Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ)

Работа №35344
Тип работыМагистерская диссертация
Предметфилософия
Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение
Глава 1. Постмодернизм как особый феномен европейской культуры конца ХХ в. начала XXI в 10
1.1 История становления и основные концептуальные положения
постмодернизма 10
1.2 Особенности теории и практики постмодернизма
в современной России 28
Глава 2. Религиозное сознание современного европейского
общества в контексте противоборства модернизма и постмодернизма 36
2.1 Основные черты романо-католического и протестантского
религиозного сознания в Европе и специфика их трансформации в современном мире 37
2.2 Славой Жижек как приверженец модернизма, критик постмодернизма
и создатель материалистической теологии 46
Глава 3. Философско-социологический анализ состояния
религиозного сознания в современной России 71
3.1 Трансформация религиозного сознания в современной
России в период постмодернизма 71
3.2. Опыт философско-социологического исследования
религиозного сознания студенческой молодежи г. Казани 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: обуславливается следующими обстоятельствами:
1. В условиях усиливающихся процессов глобализации и глокализации современного общества происходит «размывание» культурной идентичности отдельных этносов и целых народов (базируется на особом типе религиозного сознания), что особенно неблагоприятно для Российской Федерации, где проживает порядка 200 разных народностей;
2. Постмодернизм в России сегодня является не только важным направлением в философии, науке, литературе и искусстве, но и особой деструктивной силой в экономическом, политическом и религиозном аспекте, в культуре повседневной жизни;
3. Феномен российского постмодернизма (сущность, закономерности, тенденции развития) как явления отечественной культуры все еще не до конца изучены;
4. В современных условиях все более ускоряющегося социокультурного развития общества, зачастую наблюдается утрата традиционных (прежде всего религиозных) установок и ценностей, которые ранее обеспечивали успешное развитие человечества и выступали особыми аттракторами социальной устойчивости;
5. От характера степени изученности российского постмодернизма зависит осмысление трансформации российского общества и решение многих важных проблем (социальных, культурных, религиозных и др.).
Научно-практическая проблема:
В современных условиях идеология и философия постмодернизма занимает одно из центральных мест в общественном сознании общества. В связи с этим возникает необходимость во всесторонней оценка данного направления. Это необходимо для того, чтобы оказать противодействие негативным процессам в условиях доминирующих явлений глобализации и глокализации в мире, на основе которых происходит трансформация
культурной идентичности как отдельной личности, так и целых народов и общества в целом (в религиозном сознании людей, системе семейнобрачных отношений, взаимоотношений с государством). Поэтому научно-практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе проведенного теоретико-методологического и мировоззренческого анализа сущности постмодернизма и происходящих процессов предпринимать шаги по устранению возникающих проблем и оптимизации жизни российского социума.
Объект исследования: философия, идеология и практика постмодернизма как особого социокультурного феномена в Западной Европе и Российской Федерации.
Предмет исследования: трансформация религиозного сознания в современной России в контексте феномена постмодернизма.
Рабочая гипотеза: философия и идеология постмодернизма адекватна культуре, традициям и ценностям Западной Европы и имеет в этих странах умеренно позитивный характер. Но в странах восточной культуры (и особенно России) эта идеология в большей степени играет разрушительную роль по отношению к традиционным ценностям и поэтому обязательно должна исследоваться применительно к отдельным сферам жизни и корректироваться с учетом национальных интересов.
Цель работы: выявить специфику трансформации религиозного сознания современного российского общества в контексте феномена отечественного постмодернизма.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности протекания постмодернистских трендов в российском обществе;
2) выявить основные факторы, определяющие особенности постмодернистского сегмента российской культуры в конце ХХ - начале ХХ1в.;
3) сопоставить результаты философско-культурологического анализа феноменов «модернизма» и «постмодернизма» в западноевропейской и отечественной науке;
4) проанализировать имеющиеся эмпирические материалы о состоянии религиозного сознания в России в контексте влияния на них идеологии постмодернизма;
5) сравнить специфику состояния и динамики религиозного сознания в странах романо-католической, северо-протестантских и православной культуры.
Эмпирическая база исследования: - явления мировой и отечественной культуры постмодернизма, работы С. Жижека, материалы многочисленных социологических исследований религиозного сознания в России и данные собственного конкретно-социологического исследования 138 студентов 1 курса Казанского государственного института культуры (2018г.).
