ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИММИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Появление мусульманских общин в странах Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания) 9
§1.1. Предпосылки иммиграции мусульман во Францию 9
§1.2. Распространение ислама в Германии 13
§1.3 Исторический аспект появления мусульманских общин в Великобритании 18
Глава 2. Миграционные процессы и миграционная политика в ведущих странах Западной Европы 26
§2.1. Иммиграционные процессы и миграционная политика во Франции 28
§2.2. Особенности миграционной политики Германии 36
§2.3. Миграционная политика Великобритании 43
Глава 3. Современная религиозная ситуация в Западной Европе, обусловленная иммиграционными процессами 49
§3.1. Трансформация религиозной ситуации во Франции 49
§3.2. Изменение этноконфессионального состава Германии 51
§3.3. Религиозная ситуация в Великобритании 54
Заключение 58
Список литературы 62
Введение 3
Глава 1. Появление мусульманских общин в странах Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания) 9
§1.1. Предпосылки иммиграции мусульман во Францию 9
§1.2. Распространение ислама в Германии 13
§1.3 Исторический аспект появления мусульманских общин в Великобритании 18
Глава 2. Миграционные процессы и миграционная политика в ведущих странах Западной Европы 26
§2.1. Иммиграционные процессы и миграционная политика во Франции 28
§2.2. Особенности миграционной политики Германии 36
§2.3. Миграционная политика Великобритании 43
Глава 3. Современная религиозная ситуация в Западной Европе, обусловленная иммиграционными процессами 49
§3.1. Трансформация религиозной ситуации во Франции 49
§3.2. Изменение этноконфессионального состава Германии 51
§3.3. Религиозная ситуация в Великобритании 54
Заключение 58
Список литературы 62
Актуальность исследования. Существующие неразрешенные последствия миграционных процессов: противоречивость миграции, которая проявляется в пользе для экономики и демографии, с одной стороны, и в социокультурной угрозе, с другой; рост проблем, которые приводят к изменению религиозности, религиозной ситуации и росту конфликтов на этноконфессиональной почве; провал политики мультикультурализма и интеграционной политики, обуславливают необходимость изучения данной проблемы.
В настоящее время миграция стала неотъемлемой частью жизни людей, особенно жителей стран третьего мира. Как правило, мигранты переселяются в страны, где уровень качества жизни принципиально отличается от остальных. Самые популярные страны Европы, куда мигрируют иностранцы — это Франция, Германия и Великобритания. В этих странах наиболее благоприятные условия жизни.
Усилившаяся миграция заставляет людей разных культур и разных конфессий жить рядом и активно взаимодействовать. В связи с этим в Европе давно уже назрел вопрос о совместимости ислама с демократическими нормами и о принятии мусульманами европейских ценностей. До начала XX в. среди европейского населения практически не было мусульман. После окончания Второй мировой войны, а также распада колониальной системы ситуация изменилась: в этот период была образована первая крупная мусульманская община из-за большого потока рабочей силы из бывших колоний Африки, Азии, стран бассейна Карибского моря. Главной причиной этого явления стала острая необходимость Западной Европы в трудовых ресурсах для восстановления экономики. Несмотря на принимаемые политико-правовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. Для мигрантов вероисповедание коренного населения Европы не играет принципиальной роли, желание жить лучше стоит на первом месте. Сохраняя свою культурную и религиозную идентичности, мигранты- мусульмане встают в противовес европейской культуре, что порождает ряд проблем, одной из которых является трансформация религиозной ситуации в Западной Европе. В случае продолжения нарастающей миграции, по мнению ряда ведущих исследований, к 2050 г. численность мусульман, так же как и, соответственно, арабского и африканского этносов в совокупности, может превысить число коренных европейцев - приверженцев христианства, первой по численности на данный момент мировой религии.
В последние годы миграция несет за собой всё больше актуальных проблем. Проблема адаптации мигрантов, столкновение культур, языковые барьеры в общении мигрантов и коренного населения, рост преступности, организация отдельных районов мигрантами, проблема политики мультикультурализма, нелегальная миграция, смывание границ культурной идентичности, проблема религиозной идентичности и иные трудности, с которыми сталкиваются общества и государства.
