ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты антикоррупционного стандарта поведения 8
1.1 Понятие и сущность антикоррупционного стандарта поведения 8
1.2 Виды антикоррупционного стандарта поведения 18
1.3 Цели и задачи антикоррупционных стандартов поведения в
образовательных организациях 27
Глава 2. Правовые основы антикоррупционного стандарта поведения в образовательных организациях 34
2.1 Принципы и требования антикоррупционного стандарта поведения в
образовательных организациях 34
2.2 Нормативно - правовые акты в сфере антикоррупционного поведения
в образовательных организациях 46
2.3 Международные правовые стандарты противодействия
коррупции 55
ГЛАВА 3. Реализация антикоррупционного стандарта поведения в
К(П)ФУ: Кодекс этики
3.1 Основные принципы и правила поведения в К(П)ФУ 65
3.2 Анализ реализации антикоррупционных стандартов поведения в
образовательных организациях 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
Коррупция - глобальная проблема современности, которая в той или иной мере существует во всех странах мира. Это негативное явление носит не только юридическую, социальную, но и политическую, и нравственную проблему. Поэтому искоренение коррупции является сегодня для Российской Федерации одной из первостепенных задач. Коррупция выражается в злоупотреблении служебным положением, даче и получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческим подкупом, незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера. Искоренение этого зла будет эффективным только тогда, когда мы научимся не только выявлять коррупцию, но и предупреждать, пресекать ее в зародыше, научимся координировать свои действия в этом направлении между всеми заинтересованными лицами. В нашей стране существует прочная законодательная база, определяющая систему мер, принципы борьбы, конкретные организационные и профилактические мероприятия и механизмы противодействия коррупции, предусматривающие уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за коррупционные правонарушения. В России действует Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающий основные принципы борьбы с коррупцией. В течение этих же лет существует Совет при Президенте России по противодействию коррупции. Разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации по этой тематике, постановлений Правительства Российской Федерации. Должное внимание уделяется повышению профилактической работе по противодействию коррупции.
Актуальность темы. В воспитании антикоррупционного поведения обучающихся и работников образовательных организаций, изучении причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения и их пресечения в самом зародыше, большая роль отводится высшим учебным заведениям. Коррупционные проявления в образовательной организации могут начинаться с момента поступления в учебное заведение, а затем обрастать «дополнительными услугами», начиная с платы за экзамены и заканчивая поступлением в аспирантуру и защитой диссертации. Как показывает судебная практика, помимо способов, связанных с учебной и научной деятельностью, работники образовательных организаций находят и другие пути обогащения, например присвоение бюджетных денег или своеобразное «сотрудничество» с коммерческими организациями и строительными фирмами. Рассматривая вопрос системы мероприятий по профилактике и противодействию коррупции, особое внимание нужно обратить на необходимость воспитания у обучающихся, научно-педагогических и других работников образовательных организаций антикоррупционного поведения, отрицательного отношения к коррупционным проявлениям. Об этом также говорили участники Всероссийской научно-практической конференции «Межведомственное взаимодействие при реализации мероприятий по противодействию коррупции в образовании», проведенной Министерством образования и науки Российской Федерации в декабре 2017 г. Участники конференции высказали единодушное мнение о том, что правовая пропаганда, правовое просвещение необходимо использовать как наиболее эффективное средство ранней профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, привития обучающимся и преподавателям антикоррупционного иммунитета. При этом важно создать обстановку доверия между администрацией образовательной организации и преподавателями, обеспечить антикоррупционное сопровождение обучающихся с первого курса и до окончания учебы.
Цель работы - определить эффективность реализации антикоррупционных стандартов поведения в образовательных организациях. Для достижения цели необходимо решить ряд задач.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты, дать определение основных понятий антикоррупционного стандарта поведения в образовательных организациях
2. Рассмотреть существующие правовые основы антикоррупционного стандарта поведения в образовательных организациях РФ
3. Проанализировать работу антикоррупционного стандарта поведения в К(П)ФУ, учитывая результаты опроса.
Объект исследования - мероприятия по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Предметом исследования являются проблемы и перспективы противодействия коррупции в образовании на уровне образовательных организаций
В процессе написания дипломной работы проведен анализ нормативно-правовых актов международного и федерального уровней, а именно: Конвенция ООН против коррупции , Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию , Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности , Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности , Конституция Российской Федерации , Трудовой Кодекс , Уголовный Кодекс , ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «Об образовании в РФ» , Указ Президента РФ О Национальном плане противодействия коррупции на 20182020 гг ., Закон «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» , приказов Минобрнауки России, касающиеся предупреждения коррупционных правонарушений. Изучены материалы Минобрнауки России, Методические рекомендации Минтруда и социального развития России, памятка Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Что нужно знать о коррупции».
