Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Работа №120795

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИМЕРЫ ИХ РЕШЕНИЯ В
СРЕДНЕАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ БЫВШЕГО СССР 12
1.1. Опыт предупреждения религиозных конфликтов на примере
Республики Казахстан 13
1.2. Политико-религиозный конфликт в Таджикистане 17
1.3. Политико-религиозный конфликт в Узбекистане 21
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ПРИБАЛТИКЕ, УКРАИНЕ И
БЕЛАРУСИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 30
2.1. Религиозные конфликты в Украине 31
2.2. Опыт предупреждения религиозных конфликтов на примере
Республики Беларусь 35
2.3. Религиозные конфликты в прибалтийских республиках 39
2.3.1 Религиозная ситуация в Литве 39
2.3.2. Религиозная ситуация в Латвии 41
2.3.3. Религиозная ситуация в Эстонии 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. После распада СССР в странах СНГ образовался острый, духовно-социальный вакуум. Особо остро эта проблема проявилась в тех регионах, в которых до революции 1917 года существовала официальная религия, а именно христианство, так как оно гораздо жёстче подвергалось гонению, в сравнение с исламом и буддизмом. В это время стал расти интерес к новым религиям и культам. Некоторые культы, получившие распространение после распада СССР, содержат или содержали резкие, иногда открыто враждебные положения. Из-за этого проблема религиозных конфликтов приобретает свою актуальность.
Религиозный конфликт - сложное и неоднозначное явление, именно по этому при его изучении нельзя пользоваться инструментарием какой-либо одной науки, будь то политология, религиоведение или социология. Лишь комплексный анализ на пересечении данных наук будет наиболее продуктивным при изучении религиозных конфликтов и их специфики.
В выпускной квалификационной работе на основе анализа отечественного опыта предупреждения и урегулирования религиозных конфликтов, изучения современного состояния религиозной ситуации в Российской Федерации и странах СНГ исследуются проблемы влияния религиозного фактора на конфликтогенные процессы происходящие на территории бывшего СССР.
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована чрезвычайной сложностью и неоднозначностью этого явления, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутриконфессиональные и межконфессиональные отношения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что религия в общественной жизни никогда не выступала в так называемом «чистом виде». Особенно это относится к современности. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт, несмотря на заявления отдельных религиозных лидеров об аполитичности конфессий. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и наоборот - конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.
Актуальность темы обусловлена следующими тезисами:
1. неконтролируемость протекания конфликта;
2. вероятность перерастания в неконтролируемый геноцид или военные действия на религиозной почве;
3. долгосрочность протекания конфликта (что делает общество крайне уязвимым перед различными рода кризисами);
4. масштабность религиозных конфликтов, могут проявляться внутри конкретной страны, а могут и охватить целый регион;
5. отсутствие определенной методики в разрешении религиозных конфликтов, так как каждый конфликт не похож на предыдущий.
Стоит отметить, что религия имеет, как деструктивное, так и конструктивное свойство. Она может объединить большие группы людей, тем самым разрешив конфликт, а может и обратное, усиливать психологическое напряжение, дестабилизировать общественно.
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована чрезвычайной сложностью и неоднозначностью этого явления, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.
Объектом исследования является феномен религиозного конфликта.
Предметом исследования являются причины возникновения, формы проявления, методы предотвращения и предупреждения религиозного конфликта на территории бывшего СССР.
Целью работы является выявление причин и форм религиозного конфликта, анализа способов урегулирования религиозных конфликтов как социального явления.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины возникновения и развития конфликтов в религиозной сфере.
2. Определить особенности проявления и протекания религиозного конфликта в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
3. Обобщить опыт поиска путей предотвращения религиозных конфликтов, устранения причин конфликтогенных ситуаций на примере Казахстана и республики Беларусь; рассмотреть факт смешивания религии и политики в религиозно политический конфликт, как основной в Таджикистане, Узбекистане.
Методологическая и источниковая база исследования.
Цивилизационный подход в изучении государственно-конфессиональных отношений развился на стыке социологических и политологических исследований роли религии в обществе.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.
Разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Следует отметить, что применение цивилизационного подхода в государственной религиозной политике сопряжено с определенными рисками. Практика выявления наиболее значимых (с точки зрения цивилизационной теории) религий и вовлечение их в политику может иметь негативные последствия для общества.
