Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОСОЗНАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №28647

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы159
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Проблема религиозного самосознания в опыте философской рефлексии
1.2. Типология нетрадиционных религиозных сообществ
1.3. Ценности и символы нетрадиционных религиозных сообществ
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Влияние современной социокультурной ситуации на формирование самосознания нетрадиционных религиозных сообществ
2.2. Особенности самосознания нетрадиционных религиозных сообществ
2.3. Проблема религиозной толерантности в современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Современный этап развития России характеризуется глубинными трансформациями в духовной сфере общества. Сложилась новая социокультурная ситуация, обусловленная подъемом национального самосознания, ростом этнических конфликтов, сопровождаемых усилением сепаратистских настроений, волной террористических актов, которым нередко придается религиозная окраска, обусловленная полиэтничностью и поликонфессиональностью нашего государства. Наряду с влиянием православия и ислама (для отдельных этнических групп - буддизма и иудаизма), являющихся традиционными религиями, усилилось влияние различных религиозных движений на социокультурную ситуацию. В этом контексте актуальным представляется изучение проблемы «нетрадиционных религиозных сообществ», специфически влияющих на духовную атмосферу в обществе.
Некоторые нетрадиционные религиозные сообщества ориентируются на полное повиновение и подчинение своих приверженцев, подавляют всякое критическое мышление, что влияет на самосознание, духовное самоопределение, самореализацию, формирование
смысложизненных ценностей, поэтому в обществе, как правило, существует негативное отношение к таким религиозным объединениям. Следовательно, возникает необходимость глубокого анализа и оценки этого явления, определения его места и перспективы в духовной жизни общества, поиска наиболее конструктивных путей формирования государственной политики во взаимоотношениях с нетрадиционными религиозными сообществами. Все это не может быть решено без систематических исследований российской социокультурной действительности, учитывающих опыт мирового религиоведения.
проблема самосознания нетрадиционных религиозных сообществ остается малоисследованной, хотя религиозное самосознание регулирует практически всю жизнедеятельность верующего человека. Следовательно, разработка концептуальных положений по проблеме самосознания нетрадиционных религиозных сообществ с позиций философии культуры и религиоведения, выявление особенностей религиозного самосознания, ценностей и символов являются наиболее актуальными и крайне востребованными.
Степень разработанности проблемы. Проблема самосознания нетрадиционных религиозных сообществ современного российского общества является новой формой постановки вопроса, призванного найти свое решение в рамках данного исследования. Отдельные аспекты заявленной темы, как и методологические подходы, были исследованы в работах философского, философско-культурологического, философско- религиоведческого характера.
Философский анализ феномена самосознания был предпринят философами Нового времени: Р. Декартом, Г. Лейбницем, Т. Гоббсом, Дж. Локком и другими. Так, Дж. Локк сформулировал установку на самосознание как наблюдение внутреннего опыта. Г. Лейбниц трактовал самосознание как осознание собственных содержаний сознанием.
В дальнейшем углубленную разработку данная проблема получила в трудах И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, Ф. Шеллинга. Особенно следует отметить вклад Г. Гегеля, так как именно он первым в истории проследил логику развития сознания в соответствии с событиями мировой истории. В «Философии духа» Г. Гегель переинтерпретировал проблему самосознания
Проблематикой самосознания активно занимались и занимаются психологи. Следует выделить работы У. Джеймса, который попытался выстроить целостное видение проблемы самосознания, а его широкая перспектива видения этой проблемы в дальнейшем повлияла на развитие различных психологических теорий, описавших данный феномен. Проблемы самосознания рассматривались в трудах А. Адлера, С. Грофа, В.П. Зинченко, И.С. Кона, А. Маслоу, К.К. Платонова, О. Ранка, В.В. Столина, Д.М. Угриновича, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, К.Г. Юнга.
В отечественной философии изучением религиозного сознания и самосознания занимались Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, А.С. Хомяков.
В современной научной литературе различные аспекты самосознания рассматривались в работах А.Б. Багдасаровой, Н.П. Золотовой, О.Е. Иванова, В.И. Каширина, Е.В. Кораблевой, Н.А. Котовой,
Многочисленные труды исследователей, посвященные изучению, описанию и осмыслению феномена нетрадиционных религиозных сообществ в России в различные исторические периоды, составляют отдельный обширный раздел литературы по исследуемой теме. Изучение традиционной и нетрадиционной религиозности представлено в работах Е.Г. Балагушкина, А. Баркер, В.И. Гараджи, Н.С. Гордиенко, Л.И. Григорьевой, П.С. Гуревича, А. Дворкина, С.И. Иваненко, В.В. Коника, Р. Лункина, Д. Макдауэлла, К. Привалова, В.В. Сапроненко Д. Стюарта, Н.А. Трофимчука, В.Ц. Худавердян и др.
