ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
|
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения прогностической компетентности прогностической компетентности в виртуальном пространстве 8
1.1 Понимание прогностической компетентности в современной
психологии 8
1.2 Специфика прогнозирования в младшем школьном возрасте у детей
с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 20
1.3 Понимание киберсоциализации в виртуальном пространстве в
современной психологии 28
Выводы по первой главе 41
Глава II Эмпирическое исследование особенностей прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в виртуальном пространстве 42
2.1. Организация и методы экспериментального исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 45
Выводы по второй главе 59
Глава III Проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 61
3.1 Стратегии формирования прогностической компетентности младших
школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 61
3.2. Комплекс игр, упражнений и задач на развитие прогностической
компетентности в виртуальном пространстве 68
Выводы по третьей главе 82
Заключение
Список использованной литературы 85
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты изучения прогностической компетентности прогностической компетентности в виртуальном пространстве 8
1.1 Понимание прогностической компетентности в современной
психологии 8
1.2 Специфика прогнозирования в младшем школьном возрасте у детей
с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 20
1.3 Понимание киберсоциализации в виртуальном пространстве в
современной психологии 28
Выводы по первой главе 41
Глава II Эмпирическое исследование особенностей прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в виртуальном пространстве 42
2.1. Организация и методы экспериментального исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 45
Выводы по второй главе 59
Глава III Проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 61
3.1 Стратегии формирования прогностической компетентности младших
школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве 61
3.2. Комплекс игр, упражнений и задач на развитие прогностической
компетентности в виртуальном пространстве 68
Выводы по третьей главе 82
Заключение
Список использованной литературы 85
Приложение
Актуальность исследования. Виртуальное пространство имеет особую привлекательность для младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом, представляясь детям местом неограниченной свободы. Для них компьютерные технологии могут выступать как дополнительный ресурс, позволяющий расширять границы общения, так и стать предиктором аддикций, местом появления асоциального поведения. Их успешной социализации в связи с физическими, психическими и речевыми нарушениями препятствует во многом неспособность адекватно оценивать и прогнозировать свои высказывания и высказывания собеседника, анализировать чувства и эмоции партнера, дифференцировать социальные нормы, что обуславливает необходимость формирования прогностической компетентности у младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в сфере виртуального пространства. Формирование прогностической компетентности в виртуальном пространстве возможно для детей младшего школьного возраста в реализации безопасных стратегий поведения, общения, прогнозирования информации в поисковых системах, скрытых за гипертекствовой ссылкой, социально-перцептивных действиях относительно себя и других участников виртуальных отношений. Тем не менее на современном этапе мало исследований, посвящённых специфике развития и формирования прогностической компетентности у младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом в сфере виртуального пространства.
Вклад в разработку темы прогностической компетентности внесли Регуш Л.А, Сергиенко Е.А, Ломов Б.Ф, Сурков Е.Н, Фейгенберг И.М. На ряду с ними Менделевич В.Д, Ахметзянова А.И, Нигматуллина И.А, Твардовская А.А, Артемьева Т.В. вели исследования по выявлению особенностей прогностической компетентности у детей с дефицитарным типом дизонтогенеза.
Влияние виртуального пространства на жизнь людей в России рассматривалось А.Е. Войскунским, В.А Плешаковым, С.В. Бондаренко, Н.Н Носовым, А.А Жичкиной, Моисеенко А.И., В.А. Лоскутовой, Л.О Пережогиным, Белинской Е.П., Марцинковской Т.Д. На западе: C.Surratt, M.A.Shotton, R.Ladouceur, M.Mayrand, K.Young, R.Rodgers, S.Caplan, S.Stieger, C.Burger, X.Huang, M.Csikszentmihalyi, K.Murray, M.Griffiths, K.Yuan, F.Lin G. Dong и др.