Степень научной разработанности. В работе А. В. Черняк описаны понятия, роль, современные функции миграционной политики. Автор считает, что нынешняя миграционная политика направлена на то, что в последствии ставит под угрозу сохранение культурной идентичности, что настоящая миграционная политика несовершенна, необходимо найти новые пути решения нарастающих проблем, связанных с миграционными процессами. Исследования миграционной политики стран Западной Европы, Франции, Германии и Великобритании, рассмотрены у следующих авторов: И. Н. Харитонов , Л. Р. Садыкова . В работе И. Н. Харитоновой найдены общие методы миграционной политики выбранных нами стран, а также описана сущность политики мультикультурализма. В данной работе также приведены актуальные проблемы европейского общества и результаты социологических исследований на тему отношения к мигрантам среди коренного населения. Изучением вопроса адаптации и интеграции мигрантов- мусульман занимаются: Ф. Абдулрахма , М. Ю. Апанович . В их работе приведены основные модели миграционной политики стран Европейского Союза. Указаны черты и свойства процесса социокультурной адаптации мигрантов. Выделены типы социокультурной адаптации. Также в данной работе описывается, какую роль государство играет в процессе адаптации мигрантов.
-5
Среди зарубежных авторов были рассмотрены работы у Frank J. Buijs , Kristen Ghodsee4 , Christina Boswell5. В этих исследованиях указана миграционная политика стран Западной Европы, проблемы взаимоотношений мигрантов и принимающего населения, количество мигрантов, мигрантов-мусульман, коренных мусульман. Данная работа не располагает объемами для исследования трансформации религиозной ситуации во всей Европе или во всём мире, однако наше исследование может послужить полезным вкладом для создания большой однородной картины о положении мусульман в Европе в целом и об их влиянии на религиозную ситуацию данного региона.
Объектом нашего исследования является религиозная ситуация в странах Западной Европы.
Предметом — влияние социально-политических процессов на религиозную ситуацию в странах Западной Европы (Франция, Г ермания, Великобритания).
Цель исследования — выявить направления трансформации религиозной ситуации в Германии, Великобритании и во Франции под воздействием иммиграционных процессов из стран Африки и Азии.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть предпосылки появления мусульманских общин в ведущих странах Западной Европы (Франция, Г ермания, Великобритания).
2. Изучить миграционные процессы и миграционную политику во Франции, Г ермании и Великобритании.
3. Показать изменения религиозной ситуации в Европе, которые возникли в процессе глобализации миграционных процессов.
Теоретико-методологическая основа. В качестве методологической основы работы был использован неоинституциональный метод, в разработке американского ученого Д. Норта . Также мы использовали вспомогательные методы исследования: 1) принцип историзма в изучении предпосылок миграции мусульман в Европу; 2) метод сравнительного изучения статистических данных миграции людей в страны Западной Европы из Азии и Африки, в том числе проводился анализ по количеству мигрантов-мусульман; 3) контент-анализ позволил рассмотреть содержание исследовательских статей и других источников, связанные с темой нашей работы, благодаря которому мы осуществили сопоставление данных, и выяснили как изменилась религиозная ситуация в Западной Европе после начала масштабных миграционных процессов из развивающихся стран.
Научная новизна исследования. Мы проследили изменение религиозной ситуации во Франции, Германии, Великобритании, которые возникли под влиянием иммиграционных процессов. Исследовав исторические аспекты миграционных процессов в Западной Европе, мы выделили несколько этапов миграции мусульман в такие страны, как Франция, Германия и Великобритания.
Л
Показали, что мусульмане составляют немалую часть (около 5 %) от общего числа населения трех стран Западной Европы: Франции, Германии,
Великобритании, а также представляют собой быстрорастущую диаспору в данном регионе. Выяснили, что это положение обусловлено двумя факторами: иммиграцией и высоким уровнем рождаемости. Также в нашей работе показано, что религиозная ситуация в Европе изменилась, и на сегодняшний день иммиграция мусульман в Европу продолжается. Ислам является второй по численности религией в Европе.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Существуют особенности адаптации иммигрантов-мусульман в странах Западной Европы: мигранты переселяются, сохраняя свои культуру, ценности, традиции и язык, из-за чего внутри Франции, Германии, Великобритании возникают конфликты на этноконфессиональной основе.