Проблемы реализации принципа свободы совести в капиталистических странах, связанные с деятельностью нетрадиционных религиозных сообществ, подробно рассматривались в трудах известных религиоведов: Е.Г. Балагушкина, А.Ю. Григоренко, И.Р. Григулевича, К.Б. Привалова, Л.Н. Митрохина и других.
В работах А.Л. Буряковского, В.С. Пудова, Б.З. Фаликова, С.Б. Филатова, опубликованных в последнее десятилетие XX века, эта проблема освещается с современных позиций - признания реального права на свободу совести для всех, в том числе и для представителей нетрадиционных религиозных сообществ.
До настоящего времени продолжают изучение проблем нетрадиционной религиозности и нетрадиционных религиозных сообществ известные специалисты в области религиоведения: Е.Г. Балагушкин, Н.С. Гордиенко, А.А. Красиков, Л.Н. Митрохин, Н.А. Трофимчук, С.Б. Филатов, которые отмечают специфику таких сообществ, появившихся и активно действующих на территории современной России.
Значительный вклад внесла Л.И. Григорьева, считающая, что, хотя исследование данного вопроса остается в зоне пристального внимания специалистов, до сегодняшнего дня не издано ни одного светского труда, который содержал бы цельное видение проблемы, очертил современные концептуальные философские подходы и оценки этого сложного явления. Наиболее значимыми вопросами, требующими глубокого философского осмысления, остаются вопросы определения качественной специфики рассматриваемого явления, критериев отнесения к определенной категории тех или иных религиозных сообществ, методологических подходов к вопросу о классификации, социальной детерминированности их появления и развития, тенденций эволюции.
По специфике разработки аксиологических проблем в методологическом обосновании современной гносеологической парадигмы следует выделить работы Р.Ф. Абдеева, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.С. Ахиезера, М.С. Кагана, Б.Г. Кузнецова, Т. Куна, М.К. Мамардашвили, Г. Хакена; в философии и логике - С.Ф. Анисимова, Н.А. Бердяева, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Н. Лосского, Л.А. Микешиной, Б. Рассела, С.Л. Франка, Э. Фромма; в социологии и культурологии - Г.П. Выжлецова, В.И. Гараджи, А.Г. Здравомыслова, О. Шпенглера; в общей и социальной психологии - И.С. Кона, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла, Э. Эриксона; в этике и эстетике - А. Белого, Б.П. Вышеславцева, Н. Гартмана, И.Л. Зеленковой, Н. Лосского, Л.Н. Столовича.
Религиозные ценности неразрывно связаны с религиозными символами. Большое место проблеме природы символа уделено в исследованиях крупнейших представителей психоаналитической школы З. Фрейда, К. Юнга. В семиологии Ч. Пирса «символическое» понимается как особое качество, отличающее символ от других средств выражения, изображения и обозначения. Символам посвящены труды А. Белого, Э. Кассирера, А. Лосева, Ю. Лотмана.
В связи с неоднозначным отношением общества к различным религиозным объединениям и их взаимоотношениями между собой актуальным становится вопрос о религиозной толерантности. Среди ученых, занимающихся проблемами толерантности, следует выделить работы А.Г. Асмолова, В.А. Гончаровой, О.Н. Гундарь, С.Ю. Ивановой, В.А. Лекторского, Э.Т. Майборода, Н.П. Медведева, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалина.
Особенности современной религиозной ситуации поликонфессионального Северо-Кавказского региона рассматриваются в работах В.А. Авксентьева, Ю.Д. Анчабадзе, М.А. Аствацатуровой, Э.А. Баграмова, А.В. Баранова, Л.А. Башарова, В.И. Бушкова, Г.П. Герейханова, Н.В. Жданова, А.А. Игнатенко, И.А. Задворнова, Ю.М. Кобищанова, А.Ю. Коркмазова, А.В. Малашенко, А.А. Магомедова, А.А. Нуруллаева, В.И. Рагузина, В.А. Тишкова, Г.М. Шайдаевой.
Анализ философской, религиоведческой, психологической литературы показывает, что проблема особенностей самосознания нетрадиционных религиозных сообществ находит определенное отражение в современных исследованиях, но таких работ крайне мало. Можно выделить диссертационную работу Д.Г. Курачева, рассмотревшего этот феномен с психологических позиций, и социологическое исследование Н.Д. Васильевой и А.Н. Шишигиной.1С философской точки зрения эта проблема либо не рассматривалась, либо рассматривалась фрагментарно. Именно для преодоления этой фрагментарности и построения целостной картины предпринимается исследование особенностей самосознания нетрадиционных религиозных сообществ.
