеологическую основу специальных мер. Без них любые специально предпринимаемые средства устранения причин и условий преступлений малоэффективны.
При изучении данной проблемы можно выделить аспекты, на которые следует обратить внимание:
• проведение различных тренингов в школе, направленное на предупреждение подростковой преступности;
• социально-педагогическая работа с родителями.
• создание консультативных центров, как для родителей, так и для подростков.
• обмен информацией между различными органами для более эффективной профилактики правонарушений подростков.
От того, как вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями, нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Многие формы девиантного поведения оказывают огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов. Все это может привести к нарушению нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.
Успешное решение проблемы несовершеннолетних правонарушителей требует объединения усилий не только специалистов разного профиля в отдельно взятом учреждении, но и представителей всего реабилитационного пространства, занятых работой с детьми и подростками. В настоящее время действия данных учреждений недостаточно скоординированы, отсутствует комплексный подход в организации их деятельности, нечетко определены организационно-правовые формы их взаимодействия. Поэтому в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям.
На основании проведенного исследования и социологического опроса молодежи Республики Татарстан и Ростовской области автор дипломной работы предлагает комплекс мероприятий по совершенствованию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Республике Татарстан:
• создание цикла телепередач на актуальные молодежные темы на ТРК "ТНВ";
• расширить доступность спортивных секций и кружков по интересам на бесплатной основе для несовершеннолетних всех возрастных категорий;
• привлечение молодежи к общественным работам;
• создание молодежных досуговых мест, таких как кинотеатр, спортивно-развлекательный центр и др.;
• пропаганда здорового образа жизни через социальную рекламу, спортивно-развлекательные мероприятия, проведение праздников, посвященных здоровому образу жизни и т.д.
Мы полагаем, что применение подобных мер может сделать существенный вклад в понижение уровня подростковой преступности.
Подобные работы
- Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Реабилитационно-профилактическая работа
с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями (на примере КДН и ЗП администрации Завитинского муниципального округа)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 10000 р. Год сдачи: 2022 - ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Досудебное сопровождение как инновационная технология
социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в
сельской местности (на примере КГБУСО «КЦСОН Советского района»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