2. Иммиграционные процессы из стран «третьего мира» в страны Западной Европы повлияли на изменение религиозной ситуации в данном регионе, в значительной степени это касается Франции, Германии и Великобритании. В этих странах самое большое количество мусульман по сравнению с другими странами Европы, рождаемость среди иммигрантов-мусульман выше, чем у коренных жителей, в этих странах происходит развитие исламской культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты нашего исследования могут быть использованы для создания религиозных карт как Европы в целом, так и ее отдельных частей, применяться при проведении лекционных курсов и семинарских занятий по религиоведению, политологии, при написании научно-исследовательских работ, учебных пособий по курсам, которые соответствуют тематике данной работы. Существует ряд научных работ о проблеме иммиграции и адаптации мусульман в Западной Европе, о религиозной ситуации западноевропейских стран, однако комплексно эти вопросы не рассматривались ранее, мы провели взаимосвязь между этими проблемами. По результатам исследования можно сформировать прогностические данные дальнейшего развития миграции в Западной Европе и увеличения количества мусульман.
Апробация научной работы. Основные положения работы были представлены в виде доклада на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ» (г. Казань, 2016 г.); «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ» (г. Казань, 2017 г.); XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 2018 г.); XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 2019 г.).
Публикации результатов работы. По материалам выпускной квалификационной работы было опубликовано 5 научных работ (одна статья и четыре тезиса докладов).
Структура работы состоит из введения, трёх глав, включающих в себя по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время миграция стала неотъемлемой частью жизни людей, особенно жителей стран третьего мира. Как правило, мигранты переселяются в страны, где уровень качества жизни принципиально отличается от остальных. Самые популярные страны Европы, куда мигрируют иностранцы — это Франция, Германия и Великобритания. В этих странах наиболее благоприятные условия жизни.
Усилившаяся миграция заставляет людей разных культур и разных конфессий жить рядом и активно взаимодействовать. В связи с этим в Европе давно уже назрел вопрос о совместимости ислама с демократическими нормами и о принятии мусульманами европейских ценностей. До начала XX в. среди европейского населения практически не было мусульман. После окончания Второй мировой войны, а также распада колониальной системы ситуация изменилась: в этот период была образована первая крупная мусульманская община из-за большого потока рабочей силы из бывших колоний Африки, Азии, стран бассейна Карибского моря. Главной причиной этого явления стала острая необходимость Западной Европы в трудовых ресурсах для восстановления экономики. Несмотря на принимаемые политико-правовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. Для мигрантов вероисповедание коренного населения Европы не играет принципиальной роли, желание жить лучше стоит на первом месте. Сохраняя свою культурную и религиозную идентичности, мигранты- мусульмане встают в противовес европейской культуре, что порождает ряд проблем, одной из которых является трансформация религиозной ситуации в Западной Европе. В случае продолжения нарастающей миграции, по мнению ряда ведущих исследований, к 2050 г. численность мусульман, так же как и, соответственно, арабского и африканского этносов в совокупности, может превысить число коренных европейцев - приверженцев христианства, первой по численности на данный момент мировой религии.
В последние годы миграция несет за собой всё больше актуальных проблем. Проблема адаптации мигрантов, столкновение культур, языковые барьеры в общении мигрантов и коренного населения, рост преступности, организация отдельных районов мигрантами, проблема политики мультикультурализма, нелегальная миграция, смывание границ культурной идентичности, проблема религиозной идентичности и иные трудности, с которыми сталкиваются общества и государства.
Степень научной разработанности. В работе А. В. Черняк описаны понятия, роль, современные функции миграционной политики. Автор считает, что нынешняя миграционная политика направлена на то, что в последствии ставит под угрозу сохранение культурной идентичности, что настоящая миграционная политика несовершенна, необходимо найти новые пути решения нарастающих проблем, связанных с миграционными процессами. Исследования миграционной политики стран Западной Европы, Франции, Германии и Великобритании, рассмотрены у следующих авторов: И. Н. Харитонов , Л. Р. Садыкова . В работе И. Н. Харитоновой найдены общие методы миграционной политики выбранных нами стран, а также описана сущность политики мультикультурализма. В данной работе также приведены актуальные проблемы европейского общества и результаты социологических исследований на тему отношения к мигрантам среди коренного населения. Изучением вопроса адаптации и интеграции мигрантов- мусульман занимаются: Ф. Абдулрахма , М. Ю. Апанович . В их работе приведены основные модели миграционной политики стран Европейского Союза. Указаны черты и свойства процесса социокультурной адаптации мигрантов. Выделены типы социокультурной адаптации. Также в данной работе описывается, какую роль государство играет в процессе адаптации мигрантов.