Теоретико-методологическая основа диссертации. Теоретической основой исследования послужили базовые понятия и концепции, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов и религиоведов. Важное теоретическое и методологическое значение для диссертационного исследования имел междисциплинарный синтез, позволяющий актуализировать философско-религиоведческий аспект проблемы самосознания. В диссертации использовались типологический и феноменологический методы исследования, принципы всесторонности и развития, преемственности, сравнения, историзма, структурно-функциональный анализ, для описания процесса формирования самосознания использовались элементы когнитивного моделирования.
Для аксиологического анализа применялся структурно-уровневый подход Л.В. Баевой. В основу выявления особенностей формирования самосознания нетрадиционных религиозных сообществ положены принципы, предложенные С.С. Хоружим.
Объектом исследования является современное религиозное самосознание.
Предметом исследования выступают содержание и тенденции изменения самосознания современных нетрадиционных религиозных сообществ в России.
Цель диссертационного исследования - выявить особенности самосознания нетрадиционных религиозных сообществ и пути достижения религиозной толерантности в современном российском обществе.
Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих задач:
- раскрыть соотношение понятий «самосознание», «религиозное сознание», «религиозное самосознание»;
- охарактеризовать и расширить типологию современных нетрадиционных религиозных сообществ;
- рассмотреть аксиологический аспект религиозного самосознания нетрадиционных сообществ и их символику;
- проследить динамику религиозного самосознания под воздействием трансформации современной социокультурной ситуации в России;
- исследовать особенности самосознания нетрадиционных религиозных сообществ;
- показать значение религиозной толерантности в консолидации общества и определить основные направления ее формирования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- выявлено соотношение понятий «религиозное сознание» и «религиозное самосознание» и уточнено содержание категории «религиозное самосознание» в современном религиоведении;
- охарактеризована и дополнена типология нетрадиционных религиозных сообществ, при этом в качестве основного критерия типологизации определяется главная доминанта в вероучении;
- рассмотрены ценности и символы нетрадиционных религиозных сообществ и показано, что нетрадиционные религиозные ценности идентичны традиционным по форме, но различны по содержанию;
- конкретизированы причины, влияющие на формирование религиозного самосознания, которые рассматриваются в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксеологическом аспектах;
- исследованы особенности самосознания нетрадиционных религиозных сообществ и предложена теоретическая схема, раскрывающая их самосознание, которая базируется на следующих основных принципах: процессуальность, динамика, антропоцентризм, энергийность;
- показано значение религиозной толерантности в консолидации общества, предотвращении религиозных, этнических конфликтов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Религиозное самосознание как структурообразующий элемент религиозного сознания представляет собой, во-первых, акт непосредственного обращения человека к самому себе, в процессе которого формируются индивидуальные оценки, согласие или несогласие с актуальной действительностью; во-вторых, совокупность представлений, идей, образов, установок, потребностей, через призму которых верующий человек воспринимает, осмысливает, оценивает собственное бытие и окружающий мир, определяя свое личностное отношение и к ним, и к Богу; в-третьих, отражение системы взаимоотношений «Бог - Я - Мир».
2. Нетрадиционное религиозное сообщество - это объединение людей, в основе вероучения которого лежат различные варианты классических религиозных систем, а также оригинальные источники, содержащие комплекс однотипных идей и установок. Их нетрадиционность проявляется как в специфике их веры, так и в отсутствии устоявшихся традиций в культуре конкретного общества. Синкретичность большинства нетрадиционных религиозных сообществ предполагает разнообразие типологий, которые практически всегда условны. Определяя в качестве основного критерия главную доминанту в вероучении, типологический ряд нетрадиционных религиозных сообществ дополнен мистической терапевтикой.
3. Нетрадиционные религиозные сообщества характеризуются ценностями, которым, равно как и традиционным религиозным ценностям, присущи: интенциональность (направленность), знаковость (цель-символ), понимание (цель-понятие), значимость, переживание. Однако смысловое наполнение этих ценностей различно, поскольку оно определяется специфичной религиозной символикой. Именно религиозные символы (или их отсутствие) идентифицируют любое религиозное сообщество, выделяют его среди иных религиозных объединений и определяют религиозное самосознание.
4. Массовое распространение нетрадиционных религий наблюдается в условиях кризиса в обществе, в традиционной церкви. Основными аспектами процесса формирования как самих нетрадиционных сообществ, так и их самосознания, выступают онтологический, гносеологический, аксиологический, пересекающиеся в праксеологическом аспекте. При этом возникает проблема мотивации деятельности последователей нетрадиционных религиозных сообществ, решение которой связано с устранением внутреннего неприятия современного общества, его системы ценностей и способов существования. В этих условиях появляется необходимость сформировать стремление в определенном смысле к универсальности, которая способствует снижению конфликтогенности в обществе, в традиционных религиях.