Теоретическая база исследования: все концепции т.н. «массовой культуры современного общества»: как те, которые считают данный феномен симптомом вырождения общества (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм), так и те, которые воспринимают массовую культуру фактором общественного здоровья и стабильности (Л. Уайт, Т. Парсонс); концепция социокультурной динамики П. Сорокина о том, что в основе общественных процессов находятся две устойчивые социокультурные системы - «чувственная» (где преобладают социальная динамика, утилитарные и гедонистические ценности) и «умозрительная» (статичность социума, рационализм, этика абсолютных ценностей); концепция самобытности и исключительности локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев); концепция А. Кребера, что каждой этнической культуре свойственна собственная доминантная система идеалов и ценностей (в частности для Российской Федерации в качестве такой доминанты до сих пор может выступать религиозная идентичность этносов).
Методология исследования: принципы и методы диалектического развития; системный подход, структурно-функциональный подход, синергетический подход; метод «интерпретации интерпретации» Клиффорда Гирца, который считает, что глубоко познать культуру можно не на основе объективных данных, а только на основе их субъективной интерпретации, так как только так возможно познание заложенных в ней глубоких символов и их смыслов; методы социологического исследования.
Степень научной разработанности проблемы: постмодернизм (фр. postmodernisme) - широкое социокультурное течение, возникшее в 80-х годах ХХ в. в Западной Европе, охватившее многие ключевые сферы общественной жизни - философию, науку, искусство, политику и т.д. В целом появление данного феномена связано с работой Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977г.), в которой он обозначил те ультрамодернистские эксперименты в культуре, которые придавали традиционным ценностям и символам принципиально иной смысл. Философско-эстетической основой постмодернизма выступают идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма и так называемой семиотики У. Эко и много других. Их смысл заключается в использовании неоклассических трактовок классических традиций, торжества идей пострационализма, постэмпиризма, нравственно-эстетической амбивалентности личности и создании новой культурной парадигмы ментальности, отрицающей любую замкнутость концептуальных положений (символами такой ментальности выступает «ризома», отказ от трансцендентального, признание «симулякра» как особого противовеса «художественному образу», деструкция и реконструкци текста, анализ желаний - Делез и Г ваттари, либидозных пульсаций (Ж. Лиотар), соблазна (Ж. Бодрийар) .и т.д.
Постмодернизм как философское направление на Западе получил теоретическое и практическое обоснование в трудах Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж. Лиотара, У. Эко, Х. Кюнга и др.
Среди отечественных исследователей постмодернизма можно отметить Н.Б. Меньковскую, В.Н. Дианову, И.П. Ильина, В.В. Халикова, А.К. Якимович, Л.П. Терещенко, и др. Анализ постмодернистских идей содержится в работах таких философов, искусствоведов, культурологов, литературоведов, как В.В. Бабихин, Л.С. Бычкова, Т.П. Калугина, М. Эпштейн, А. Меламид, П. Вайль, Д. Затонский и мн. др. В тоже время специальных работ, посвященных анализу трансформации религиозного сознания россиян в контексте теории и практики постмодернизма на сегодняшний день не имеется.
Деконструкция как основное философское понятие постмодернизма было предложенно М. Хайдеггером, введенно в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснованно Ж. Деррида. В более широком смысле деконструкция ассоциируется с критическим переосмыслением литературных, философских, исторических и других канонов (Л.К. Зыбайлов., В.А. Шапинский). В Европе деконструкция являлась реакциией на структурализм и легла в основу многих постструктуралистских подходов. В 1980-е годы деконструкция нашла применение в широком спектре гуманитарных и социальных наук, в юриспруденции, в антропологии, историографии, лингвистике, социолингвистике, психоанализе, феминистской теории и других исследованиях.
Положения, выносимые на защиту:
1) постмодернизм в России выступает самодостаточным сегментом общественной жизни, выступая переходным этапом между эпохой тоталитаризма и демократии в отечественной культуре;
2) отечественный постмодернизм стал олицетворением тотальной деконструкции всех существовавших мировоззренческих и эстетических традиций и норм;
3) изучение социокультурного опыта постмодерна в российском культурном пространстве открывает новые возможности для науки и практики общественной жизни;
4) влияние философии и идеологии постмодернизма на религиозное сознание россиян оказалось не таким сильным как в странах Западной Европы;
5) постмодернизм в своих идейных и художественных экспликациях выразил качественное смещение гетерогенных явлений, смыслов, норм, и ценностей в едином социокультурном пространстве.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) до сих пор проблема трансформации религиозного сознания в контексте идеологии и практики постмодернизма еще не становилась предметом философского анализа;
2) впервые раскрыта специфика постмодернизма как явления российской культуры;
3) впервые был проведен сравнительный анализ состояния и перспектив развития религиозного сознания в Западной Европе и России на основе данных социологических исследований;
4) впервые феномен постмодернизма был рассмотрен не как отдельное изолированное явление, а в контексте законов диалектической логики и метода триады;
5) впервые была установлена связь между феноменом постмодернизма и основными понятиями философии нового времени.