-5
Среди зарубежных авторов были рассмотрены работы у Frank J. Buijs , Kristen Ghodsee4 , Christina Boswell5. В этих исследованиях указана миграционная политика стран Западной Европы, проблемы взаимоотношений мигрантов и принимающего населения, количество мигрантов, мигрантов-мусульман, коренных мусульман. Данная работа не располагает объемами для исследования трансформации религиозной ситуации во всей Европе или во всём мире, однако наше исследование может послужить полезным вкладом для создания большой однородной картины о положении мусульман в Европе в целом и об их влиянии на религиозную ситуацию данного региона.
Объектом нашего исследования является религиозная ситуация в странах Западной Европы.
Предметом — влияние социально-политических процессов на религиозную ситуацию в странах Западной Европы (Франция, Г ермания, Великобритания).
Цель исследования — выявить направления трансформации религиозной ситуации в Германии, Великобритании и во Франции под воздействием иммиграционных процессов из стран Африки и Азии.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть предпосылки появления мусульманских общин в ведущих странах Западной Европы (Франция, Г ермания, Великобритания).
2. Изучить миграционные процессы и миграционную политику во Франции, Г ермании и Великобритании.
3. Показать изменения религиозной ситуации в Европе, которые возникли в процессе глобализации миграционных процессов.
Теоретико-методологическая основа. В качестве методологической основы работы был использован неоинституциональный метод, в разработке американского ученого Д. Норта . Также мы использовали вспомогательные методы исследования: 1) принцип историзма в изучении предпосылок миграции мусульман в Европу; 2) метод сравнительного изучения статистических данных миграции людей в страны Западной Европы из Азии и Африки, в том числе проводился анализ по количеству мигрантов-мусульман; 3) контент-анализ позволил рассмотреть содержание исследовательских статей и других источников, связанные с темой нашей работы, благодаря которому мы осуществили сопоставление данных, и выяснили как изменилась религиозная ситуация в Западной Европе после начала масштабных миграционных процессов из развивающихся стран.
Научная новизна исследования. Мы проследили изменение религиозной ситуации во Франции, Германии, Великобритании, которые возникли под влиянием иммиграционных процессов. Исследовав исторические аспекты миграционных процессов в Западной Европе, мы выделили несколько этапов миграции мусульман в такие страны, как Франция, Германия и Великобритания.
Л
Показали, что мусульмане составляют немалую часть (около 5 %) от общего числа населения трех стран Западной Европы: Франции, Германии,
Великобритании, а также представляют собой быстрорастущую диаспору в данном регионе. Выяснили, что это положение обусловлено двумя факторами: иммиграцией и высоким уровнем рождаемости. Также в нашей работе показано, что религиозная ситуация в Европе изменилась, и на сегодняшний день иммиграция мусульман в Европу продолжается. Ислам является второй по численности религией в Европе.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Существуют особенности адаптации иммигрантов-мусульман в странах Западной Европы: мигранты переселяются, сохраняя свои культуру, ценности, традиции и язык, из-за чего внутри Франции, Германии, Великобритании возникают конфликты на этноконфессиональной основе.
2. Иммиграционные процессы из стран «третьего мира» в страны Западной Европы повлияли на изменение религиозной ситуации в данном регионе, в значительной степени это касается Франции, Германии и Великобритании. В этих странах самое большое количество мусульман по сравнению с другими странами Европы, рождаемость среди иммигрантов-мусульман выше, чем у коренных жителей, в этих странах происходит развитие исламской культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты нашего исследования могут быть использованы для создания религиозных карт как Европы в целом, так и ее отдельных частей, применяться при проведении лекционных курсов и семинарских занятий по религиоведению, политологии, при написании научно-исследовательских работ, учебных пособий по курсам, которые соответствуют тематике данной работы. Существует ряд научных работ о проблеме иммиграции и адаптации мусульман в Западной Европе, о религиозной ситуации западноевропейских стран, однако комплексно эти вопросы не рассматривались ранее, мы провели взаимосвязь между этими проблемами. По результатам исследования можно сформировать прогностические данные дальнейшего развития миграции в Западной Европе и увеличения количества мусульман.
Апробация научной работы. Основные положения работы были представлены в виде доклада на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ» (г. Казань, 2016 г.); «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ» (г. Казань, 2017 г.); XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 2018 г.); XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 2019 г.).