К числу подобных факторов риска можно отнести нарушение межрелигиозного баланса, клерикализация политики, эрозия свободы совести, политизация и выхолащивание духовной силы тех самых «традиционных» конфессий. Поэтому применение теории цивилизаций к построению религиозной политики следует соотносить с принципами и нормами права в области свободы совести, а также с учетом интересов различных этнических и религиозных общностей.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. Использованный в качестве направления методологии научного познания системный подход позволили рассмотреть административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в средне азиатских странах пост советского пространства, как с позиции выявления закономерностей и взаимосвязей, присущих его структурным элементам, так и с позиции нацеленности административно-правовых норм и институтов на достижение фактических результатов. Ряд задач предполагается решить с помощью герменевтического анализа, который используется для исследования различных культурно-религиозных систем столкнувшихся в конкретно-исторических условиях. По мере развития темы исследования, акцент переносится на теоретическое осмысление и интерпретацию основных подходов к разрешению современных региональных этно-конфессиональных проблем. Так же в написании работы использовался Кросс-культурный анализ, который заключается в сравнении религиозных феноменов, бытующих в разных культурных условиях, что и позволило рассмотреть особенности развития конфликтных ситуаций в различных регионах бывшего СССР. Применение в данной работе сравнительно-исторического научного метода позволило выявить общее и особенности таких описываемых исторических явлений, а так же понять ступень развития одного и того же явления. Проблемно-хронологический метод в данной работе позволяет в полной мере проследить логическое развитие рассматриваемых проблем, а так же наиболее эффективно извлечь опыт их решения.
Источниковой базой исследования являются законы и подзаконные акты, конституции рассматриваемых государств постсоветского пространства, договора религиозных организаций с государственными органами. Официальные сайты религиозных организаций, а так же упоминание о конфликтах в СМИ. Публикации российских и зарубежных авторов, материалы дискуссий по различным аспектам, касающимся места религии в жизни общества, межконфессиональных и межнациональных отношений, возникающих при этом конфликтов и форм их разрешения и гармонизации.
Степень изученности: Важно отметить, что в рамках российской социологии религии и религиоведения большинство из направлений находятся в стадии формирования. Фактически отсутствует глубокая теоретико-методологическая база изучения конфликтности в религиозной сфере, также наблюдается недостаток эмпирических исследований данного феномена. Собственно религиоведческих работ, посвященных целенаправленному анализу религиозных конфликтов, практически нет.
Немногочисленные исследования по данной проблематике исследуют в основном локальные во времени и пространстве религиозные конфликты, что усиливает ощущение дефицита теоретических разработок в данной области.
Данная проблема прямо или косвенно была рассмотрена рядом отечественных исследователей.
А. Малашенко в своей работе «Ислам на постсоветском пространстве» говорит о политико-религиозном конфликте в Узбекистане так: «речь идет не просто об усилении «исламского фактора», имея ввиду новые, непривычные для советской страны формы проявления религиозной активности». Об исламе в тот период начинают говорить не только мусульманское духовенство и лидеры политических партий, но и различные вновь возникшие политические партии с позиции исламского обновления.
Но каковыми бы ни были убеждения и взгляды участников этих групп, всех их роднит одна общая черта - они живут и действуют в мусульманской среде. И поэтому обращение к исламу для этих людей является естественным.
А.А. Нурулаев (в своей работе «религия и политика» отмечает несколько факторов порождающий религиозно-политический экстремизм в нашей стране: Социально-экономический кризис, массовая безработица, глубокое расслоение общества на богатых и бедных, ослабление государственной власти и дискредитации её институтов, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть, а также нарушение прав религиозных меньшинств, допускаемые должностными лицами.
В своей работе Нурулаев описывает опыт Таджикистана по урегулированию религиозно политического конфликта, который предлагался в качестве прецедента во время чеченских воин: "Моджахеды интегрированы в силовые структуры страны, полевые командиры и духовные лидеры получили министерские портфели, сотни беженцев вернулись на родину. А исламская партия возрождения получила легальный статус и места в парламенте."