Научно-практическая значимость исследования:
Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного анализа проблем постмодернизма и религиозного сознания современного российского общества, а также применены при подготовке учебных курсов по теории и истории культуры, использованы в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля, разработке различных научно-практических программ оптимизации методов обучения студентов, а также в процессе проведения различных социологических исследований.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из 3-х глав и 6 параграфов, введения, заключения и приложения. Объем диссертации 90 страниц. Список использованной литературы - 59 наименований.
Основная цель нашего диссертационного исследования заключалась в том, чтобы обосновать разрушительную роль теории и практики современного постмодернизма для отечественной культуры, в том числе на примере трансформации религиозного сознания россиян. Мы полагаем, что поставленная цель была достигнута и все намеченные научные задачи были доказаны с помощью специально разработанной научно-исследовательской платформы, куда вошли как теоретическая модель исследования, так и специально подобранная методология изучения данного явления.
В ходе исследования мы опирались на многочисленные примеры из мировой и отечественной истории культуры и социологические факты, свидетельствующие об уровне и тенденциях развития европейского и российского религиозного сознания. Такой подход позволяет утверждать, что полученные нами выводы обладают высокой степенью достоверности и могут быть применены в научной, учебной и практической деятельности. К основным научно-теоретическим выводам исследования могут относиться следующие положения:
1) постмодернизм как феномен современной культуры представлен во всех странах Европы, но проявляется в них по-разному в зависимости от характера их культурно-исторического развития;
2) постмодернизм оказывает воздействие на все аспекты жизнедеятельности людей и даже в наиболее консервативной их части как, например, религиозная теория и практика;
3) в православной культуре России влияние постмодернизма в религиозном сознании крайне незначительно и определяется термином «авангардизм»; в католицизме влияние постмодернистской теории и практики проявляется в большей степени, чем в православном мире, и может быть охарактеризовано на уровне простого «модернизма»; в странах, имеющих влияние протестантизма, идеология постмодернизма проявляется в максимально возможном плане, что объясняется широкой автономией личности и ее прав в обществе, не зависимо от религиозных догм, нацеленного на материальные интересы, а не духовные и т.д.;
4) в России идеология постмодернизма в большей степени представлена в сфере «современного» искусства и в незначительной форме в религиозном сознании и практике;
5) трансформация религиозного сознания населения России практически не зависит от культурного влияния Запада и обусловлено собственной культурной идентичностью;
6) российская молодежь в незначительной мере интересуется идеологией и практикой постмодернизма (так, даже в творческом вузе не более четверти студентов с интересом относится к данной проблематике), а религиозное сознание этой части населения страны, скорее всего, ориентировано на собственные культурные традиции и ценности; Научно-практическая рекомендация:
противостояние разрушительной роли постмодернизма для культурных традиций российского общества должно базироваться как на примере критического анализа теории и практики этого явления, так и на осознании основных культурных традиций нашего народа.
1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 479 с.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 246с.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, - 224 с.
4. Бодрийяр Ж. Зеркало производства. The Mirror of Production. — St. Louis : Telos Press, 1975. - 388 с.
5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976). М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.
6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Simulacres et simulation : [ориг. изд. 1981] / пер. О.А. Печенкина (2008). — Тула: Тульский полиграфист, 2013
7. Вайнштейн О. Леопарды в храме // Вопросы литературы. - 1989. - № 12
8. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. / Отв. ред. Мчедлов М.П. - М., 2007. - 368 с.
9. Витгенштейн Людвиг Философские работы. Часть I. Пер. с нем./Составл., вступ. статья, примеч. С. Козловой. М.: Гнозис, 1994. - 612с.
10. Воропай Л. Славой Жижек: «Надо быть пессимистом в
ожидании чуда...» Художественный журнал №67/68 Новая позитивность: исход или неповиновение. Электронный ресурс: http://xz.gif.ru/numbers/67- 68/zizek-interview/
11. Гулыга А.В. Религия в нашей жизни. Позиция неверующего // Вестник русского христианского движения. Париж Нью-йорк - Москва, 1990. №1, С.143
12. Гулыга А.В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. - 1988. - № 12
13. Гулыга А.П. О постмодернизме. - Диалог. - М.: 1990. - №12. -
С.96.
14. Делёз Жиль - Логика смысла - Философские технологии. М.: Академический Проект, 2011 г. — 472 с.