Публикации результатов работы. По материалам выпускной квалификационной работы было опубликовано 5 научных работ (одна статья и четыре тезиса докладов).
Структура работы состоит из введения, трёх глав, включающих в себя по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Специфика современных политических процессов в значительной мере определяется миграционными потоками из зон вооруженных конфликтов и стран с неблагоприятной политической и социально-экономической ситуацией в более благополучные страны и регионы. Сама по себе миграция, достигшая за последние годы глобальных масштабов, является одним из наиболее значимых феноменов современной политической обстановки. Это проявляется в развитии так называемого европейского миграционного кризиса, обусловленного массовыми миграционными потоками в страны Европы из зон вооруженных конфликтов Ближнего и Среднего Востока, а также беднейших африканских и азиатских стран. Европейское сообщество изначально было ориентировано на оказание помощи мигрантам и беженцам, но в дальнейшем столкнулось с целым комплексом проблем социального, экономического и гуманитарного характера. Особую значимость обретают такие трудности, как игнорирование и девальвация мигрантами европейских ценностей, насаждение европейцам своего образа жизни, исламизация, обретающая радикальные формы, а также непосредственно эскалация напряженности и конфликтности. Все эти факторы определяют критичность ситуации в европейских странах, подрывают социальные, гуманитарные, экономические и политические основы.
По данным материалов исследовательского центра «Пью», мусульмане составляют около 6 % европейского населения на 2010 год, и в ближайшие десятилетия их число будет расти1. Вероятно, постепенный рост мусульманского населения будет сопровождаться более активным включением мусульман в социальную действительность, что не может не привести к трансформации самой этой действительности.
В рамках нашего исследования мы выделили два основных этапа мусульманской иммиграции в Западную Европу: послевоенный (с 1950-х до середины 1970-х годов) и современный (с середины 1970-х годов по настоящее время).
Первый этап массовой миграции мусульман в страны Западной Европы осуществлялся путём трудовой миграции иностранцев. Она продолжалась в 1950х 1970-х гг. Такая ситуация сложилась из-за крупномасштабного привлечения со стороны западных стран рабочей силы, которая в эти годы была так необходима. Здесь мы видим противоречивость миграционных потоков, поскольку есть положительный и отрицательный аспекты. Местные граждане не хотели работать на тяжелых работах, а мигранты с удовольствием занимали свободные вакансии. Однако для иностранцев новое место пребывание казалось настолько благоприятным, что они даже не задумывались о том, чтобы вернуться на родину. Их целью стало найти способ, как перевезти всю свою семью в страну пребывания.
Ко второму этапу массовой миграции мы относим процесс воссоединения семей, большое количество мигрантов, проникающих незаконно в страну, а также вынужденную миграцию. Под вынужденной иммиграцией иностранных граждан в страны Западной Европы мы понимаем масштабный, многогранный по географическим показателям и этническому составу миграционный поток. Переселение беженцев в страны Западной Европы обусловлено этнополитическими ситуациями в разных регионах мира, но самое большое количество поступило из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Также мы рассмотрели религиозную ситуацию в ведущих странах Западной Европы. Она значительно изменилась благодаря процессам глобализации, в том числе благодаря иммиграции иностранцев из развивающихся стран в страны Западной Европы. Самый первый толчок к изменению была трудовая миграция. В этот период появилось значительное количество групп национальных не европейских меньшинств. Так, например, в Германии появились турки, в Великобритании-индийцы и пакистанцы, а во Франции-арабы. Это сильно повлияло на развитие конфликтных отношений и недопонимания между
коренным населением и иммигрантами. Мигранты, с одной стороны, играли положительную роль для экономики этих стран, с другой стороны, появление иностранных рабочих породило такие проблемы западноевропейских стран, как повышение уровня безработицы и преступности. Предполагается, что миграция в страны Европы сохранится, так как рождаемость среди коренных европейцев до сих пор очень низка, и сохраняется потребность в рабочих низкой квалификации.
Очень актуальной проблемой для западноевропейских стран является нелегальная миграция, данный способ перемещения очень популярен, в связи с множеством ограничений на въезд. К сожалению, мы не можем точно говорить о количестве таких мигрантов, поскольку даже миграционные службы данных стран не могут точно узнать их число, следовательно, мы не можем так же знать точное число приверженцев ислама.