5. Специфика самосознания нетрадиционных религиозных сообществ проявляется в том, какой из традиционных принципов: процессуальность, динамика, антропоцентризм, энергийность, доминирует на данный момент (у современных российских нетрадиционных религиозных сообществ, как правило, практически отсутствует процессуальность, у некоторых из них антропоцентризм заменяется теоцентризмом). Особенность самосознания нетрадиционных религиозных сообществ состоит в том, что оно является отражением системы взаимоотношений «Бог - Я+Мы - Мир». Знание особенностей толерантности. Она предполагает который означает взаимный обмен информацией и двустороннюю дискуссию, при этом сохранение верности собственной религиозной вере и максимальную открытость по отношению к другим религиозным традициям.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблемам влияния религии на личность и современную культуру, а также в разработке теоретико-методологических основ религиоведения, философии культуры и философской антропологии.
Теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены, во-первых, для дальнейшего проведения исследований нетрадиционных религиозных сообществ, их возрастающего влияния на жизнь современного российского общества; во- вторых, для исследования ценностных оснований религиозного самосознания, обусловленных влиянием социокультурной ситуации и связанных с социальной трансформацией современного российского общества.
образования и воспитания в целях гармонизации и совершенствования культуры межрелигиозных отношений.
Научные и практические выводы диссертационного исследования применимы в учебном процессе в высших учебных заведениях, при разработке как базовых, так и элективных курсов по религиоведению, философии религии, философской антропологии.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.
Основные результаты диссертационного исследования изложены в тезисах и докладах на симпозиуме «Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами» (г. Воронеж, 2001); на научно¬практических конференциях «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2002, 2003, 2004); на Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Ставрополь, 2003); на Всероссийском научно-практическом семинаре «Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе» (г. Ставрополь, 2003), на конференции по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания «Глинские чтения: Воспитывать человека - значит определять судьбу нации» (г. Пятигорск, 2004).
С отдельными положениями диссертации автор выступал на заседаниях межкафедрального семинара аспирантов Ставропольского государственного университета.
Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях, общим объемом 1,9 печатных листа.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За последние пятнадцать лет в России произошли кардинальные изменения практически во всех сферах жизни, в том числе и в религиозной. Во-первых, значительные изменения претерпели взаимоотношения религии и государства. Во-вторых, изменилось соотношение между верующими людьми и неверующими. В-третьих, во много раз возросло количество конфессий и церковных организаций. В- четвертых, увеличивается количество неправославных верующих. Современная религиозная ситуация открывает многочисленные возможности, предлагая потенциальному адепту примкнуть к тому или иному религиозному объединению.
Нетрадиционные религии обозначаются целым спектром понятий - «секты», «тоталитарные секты», «деноминации», «конфессии», «культы», «нетрадиционные религиозные движения», «Нью-Эйдж» и т.д.
Разнообразие этой терминологии, с одной стороны, свидетельствует о богатстве исследуемых явлений, о различных подходах к их изучению. С другой стороны, наличие различного набора терминов, обозначающих нередко однотипные явления, порождает их неадекватное применение, вносит неоднозначность в научное мышление, поэтому автор диссертационного исследования придерживалась термина «нетрадиционные религиозные сообщества».
Разнообразие типологий, создающее определенные проблемы для научного исследования, представляет еще большие проблемы для религиоведения. Научный плюрализм, благоприятствующий в целом развитию теоретических исследований в этой области социогуманитарного знания, осложняется неоднозначностью и недостаточной учения. Следовательно, типология всегда будет условна, и классифицировать эти сообщества следует на основе того, что является основополагающей доминантой в учении, в вере. На основании этого их можно подразделить на 5 условных типов: неохристианство, неоориентализм, синтетические религии, мистическая терапевтика, сатанизм.
Принадлежность человека к определенному нетрадиционному сообществу предполагает специфичность его самосознания.
Для выявления этой специфичности были проанализированы сущность, основные характеристики и закономерности развития самосознания, религиозного сознания и религиозного самосознания.
Самосознание - это сторона, момент в пространственно-временном развитии, осознание личностью своего места и роли в действительности. Самосознание обнаруживает себя в стремлении мыслить мир в максимальной мере, мир как таковой, то есть между самосознанием и миром создается отношение постоянного тождества-различия. Только через отождествление с миром «Я» становится именно «Я», то есть равным самому себе, что и характеризует ситуацию самосознания. В то же время достижение тождества становится и моментом полагания истинного различия, несводимости «Я» к миру, присутствия в нем собственного содержания.
Религиозное сознание - одна из форм общественного сознания, в которой находит отражение религиозная жизнь общества; это совокупность теоретических и обыденных взглядов на природу религиозного, предполагающих осмысление специфики религиозных процессов.
взаимоотношений Человека и Бога; религиозное самосознание - отражение системы взаимоотношений Бога, Я и Мира.