В России влияние виртуальной среды среди лиц с ограниченными возможностями здоровья затрагивали в своих исследованиях Т.М. Попова, о детях с нарушением слуха Л.М Шипицына, Е.В Фадеева, Ю.В Цветкова, И.А Г еронимус.
Цель исследования — разработать проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве, в соответствии с выявленными особенностями их развития.
Объект исследования — прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным типом дионтогенеза в сфере виртуального пространства.
Предмет исследования — проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве.
Г ипотеза исследования.
1) Мы предполагаем, что дети без нарушений в развитии имеют более высокий уровень прогнозирования по сравнению с своими сверстниками с дефицитарным дизонтогенезом.
2) Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушением слуха и нарушением оппорно-двигательного аппарата наиболее низкая прогностическая способность по сравнению с своими нормально развивающимися сверстниками и другими группами дизонтогенеза.
Основные задачи исследования:
1) сделать теоретический обзор научных подходов понимания прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным типом дионтогенеза в сфере виртуального пространства;
2) сделать теоретический обзор, выявив основные направления формирования прогностической компетентности в виртуальном пространстве, в контексте киберсоциализации;
3) выявить специфику прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным типом дионтогенеза в сфере виртуального пространства;
4) разработать проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в сфере виртуального пространства.
Методологическая база исследования: идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий, Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (А.И. Ахметзянова, О.В. Демакина, В.М. Менделевич, Т.В. Скиданенко, А.Э.Узеленская, И.М. Фейгенберг).
Методы исследования. В исследовании использовались такие методы исследования как анализ литературы, метод опроса, результаты которого были обработаны методом контент-анализа, а также эмпирическая методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная коллективом кафедры клинической психологии и дефектологии Института психологии и образования Казанского федерального университета под руководством Ахметзяновой А.И. Для обработки результатов исследования этой методики был использован t - Критерий Стьюдента.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N° 89 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» ГБОУ "Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (тяжёлые нарушения речи), ГБОУ "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (нарушение зрения), ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» (нарушение слуха), ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (нарушение опорно-двигательного аппарата) г. Казани.
Практическая значимость. Исследование будет интересно работникам коррекционного образования. Результаты исследования можно учесть в психолого-педагогической работе с младшими школьниками в коррекционных школах в контексте формирования киберсоциализации.
Итоговой научно-практической конференции Института психологии и образования (Казань, 2018 г.), XIII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2019 г.), Итоговой научнопрактической конференции Института психологии и образования (Казань, 2019 г.).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 81 источник. Работа проиллюстрирована 7 рисунками, 17 таблицами и 6 приложениями. Общий объем работы составляет 96 страниц машинописного текста.
Вклад в разработку темы прогностической компетентности внесли Регуш Л.А, Сергиенко Е.А, Ломов Б.Ф, Сурков Е.Н, Фейгенберг И.М. На ряду с ними Менделевич В.Д, Ахметзянова А.И, Нигматуллина И.А, Твардовская А.А, Артемьева Т.В. вели исследования по выявлению особенностей прогностической компетентности у детей с дефицитарным типом дизонтогенеза.
Влияние виртуального пространства на жизнь людей в России рассматривалось А.Е. Войскунским, В.А Плешаковым, С.В. Бондаренко, Н.Н Носовым, А.А Жичкиной, Моисеенко А.И., В.А. Лоскутовой, Л.О Пережогиным, Белинской Е.П., Марцинковской Т.Д. На западе: C.Surratt, M.A.Shotton, R.Ladouceur, M.Mayrand, K.Young, R.Rodgers, S.Caplan, S.Stieger, C.Burger, X.Huang, M.Csikszentmihalyi, K.Murray, M.Griffiths, K.Yuan, F.Lin G. Dong и др.
В России влияние виртуальной среды среди лиц с ограниченными возможностями здоровья затрагивали в своих исследованиях Т.М. Попова, о детях с нарушением слуха Л.М Шипицына, Е.В Фадеева, Ю.В Цветкова, И.А Г еронимус.