Мы установили тот факт, что Западная Европа имеет существенную этно- конфессиональную специфику в области миграционных процессов. Страны, из которых мигрируют в Европу, традиционно считают своей религией ислам. Так, во Францию и в Великобританию мигранты-мусульмане приезжают из бывших колоний. А Германия имеет канал семейной мусульманской миграции, который исторически существует благодаря трудовой миграции.
Политика мультикультурализма предполагает культурные, религиозные и традиционные различия между коренными жителями западноевропейских стран и иностранцами. В данном случае мигрантам комфортнее выражать те ценности, которые близки к их культуре, чем ценности той страны, в которую они мигрировали. Нам не даёт гарантии надежда на то, что во втором, третьем и последующих поколениях различия между большинством (европейцами) и меньшинством (мигрантами) уменьшатся. Существует вероятность, что потенциально мигранты могут только укрепить мусульманскую идентичность среди новых поколений.
В современной Западной Европе в период с 1990 гг. по 2010-е гг. сложился, на наш взгляд, своеобразный этно-конфессиональный состав населения, который
несколько противоречив. С одной стороны, данное положение может послужить примером мирного сосуществования представителей различных этносов, которые отличаются друг от друга культурой, традициями, языком, религиозными обрядами, манерами поведения, однако уважают право каждого человека на этническое самоопределение и самовыражение. С другой стороны, возникают такие проблемы, как повышенная преступность, нелегальная миграция, безработица, конфликты между коренными жителями и мигрантами, размытие культурной идентичности, межрелигиозные конфликты и т. д.
Благодаря вычислительным данным по миграции, мы выявили, что ислам на сегодняшний день является второй по численности религией в Европе. Подавляющее большинство мусульман - примерно три четверти от общего числа - живут в Западной Европе и являются преимущественно иммигрантами первого и второго поколения . Среди выбранных нами стран первое место по количеству мусульман занимает Франция, она содержит в себе от 5 до 7 млн. мигрантов- мусульман, а это 10% от общего числа населения страны. Второе место по количеству мигрантов-мусульман занимает Г ермания 4 млн. человек, на третьем месте стоит Великобритания — 1, 7 млн. мигрантов-мусульман .
Таким образом, мы видим, что иммиграция людей из стран третьего мира в страны Западной Европы, где уровень жизни благоприятнее, чем в странах исхода, сильно повлияла на изменение как этнического состава, так и религиозной ситуации в данном регионе. Этот процесс невозможно полностью остановить, однако миграционная политика Франции, Германии и Великобритании занимается введением ограничительных поправок в отношении иммиграционных процессов, чтобы снизить риск возникновения в дальнейшем ещё более тяжелых последствий миграции.
По данным материалов исследовательского центра «Пью», мусульмане составляют около 6 % европейского населения на 2010 год, и в ближайшие десятилетия их число будет расти1. Вероятно, постепенный рост мусульманского населения будет сопровождаться более активным включением мусульман в социальную действительность, что не может не привести к трансформации самой этой действительности.
В рамках нашего исследования мы выделили два основных этапа мусульманской иммиграции в Западную Европу: послевоенный (с 1950-х до середины 1970-х годов) и современный (с середины 1970-х годов по настоящее время).
Первый этап массовой миграции мусульман в страны Западной Европы осуществлялся путём трудовой миграции иностранцев. Она продолжалась в 1950х 1970-х гг. Такая ситуация сложилась из-за крупномасштабного привлечения со стороны западных стран рабочей силы, которая в эти годы была так необходима. Здесь мы видим противоречивость миграционных потоков, поскольку есть положительный и отрицательный аспекты. Местные граждане не хотели работать на тяжелых работах, а мигранты с удовольствием занимали свободные вакансии. Однако для иностранцев новое место пребывание казалось настолько благоприятным, что они даже не задумывались о том, чтобы вернуться на родину. Их целью стало найти способ, как перевезти всю свою семью в страну пребывания.