Доктор философских наук Назиров Давлятходжа в своей работе «Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления» одним из важнейших вопросов в контексте религиозного экстремизма, ставит вопрос слияния религиозного терроризма с исламом. Так как тенденции радикализации существуют в любой религии и идеологии, автор предлагает адекватную трактовку данного вопроса, т.е. рассмотрение вопроса соотношения религиозного экстремизма в различных религиях и идеологиях. Исследуя заявленную тему Д.Назиров рассматривает среднеазиатский регион как непосредственный пример зарождения идей чуждых мировой стабильности. В своей работе он так же рассматривает мировоззренческие обоснования экстремизма, его социокультурные и идеологические основы, так же Д. Назиров затрагивает тему факторов, порождающих терроризм и религиозный экстремизм в условиях глобализации.
Доктор философских наук Фаттоев Саймурод Самадович в своей работе «Социально-политические конфликты и их особенности в условиях трансформации общества (на материалах Республики Таджикистан)» рассматривает социально-политический конфликт зародивший в Таджикистане в период расцвета перестройки. Не малую роль в конфликте играл религиозный фактор, как с одной так и с другой стороны борющихся за власть группировок непосредственное участие принимали религиозные деятели. С.С. Фаттоев рассматривает духовный кризис общества одним из важнейших факторов обострения ситуации в Таджикистане, так же он рассматривает роль и место исламского фактора в межтаджикском конфликте. Проанализировав ход переговоров конфликтующих, С.С. Фаттоев выявил ряд основных правил, придерживаясь которых стороны смогли достичь компромисса:
- признание прав друг друга;
- выяснение, как противник воспринимает конфликт;
- демонстрация понимания точки зрения противника;
- формулирование предмета обсуждения;
- констатация общей точки зрения;
- выяснение вопроса: что разъединяет стороны - и, следовательно,
- понимание содержания конфликта;
- нахождение общего решения.
Так же данная тематика разрабатывалась такими авторами как: Б. Винер, А. Малашенко, Н.А. Митрохин, Е.Н. Цимбаева и тд.
Беря во внимание выше перечисленные работы, и вектор движения изучения религиозного конфликта на постсоветском пространстве становится ясно, что работ по изучению самого конфликта горазда больше чем работ изучающих причины его отсутствия. Изучение способов преодоления конфликтной ситуации очень важный аспект в борьбе с религиозным экстремизмом, но важнее, изучение способов предотвращения религиозного конфликта, как факта, по этому считаю важным, проведение исследований и написание работ по опыту республик успешно предотвращающих само появление религиозного конфликта.
Новизна работы: заключается в рассмотрении различных точек зрения по вопросу решения религиозных конфликтов пост советского пространства. В систематизации методов государственного инструментария, в вопросе улаживания и предотвращения религиозных конфликтов. А так же в выявлении методики урегулирования конфликтных ситуаций сотрудничеством религиозных организаций.
Апробация: Данная работа представлена на трёх региональных конференциях « Мой выбор - наука» , проходивших в 2017, 2018, 2019 - х гг., в алтайском государственном университете.
Практическая значимость: Практическое применение методов решения религиозных конфликт может быть полезно, как в быту, так и на государственном и межгосударственном уровне. Едва ли не самым действенным способом восстановления нарушенного равновесия во взаимоотношениях людей является, согласие относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими.
Так же, теоретическую базу и выводы данного исследования можно использовать в подготовке учебных курсов: «Методика предупреждения и предотвращения религиозных конфликтов» и «Правовая база борьбы с государственно-религиозным экстремизмом».
Структура работы: включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Влияние религии двойственно, как по отношению к личности, так и по отношению к обществу, что отражается в взаимосвязи ее социальных функций и дисфункций. В зависимости от уровня социальной реальности, функциональный модуль религии меняется на дисфукциональный: то, что позитивно с точки зрения одной личности или группы, деструктивно для другой, или общества в целом. Проблема религиозной конфликтности связана с разным в понимании сущности и форм реализации "религиозной" потребности разными субъектами социальной жизни.
Так как разные по своему содержанию модели религиозности имеют разный конфликтный потенциал, то уровень конфликтности каждой отдельно взятой конфессии определяется тем, какая именно модель преобладает в рядах ее приверженцев.
Характер и уровень конфликтности представителей различных конфессий целесообразно измерять по следующим критериям:
- конфликтогенность религиозного сознания;
- реальное конфликтирование на религиозной почве.
