ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ 6
1.1. Сущность и понятие конкуренции в банковском секторе 6
1.2. Особенности конкуренции в банковском секторе 13
1.3. Методы оценки конкуренции в банковском секторе 19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе 26
2.1. Анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации 36
2.3. Прогноз развития конкуренции в банковском секторе России на основе экономико-математического моделирования 47
3. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 54
3.1 Оценка конкуренции банковского сектора на региональном рынке с помощью интегрального анализа 54
3.2. Проблемы и направления развития конкуренции на региональном рынке Российской Федерации 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ 6
1.1. Сущность и понятие конкуренции в банковском секторе 6
1.2. Особенности конкуренции в банковском секторе 13
1.3. Методы оценки конкуренции в банковском секторе 19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе 26
2.1. Анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации 36
2.3. Прогноз развития конкуренции в банковском секторе России на основе экономико-математического моделирования 47
3. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 54
3.1 Оценка конкуренции банковского сектора на региональном рынке с помощью интегрального анализа 54
3.2. Проблемы и направления развития конкуренции на региональном рынке Российской Федерации 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Банковская конкуренция — это соперничество между банками за привлечение новых и/или удержание уже обслуживаемых клиентов с помощью различных ценовых и неценовых методов. Это соперничество имеет весьма неоднозначный характер: кроме определенных выгод, которых желают достичь центральные банки, она может повлечь за собой ряд негативных последствий, которые могут создать препятствия на пути повышения банками эффективности финансового посредничества и даже — повысить системные риски банковского сектора. Выгоды от конкуренции хорошо известны в микроэкономической теории: она запускает процесс снижения рыночных цен, что способствует удешевлению товаров для конечных потребителей и, соответственно, повышает их доступность.
В банковской системе усиление конкурентного давления, особенно ценового, заставляет банки сокращать процентные ставки по кредитам, что
повышает доступность кредита для населения и предприятий, способствуя большему проникновению банковских услуг в общество и стимулируя инвестиционные процессы в экономике, поэтому низкая конкуренция на банковском рынке негативно сказывается на развитии банковской системы. В то же время, чрезмерная конкуренция и отсутствие явных лидеров могут вести
к кризисам не только банковской, но и финансовой системы. Следовательно,
банковская деятельность в стране значительно нуждается в таком
регулировании, которое обеспечило бы создание условий справедливой и
достаточной конкуренции, являющейся залогом эффективного развития
банковского сектора страны. Нахождение необходимого для поддержания
устойчивости банковской системы уровня конкуренции является довольно
важной проблемой на сегодняшний момент времени, поскольку
цивилизованная межбанковская конкуренция - необходимый элемент
эффективного функционирования банковской системы и ее прогрессивного
развития. В этой связи исследование уровня конкуренции в банковском секторе
2
Российской Федерации, выявление проблем и обозначение направлений ее развития подтверждает актуальность и обусловливает выбор автором темы настоящего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы является оценка конкуренции в банковском секторе Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и рассмотреть понятие конкуренции в банковском секторе;
- изучить особенности конкуренции в банковском секторе;
- исследовать методы оценки конкуренции в банковском секторе;
- проанализировать состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе;
- провести анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации;
- спрогнозировать развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели;
- провести оценку конкуренции банковского сектора на региональном рынке с помощью интегрального анализа;
- выявить проблемы и определить направления развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на региональном уровне.
Объектом исследования является российский рынок банковских услуг.
Предмет исследования - конкурентные условия, в которых осуществляют деятельность российские кредитные организации.
Для написания исследовательской работы были использованы такие методы, как метод анализа теоретического материала, экономикоматематическое моделирование, системный анализ, интегральный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры.
Вопросами исследования конкуренции в банковской сфере экономики
занимались такие ученые, как Г. Л. Азоева, Л.Ю. Андреевой, В.А. Анохина,
3
Д.И. Асланова, Ч.А. Бикташева, А.А. Бисултанова, М. Блауг, О.А. Брыляковой, В. И. Влезковой, З.Л. Гаирбековой, Ю.Н. Гойденко, А.М. Донских, П.С. Завьялова, Л.Н. Качалиной, А.Г. Колесниковой, А.Б. Кулешовой, М.Е. Мамонова, В.Г. Медынский, С.Р. Моисеева, Ю.П. Морозова, Мусакаева Ш.А. и т.д.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, прогнозные экспертные разработки российских экономистов, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, размещенные в глобальной сети Интернет.
Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:
1. уточнено понятие «банковская конкуренция» с позиции функциональных особенностей конкурентного взаимодействия;
2. разработана модель оценки уровня развития банковской конкуренции на региональном рынке банковских услуг с помощью интегрального анализа, позволяющая ранжировать регионы и выявлять факторы, обусловливающие соответствующие изменения в развитии конкуренции.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности организаций, функционирующих на рынке банковских продуктов и услуг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение обосновывает актуальность выбранной темы, отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, теоретическую и методологическую основу исследования, содержит краткий анализ структуры квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки конкуренции в банковском секторе, в частности раскрывается сущность и понятие конкуренции в банковском секторе, его особенности, а также рассматриваются методы оценки конкуренции в банковском секторе.
Во второй главе проведено исследование конкуренции в банковском секторе Российской Федерации, в частности дается характеристика состоянию банковского сектора Российской Федерации на современном этапе, анализируется уровень конкуренции и приводится прогноз развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели.
В третьей главе сформулированы предложения по оценке конкуренции банковского сектора на региональном рынке, выявлены проблемы и определены основные направления развития конкуренции на региональном рынке банковских услуг.
В заключении подведены итоги исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.
В банковской системе усиление конкурентного давления, особенно ценового, заставляет банки сокращать процентные ставки по кредитам, что
повышает доступность кредита для населения и предприятий, способствуя большему проникновению банковских услуг в общество и стимулируя инвестиционные процессы в экономике, поэтому низкая конкуренция на банковском рынке негативно сказывается на развитии банковской системы. В то же время, чрезмерная конкуренция и отсутствие явных лидеров могут вести
к кризисам не только банковской, но и финансовой системы. Следовательно,
банковская деятельность в стране значительно нуждается в таком
регулировании, которое обеспечило бы создание условий справедливой и
достаточной конкуренции, являющейся залогом эффективного развития
банковского сектора страны. Нахождение необходимого для поддержания
устойчивости банковской системы уровня конкуренции является довольно
важной проблемой на сегодняшний момент времени, поскольку
цивилизованная межбанковская конкуренция - необходимый элемент
эффективного функционирования банковской системы и ее прогрессивного
развития. В этой связи исследование уровня конкуренции в банковском секторе
2
Российской Федерации, выявление проблем и обозначение направлений ее развития подтверждает актуальность и обусловливает выбор автором темы настоящего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы является оценка конкуренции в банковском секторе Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и рассмотреть понятие конкуренции в банковском секторе;
- изучить особенности конкуренции в банковском секторе;
- исследовать методы оценки конкуренции в банковском секторе;
- проанализировать состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе;
- провести анализ уровня конкуренции в банковском секторе Российской Федерации;
- спрогнозировать развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели;
- провести оценку конкуренции банковского сектора на региональном рынке с помощью интегрального анализа;
- выявить проблемы и определить направления развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на региональном уровне.
Объектом исследования является российский рынок банковских услуг.
Предмет исследования - конкурентные условия, в которых осуществляют деятельность российские кредитные организации.
Для написания исследовательской работы были использованы такие методы, как метод анализа теоретического материала, экономикоматематическое моделирование, системный анализ, интегральный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры.
Вопросами исследования конкуренции в банковской сфере экономики
занимались такие ученые, как Г. Л. Азоева, Л.Ю. Андреевой, В.А. Анохина,
3
Д.И. Асланова, Ч.А. Бикташева, А.А. Бисултанова, М. Блауг, О.А. Брыляковой, В. И. Влезковой, З.Л. Гаирбековой, Ю.Н. Гойденко, А.М. Донских, П.С. Завьялова, Л.Н. Качалиной, А.Г. Колесниковой, А.Б. Кулешовой, М.Е. Мамонова, В.Г. Медынский, С.Р. Моисеева, Ю.П. Морозова, Мусакаева Ш.А. и т.д.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации, нормативные и законодательные акты всех уровней власти в Российской Федерации, прогнозные экспертные разработки российских экономистов, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, размещенные в глобальной сети Интернет.
Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:
1. уточнено понятие «банковская конкуренция» с позиции функциональных особенностей конкурентного взаимодействия;
2. разработана модель оценки уровня развития банковской конкуренции на региональном рынке банковских услуг с помощью интегрального анализа, позволяющая ранжировать регионы и выявлять факторы, обусловливающие соответствующие изменения в развитии конкуренции.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности организаций, функционирующих на рынке банковских продуктов и услуг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение обосновывает актуальность выбранной темы, отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, теоретическую и методологическую основу исследования, содержит краткий анализ структуры квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки конкуренции в банковском секторе, в частности раскрывается сущность и понятие конкуренции в банковском секторе, его особенности, а также рассматриваются методы оценки конкуренции в банковском секторе.
Во второй главе проведено исследование конкуренции в банковском секторе Российской Федерации, в частности дается характеристика состоянию банковского сектора Российской Федерации на современном этапе, анализируется уровень конкуренции и приводится прогноз развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели.
В третьей главе сформулированы предложения по оценке конкуренции банковского сектора на региональном рынке, выявлены проблемы и определены основные направления развития конкуренции на региональном рынке банковских услуг.
В заключении подведены итоги исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1) раскрыта сущность и рассмотрено понятие конкуренции в банковском секторе. Анализ экономической литературы сводит категорию «банковская конкуренция» с одной стороны к соперничеству коммерческих банков за ограниченный спрос на рынке банковских продуктов, стремящихся занять сильные конкурентные позиции, а с другой стороны, - к механизму регулирования, способного обеспечить высокоэффективное функционирование банковской системы страны в целом, следовательно, под конкуренцией в банковском секторе следует понимать экономический процесс, приводящий к взаимодействию и соперничеству кредитных организаций и других участников рынка финансов, в процессе которого каждый стремится обеспечить для себя прочную позицию на финансовом рынке для того, чтобы полностью удовлетворить потребности клиентов и получить максимальную прибыль. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируются цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня. Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы предоставления услуг, т.е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования;
2) изучены особенности конкуренции в банковском секторе. К главным специфическим чертам можно отнести: разновидность форм и высокую интенсивность, наличие видовых особенностей, что объясняется различиями в банковском продукте, отсутствием входных барьеров, например патентной защиты, лимитирование ценовой конкуренции, что повышает роль неценовой конкуренции, осуществление межотраслевой конкуренции посредством перелива капитала, конкуренция носит характер дифференцированной олигополии и т.д.
3) исследованы методы оценки конкуренции в банковском секторе. Все методы оценки, с помощью которых возможно проанализировать конкурентную среду банковского рынка, можно подразделить на структурные и неструктурные. В рамках структурного подхода уровень конкуренции рынка может быть измерен с помощью таких различных показателей, как коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент Холла-Тайдмана, дисперсия рыночных долей. Наиболее распространенными методами оценки конкуренции в рамках неструктурного подхода являются такие модели, как модель Панзара-Росса, модель Бреснахана. Также следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных разработке проблемы оценки конкуренции в банковском секторе, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Методики разных авторов охватывают различные стороны этого понятия, но не имеют законченной и комплексной структуры.
4) проанализировано состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе. На протяжении последних лет в банковском секторе наметились значительные улучшения: рост объема вкладов
физических лиц, собственных средств (капитала), ликвидности банковского сектора, увеличение и повышение качества кредитного портфеля,
существенный рост финансового результата (в 2,28 раз за последние 5 лет), и как следствие рентабельности капитала и активов, что обусловлено, прежде всего, политикой Центрального Банка России и улучшением общеэкономической ситуации на фоне динамики цен на нефть и снижения ключевой ставки Банка России. С другой стороны, темпы прироста активов за 2014-2018 гг. оказались ниже по сравнению с темпами прироста ВВП, что свидетельствует о некотором замедлении развития банковского сектора по сравнению с экономикой в целом;
5) проведен анализ уровня конкуренции в банковском секторе
Российской Федерации. В России рынок банковских услуг - высококонцентрированный, причем, высока доля участия государства.