Ко второму этапу массовой миграции мы относим процесс воссоединения семей, большое количество мигрантов, проникающих незаконно в страну, а также вынужденную миграцию. Под вынужденной иммиграцией иностранных граждан в страны Западной Европы мы понимаем масштабный, многогранный по географическим показателям и этническому составу миграционный поток. Переселение беженцев в страны Западной Европы обусловлено этнополитическими ситуациями в разных регионах мира, но самое большое количество поступило из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Также мы рассмотрели религиозную ситуацию в ведущих странах Западной Европы. Она значительно изменилась благодаря процессам глобализации, в том числе благодаря иммиграции иностранцев из развивающихся стран в страны Западной Европы. Самый первый толчок к изменению была трудовая миграция. В этот период появилось значительное количество групп национальных не европейских меньшинств. Так, например, в Германии появились турки, в Великобритании-индийцы и пакистанцы, а во Франции-арабы. Это сильно повлияло на развитие конфликтных отношений и недопонимания между
коренным населением и иммигрантами. Мигранты, с одной стороны, играли положительную роль для экономики этих стран, с другой стороны, появление иностранных рабочих породило такие проблемы западноевропейских стран, как повышение уровня безработицы и преступности. Предполагается, что миграция в страны Европы сохранится, так как рождаемость среди коренных европейцев до сих пор очень низка, и сохраняется потребность в рабочих низкой квалификации.
Очень актуальной проблемой для западноевропейских стран является нелегальная миграция, данный способ перемещения очень популярен, в связи с множеством ограничений на въезд. К сожалению, мы не можем точно говорить о количестве таких мигрантов, поскольку даже миграционные службы данных стран не могут точно узнать их число, следовательно, мы не можем так же знать точное число приверженцев ислама.
Мы установили тот факт, что Западная Европа имеет существенную этно- конфессиональную специфику в области миграционных процессов. Страны, из которых мигрируют в Европу, традиционно считают своей религией ислам. Так, во Францию и в Великобританию мигранты-мусульмане приезжают из бывших колоний. А Германия имеет канал семейной мусульманской миграции, который исторически существует благодаря трудовой миграции.
Политика мультикультурализма предполагает культурные, религиозные и традиционные различия между коренными жителями западноевропейских стран и иностранцами. В данном случае мигрантам комфортнее выражать те ценности, которые близки к их культуре, чем ценности той страны, в которую они мигрировали. Нам не даёт гарантии надежда на то, что во втором, третьем и последующих поколениях различия между большинством (европейцами) и меньшинством (мигрантами) уменьшатся. Существует вероятность, что потенциально мигранты могут только укрепить мусульманскую идентичность среди новых поколений.
В современной Западной Европе в период с 1990 гг. по 2010-е гг. сложился, на наш взгляд, своеобразный этно-конфессиональный состав населения, который
несколько противоречив. С одной стороны, данное положение может послужить примером мирного сосуществования представителей различных этносов, которые отличаются друг от друга культурой, традициями, языком, религиозными обрядами, манерами поведения, однако уважают право каждого человека на этническое самоопределение и самовыражение. С другой стороны, возникают такие проблемы, как повышенная преступность, нелегальная миграция, безработица, конфликты между коренными жителями и мигрантами, размытие культурной идентичности, межрелигиозные конфликты и т. д.
Благодаря вычислительным данным по миграции, мы выявили, что ислам на сегодняшний день является второй по численности религией в Европе. Подавляющее большинство мусульман - примерно три четверти от общего числа - живут в Западной Европе и являются преимущественно иммигрантами первого и второго поколения . Среди выбранных нами стран первое место по количеству мусульман занимает Франция, она содержит в себе от 5 до 7 млн. мигрантов- мусульман, а это 10% от общего числа населения страны. Второе место по количеству мигрантов-мусульман занимает Г ермания 4 млн. человек, на третьем месте стоит Великобритания — 1, 7 млн. мигрантов-мусульман .
Таким образом, мы видим, что иммиграция людей из стран третьего мира в страны Западной Европы, где уровень жизни благоприятнее, чем в странах исхода, сильно повлияла на изменение как этнического состава, так и религиозной ситуации в данном регионе. Этот процесс невозможно полностью остановить, однако миграционная политика Франции, Германии и Великобритании занимается введением ограничительных поправок в отношении иммиграционных процессов, чтобы снизить риск возникновения в дальнейшем ещё более тяжелых последствий миграции.
Подобные работы
- Западноевропейская политика управления культурным многообразием и возможности ее применения в российских условиях (Документоведение и всеобщая история, Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2019 - Специфика влияния иммиграции на политические процессы в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки
Авторефераты (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2004 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Миграционная политика европейских государств: история и современность
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Иммиграционная политика России, Франции и Канады. Сравнительный анализ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН ЮГОСЛАВИИ И ТУРЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Миграционная политика европейских государств: история и современность
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА (08.00.14)
Диссертации (РГБ), макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Россия на международном рынке труда
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