15. Деррида Ж. Страсти // Socio-Logos’96. Альманах Российскофранцузского центра социологических исследований Российской АН. М.: Socio-Logos, 1996. - С. 274
16. Дженкинс Чарльз А. Язык архитектуры постмодернизма/пер.с англ. А.В. Рябушкин, М.В. Уварова./ под.ред. А.В. Рябушкина, В.Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 1985, с7.
17. Дэвид Уэст о Жижеке // jpg by Matthew Cox // перевод с англ. Д. Ю. Кралечкина // published 14/06/2016
18. Жижек С. - Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» https://www.litmir.me/br/?b=228090&p=1
19. Жижек С. К материалистической теологии// Ло-гос-2008. - 4(67). - С. 65
20. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / [пер. с англ.: Сергей Кастальский]. - М.: Европа, 2009. - 334с.
21. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
22. История русской церкви. Книга восьмая. Смолич И.К. История русской церкви (1700 1917), часть I. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996, с.372-375
23. Киселев Г.К. Стать человечеством (сознание постмодерна). М.: Гном и Д. 2004. - 176с. (стр.7)
24. Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2007, с.500
25. Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа / Перевод А. Черноглазова. - М.: Гнозис, 2006. - С. 227
26. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. 1 "Tumult", 1982
27. Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм / Пер. и примеч. И. Джохадзе // Логос. — 1999. — № 9. — С. 96—104.
28. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность / Перевод с
англ. И. Хестановой, Р. Хестанова М.: Русское
феноменологическое общество, 1996. — 282 с.
29. Синелина Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки.-2013-№1(52). Электронный ресурс http://www.stranaoz.rU/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii
30. Словарь-справочник. Е.С. Элбакян. - М.: Энциклопедия, 2014.
с.100
31. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров Изд.4. - М.: Советская энциклопедия. 1987, с. 1416
32. Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Пер. с французского А.М. Сухотина, под редакцией и с примечаниями Р.И. Шор. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
33. Терещенко Л.В. Постмодернизм в российской культуре (Специфика и особенности проявления): Дис. канд. культурологических наук: 24.00.01 : Краснодар, 2004 145 с. РГБ ОД, 61:04-24/74)
34. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: 1987
35. Уорнер М. Колдовская дорога// Искусство кино. 1998. №6
36. Федяев А.П. Современная наука и необходимость ее системной трансформации. - Казань: КазГИК, 2018, с.40-41, с. 82-83
37. Флоренский П. Природа.- Литературная Грузия, 1985. № 10
38. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. - М.: Паломник, 1992. -
256с.
39. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.— М.: Касталь, 1996.— 448с.
40. Фурман Д.Е., К. Каариайнен. Религиозность в России в 90-е годы ХХ - начале XXI в. http://dmitriyfurman.ru/wp- content/uploads/2012/04/Религиозность-в-России.pdf
41. Хайдеггер Мартин Лекции о метафизике / 2-е издание, дополненное. Пер. с нем. и коммент. С. Жигалкина. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 176 с.
42. Честертон Г.К. Вечный Человек. / Пер. с англ. Н.Л. Трауберг, комментарии Л.Б. Сумм. — М.: Политиздат, 1991. - 234с.
43. Deleuze Gilles, Guattari Felix. Anti-Edipus: Capitalism and Schizophrenia. New York: Viking Press, 1977
44. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1977
45. I. Hassan. Making sense: the trials of postmodern discourse.- "New literary history", vol. 18, # 2, 1987
46. Katsko A. Zizek and Theology. - Bloomsbury T&T Clark, 2008. - 182-p. - (Philosophy&Theology)
47. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: Rapport sur la savoir. Paris, 1979. Рус. перевод: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Перевод с франц. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
48. Marguard O. Abschied vom Prinzipiellen. Stuttgart, 1987
49. Pound М. Zizek: A (Very) Critical Introduction. - Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2008. - 184 p. - (Interventions)
50. Wieczorek M The Ridiculous, Sublime Art of Slavoj Zizek// Zizek S. The Art of Ridiculous Sublime: On Devid Lynchs Lost Highway. Seattle: The Walter Chapin Simpson center for the humanities, University of Washington,
2000. P. 9
51. Zizek S. Burning the Bridges // The Zizek Reader. Blackwell Publ., 1999. P. 8-10.
52. Zizek S. Only a Suffering God Can Save Us [Электронный ресурс]. URL:http://www.lacan.com/zizshadowplay.html (дата обращения 04.10.2018)