Религиозное самосознание формируется на основе трех принципов: во-первых, это процессуальность и динамичность, проявляющиеся в накоплении религиозного опыта, передачи его из поколения в поколение, в восприятии, осознании субъектом вероучения, в формировании его отношения к миру, сообществу; во-вторых, антропоцентризм, то есть роль и место человека в религиозной картине мира, «отношение человека к Богу» (к божествам, к идеалу, к лидеру и т.д.); в-третьих, энергийность, то есть взаимоотношение и взаимовлияние реальностей мира и человека, проявление их активности в диалоге с божественным.
При исследовании особенностей самосознания нетрадиционных религиозных сообществ выявляется, что практически у всех полностью отсутствует процессуальность. Это характерно именно для российских сообществ, так как они появились сравнительно недавно и еще не успели укорениться в нашей культуре.
В одних нетрадиционных религиозных сообществах (особенно это характерно для неохристианства) антропоцентризм заменяется теоцентризмом, в других (например, в ваххабизме) наблюдается переплетение антропоцентризма и теоцентризма.
Самосознание нетрадиционных религиозных сообществ можно представить в виде теоретической схемы - «Бог - Я+Мы - Мир». Разность в понимании Бога и его способов общения с человеком приводит к функционированию различных религиозных систем, характеризующихся специфической религиозной практикой и самостоятельными религиозными объединениями.
эмоциональную сферу, приобщающий адептов к «сакральной тайне», дающий ощущение избранности и уникальности.
Возникновение и становление нетрадиционных религиозных сообществ, с одной стороны, - абсолютно естественное, нормальное явление, так как человек, становящийся приверженцем этих сообществ, свободен сам выбирать собственное мировоззрение. С другой стороны, некоторые из этих сообществ активно используют особую технику вовлечения, что не предполагает состояния осознанного выбора. Отсюда следует проблема - определить, где проходит граница между свободой и вседозволенностью, общественным порядком и автономией личности, плюрализмом и анархией, духовным насилием и правом на выражение собственного «Я».
В период системных кризисов обостряются все виды конфликтов, особенностью нынешнего этапа развития конфликтов является их переход в межэтническую сферу и усиление их религиозной направленности. Поэтому знание особенностей самосознания нетрадиционных религиозных сообществ может помочь в урегулировании таких конфликтов, а также в поиске наиболее конструктивных путей формирования государственной политики во взаимоотношениях с самими этими сообществами. Кроме того, нужны систематические целенаправленные исследования, способные подсказать меры и регламентации, в том числе и юридические, которые могут предотвратить социально-деструктивные последствия деятельности некоторых нетрадиционных религиозных сообществ. Следует отказаться (или попытаться) от использования религии в корпоративно-корыстных политических целях. Иными словами, именно деидеологизация и деполитизация отношения к религии будет способствовать восстановлению принципа подлинной свободы совести: апелляции к личности, признание внутренней свободы и нравственной вменяемости каждого человека.
Теоретические обобщения и практические выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены:
во-первых, для дальнейшего проведения исследований нетрадиционных религиозных сообществ, их возрастающего влияния на жизнь современного российского общества;
во-вторых, для исследования ценностных оснований религиозного самосознания, обусловленных влиянием социокультурной ситуации и связанных с социальной трансформацией современного российского общества;
в-третьих, при подготовке авторских курсов и программ по религиоведению, философии религии, философской антропологии.



1. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь: Кн. изд- во, 1973. - 166 с.
2. Авксентьев А.В. Коран, шариат и адаты. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1966. - 144 с.
3. Авксентьев В.А. Культура конфликта и формирование толерантных установок в российском обществе / Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России. Тезисы научно-практической конференции. - Ставрополь: СКГТУ, СЕУ, 2001. - С. 25-29.
4. Адлер А. О нервическом характере. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 388 с.
5. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: «Когито- Центр», 2002. - 220 с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 272 с.
7. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - Л.: Лениздат, 1974. - 171 с.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 255 с.
9. Анисимов С.Ф. Нравственный прогресс и религия. - М.: Мысль, 1965. - 183 с.
10. Апресян Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности // Философские науки. 1986. № 6. - С. 53-59.
11. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
12. Асмолов А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности. - 2001. № 1. - С. 2-4.
13. Баева Л.В. Ценностное основание индивидуального и общественного бытия: опыт экзистенциальной аксиологии / Перспективы философской мысли на Юге России. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. - С. 17-61.
14. Балагушкин А.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // ОНС. 1996. № 5. С. 90-100.
15. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть I. - М.: Ин-т философии РАН, 1999. - 103 с.
16. Балагушкин Е.Г. Современные религиозно-мистические культы и молодежь / Будущее религии: проблемы и перспективы. Часть I. - М.: «Знание», 1991. - С. 130-163.
17. Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. - М.: Политиздат, 1969. - 215 с.
18. Баха-Улла. - М., 1992. - 63 с.