Большинство кредитных организаций РФ (95,8%) являются мелкими и региональными банками. Реализуемая в последние годы политика Центрального банка РФ по чистке банковского сектора от недобросовестных участников приведёт к повышению концентрации и увеличению монополизации рынка. Доминирующее положение на данный момент на рынке банковских услуг занимают: ПАО «Сбербанк», группа компаний «ВТБ» и «Газпромбанк». Доля тройки лидеров в банковском сегменте является стабильно высокой (58,8 - 62,9 %), что говорит о грамотном ведении политики в различных направлениях работы данных банков, а так же об их правильной постановке задач;
6) спрогнозировано развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели. Согласно прогнозу концентрация активов по индексу Херфиндаля-Хиршмана вырастет, а количество действующих банков снизится, что приведет к дальнейшему усилению конкуренции на российском рынке банковских услуг. Доля государственных банков на рынке увеличится, а с рынка, как и раньше, в первую очередь будут уходить мелкие и средние банки;
7) проведена оценка конкуренции банковского сектора на региональном рынке с помощью интегрального анализа. Анализ региональной банковской системы показал наличие определенных диспропорций, так более 50% всех региональных банков расположены в Москве и Московской области. В последние годы происходит сокращение региональных кредитных организаций в целом. Данная тенденция свидетельствует о затруднении в поисках стратегий развития банков различных регионов, так как в условиях отзыва лицензий доверие к мелким банкам со стороны физических клиентов снижается нарастающими темпами.
Банковский сектор половины регионов является среднеконцентрированным (концентрация в пределах 45-70 %), высококонцентрироваными являются банковские рынки Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, Уральского федерального округа, Дальневосточного федерального округа.
Интегральный анализ показал, что лидирующим регионом по уровню конкуренции в банковской сфере является - Центральный федеральный округ, где расположено множество банковских учреждений, наблюдается высокая обеспеченность банковскими услугами и концентрация активов намного ниже других регионов России.
На втором месте по уровню конкуренции находится Уральский федеральный округ. Причем, данный регион имел более низкое значение интегрального показателя уровня конкуренции в 2016-2017 гг., в этот период второе место занимал Приволжский федеральный округ.
На третьем месте расположился Приволжский федеральный округ. В данном округе расположено не так много банковских учреждений, но у него высокая доля обеспеченности банковскими услугами и не сильная концентрация активов.
7) выявлены проблемы развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. В ходе конкурентного анализа банковского сектора экономики Российской Федерации были выявлены следующие проблемы развития конкуренции: высокая концентрированность рынка, высокая доля
участия государства, львиная доля (95,8 %) мелких и региональных кредитных
организаций, что затрудняет развитие всей экономики страны и стабильности
банковского сектора. Среди преимуществ укрупнения и огосударствления
кредитных организаций можно отметить рост доверия населения, поддержка от
государства, особенно в условиях кризиса, стабильность условий ипотечных и
иных кредитных программ, возможность реализовывать через подконтрольные
банковские структуры решения социально-политических задач, перспективных
проектов, стартапов и т.д. К недостаткам складывающегося процесса следует
отнести более высокий уровень процентных ставок по кредитам, меньшая
гибкость при принятии решений по кредитованию малого бизнеса, высокие
требования к предъявляемым по кредитной заявке документам, установление
73
монопольно низких процентных ставок по вкладам. Фактически российский банковский рынок постепенно переходит от конкурентного к олигополистическому, где будут присутствовать несколько сильных игроков, которые займут порядка 80%-90% рынка, а также станут полностью диктовать тарифную политику. Оставшиеся же банки, так называемые аутсайдеры, будут придерживаться ценовой политики ведущих банков.