Конфликт, как и религиозный конфликт, с точки зрения конфликтологии характеризуются как состояние открытой, часто затяжной борьбы, либо состоянием дисгармонии.
Для среднеазиатских республик, общими тенденциями зарождения и распространения радикализма являются:
- Слабость центральной власти после распада СССР;
- Массив внутренних проблем, в числе которых бедность, безработица и т.д.;
- Геополитическое соседство с зонами не стабильности: Афганистан, Пакистан;
- Демографический взрыв, перенаселение;
- Социальную базу исламских радикальных организаций составляют, в основном безработная молодёжь в возрасте 18-30 лет (более 70%).
Неадекватному восприятию сущности религии способствует религиозная безграмотность населения. Предотвратить появление и распространение идеологии экстремизма возможно учитывая ряд факторов:
- Устранение основных причин социальной напряженности в регионе: бедности, безработицы, коррупции;
- Развитие регионального сотрудничество в области безопасности в рамках международных, региональных и субрегиональных организаций; принесёт намного больше пользы, чем борьба одной страны;
- Необходимо определить принципы государственной политики в отношении религии. -Необходимо совершенствовать религиозное образование и повысить роль духовных управлений центрально-азиатских государств.
Анализ религиозно-политической ситуации в западном регионе постсоветского пространства привёл к следующим выводам:
- Пробуждение национального религиозного сознания в прибалтийских республиках и Украине, рассматривать это явление стоит как естественный результат процесса возрождения исторических этносов;
- Социальную базу новых религиозных организаций и культов в рассматриваемом регионе составляет, в основном национальное большинство. Отдельно следует сказать о высоком процентном уровне арелигиозного населения;
- Православная церковь московского патриархата занимает вторые, по количеству верующих места, является достаточно автономной, не зависящей от государств;
- В процессе формирования законодательства прибалтийских республик и республики Беларусь деятельность религиозных организаций и объединений была проанализирована и описана с разных сторон, учитывая интересы всего населения.
Выделенные особенности путей появления религиозных конфликтов в различных регионах, а так же, способы решения конфликтов различной степени тяжести и их проявления, служит показательным примером для предупреждения появления конфликтогенных ситуаций. Разность менталитета и особенностей развития взятых регионов позволяет выявить универсальные методы, предотвращения появления и улаживания религиозных конфликтов.



1. [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/6-55902.html(Дата обращения 01.04.17).
2. [Электронный ресурс] URL: http://www.nevrozovnet.ru/osnova/5- pyat-strategij-povedeniya-v-konflikte-metodika-tomasa-kilmana.html(Дата обращения 13.03.17).
3. Религия в Таджикистане [Электронный ресурс] URL:
https: //ru.m. wikipedia. org/wiki/Религия_в_Таджикистане (Дата
обращения 13.03.17).
4. Klive V (1993). “The Latvian Struggle for Survival: A Religious Perspective”. Humanities and Social Sciences. Latvia (1): p. 51—52. Humanities and Social Sciences (Latvia) (1): - Р. 51-52.
5. Stradins J (1996). “Martin Luther and the Impact of the Reformation on the History of Latvia. - Dialogue between Christianity and Secularism in Latvia”. Annals of European Academy of Sciences and Arts. 15 (VI): 75.Annals of European Academy of Sciences and Arts 15 (VI): - 75 p.
6. Абашин С.Н. Потомки святых в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане // Транскаспийский проект. - М.: 2001. - с.62-83.
7. Азаров В., Марущенко В. Кавказ в составе России. // 8. Красная звезда. - 19 февраля 2001 года.
8. Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности/под ред. А.Д.Воскресенского, Н.П.Малетина. — М.: МГИМО, 2001. - 110 с.
9. Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI - XVII вв. - Л.: Наука, - С. 57-62.
10. Актуальные проблемы Центральноазиатского региона в условиях глобализации / Под ред. Элебаевой А.Б. - Бишкек, 2005. - 230 с.
11. Алма Султангалиева Эволюция
Казахстане. [Электронный ресурс] 1Ж1/ // http://www.ca- с.огд/]оита1/сас-05-1999/з1_06_зи11апда1.зН1т1 (Дата обращения 25.04.18).
12. Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе/Ш. Аляутдинов. - М.: Фонд «Мир образования», 2003. - 168 с.
13. Антонов Е.А. История философии: Курс лекций. - Белгород, 2000.
- С. 97-114.
14. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. «Конфликтология». - Москва, 2001 - 550 с.
15. Арестакес Симаворян, Ваграм Овян Религиозная толерантность в современном обществе [Электронный ресурс] НЕЕ: http://www.noravank.am/гus/issues/detai1.php? (Дата обращения 01.05.18).
16. Арне К. Зайферт. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в Евроазиатском регионе/З.К.Арне. — М.: 2002. - 62 с.
17. Ашимбаев М.С. Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии [Электронный ресурс] НЕЕ: // www.kisi.kz(Дата обращения 01.05.18).
18. Бабаджанов Б. Секуляризм и проблема межконфессионального отчуждения (опыт Центральной Азии)//Центральная Азия и Кавказ. 2008. - №2.
19. Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма? // Центральная Азия и Кавказ. 1999.
- № 4(5).
20. Бартольд В.В. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 гг./В.В.Бартольд. - М.: Наука, ГРВЛ, 1964. - 172 с.
21. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата/В .В .Бартольд. - М.: Восточная литература, 2002. - 785 с.
22. Василенко И.А. Политическая глобалистика. - М.: 2000. - С. 32 - 42.
23. Васильев Л.С. История религий Восток. - М.: Высш, шк. 1983. - 368 с.
24. Введение в политологию. - М.: 1998. - С. 98-159.
25. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 61¬65.
26. Винер Б. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности. // Диаспоры. 2004. - № 1.
27. Гараджа В.И. Религиоведение. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 350 с.
28. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: 1995. - 344 с.
29. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.- 544 с.
30. Данков А. Ферганская долина: проблемы обеспечения экономической стабильности/Центральная Азия и Кавказ. 2007. - №.2.
31. Дворкин А. Введение в сектоведение. Издательство Братства во имя св. А. Невского. - Ниж. Новгород: 1998. - 312 с.
32. Десять самых значительных религиозных конфликтов XX века. Мир и человек. [Электронный ресурс] URL: https://cont.ws/@user3885/595781(Дата обращения 26.12.2001).
33. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии//ПРООН 2005/Юфициальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/esa/hdr/Central Asia 2005.pdf (Дата обращения 15.05.18).
34. Духовное управление мусульман Украины// Официальный сайт духовного управления мусульман украины [Электронный ресурс] URL: https://umma.in.ua/ua(Дата обращения 20.04.19).
35. Закон Литовской республики о религии// Официальный сайт Литовской республики [Электронный ресурс] URL:
https://www.legislationline.org/ru/documents/id/20269 (Дата
обращения 04.04.19).
36. Закон о религиозных организациях Латвия// Официальный сайт
Латвийской республики [Электронный ресурс] URL: https://www.legislationline.org/ru/documents/id/20266 (Дата
обращения 04.04.19).
37. Закон о церквях и приходах// Официальный сайт Эстонской
республики[Электронный ресурс] URL:
https: //www.riigiteataja.ee/failid/Kirikute_j a_koguduste_seadus. pdf (Дата обращения 04.04.19).
38. Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях"// Официальный сайт республики Беларусь [Электронный ресурс] URL: http://forb.by/node/78(Дата обращения 04.04.19).
39. Закон Республики Таджикистан о политических партиях// Политические партии Республики Таджикистан. - Душанбе, 2006.
40. Закон республики Таджикистан О свободе совести и религиозных объединениях. - Душанбе, 2009.
41. Закон Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных
организациях (Новая редакция от 01.05.1998). [Электронный ресурс] URL: http ://www.legislati online.
org/ru/legislation.php?tid=2&lid=7011&less=false (Дата обращения 23.04.18).
42. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. - М.: 1996. - С. 112¬120.
43. Зиммель Г. Избранное. - Т.1: Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.
44. Игнатенко А. Выбор пути. Куда идет исламский мир?//Независимая газета. 27 июня 2008.
45. Ислам на постсоветском пространстве. //Под ред. А. Малашенко и М. Брилл Олкотт. - М.: Арт-бизнес-центр. 2001. - 324 с.