19. Бахтин М. М. Этика словесного творчества. - СПб.: Летний Сад, 1999. - 286 с.
20. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
21. Берар П. Религия в современном мире. - М.: Политиздат, 1979. - 144 с.
22. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. - М.: Московский клуб, 1992. - 327 с.
23. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон, 1999. - 464 с.
24. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
25. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - Москва: Книга, 1991. - 446 с.
26. Бибихин В.В. Философия и религии // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 34-44.
27. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
28. Борисов О.С. Религиозное сознание как объект философского исследования. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - СПб, 2000. - 16 с.
29. Борунков Ю.Ф. Религиозное сознание (философский анализ). Дисс. . док. филос. наук. М., 1993. - 305 с.
30. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: «Мысль», 1971. - 176 с.
31. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. - С. 6-13.
32. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С. В. Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
33. Будущее религии: проблемы и перспективы. Часть 1. / Отв. ред. В.П. Рачков. - М.: «Знание», 1991. - 164 с.
34. Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.
35. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
36. Введение в общее религиоведение / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 576 с.
37. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
38. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.
39. Воронин Л.Е. Адвентизм и реформизм. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. - 111 с.
40. Воронцова Л.М. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. - 1995. - № 11. - С. 81-90.
41. Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 3-6. - С. 23.
42. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. - М.: Республика, 1994. - 368 с.
43. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65-68.
44. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Мысль, 1988. - 420 с.
45. Галкин А.А. Социальные устои общества под натиском перемен // Полития. 1999. № 4 (14). С. 133-160.
46. Гараджа В.И. Мораль и религия // Вопросы философии. 1996. № 2. - С. 17-24.
47. Гараджа В.И. Религия и политическая система // Россия и современный мир. 1995. № 2. С. 57-60.
48. Гаражда В. И. Религия и наука о религии // Обществознание в школе. - 1997. - № 4. - С . 2-8.
49. Гегель Г. Философия религии. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - 532 с.
50. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1971. - 630 с.
51. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. - М.: Мысль, 1961. - 135 с.
52. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 748 с.
53. Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1963. - Т. 1 - 158 с. Т. 2 - 236 с.
54. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. - СПб.: Лимбус Пресс, 2000. - 232 с.
55. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987. - 302 с.
56. Государство, религия, церковь в России и за рубежом / Отв. ред. Н.А. Трофимчук. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 149 с.
57. Грачев В.Д. Негативные характеристики мышления (социально-философский анализ). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 175 с.
58. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство (Социально-философский очерк). - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2002. - 399 с.
59. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интериоризация отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 103¬114.
60. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.
61. Гуревич П. С. Гуманизм и вера: (Дискуссионные вопросы
взаимоотношений современного религиозного сознания светской гуманистической традиции). - М.: Знание, 1990. - 64 с.
62. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003. - 336 с.
63. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М.: Политиздат, 1985. - 64 с.
64. Гуревич П.С. Социальная мифология. - М.: Мысль, 1983. - 175 с.
65. Гуркин В.Г. Эволюция религиозного сознания:
(общесоциологический аспект анализа) - Пенза: Пензенский политехн. ин-т, 1982. - 13 с.
66. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 56-70.
67. Декарт Р. Сочинения. - М.: Мысль, 1987. - 378 с.
68. Джеймс У. Личность / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 15-29.
69. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1910. - 431 с.
72. Дробницкий О. Г. Моральная философия: Избр. труды. - М.: Гардарики, 2002. - 523 с.
73. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Наука, 1977. - 333 с.
74. Душков Б.А. Психосоциология человекознания. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 341 с.
75. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество. - М.: Прогресс, 1994. Ч. 1. - С. 69-91.
76. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения //
Социологические исследования, 1991. № 2. - С. 15-24.
77.Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987. № 4. - С. 11-18.
78. Иваненко С.И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. - 271 с.
79. Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. - М.: Республика, 1994. - 428 с.
80. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющееся общество // Полис. - 1997. № 4. - С. 9-18.
81. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка / Психология
самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 650- 664.
82. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Люди на тающей льдине // Вопросы философии. 1999. № 1. - 27-39.
83. Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
84. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
85. Кант И. Лекции по этике. - М.: Республика, 2000. - 430 с.
86. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4,6. - М.: Чоро, 1994. - 630 с., 613 с.
87. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. - 832 с.
88. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. / Сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. - М.: «Ренессанс», 1992. - 325 с.
89. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарики, 1998. - 784 с.
90. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 132 с.
91. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М.: Мысль, 1989. - 285 с.
92. Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. - М.: Знание, 1988. - 64 с.
93. Киселев Г.С. Современный мир и новое религиозное сознание // Вопросы философии. 2000. № 6. С. 76-87.
94. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 470 с.
95. Ковалев А.М. Способ духовного производства в структуре общества: Идеи, размышления, гипотезы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 387 с.