8) определены направления развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. Так, ЦБ РФ необходимо продолжать свою деятельность в области совершенствования законодательной базы и приведение ее в соответствие с международными требованиями, а также в области регулирования, надзора. Банк России должен обеспечить своевременную реакцию на проблемы, возникающие в кредитных организациях и оперативное вмешательство, а также более тщательный надзор в нестабильных кризисных экономических условиях. Необходима более высокая информационная прозрачность и последовательность действий регулятора в реформировании банковского сектора. С точки зрения развития конкуренции на уровне банков рекомендуем разработать конкурентную стратегию, открыть представительства банков в социальных сетях, внедрять процесс цифровизации банка, а также передовых технологий и обеспечить принятие инновационных решений.
1) раскрыта сущность и рассмотрено понятие конкуренции в банковском секторе. Анализ экономической литературы сводит категорию «банковская конкуренция» с одной стороны к соперничеству коммерческих банков за ограниченный спрос на рынке банковских продуктов, стремящихся занять сильные конкурентные позиции, а с другой стороны, - к механизму регулирования, способного обеспечить высокоэффективное функционирование банковской системы страны в целом, следовательно, под конкуренцией в банковском секторе следует понимать экономический процесс, приводящий к взаимодействию и соперничеству кредитных организаций и других участников рынка финансов, в процессе которого каждый стремится обеспечить для себя прочную позицию на финансовом рынке для того, чтобы полностью удовлетворить потребности клиентов и получить максимальную прибыль. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируются цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня. Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы предоставления услуг, т.е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования;
2) изучены особенности конкуренции в банковском секторе. К главным специфическим чертам можно отнести: разновидность форм и высокую интенсивность, наличие видовых особенностей, что объясняется различиями в банковском продукте, отсутствием входных барьеров, например патентной защиты, лимитирование ценовой конкуренции, что повышает роль неценовой конкуренции, осуществление межотраслевой конкуренции посредством перелива капитала, конкуренция носит характер дифференцированной олигополии и т.д.
3) исследованы методы оценки конкуренции в банковском секторе. Все методы оценки, с помощью которых возможно проанализировать конкурентную среду банковского рынка, можно подразделить на структурные и неструктурные. В рамках структурного подхода уровень конкуренции рынка может быть измерен с помощью таких различных показателей, как коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент Холла-Тайдмана, дисперсия рыночных долей. Наиболее распространенными методами оценки конкуренции в рамках неструктурного подхода являются такие модели, как модель Панзара-Росса, модель Бреснахана. Также следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных разработке проблемы оценки конкуренции в банковском секторе, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет. Методики разных авторов охватывают различные стороны этого понятия, но не имеют законченной и комплексной структуры.
4) проанализировано состояние банковского сектора Российской Федерации на современном этапе. На протяжении последних лет в банковском секторе наметились значительные улучшения: рост объема вкладов
физических лиц, собственных средств (капитала), ликвидности банковского сектора, увеличение и повышение качества кредитного портфеля,
существенный рост финансового результата (в 2,28 раз за последние 5 лет), и как следствие рентабельности капитала и активов, что обусловлено, прежде всего, политикой Центрального Банка России и улучшением общеэкономической ситуации на фоне динамики цен на нефть и снижения ключевой ставки Банка России. С другой стороны, темпы прироста активов за 2014-2018 гг. оказались ниже по сравнению с темпами прироста ВВП, что свидетельствует о некотором замедлении развития банковского сектора по сравнению с экономикой в целом;
5) проведен анализ уровня конкуренции в банковском секторе
Российской Федерации. В России рынок банковских услуг - высококонцентрированный, причем, высока доля участия государства.