53. Zizek S. Only a Suffering God Can Save Us [Электронный pecypc].URL:http://www.lacan.com/zizshadowplay.html
54. Zizek S. Taking Sides: A Self—Interview // The Metastases of Enjoyment. Op. cit.P. 167-217.
55. Zizek S., Milbank J., Creston D. The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? - The MIT Press, 2009
56. Zizek S., Milbank J., Creston D. The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? - The MIT Press, 2009

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность исследования: обуславливается следующими обстоятельствами:
1. В условиях усиливающихся процессов глобализации и глокализации современного общества происходит «размывание» культурной идентичности отдельных этносов и целых народов (базируется на особом типе религиозного сознания), что особенно неблагоприятно для Российской Федерации, где проживает порядка 200 разных народностей;
2. Постмодернизм в России сегодня является не только важным направлением в философии, науке, литературе и искусстве, но и особой деструктивной силой в экономическом, политическом и религиозном аспекте, в культуре повседневной жизни;
3. Феномен российского постмодернизма (сущность, закономерности, тенденции развития) как явления отечественной культуры все еще не до конца изучены;
4. В современных условиях все более ускоряющегося социокультурного развития общества, зачастую наблюдается утрата традиционных (прежде всего религиозных) установок и ценностей, которые ранее обеспечивали успешное развитие человечества и выступали особыми аттракторами социальной устойчивости;
5. От характера степени изученности российского постмодернизма зависит осмысление трансформации российского общества и решение многих важных проблем (социальных, культурных, религиозных и др.).
Научно-практическая проблема:
В современных условиях идеология и философия постмодернизма занимает одно из центральных мест в общественном сознании общества. В связи с этим возникает необходимость во всесторонней оценка данного направления. Это необходимо для того, чтобы оказать противодействие негативным процессам в условиях доминирующих явлений глобализации и глокализации в мире, на основе которых происходит трансформация
культурной идентичности как отдельной личности, так и целых народов и общества в целом (в религиозном сознании людей, системе семейнобрачных отношений, взаимоотношений с государством). Поэтому научно-практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе проведенного теоретико-методологического и мировоззренческого анализа сущности постмодернизма и происходящих процессов предпринимать шаги по устранению возникающих проблем и оптимизации жизни российского социума.
Объект исследования: философия, идеология и практика постмодернизма как особого социокультурного феномена в Западной Европе и Российской Федерации.
Предмет исследования: трансформация религиозного сознания в современной России в контексте феномена постмодернизма.
Рабочая гипотеза: философия и идеология постмодернизма адекватна культуре, традициям и ценностям Западной Европы и имеет в этих странах умеренно позитивный характер. Но в странах восточной культуры (и особенно России) эта идеология в большей степени играет разрушительную роль по отношению к традиционным ценностям и поэтому обязательно должна исследоваться применительно к отдельным сферам жизни и корректироваться с учетом национальных интересов.
Цель работы: выявить специфику трансформации религиозного сознания современного российского общества в контексте феномена отечественного постмодернизма.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности протекания постмодернистских трендов в российском обществе;
2) выявить основные факторы, определяющие особенности постмодернистского сегмента российской культуры в конце ХХ - начале ХХ1в.;
3) сопоставить результаты философско-культурологического анализа феноменов «модернизма» и «постмодернизма» в западноевропейской и отечественной науке;
4) проанализировать имеющиеся эмпирические материалы о состоянии религиозного сознания в России в контексте влияния на них идеологии постмодернизма;
5) сравнить специфику состояния и динамики религиозного сознания в странах романо-католической, северо-протестантских и православной культуры.
Эмпирическая база исследования: - явления мировой и отечественной культуры постмодернизма, работы С. Жижека, материалы многочисленных социологических исследований религиозного сознания в России и данные собственного конкретно-социологического исследования 138 студентов 1 курса Казанского государственного института культуры (2018г.).
Теоретическая база исследования: все концепции т.н. «массовой культуры современного общества»: как те, которые считают данный феномен симптомом вырождения общества (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм), так и те, которые воспринимают массовую культуру фактором общественного здоровья и стабильности (Л. Уайт, Т. Парсонс); концепция социокультурной динамики П. Сорокина о том, что в основе общественных процессов находятся две устойчивые социокультурные системы - «чувственная» (где преобладают социальная динамика, утилитарные и гедонистические ценности) и «умозрительная» (статичность социума, рационализм, этика абсолютных ценностей); концепция самобытности и исключительности локальных культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Гумилев); концепция А. Кребера, что каждой этнической культуре свойственна собственная доминантная система идеалов и ценностей (в частности для Российской Федерации в качестве такой доминанты до сих пор может выступать религиозная идентичность этносов).