96. Коган Л.Н. Зло: Философское эссе. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 110 с.
97. Костенко Н. В. Ценности и символы в массовой коммуникации. - Киев: Наукова Думка, 1993. - 130 с.
98. Крейг У. Самое начало (Происхождение Вселенной и существование Бога) / Авторизованный пер. с англ. А. Цветкова. - Чикаго, 1992. - 73 с.
99. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей России //
Социологические исследования, 1996. № 5. - С. 3-19.
100. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация современной России // Вестник РГНФ, 2002. № 1. - С. 48-59.
101. Легостаев Б.К., Дзабаев Э.А. Самосознание и сознание / Рационализм и культура на пороге 3-го тысячелетия: Материалы 3-го Российского Философского конгресса. В 3 т. Т. 1. - Ростов н/Д: Изд- во СКНЦ ВШ, 2002. - С. 332-333.
102. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1985. Т. 1. - 622 с.
103. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.
104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Мысль, 1991. - 420 с.
105. Лосский Н.О. Избранное. - М.: Изд-во «Правда», 1991. - 622 с.
106. Магомедов А.А. Полиэтничность и поликонфессиональность региона: вопросы оценки / Материалы 48-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С. 58-61.
107. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. - М.: «Протестант»,1994. - 224 с.
108. Мамардашвили М., Пятигорский А. Сознание и символ / Сб. «Эстетические исследования». Методы и критерии. - М.: ИФРАН, 1996. - С. 45068.
109. Мамардашвили М.К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Вопросы философии. 1989. № 7. - С . 112-118.
110. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. - С. 3-18.
111. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. - М.: Мысль, 1971. - 534 с.
112. Масонство. В 2-х т. - М., СПб.: «ИКПА», 1991.
113. Материалы международной конференции «Межрелигиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного
114. Медведев В.П. Самосозидание как атрибут человека и
личности. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - 71 с.
115. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный
феномен. - Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. - 200 с.
116. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения.
Эволюция религии в современном мире. // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 2. - С. 18-26.
117. Митрохин Л.М. О времени и о себе // Вопросы философии -1995. № 6. - С. 105-112.
118. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М.: Республика, 1993. - 414 с.
119. Михайлов В.Т. Общественное сознание и самосознание. - М.: Наука, 1990. - 222 с.
120. Мчедлов М.П. Политика и религия. - М.: Сов. Россия, 1987. - 251 с.
121. Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. - 1993. - № 5. - С. 52¬62.
122. Мюллер Ф. М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале-марте 1870 года. / Пер. с англ., предисловие и комментарии Е.С. Элбакян. Под общей редакцией А.Н. Красникова. - М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 264 с.
123. Немировская Л.З. Ницше: мораль по ту сторону добра и зла. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
124. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 201 с.
126. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. - М.: ТОО Транспорт, 1995. - 302 с.
127. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 848 с.
128. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. Т. 1 - 832 с. Т. 2 - 864 с.
129. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого. - Харьков: ФОЛИО, 1999. - 342 с.
130. Новикова О.С. Национальное самосознание как «форма превращенная» социальных отношений. - М.: «Прометей», 1998. - 192 с.
131. Огурцов А.П. Культура. Нравственность. Религия. (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 11. - С. 4-42.
132. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. 2-е изд. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. - 704 с.
133. Панасенко О.А. Тождество самосознания как принцип рефлексии // Гуманитарные науки на современном этапе: проблемы научного поиска. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1999. - С. 21-27.
134. Паскаль Б. Мысли о религии. - М.: АСТ, 2001. - 224 с.
135. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи / Пер. с англ. С. Концебовского. - М., 1990. - 94 с.
136. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Мысль, 1990. - 654 с.
137. Привалов К.Б. Секты: досье страха. - М.: Изд-во полит. л-ры, 1987. - 190 с.
138. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.
139. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1998. - 656 с.
140. Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1987. - 334 с.
141. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. Т. 1.: Философия и методология науки, эпистемология, философская онтология, логика, философия природы, философия сознания, философия техники, философия образования. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2002. - 432 с.
142. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 488 с.
143. Религия, свобода совести, государственно-церковные
отношения в России: Справочник / Отв. ред. и сост. Ю.П. Зуев. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 285 с.
144. Розанов В. В.: pro et contra. Кн. II. / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Фатеева. - СПб.: РХГИ, 1995. - 576 с.
145. Сальников В.П., Кальной И.И., Гуцериев Х.С., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов: Учебник для адъюнктов высших образовательных учреждений МВД России / Под ред. И.И. Кального. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 512 с.
146. Самородницкий П. Опровержение будущего (введение в теологию человека). - М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 2001. - 400 с.
147. Самосознание европейской культуры XX века / Сборник. - М.: Политиздат, 1991. - 365 с.
148. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 656 с.