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских ученых и авторов Аллака Ж., Левина М.И., Мухина А., Охоткого И.Е., Халикова А.Н., Добренькова В.И., Исправниковой Н.Р., Красноусовой С.Д., Гриб В.Г. и др.
Отдельные аспекты антикоррупционных стандартов поведения работников сферы образования становились предметом изучения таких отечественных и зарубежных исследователей, как: Дамм И.А., Н.В. Ванюхина и А.И. Скоробогатова, С.Б. Верещак и О.А. Иванова, Н.П. Дацко, С.В. Дергачев, Т.И. Ерёмина, Л.Р. Замалетдинова и А.Б. Фахретдинова, А.А. Кирилловых, Ю.А. Коваль, Л.В. Лучшева, М.В. Лыбанева, А.А. Машиньян и Н.В. Кочергина, А.В. Майоров и Я.Л. Ванюшин, В.А. Михеев, О.Н. Монахов и Н.В. Захаров, И.В. Плюгина, М. Пуассон, С.Е. Чаннов, Д.С. Чекменев, О.А. Чепарина и Е.В. Кобчикова, И.В. Шишко и др.
В дипломной работе используются теоретические и практические методы исследования, такие как: анализ, классификация, абстрагирование, аналогия, систематизация, статистический метод, гипотетический метод, синтез, дедукция, метод логических обобщений.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены цели, и задачи антикоррупционного стандарта поведения в образовательных организациях, даны определения основных понятий. Вторая глава посвящена международным правовым стандартам и нормам, а также принципам и требованиям, предъявляемым к антикоррупционному стандарту поведения в образовательной организации. Третья глава характеризует текущее состояние реализации антикоррупционного стандарта в К(П)ФУ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме и выносятся предложения и дополнения для данной сферы.
Антикоррупционный стандарт поведения - документ (часть документа), устанавливающий (содержащий) систему гарантий, ограничений или запретов, обеспечивающих предупреждение коррупции или уменьшение ее воздействия на функционирование определенной сферы жизни общества.
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» выделяется несколько категорий граждан, на которых распространяются различные по объему стандарты антикоррупционного поведения. Таким образом, условно можно выделить три категории лиц обязанных соблюдать стандарты антикоррупционного поведения:
- государственные и муниципальные служащие;
- работники государственных корпораций;
- работники фондов и организаций.
В образовательных организациях антикоррупционные стандарты поведения можно классифицировать по уровням образования:
1. Школьное образование;
2. Среднее профессиональное образование;
3. Высшее образование.
В основном у всех образовательных организаций , не зависимо от уровня предоставляемого образования, похожие цели и задачи внедрения антикоррупционного стандарта поведения и ведения антикоррупционной политики. Среди целей обычно выделяют:
- минимизация риска вовлечения университета, его руководства и работников в коррупционную деятельность;
- формирование у работников университета, независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики университета о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- обобщение и разъяснение основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции, применяемых в университете.
Реализация поставленных целей требует решение следующих задач:
- закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности университета;
- определение области применения политики и круга лиц, попадающих под ее действие;
-определение должностных лиц университета, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников и университета, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых университетом антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядка их выполнения (применения);
- закрепление ответственности работников университета за несоблюдение требований антикоррупционной политики.
Основными принципами антикоррупционного поведения являются:
1) неподкупность - противостояние проявлению коррупции во всех ее видах;
2) законность - выполнение своих служебных обязанностей в пределах установленных полномочий;
3) решительность - обязанность принятия мер по недопущению возникновения коррупционно опасной ситуации и (или) ликвидации проявления коррупции;
4) требовательность - формирование в своей служебной деятельности условий, при которых невозможно появление коррупционно опасной ситуации;
5) открытость - подход к организации своей служебной деятельности, позволяющей в пределах, установленных законодательством, обеспечивать принятие решений на основании объективных и проверяемых критериев;
6) объективность - подход к принятию решений на основании объективных критериев;
7) ответственность - добровольное обязательство муниципальных служащих нести персональную уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность за свои действия бездействие, которое привело к проявлениям коррупции в процессе служебной деятельности.
Основные требования к антикоррупционному поведению:
1. Работник организации при исполнении им должностных обязанностей не вправе допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
2. В установленных законодательством Российской Федерации случаях работник организации обязан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
3. Работнику организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). В указанных случаях подарки, полученные работником организации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью организации и передаются работником по акту в организацию в предусмотренном нормативным актом организации.