Методология исследования: принципы и методы диалектического развития; системный подход, структурно-функциональный подход, синергетический подход; метод «интерпретации интерпретации» Клиффорда Гирца, который считает, что глубоко познать культуру можно не на основе объективных данных, а только на основе их субъективной интерпретации, так как только так возможно познание заложенных в ней глубоких символов и их смыслов; методы социологического исследования.
Степень научной разработанности проблемы: постмодернизм (фр. postmodernisme) - широкое социокультурное течение, возникшее в 80-х годах ХХ в. в Западной Европе, охватившее многие ключевые сферы общественной жизни - философию, науку, искусство, политику и т.д. В целом появление данного феномена связано с работой Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977г.), в которой он обозначил те ультрамодернистские эксперименты в культуре, которые придавали традиционным ценностям и символам принципиально иной смысл. Философско-эстетической основой постмодернизма выступают идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма и так называемой семиотики У. Эко и много других. Их смысл заключается в использовании неоклассических трактовок классических традиций, торжества идей пострационализма, постэмпиризма, нравственно-эстетической амбивалентности личности и создании новой культурной парадигмы ментальности, отрицающей любую замкнутость концептуальных положений (символами такой ментальности выступает «ризома», отказ от трансцендентального, признание «симулякра» как особого противовеса «художественному образу», деструкция и реконструкци текста, анализ желаний - Делез и Г ваттари, либидозных пульсаций (Ж. Лиотар), соблазна (Ж. Бодрийар) .и т.д.
Постмодернизм как философское направление на Западе получил теоретическое и практическое обоснование в трудах Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж. Лиотара, У. Эко, Х. Кюнга и др.
Среди отечественных исследователей постмодернизма можно отметить Н.Б. Меньковскую, В.Н. Дианову, И.П. Ильина, В.В. Халикова, А.К. Якимович, Л.П. Терещенко, и др. Анализ постмодернистских идей содержится в работах таких философов, искусствоведов, культурологов, литературоведов, как В.В. Бабихин, Л.С. Бычкова, Т.П. Калугина, М. Эпштейн, А. Меламид, П. Вайль, Д. Затонский и мн. др. В тоже время специальных работ, посвященных анализу трансформации религиозного сознания россиян в контексте теории и практики постмодернизма на сегодняшний день не имеется.
Деконструкция как основное философское понятие постмодернизма было предложенно М. Хайдеггером, введенно в научный оборот Ж. Лаканом и теоретически обоснованно Ж. Деррида. В более широком смысле деконструкция ассоциируется с критическим переосмыслением литературных, философских, исторических и других канонов (Л.К. Зыбайлов., В.А. Шапинский). В Европе деконструкция являлась реакциией на структурализм и легла в основу многих постструктуралистских подходов. В 1980-е годы деконструкция нашла применение в широком спектре гуманитарных и социальных наук, в юриспруденции, в антропологии, историографии, лингвистике, социолингвистике, психоанализе, феминистской теории и других исследованиях.
Положения, выносимые на защиту:
1) постмодернизм в России выступает самодостаточным сегментом общественной жизни, выступая переходным этапом между эпохой тоталитаризма и демократии в отечественной культуре;
2) отечественный постмодернизм стал олицетворением тотальной деконструкции всех существовавших мировоззренческих и эстетических традиций и норм;
3) изучение социокультурного опыта постмодерна в российском культурном пространстве открывает новые возможности для науки и практики общественной жизни;
4) влияние философии и идеологии постмодернизма на религиозное сознание россиян оказалось не таким сильным как в странах Западной Европы;
5) постмодернизм в своих идейных и художественных экспликациях выразил качественное смещение гетерогенных явлений, смыслов, норм, и ценностей в едином социокультурном пространстве.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) до сих пор проблема трансформации религиозного сознания в контексте идеологии и практики постмодернизма еще не становилась предметом философского анализа;
2) впервые раскрыта специфика постмодернизма как явления российской культуры;
3) впервые был проведен сравнительный анализ состояния и перспектив развития религиозного сознания в Западной Европе и России на основе данных социологических исследований;
4) впервые феномен постмодернизма был рассмотрен не как отдельное изолированное явление, а в контексте законов диалектической логики и метода триады;
5) впервые была установлена связь между феноменом постмодернизма и основными понятиями философии нового времени.
Научно-практическая значимость исследования:
Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего научного анализа проблем постмодернизма и религиозного сознания современного российского общества, а также применены при подготовке учебных курсов по теории и истории культуры, использованы в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля, разработке различных научно-практических программ оптимизации методов обучения студентов, а также в процессе проведения различных социологических исследований.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из 3-х глав и 6 параграфов, введения, заключения и приложения. Объем диссертации 90 страниц. Список использованной литературы - 59 наименований.