149. Сапроненко В.В. Крещение Руси. Последствия и сущность // Ставрополье. 1998. № 1. С. 104-112.
150. Связь времен (Наука - Традиции культуры - Новое видение мира). Вып. 1. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 328 с.
151. Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. - 736 с.
152. Семеникин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софистов. - М.: Политиздат, 1986. - 175 с.
153. Символдрама. Сб. науч. тр. Е. К. Агеенковой, Т. Б. Василец, И.Е. Винова и др. / Под ред Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. - Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. - 416 с.
154. Скворцов Л.В. Культура самосознания как философская проблема // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). - М., 1990. № 1. - С. 9-35.
155. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. - М., «Политиздат», 1989. - 319 с.
156. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. - М.: Политиздат, 1983. - 264 с.
157. Соболева М. Е. Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера // Вопросы философии. - 2000. № 2. - С. 87-102.
158. Соловьев В.С. Избранные произведения. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 544 с.
159. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., «Политиздат», 1983. - 286 с.
160. Столин В.В. Самосознание личности. - М., Изд-во МГУ, 1983.- 286 с.
161. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.
162. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. - М.: Альфа-М, 2003. - Т. 3. - 808 с.
163. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Изд-во политической л-ры, 1990. - 622 с.
164. Толерантность как основа социальной безопасности / Под ред. Н.П. Медведева. - М.: Илексо; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 160 с.
165. Томпсон М. Философия религии / Пер. с англ. Ю. Бушуевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384 с.
166. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 557 с.
167. Угринович Д.М. Психология религии. - М.: Знание, 1986. - 352 с.
168. Фаликов Б.З. Трансформация индуизма в США //
Взаимодействие культур Востока и Запада. - М.: Политиздат, 1987. - С. 127-145.
169. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Т. 1. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - 518 с.
170. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965. - 414 с.
171. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. 1997. № 7. С. 54-67.
172. Филатов С.Б. религия в постсоветской России / Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. - М., СПб.: Летний сад, 2002. - С. 470-484.
173. Философия. Краткий тематический словарь. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 416 с.
174. Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под общей редакцией В.С. Библера. - М.: РОССПЭН, 1998.- 216 с.
175. Фихте И. Назначение человека. - СПб., 1913. - 315 с.
176. Флоренский П. Детям моим Воспоминания прошлых дней. - М.: Московский рабочий, 1992. - 560 с.
177. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Мысль, 1990. - 435 с.
178. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Мысль,1995. - 369 с.
179. Фурман Д.Е. Религия и политика в современном сознании // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 56-67.
180. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - 447 с.
181. Херрман Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: Сб./ Пер. с нем. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с.
182. Холл П. Мэнли. Энциклопедическое изложение масонской,
герметической, каббалистической и розенкрейцеровской
символической философии. - СПб.: Летний сад, 1994. - 792 с.
183. Хомяков А.С. Сочинения Богословские. - СПб.: Наука, 1995. - 480 с.
184. Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. - Волгоград: Прин Терра-Дизайн, 2004. - 208 с.
185. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 272 с.
186. Чельцов М. Христианское миросозерцание. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института 1997.
- 175 с.
187. Что такое Саентология? Всесторонний справочник по самой быстрорастущей религии в мире. - Тверь, 1997. - 1002 с.
188. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 576 с.
189. Шалин В.В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). - Краснодар: «Периодика Кубани», 2000. - 256 с.
190. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. - Л.: Наука, 1971. - 239 с.
191. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - М.: Прометей, 1993. - 512 с.
192. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. - М.: ООО
«Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001. - 591 с.
193. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филиппова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. - М.: «Гнозис», 1994. - 490 с.
194. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1967. Т. 1. - 638 с.
195. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентного идеализма. - М., 1936. - 290 с.
196. Шлопак В.Г. Церковь саентологии в Москве / Москва. Народы и религии. - М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997. - С. 201-214.
197. Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. - М.: Праксис, 2001. - 336 с.
198. Энгельгардт И.А. Ответ свободомыслящего // Россия и современный мир. - 1995. - № 2. - С. 75-78.
199. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Знание,1996. - 334 с.
200. Эриксон Э. Я, моя «самость» и мое «эго» / Психология
самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 501-512.
201. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: «Эль-Фа», 1999. - 304 с.
202. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994. - 136 с.
203. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. - 299 с.
204. Юнг К.Г. Идентификация с коллективной психикой / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - С. 536-548.
205. Юнг К.Г. Ответ Иову. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Канон+», 2001. - 384 с.
206. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисл. А.В. Брушлинского - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. - 336 с.
207. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1994. - 318 с.
208. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М.: Космополис, 1994. - 224 с.
209. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические
механизмы формирования идентичности личности / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом
«БАХРАХ-М», 2003. - С. 589-602.
210. Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. А.А. Михайлова. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