46. Ислам на современном Востоке/Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. - М.: Крафт, 2004. - 132с.
47. Карлюк А.С. Очерки по научному атеизму. — Минск.: Издательство Академии наук Белорусской ССР, 1961. — 589 с.
48. Карманов Д. Радикальные исламские организации Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. — 2004. — № 6(36).
49. Классики мирового религиоведения. Антология. В 2 т. - Т.1. - М.: Канон, 1998. - 432 с.
50. Ковальчук А. С. Географхя релнтй в Украшг Монография. — Л.: Львхв. нац. ун-т 1м. 1.Франка, 2003. — 308 с.
51. Конституция Республики Казахстан, принята на Республиканском референдуме 30 августа 1995 года.
52. Конституция Республики Узбекистан (редакция от 24 апреля 2003
г.)//Официальный сайт Пресс-службы Президента Узбекистана [Электронный ресурс] ИВЕ: ййр://2004.ргезз-
зегу1се.и7/гиз/копз1йи1з1уа/конз1йи1з1уа.й1ш (Дата обращения
23.04.18).
53. Концепция коллективной безопасности- государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10.02.1995.// Официальный сайт ОДКБ [Электронный ресурс] ИВЕ: www.dkb.gov.ru(Дата обращения 03.03.18).
54. Концепция коллективной безопасности- государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10.02.1995.//Официальный сайт ОДКБ [Электронный ресурс] ИВЕ: www.dkb.gov.ru(Дата обращения 03.03.19).
55. Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 5.07.2005//0фициальный сайт Президента России [Электронный ресурс] URL: http :www.kremlin.ru/text/docs/2005/07/90911/shtml(Дата обращения 03.03.18).
56. Кудряшова И.В. Идеологический дискурс политического ислама// Политическая наука: Политическая идеология в современном мире. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - №4.
57. Лукин Ю.Ф. «Конфликтология: Управление конфликтами». - М.: 2007 - 230 с.
58. Мень А. В. История религии (учебник в 2 томах). - М.: СП "Слово", 1991. - 462 с.
59. Мириманов М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
60. Мирсаитов И.Э. Особенности формирования политического ислама в Ферганской долине. - Бишкек: 2004. - 104 с.
61. Митрохин Н.А. Русская православная церковь и греко-католики на Западной Украине // Отечественные записки. - М.: 2002. - № 7.
62. Мчедлов М. Религия и современность. - М.: Политиздат, 1982. - 274 с.
63. Николаев А. О понятии "секта". Религия и право. - 1999 г. - №2.
64. Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Религия и политика. Учебное пособие. - М.: КМК, 2006. - 330 с.
65. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2000. - № 2.
66. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2001. - № 3. - С. 28 - 35.
67. Общество и религия. Хрестоматия. - М.: 1996. - С. 61-67.
68. Олександр ЗАСЦЬ. Огляд дхяльносН мхжконфесшних рад в Укра!ш протягом 2010 року// Официальный сайт института религиозной свободы Украины [Электронный ресурс] 1Ж1/ ййр8://’№№№ЛГ8.т.иа/тйех.рйр?орйоп=сош_соп1:еп1:&У1е’№=агйс1е&1б =178 (Дата обращения 15.04.19).
69. Олимова С. Политический ислам в обществе и государстве: диалог или конфронтация?//Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - №6.
70. Основы политической науки. Учебное пособие. В 2-х - Ч.1. - М.: 1995. - С. 49-60.
71. Основы религиоведения // под ред. И. Н. Яблокова. - М.: 2006. - С. 83-84.
72. Официальные итоги переписи населения 2001 года// Официальный
сайт статистики Литовской республики [Электронный ресурс] 1Ж1/ Ййрз://’№№№.з1а1.доу.11/еп/радез/у1е’№/?1б=1734 (Дата
обращения 12.03.19).
73. Пластун В. Такой разный ислам.// Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 5(11).
74. Политическое православие. - М.: 2003. - С. 34-38.
75. Пономарёв В. Ислам в системе государственной политики Узбекистана и Туркменистана//Россия и мусульманский мир. - 2002. - №4.
76. Ратников В. П. Конфликтология: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 512 с.