Основная цель нашего диссертационного исследования заключалась в том, чтобы обосновать разрушительную роль теории и практики современного постмодернизма для отечественной культуры, в том числе на примере трансформации религиозного сознания россиян. Мы полагаем, что поставленная цель была достигнута и все намеченные научные задачи были доказаны с помощью специально разработанной научно-исследовательской платформы, куда вошли как теоретическая модель исследования, так и специально подобранная методология изучения данного явления.
В ходе исследования мы опирались на многочисленные примеры из мировой и отечественной истории культуры и социологические факты, свидетельствующие об уровне и тенденциях развития европейского и российского религиозного сознания. Такой подход позволяет утверждать, что полученные нами выводы обладают высокой степенью достоверности и могут быть применены в научной, учебной и практической деятельности. К основным научно-теоретическим выводам исследования могут относиться следующие положения:
1) постмодернизм как феномен современной культуры представлен во всех странах Европы, но проявляется в них по-разному в зависимости от характера их культурно-исторического развития;
2) постмодернизм оказывает воздействие на все аспекты жизнедеятельности людей и даже в наиболее консервативной их части как, например, религиозная теория и практика;
3) в православной культуре России влияние постмодернизма в религиозном сознании крайне незначительно и определяется термином «авангардизм»; в католицизме влияние постмодернистской теории и практики проявляется в большей степени, чем в православном мире, и может быть охарактеризовано на уровне простого «модернизма»; в странах, имеющих влияние протестантизма, идеология постмодернизма проявляется в максимально возможном плане, что объясняется широкой автономией личности и ее прав в обществе, не зависимо от религиозных догм, нацеленного на материальные интересы, а не духовные и т.д.;
4) в России идеология постмодернизма в большей степени представлена в сфере «современного» искусства и в незначительной форме в религиозном сознании и практике;
5) трансформация религиозного сознания населения России практически не зависит от культурного влияния Запада и обусловлено собственной культурной идентичностью;
6) российская молодежь в незначительной мере интересуется идеологией и практикой постмодернизма (так, даже в творческом вузе не более четверти студентов с интересом относится к данной проблематике), а религиозное сознание этой части населения страны, скорее всего, ориентировано на собственные культурные традиции и ценности; Научно-практическая рекомендация:
противостояние разрушительной роли постмодернизма для культурных традиций российского общества должно базироваться как на примере критического анализа теории и практики этого явления, так и на осознании основных культурных традиций нашего народа.



1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 479 с.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 246с.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, - 224 с.
4. Бодрийяр Ж. Зеркало производства. The Mirror of Production. — St. Louis : Telos Press, 1975. - 388 с.
5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976). М.: «Добросвет», 2000. - 387 с.
6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Simulacres et simulation : [ориг. изд. 1981] / пер. О.А. Печенкина (2008). — Тула: Тульский полиграфист, 2013
7. Вайнштейн О. Леопарды в храме // Вопросы литературы. - 1989. - № 12
8. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. / Отв. ред. Мчедлов М.П. - М., 2007. - 368 с.
9. Витгенштейн Людвиг Философские работы. Часть I. Пер. с нем./Составл., вступ. статья, примеч. С. Козловой. М.: Гнозис, 1994. - 612с.
10. Воропай Л. Славой Жижек: «Надо быть пессимистом в
ожидании чуда...» Художественный журнал №67/68 Новая позитивность: исход или неповиновение. Электронный ресурс: http://xz.gif.ru/numbers/67- 68/zizek-interview/
11. Гулыга А.В. Религия в нашей жизни. Позиция неверующего // Вестник русского христианского движения. Париж Нью-йорк - Москва, 1990. №1, С.143
12. Гулыга А.В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. - 1988. - № 12
13. Гулыга А.П. О постмодернизме. - Диалог. - М.: 1990. - №12. -
С.96.
14. Делёз Жиль - Логика смысла - Философские технологии. М.: Академический Проект, 2011 г. — 472 с.
15. Деррида Ж. Страсти // Socio-Logos’96. Альманах Российскофранцузского центра социологических исследований Российской АН. М.: Socio-Logos, 1996. - С. 274
16. Дженкинс Чарльз А. Язык архитектуры постмодернизма/пер.с англ. А.В. Рябушкин, М.В. Уварова./ под.ред. А.В. Рябушкина, В.Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 1985, с7.