Также во второй главе нами были рассмотрены правовые основы антикоррупционных стандартов поведения в образовательных организациях.
Нами был проведен анализ нормативно-правовых актов международного и федерального уровней, а именно: Конвенция ООН против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс, Уголовный Кодекс, ФЗ «О противодействии коррупции в РФ», ФЗ «Об образовании в РФ», Указ Президента РФ О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг., Закон «О противодействии коррупции в Республике Татарстан», приказов Минобрнауки России, касающиеся предупреждения коррупционных правонарушений.
Также нами был изучен международный опыт противодействия коррупции в странах с низкими показателями индекса восприятия коррупции (Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Нидерланды).
В третьей главе мы рассмотрели вопрос реализации антикоррупционного стандарта поведения в КФУ. Нами были проанализированы Кодекс этики и служебного поведения работников К(П)ФУ и Кодекс этики обучающихся КФУ, где прописаны основные принципы и правила поведения в университете. Можно сказать, что в целом для работников и обучающихся они схожи:
- соблюдать общепринятые этические нормы и правила делового поведения;
- содействовать укреплению репутации и повышению имиджа КФУ;
- обучающиеся и работники КФУ обязаны противодействовать проявлениям коррупции и тд.
Также мы провели анализ антикоррупционных стандартов поведения в различных образовательных организациях (КФУ, ННГУ, РАНХиГС, МНИТУ им. Н.Э. Баумана, ВШЭ и др.). Данный анализ позволяет сделать вывод, что в образовательных организациях высшего образования единой системы обязанностей, запретов, ограничений и рекомендаций, обеспечивающих предупреждение коррупции, пока не сложилось. Научно-практическому сообществу еще предстоит выработать взвешенные и обоснованные подходы к формированию единой системы антикоррупционных стандартов поведения для различных категорий работников образовательных организаций. Вместе с тем представляется необходимым закрепление основных антикоррупционных стандартов поведения на уровне федерального закона, с разработкой типовых положений локальных нормативных актов, обеспечивающих исполнение таких стандартов поведения.
Также с целью изучения мнения студентов об уровне коррупции в образовательных организациях и выявления уровня антикоррупционного поведения мы создали анонимный опрос на Гугл платформе.
Проанализировав полученные результаты, можем сделать вывод, что у половины респондентов низкий уровень антикоррупционного поведения, так как многие из них считают для себя возможным дать взятку при необходимости. Еще один полученный вывод состоит в том, что необходимо продолжать работу по усовершенствованию правового воспитания с целью минимизировать возможность возникновения коррупционных ситуаций.
Таким образом, цель нашей работы - определить эффективность реализации антикоррупционных стандартов поведения в образовательных организациях была достигнута путем решения всех поставленных ранее задач.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003г Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)
3. Конвенция против транснационалной организованной преступности (принята в г.Нью-Йорке 15.11.2000г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000)
4. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г.Варшава 16.05.2005)
5. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15.11.2003г. N 22-15)
6. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 21.11.1997
Нормативно-правовые акты
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ)
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
9. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
10. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018)
11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.05.07.2017)
12. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред.19.12.2016)
13. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред.27.12.2018)
14. Указ Президента РФ от 2906.2018г N 378 «О национальной противодействии коррупции на 2018 - 2020 годы»
15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 (ред. от
15.02.2017) "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции"
16. Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 N 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 391.1 Трудового кодекса Российской Федерации» (ред.30.12.2018)
17. Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (ред. 15.02.2017)
18. Закон РТ от 04.05.2006 N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан" (принят ГС РТ 30.03.2006) (ред. от 12.06.2014)
19. Приказ от 28.09.2018г. №8 «Об утверждении Антикоррупционного стандарта деятельности Муниципального Бюджетного Общеобразовательного
Учреждения г.Шахты Ростовской области «Средняя Общеобразовательная Школа №35»
20. Приказ от 24.01.2018 №29 «Об утверждении Антикоррупционной политики БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»
21. Приказ от 03.06.2015г №37 «Об утверждении антикоррупционного
стандарта поведения в Федеральном Г осударственном Бюджетном
Образовательном Учреждении Высшего Профессионального Образования «Воронежском Государственном Университете»
22. Постановление Администрации Целинского района от 30.08.2016 No376 «Об утверждении стандарта антикоррупционного поведения муниципальных служащих Администрации Целинского района, отраслевых (функциональных) органов Администрации Целинского района»
23. Кодекс этики обучающегося федерального государственного автономного образовательного учреждения «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», утвержденный приказом ректора N 0.1.1.67- 06/60/16 от 21.03.2016
24. Кодекс этики и служебного поведения работников федерального государственного автономного образовательного учреждения «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет», утвержденный приказом ректора N 0.1.1.67-07/239 от 18.12.2017
25. Приказ Министерства науки и высшего образовании Российской Федерации «Об утверждении устава федерального государственного автономного образовательного учреждения «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет» N 1359 от 23.12.2018
26. Приказ от 30 сентября 2015 г. N 01-06/890 "Об утверждении регламента организации в ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" работы по сообщению ректором, проректорами и другими работниками Университета о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" // Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета.