77. РЕЗУЛЬТАТИ ЗАГАЛЬНОНАЦ1ОНАЛЬНОГО
СОЦ1ОЛОГ1ЧНОГО ДОСЛ1ДЖЕННЯ “РЕЛ1Г1Я ТА ЦЕРКВА В СУЧАСН1Й УКРА1Н1” (2003). //Официальный сайт религиозно- онформационной службы Украины [Электронный ресурс] 1Ж1/ ййрз://пзи.огд.иа/иа/тбех/гезоигзез/зосю1оду/33985/ (Дата
обращения 03.03.19).
78. Светлов В. А., Семенов В. А. Введение в конфликтологию [Текст] : учебное пособие. - М.: Флинта, 2018. - 518 с.
79. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
80. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / [Вступ. статья и коммент. канд. экон. наук В. С. Афанасьева]. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 684 с.
81. Современный ислам: политико-идеологические и социально-экономические проблемы: сборник научных трудов/Под ред. Хрусталёва М.А. - М.: 1990. - 300с.
82. Социальное конструирование реальности. Очерки социологии знания. - М., 1995. - С. 91.
83. Социология. Модуль «Экономика» : пособие / А. Н. Данилов; под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск: БГУ, 2017. - 155 с.
84. Справочник Собора Святаго Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго. - 2001 г. - 39 с.
85. Статистика католической церкви в Литве// Официальный сайт Католической церкви в Литве [Электронный ресурс] URL: http://www.lcn.lt/en/bl(Дата обращения 15.05.19).
86. Статистика количества верующих//Религиозная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://www.bibelesbiedriba.lv/religiju- enciklopedija/statistika.html(Дата обращения 30.05.19).
87. Статистика религиозности населения// Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] URL: http://www.belstat.gov.by/(Дата обращения 01.03.19).
88. Султангалиева А.К. Религиозная ситуация в современном Казахстане - Казахстан-Спектр, 1997. - №1-2.
89. Тихонов В. А. Исторические корни и проблемы научного атеизма в современной России. Религиозные угрозы в современном мире // Сборник научных статей по научному атеизму и истории. — М., 2015. — Т. 1. — С. 6-22.
90. Тоталитарные секты-угроза XXI века. - Нижний Новгород, 2001. - 150 с.
91. Трофимов Я. Современная религиозная ситуация в республике Казахстан//Центральная Азия и Кавказ. — 1997. - №6(12).
92. Устав Партии исламского возрождения Таджикистана// Политические партии Республики Таджикистан. - Душанбе, 2006.
93. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д. 1997. - С. 36-59.
94. Философия. Под ред. Н.И. Жука. - Мн.: 1999. - С. 91-99.
95. Философия: Учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Харина. - Мн., 2000. - С. 39-51.
96. Францов Г. П. Научный атеизм. — М.: Наука, 1972. — 634 с.
97. Фрэнсис Бэкон. // Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М., 1989. - С. 74-76.
98. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // ПОЛИС. - 1994. - № 1 - С. 17- 23.
99. Ходжи Акбар Тураджонзода. «Ислам», противоречащий Корану//Независимая газета. 4 августа 2004. — [Электронный ресурс] ПРЕ: http://religion.ng.rn/printed/91279(Дата обращения 21.04.18)
100. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000. - С. 81.
101. Цимбаева Е.Н. Религия как основа национальной идентичности в западных губерниях Российской империи // Информационный бюллетень № 10. Материалы заседания «круглого стола» по теме: Идентичность белоруссов: современное измерение. - М.: ГУ МДН. 2008. - 166 с.
102. Чукова Р. Сравнительное исследование взаимоотношений между христианскими и мусульманскими сообществами в Центральной Азии и на Балканах // Центральная Азия и культура мира. - 2000. - № 1-2.
103. Шанхайская Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.// Информационно-аналитический сайт ТТТОС [Электронный ресурс] URL: http://mfoshos.ru/?id=5(Дата обращения 03.03.18).
104. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Мин.: 1996. - 70 с.
105. Щипков Д. В Халифат путем джихада// Независимая газета. 21 апреля 2004.
106. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии. (Введение, Глава 1.) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М., 1998. - С. 174-230.
107. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 1994. - 368 с.
108. Яхьяев М.Я. Специфика религиозного фанатизма //
Религиоведение. - 2006. - № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