17. Дэвид Уэст о Жижеке // jpg by Matthew Cox // перевод с англ. Д. Ю. Кралечкина // published 14/06/2016
18. Жижек С. - Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» https://www.litmir.me/br/?b=228090&p=1
19. Жижек С. К материалистической теологии// Ло-гос-2008. - 4(67). - С. 65
20. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / [пер. с англ.: Сергей Кастальский]. - М.: Европа, 2009. - 334с.
21. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
22. История русской церкви. Книга восьмая. Смолич И.К. История русской церкви (1700 1917), часть I. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996, с.372-375
23. Киселев Г.К. Стать человечеством (сознание постмодерна). М.: Гном и Д. 2004. - 176с. (стр.7)
24. Ключевский В.О. Русская история. - М.: Эксмо, 2007, с.500
25. Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа / Перевод А. Черноглазова. - М.: Гнозис, 2006. - С. 227
26. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. 1 "Tumult", 1982
27. Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм / Пер. и примеч. И. Джохадзе // Логос. — 1999. — № 9. — С. 96—104.
28. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность / Перевод с
англ. И. Хестановой, Р. Хестанова М.: Русское
феноменологическое общество, 1996. — 282 с.
29. Синелина Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки.-2013-№1(52). Электронный ресурс http://www.stranaoz.rU/2013/1/religioznost-v-sovremennoy-rossii
30. Словарь-справочник. Е.С. Элбакян. - М.: Энциклопедия, 2014.
с.100
31. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров Изд.4. - М.: Советская энциклопедия. 1987, с. 1416
32. Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Пер. с французского А.М. Сухотина, под редакцией и с примечаниями Р.И. Шор. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
33. Терещенко Л.В. Постмодернизм в российской культуре (Специфика и особенности проявления): Дис. канд. культурологических наук: 24.00.01 : Краснодар, 2004 145 с. РГБ ОД, 61:04-24/74)
34. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: 1987
35. Уорнер М. Колдовская дорога// Искусство кино. 1998. №6
36. Федяев А.П. Современная наука и необходимость ее системной трансформации. - Казань: КазГИК, 2018, с.40-41, с. 82-83
37. Флоренский П. Природа.- Литературная Грузия, 1985. № 10
38. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. - М.: Паломник, 1992. -
256с.
39. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.— М.: Касталь, 1996.— 448с.
40. Фурман Д.Е., К. Каариайнен. Религиозность в России в 90-е годы ХХ - начале XXI в. http://dmitriyfurman.ru/wp- content/uploads/2012/04/Религиозность-в-России.pdf
41. Хайдеггер Мартин Лекции о метафизике / 2-е издание, дополненное. Пер. с нем. и коммент. С. Жигалкина. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 176 с.
42. Честертон Г.К. Вечный Человек. / Пер. с англ. Н.Л. Трауберг, комментарии Л.Б. Сумм. — М.: Политиздат, 1991. - 234с.
43. Deleuze Gilles, Guattari Felix. Anti-Edipus: Capitalism and Schizophrenia. New York: Viking Press, 1977
44. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1977
45. I. Hassan. Making sense: the trials of postmodern discourse.- "New literary history", vol. 18, # 2, 1987
46. Katsko A. Zizek and Theology. - Bloomsbury T&T Clark, 2008. - 182-p. - (Philosophy&Theology)
47. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: Rapport sur la savoir. Paris, 1979. Рус. перевод: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Перевод с франц. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
48. Marguard O. Abschied vom Prinzipiellen. Stuttgart, 1987
49. Pound М. Zizek: A (Very) Critical Introduction. - Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2008. - 184 p. - (Interventions)
50. Wieczorek M The Ridiculous, Sublime Art of Slavoj Zizek// Zizek S. The Art of Ridiculous Sublime: On Devid Lynchs Lost Highway. Seattle: The Walter Chapin Simpson center for the humanities, University of Washington,
2000. P. 9
51. Zizek S. Burning the Bridges // The Zizek Reader. Blackwell Publ., 1999. P. 8-10.
52. Zizek S. Only a Suffering God Can Save Us [Электронный ресурс]. URL:http://www.lacan.com/zizshadowplay.html (дата обращения 04.10.2018)
53. Zizek S. Only a Suffering God Can Save Us [Электронный pecypc].URL:http://www.lacan.com/zizshadowplay.html
54. Zizek S. Taking Sides: A Self—Interview // The Metastases of Enjoyment. Op. cit.P. 167-217.
55. Zizek S., Milbank J., Creston D. The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? - The MIT Press, 2009
56. Zizek S., Milbank J., Creston D. The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? - The MIT Press, 2009


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.