Большинство кредитных организаций РФ (95,8%) являются мелкими и региональными банками. Реализуемая в последние годы политика Центрального банка РФ по чистке банковского сектора от недобросовестных участников приведёт к повышению концентрации и увеличению монополизации рынка. Доминирующее положение на данный момент на рынке банковских услуг занимают: ПАО «Сбербанк», группа компаний «ВТБ» и «Газпромбанк». Доля тройки лидеров в банковском сегменте является стабильно высокой (58,8 - 62,9 %), что говорит о грамотном ведении политики в различных направлениях работы данных банков, а так же об их правильной постановке задач;
6) спрогнозировано развитие конкуренции в банковском секторе Российской Федерации на основе экономико-математической модели. Согласно прогнозу концентрация активов по индексу Херфиндаля-Хиршмана вырастет, а количество действующих банков снизится, что приведет к дальнейшему усилению конкуренции на российском рынке банковских услуг. Доля государственных банков на рынке увеличится, а с рынка, как и раньше, в первую очередь будут уходить мелкие и средние банки;
7) проведена оценка конкуренции банковского сектора на региональном рынке с помощью интегрального анализа. Анализ региональной банковской системы показал наличие определенных диспропорций, так более 50% всех региональных банков расположены в Москве и Московской области. В последние годы происходит сокращение региональных кредитных организаций в целом. Данная тенденция свидетельствует о затруднении в поисках стратегий развития банков различных регионов, так как в условиях отзыва лицензий доверие к мелким банкам со стороны физических клиентов снижается нарастающими темпами.
Банковский сектор половины регионов является среднеконцентрированным (концентрация в пределах 45-70 %), высококонцентрироваными являются банковские рынки Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, Уральского федерального округа, Дальневосточного федерального округа.
Интегральный анализ показал, что лидирующим регионом по уровню конкуренции в банковской сфере является - Центральный федеральный округ, где расположено множество банковских учреждений, наблюдается высокая обеспеченность банковскими услугами и концентрация активов намного ниже других регионов России.
На втором месте по уровню конкуренции находится Уральский федеральный округ. Причем, данный регион имел более низкое значение интегрального показателя уровня конкуренции в 2016-2017 гг., в этот период второе место занимал Приволжский федеральный округ.
На третьем месте расположился Приволжский федеральный округ. В данном округе расположено не так много банковских учреждений, но у него высокая доля обеспеченности банковскими услугами и не сильная концентрация активов.
7) выявлены проблемы развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. В ходе конкурентного анализа банковского сектора экономики Российской Федерации были выявлены следующие проблемы развития конкуренции: высокая концентрированность рынка, высокая доля
участия государства, львиная доля (95,8 %) мелких и региональных кредитных
организаций, что затрудняет развитие всей экономики страны и стабильности
банковского сектора. Среди преимуществ укрупнения и огосударствления
кредитных организаций можно отметить рост доверия населения, поддержка от
государства, особенно в условиях кризиса, стабильность условий ипотечных и
иных кредитных программ, возможность реализовывать через подконтрольные
банковские структуры решения социально-политических задач, перспективных
проектов, стартапов и т.д. К недостаткам складывающегося процесса следует
отнести более высокий уровень процентных ставок по кредитам, меньшая
гибкость при принятии решений по кредитованию малого бизнеса, высокие
требования к предъявляемым по кредитной заявке документам, установление
73
монопольно низких процентных ставок по вкладам. Фактически российский банковский рынок постепенно переходит от конкурентного к олигополистическому, где будут присутствовать несколько сильных игроков, которые займут порядка 80%-90% рынка, а также станут полностью диктовать тарифную политику. Оставшиеся же банки, так называемые аутсайдеры, будут придерживаться ценовой политики ведущих банков.
8) определены направления развития конкуренции в банковском секторе Российской Федерации. Так, ЦБ РФ необходимо продолжать свою деятельность в области совершенствования законодательной базы и приведение ее в соответствие с международными требованиями, а также в области регулирования, надзора. Банк России должен обеспечить своевременную реакцию на проблемы, возникающие в кредитных организациях и оперативное вмешательство, а также более тщательный надзор в нестабильных кризисных экономических условиях. Необходима более высокая информационная прозрачность и последовательность действий регулятора в реформировании банковского сектора. С точки зрения развития конкуренции на уровне банков рекомендуем разработать конкурентную стратегию, открыть представительства банков в социальных сетях, внедрять процесс цифровизации банка, а также передовых технологий и обеспечить принятие инновационных решений.
Подобные работы
- Оценка конкуренции в банковском секторе России
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНКУРЕНЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Конкуренция в банковском секторе экономики
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2016 - УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - БИЗНЕС-ДЕМОГРАФИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Финансовая устойчивость банковского сектора Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Конкуренция на рынке банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017