27. Приказ от 10 июня 2015 г. N 02-207 "О порядке сообщения работниками Академии о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением должностных обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"
28. Приказ от 9 октября 2015 г. N 02.01-03/1593 "Об утверждении Регламента организации в МГТУ им. Н.Э. Баумана работы по сообщению ректором, проректором, руководителем структурного подразделения или работником Университета о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации
29. Приказ от 17 сентября 2015 г. N 6.18.1-01/1709-03 «Положение о порядке сообщения должностными лицами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации"
Монографии, учебники, научные статьи
30. Аллак Ж. Коррумпированные школы, коррумпированные
университеты: Что можно сделать? Париж: Международный Институт
планирования образования ЮНЕСКО, 2014. 365 c.
31. Бакулина Л.Т., Талан М.В., Виноградова Ю.В. и др. Противодействие коррупции: учебное пособие. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 192 с.
32. Басалаева С.П., Дамм И.А. Конфликт интересов руководителя образовательной организации высшего образования при внутреннем совместительстве. - Красноярск: Изд-во Сиб.Фед.ун-та, 2018. - 133 с.
33. Бикеев И. И., Кабанов П. А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3. С. 178-188.
34. Борзенков Г.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /отв. ред. В.М. Лебедев. - Москва: Юрайт, 2010
35. Верещак С.Б., Иванова О.А. Правовое регулирование конфликта
интересов в образовательных организациях // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого
педагогический аспект . Славянск-на-Кубани: филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2016г. -341с.
36. Габдрахманова Г.Р. Введение единого антикоррупционного
образования и стандарта в сфере образования: актуальные вопросы
формирования антикоррупционных стандартов // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2017г. - с.230-236
37. Грошев И. Л., Грошева И. А. Ключевые факторы коррупции в российской системе образования // Terra Economicus. 2010. Т. 8, № 3. С. 113 - 121.
38. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и
современность, Москва, 2014
39. Дамм И.А. Состояние антикоррупционных стандартов поведения в сфере образования // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2017г. - с. 236 - 240.
40. Дамм И.А. Антикоррупционные стандарты поведения работников образовательных организаций высшего образования. - М.: Lex Russica, 2018. - с.7-11.
41. Дамм И. А. Антикоррупционные стандарты поведения лиц, осуществляющих управленческие функции в образовательной организации // Право и политика. — 2017. — № 12. — С. 14—26.
42. Дамм И. А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. — 2016. — Т. 10. — № 4. — С. 5—17.
43. Дацко Н. П. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия «Право». — 2016. — № 1. — С. 67—72.
44. Дергачев С. В. О некоторых правовых аспектах урегулирования конфликта интересов в образовательной сфере // Марийский юридический вестник. 2015. Т. 1, № 4 (15). С. 116-118.
45. Долгова А.И. Криминология: Учебник для юридических вузов /М.
1999.
46. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию.- М.: Академический Проект, Альма Матер, 2015. - 207 с
47. Добролюбова Е.И. Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения: науч.-метод.пособие. М.: 2016
48. Ибраева Г.Р. Антикоррупционная политика: учеб.пособие.- Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2016. - 136с.
49. Желудков А.С. Соотношение принципов гуманизма и справедливости при реализации мер по предупреждению преступности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 15-16.
50. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты / Нижнекамск : Изд.-полигр. центр "Гузель", 2014.
51. Кабанов П. А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 978-985.
52. Кац А.М. Новыек законодательные термины: загадки закона об образовании // Народное образование. 2016. №9. С.49-55
53. Коваль Ю. А. К вопросу о ситуациях конфликта интересов в сфере образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 253 - 255.
54. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Японии): сб.законодательных материалов. М.:2018. 144с.
55. Кирилловых А.А. Публичная служба и конфликт интересов в сфере высшего образования: проблемные вопросы // Законодательство и экономика.
2015. №2. С.29-43
56. Кузнецова Н. Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией //Гос. и право. - 1993. -№> 3. - С. 133; // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1993. -№ 1. - С. 21.
57. Кирилловых А.А. Публичная служба и конфликт интересов в сфере высшего образования: проблемные вопросы // Законодательство и экономика. 2015 N 2 178с.
58. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. - 2012. - № 10. - С. 4.
59. Лучшева Л.В. Антикоррупционная этика как средство регулирования конфликта интересов между преподавателем и студентом // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 4. — С. 232—235.
60. Лыбанева М. В. Преодоление конфликтов интересов в сфере образовательных услуг на основе государственно- частного партнерства // Вестник Национальной академии туризма. — 2015. — № 2. — С. 69—73.
61. Майоров А.В., Ванюшин Я.Л. Обоснование нормативного закрепления антикоррупционных стандартов служебного поведения сотрудников образовательного учреждения высшего профессионального образования //Правопорядок: история, теория, практика. 2015 N 4 - 347 с.
62. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. - М: Учебноконсультационный центр «ЮрИнфоР», 2015. - С 9.
63. Машиньян А.А., Кочергина Н.В. Противодействие коррупции вобразовании: необходимость антикризисного и антикоррупционного анализа в российской системе образования // Перспективы науки и образования. 2015г. N 4 - 278с.
64. Михайлов В.И. О некоторых теоретических и практических вопросах совершенствования нормативного и правового оформления антикоррупционных стандартов // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2017г. - с.70-82
65. Михеев В.А. Новации и конфликты в системе высшего образования современной России // Конфликтология. 2014г. Т. 3 - 297с.
66. Монахов О. Н., Захаров Н. В. Конфликт интересов преподавателя вуза в системе противодействия коррупции // Актуальные вопросы современной науки. — 2015. — № 39. — С. 253—264.
67. Мухин А. Коррупция в России. Кн. I-IV. Книга I Коррупция и группы влияния. - М.: СПИК-Центр, 1999. - С. 2.
68. Охотский И.Е. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России.// ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2016. — № 4. — С. 1-22.
69. Полякова Т.Н. Лучшие практики антикоррупционного образования и воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях (по материалам конкурса) . - СПб.: СПб АППО, 2017.
70. Попов В.И. Противодействие организованной преступности, коррупци и, терроризму в России и за рубежом. М.: 2017. 161 с.
71. Пугач В. Н. Взаимодействие качества образования и экономической безопасности вуза: дис. ... канд. экон. наук. М., 2014. 164 с.
72. Соколов Вадим Вячеславович Организационно-правовые аспекты реализации антикоррупционных стандартов на государственной гражданской службе // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2017г. - с.103-108
73. Хабриева Т.Я., Федоров А. В., Каширкина А. А., Морозов А. Н. и др. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой, А. В. Федорова. М., 2015.
74. Чаннов С.Е. Конфликт интересов педагога // ЭЖ-Юрист. 2017 №25
75. Чаннов С.Е. Можно ли уволить учителя, который занимается репетиторством с учениками класса, в котором он ведет занятия, по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ? // СПС «КонсультантПлюс».
76. Чепарина О. А., Кобчикова Е. В. Конфликт интересов в гражданскоправовых и иных отношениях с участием образовательных организаций // Вестник экономики, права и социологии. — 2014. — № 4. — С. 202—204.
77. Чекменев Д. С. К вопросу о комиссиях по урегулированию споров как элемента организационно-правового механизма разрешения конфликтных ситуаций между студентами и другими участниками образовательных отношений // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 4. — С. 425—430.
78. Шедий М.В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия: Монография. Орел: ОРАГОС, 2011г. - 247с.
79. Шилюк Т.О. К вопросу о правовом мониторинге законодательства в области здравоохранения // Актуальные проблемы российского права. 2014г. №
7. - с. 1351 - 1355.
80. ТТТитттко И. В., Дамм И. А. Возмездное участие государственного (муниципального) служащего в образовательных программах повышения квалификации: вопросы правомерности и наличия конфликта интересов // Юридические исследования. — 2016. — № 10. — С. 1—9.
81. Эстрин А. Я. Взяточничество в доктрине и законодательстве // Труды кружка уголовного права при С.-Петербургском университете /СПб., 1913.
Интернет источники
82. Официальный сайт Transparency International - URL: http s: //www. transparency. org
83. Официальный сайт Казанского (Приволжского) Федерального Университета. - URL: https://kpfu.ru
84. Официальный сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). - URL: http s: //www.ranepa.ru
85. Официальный сайт МГТУ им. Н.Э. Баумана — URL: http://bmstu.ru
86. Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - URL: https://www.hse.ru
87. Официальный сайт Пермского Государственного Национального исследовательского Университета. - URL: http://www.psu.ru
88.Официальный сайт Национального Исследовательского Нижегородского Государственного Университета им. Н.И.Лобачевского. - URL: http://www.psu.ru