Цель исследования — разработать проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве, в соответствии с выявленными особенностями их развития.
Объект исследования — прогностическая компетентность младших школьников с дефицитарным типом дионтогенеза в сфере виртуального пространства.
Предмет исследования — проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве.
Г ипотеза исследования.
1) Мы предполагаем, что дети без нарушений в развитии имеют более высокий уровень прогнозирования по сравнению с своими сверстниками с дефицитарным дизонтогенезом.
2) Мы предполагаем, что у младших школьников с нарушением слуха и нарушением оппорно-двигательного аппарата наиболее низкая прогностическая способность по сравнению с своими нормально развивающимися сверстниками и другими группами дизонтогенеза.
Основные задачи исследования:
1) сделать теоретический обзор научных подходов понимания прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным типом дионтогенеза в сфере виртуального пространства;
2) сделать теоретический обзор, выявив основные направления формирования прогностической компетентности в виртуальном пространстве, в контексте киберсоциализации;
3) выявить специфику прогностической компетентности младших школьников с дефицитарным типом дионтогенеза в сфере виртуального пространства;
4) разработать проект формирования прогностической компетентности младших школьников с дефицитарном типом дизонтогенеза в сфере виртуального пространства.
Методологическая база исследования: идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий, Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (А.И. Ахметзянова, О.В. Демакина, В.М. Менделевич, Т.В. Скиданенко, А.Э.Узеленская, И.М. Фейгенберг).
Методы исследования. В исследовании использовались такие методы исследования как анализ литературы, метод опроса, результаты которого были обработаны методом контент-анализа, а также эмпирическая методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная коллективом кафедры клинической психологии и дефектологии Института психологии и образования Казанского федерального университета под руководством Ахметзяновой А.И. Для обработки результатов исследования этой методики был использован t - Критерий Стьюдента.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа N° 89 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» ГБОУ "Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (тяжёлые нарушения речи), ГБОУ "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (нарушение зрения), ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» (нарушение слуха), ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (нарушение опорно-двигательного аппарата) г. Казани.
Практическая значимость. Исследование будет интересно работникам коррекционного образования. Результаты исследования можно учесть в психолого-педагогической работе с младшими школьниками в коррекционных школах в контексте формирования киберсоциализации.
Итоговой научно-практической конференции Института психологии и образования (Казань, 2018 г.), XIII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (Казань, 2019 г.), Итоговой научнопрактической конференции Института психологии и образования (Казань, 2019 г.).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 81 источник. Работа проиллюстрирована 7 рисунками, 17 таблицами и 6 приложениями. Общий объем работы составляет 96 страниц машинописного текста.
Полученные результаты подтвердили гипотезу, что младшие школьники с дефицитарным дизонтогенезом имеют низкую способность к прогнозированию, что препятствует полноценной социализации, обуславливая возможность возникновения девиаций. Также была подтверждена гипотеза, что наименее развита прогностическая способность в сфере виртуальных отношений у детей с нарушением слуха и опорнодвигательного аппарата. Младшие школьники с нарушением опорно - двигательного аппарата занимают наиболее активную и просоциальную позицию, но в остальном у них по всем трём функциям прогностической компетентности результаты значимо ниже остальных групп дефицитарного дизонтогенеза в сфере виртуального общения, что особенно проявляется в их неоптимистичной позиции и инфантильных стратегиях поведения. Полученные результаты обусловлены нарушением координации, серийной организацией движений.
Дети с нарушением слуха нарушением слуха наиболее близки к низким результатам детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по речекоммуникативной функции и когнитивной функции прогностической компетентности, также младшие школьники с нарушением слуха чрезмерно пассивны, что обуславливает наибольшее количество исследований по интернет-зависимому поведению именно у детей с нарушением слуха.
У младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи нет различий в способности к прогнозированию в сфере виртуального пространства по сравнению с их сверстниками с нормативным развитием, но они пассивны в разрешении ситуации и более рациональны, что сказывается на регулятивной функции и когнитивной функции прогностической компетентности.
У младших школьников с нарушениями зрения нет различий в способности к прогнозированию в сфере виртуального пространства по сравнению с их сверстниками с нормативным развитием, но они дают только инвариативный прогноз и не учитывают в прогнозе высказываний других участников.
Также были выявлены общие закономерности развития прогностической компетентности, а именно все младшие школьники показывали строят просоциальный прогноз и в большинстве своём строят инвариативные прогнозы с узким социальным контекстом прогнозирования и без высказываний других участников прогнозируемой ситуации.
В дальнейшем мы рассмотрели основные риски, неприятные ситуации, встречающиеся в интернете для детей с дефицитарным типом дизонтогенеза, и рамках проведенного исследования нами был разработан проект, раскрывающий стратегию формирования прогностической компетентности в контексте возрастно-психологического сопровождения младших школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве. Мы выделили основные направления развития прогностической способности в виртуальном пространстве, которые заключаются в выработке безопасных стратегий поведения, общении, реализации социально-перцептивных действий относительно себя и других в виртуальном пространстве, а также прогнозировании необходимой информации, скрытой за гипертекстовой ссылкой. В соответствии с этими направлениями мы составили комплекс, состоящий из прогностических, задач, упражнений и игр, которые помогут развить прогностическую компетентность в сфере виртуального пространства. И в связи с этими результатами проведённого научного исследования мы можем поставить следующей целью проведение формирующего эксперимента, который расширит или сузит направления работы по прогнозированию в виртуальном пространстве в младшем школьном возрасте в контексте киберсоциализации.
Дети с нарушением слуха нарушением слуха наиболее близки к низким результатам детей с нарушением опорно-двигательного аппарата по речекоммуникативной функции и когнитивной функции прогностической компетентности, также младшие школьники с нарушением слуха чрезмерно пассивны, что обуславливает наибольшее количество исследований по интернет-зависимому поведению именно у детей с нарушением слуха.
У младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи нет различий в способности к прогнозированию в сфере виртуального пространства по сравнению с их сверстниками с нормативным развитием, но они пассивны в разрешении ситуации и более рациональны, что сказывается на регулятивной функции и когнитивной функции прогностической компетентности.
У младших школьников с нарушениями зрения нет различий в способности к прогнозированию в сфере виртуального пространства по сравнению с их сверстниками с нормативным развитием, но они дают только инвариативный прогноз и не учитывают в прогнозе высказываний других участников.
Также были выявлены общие закономерности развития прогностической компетентности, а именно все младшие школьники показывали строят просоциальный прогноз и в большинстве своём строят инвариативные прогнозы с узким социальным контекстом прогнозирования и без высказываний других участников прогнозируемой ситуации.
В дальнейшем мы рассмотрели основные риски, неприятные ситуации, встречающиеся в интернете для детей с дефицитарным типом дизонтогенеза, и рамках проведенного исследования нами был разработан проект, раскрывающий стратегию формирования прогностической компетентности в контексте возрастно-психологического сопровождения младших школьников с дефицитарным типом дизонтогенеза в виртуальном пространстве. Мы выделили основные направления развития прогностической способности в виртуальном пространстве, которые заключаются в выработке безопасных стратегий поведения, общении, реализации социально-перцептивных действий относительно себя и других в виртуальном пространстве, а также прогнозировании необходимой информации, скрытой за гипертекстовой ссылкой. В соответствии с этими направлениями мы составили комплекс, состоящий из прогностических, задач, упражнений и игр, которые помогут развить прогностическую компетентность в сфере виртуального пространства. И в связи с этими результатами проведённого научного исследования мы можем поставить следующей целью проведение формирующего эксперимента, который расширит или сузит направления работы по прогнозированию в виртуальном пространстве в младшем школьном возрасте в контексте киберсоциализации.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



