Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №36579

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
456
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Прогностическая компетентность и особенности поведения и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в работах отечественных и зарубежных ученых 10
1.1. Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики 10
1.2. Особенности поведения и социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста 18
1.3. Обзор стратегий формирования прогностической компетентности младших школьников 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста 32
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 32
2.2. Результаты исследования особенностей прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста 35
2.3. Результаты исследования особенностей прогностической компетентности детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста 42
2.4. Результаты исследования особенностей прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста с умственной отсталостью 48
2.5. Результаты исследования особенностей прогностической
компетентности детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста с умственной отсталостью 53
2.6. Сравнительный анализ прогностической компетентности детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста 59
2.7. Сравнительный анализ прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста с умственной отсталостью 67
Выводы по второй главе 75
Глава III. Стратегии формирования прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста 77
3.1. Стратегии формирования в отечественной психологии 77
3.2. Разработка стратегий формирования прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста 79
Выводы по третьей главе 84
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложения 98


Актуальность исследования. Проблема исследования прогностической деятельности являлась предметом изучения многих авторов еще со времен становления психологии как самостоятельной науки. При определении процесса прогнозирования часто используют термины «антиципация», «антиципационная состоятельность», «прогностическая компетентность». В большинстве случаев термины «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность» являются тождественными и описывают одни и те же процессы.
Среди авторов, наиболее активно занимавшихся исследованием прогнозирования и антиципации, отмечаются Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, в настоящее время исследованием данной темы занимаются А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевич и др.
На сегодняшний день накоплен значительный опыт исследования способности к прогнозированию и прогностической компетентности. На основе результатов данных исследований делается вывод о том, что прогностические (антиципационные) способности являются необходимым элементом регуляции деятельности, поведения и эмоциональных состояний человека и, в целом участвуют в процессах адаптации личности в меняющихся условиях среды и его социализации. То есть, прогностическая некомпетентность может указывать на возможные нарушения психической адаптации личности и ее дальнейшей социализации, что, в свою очередь, может стать фактором возникновения девиаций (Ничипоренко Н.П., 2006), (Сумина Н.Е., 2007).
Социализация детей младшего школьного возраста всегда являлась предметом изучения значительного количества исследователей [1], [28]. В младшем школьном возрасте ребенок приобретает новую социальную роль - роль ученика и ему необходимо социализироваться и адаптироваться в новых условиях и в среде сверстников. Трудности социализации, которые не были обнаружены и скорректированы на данном этапе развития ребенка, могут стать причиной дальнейшей подростковой и юношеской девиации. В связи с этим, именно в младшем школьном возрасте необходимо осуществлять диагностику сформированности прогностической компетентности и, при необходимости, ее формирование.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, протекает особым образом. Описывая процесс социализации данной группы детей, авторы зачастую говорят о социальной дезадаптированности, недостаточном развитии социализации в конкретных ситуациях, и объясняют это тем, что возникает противоречие между имеющимся опытом детей-сирот и реальными ситуациями. Данные трудности социализации особенно остро подчеркивает актуальность данной темы, даже не смотря на то, что в последние годы число детей этой категории в России значительно сократилось.
Проблема исследования особенностей прогностической компетентности и ее формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста определяется выраженными трудностями социализации детей данной группы. Одной из причин возникновения данных трудностей может стать недостаточная сформированность прогностической компетентности детей. Не смотря на это, на сегодняшний день способность к прогнозированию является практически не изученной, отсутствуют какие-либо данные, относительно данной способности у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и интерната, особенно подверженных социальной дезадаптации.
Цель исследования - разработка стратегий формирования прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста, в соответствии с выявленными особенностями их развития.
Объектом исследования является прогностическая способность детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - стратегии формирования прогностической компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что прогностическая компетентность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста имеет специфические особенности в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях, наиболее отчетливо проявляющиеся в ситуациях взаимодействия в семье и со взрослыми, характеризующиеся пессимистическими установками и деструктивными формами поведения, и требует разработки стратегий по формированию данной способности. Формирование прогностической компетентности будет более эффективным при условии освоении социальных норм.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние теоретической разработанности подходов к определению прогностической компетентности и ее характеристик в отечественной и зарубежной литературе;
2. Проанализировать особенности социальной адаптации и поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста;
3. Изучить современное состояние разработанности стратегий и программ по формированию прогностической компетентности у детей;
4. Организация, проведение и анализ результатов экспериментального исследования особенностей прогностической компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста, с умственной отсталостью и при нормотипичным развитии;
5. Осуществить сравнительный анализ прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, воспитывающихся в семьях, с умственной отсталостью;
6. Осуществить сравнительный анализ прогностической
компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, воспитывающихся в семьях, с нормотипичным развитием;
7. Проектирование стратегий формирования прогностической компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, младшего школьного возраста.
Методологическая база исследования: идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий, Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков), генетического подхода (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (А.И. Ахметзянова, О.В. Демакина, В.М. Менделевич, Т.В. Скиданенко, А.Э.Узеленская, И.М. Фейгенберг) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование». Исследования социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В.А. Абельбейсов, К.А. Колоколова, М.С. Леонтьева, Г.В. Семья) и способов формирования способности к прогнозированию у детей (С.В. Давыдова, Н.Н. Деменева, Л.Е. Дичинская, Л.Д. Заляева, Н.Ю. Краснова).
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ отечественной и зарубежной
психологической литературы и учебно-методических работ по проблеме исследования);
2. Эмпирические (изучение анамнестических данных, тесты (Методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» (А.И. Ахметзянова));
3. Статистическая обработка данных (Т-критерий Стьюдента).
База исследования: ГБУ «Детский дом» Приволжского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 169» Советского района, ГБОУ «Казанская школа-интернат № 11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», ГАУСО «Дербышкинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Советского района, ГБОУ «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Советского района г. Казани.
Практическая значимость: Полученные данные могут быть полезными педагогам, психологам и другим специалистам, осуществляющим образовательную и воспитательную деятельность детей данной категории. Стратегии формирования прогностической компетентности будут способствовать предупреждению возникновения социальной дезадаптации и девиаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в младшем школьном возрасте, что будет препятствовать возникновению более сложных нарушений поведения в старшем возрасте.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (Тамбов, 2017); Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2018); на V Международной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 2018); Международной научнопрактической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (Саранск, 2018); VIII Всероссийской конференции с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» (Курск, 2018); III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Минск, 2019); XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2019» (Москва, 2019); Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2019).
Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 78 источников. Работа проиллюстрирована 30 рисунками и 14 приложениями. Общий объем работы составляет 97 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прогностическая компетентность и антиципация являлись предметом изучения значительного количества авторов со времен становления психологии как самостоятельной науки. На сегодняшний день в литературе сложились и активно развиваются подходы, определяющие процессы прогнозирования и антиципации. Различными авторами рассматриваются предпосылки данных процессов, их структура, организация, развитие в рамках ведущей деятельности, а так же их особенности в условиях нарушенного развития.
Результаты исследований указывают на то, что сформированность антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) является одним из факторов успешной социализации личности. То есть, нарушения в формировании прогностической компетентности могут указывать на возможные нарушения социализации и социальной адаптации, что в свою очередь может стать причиной возникновения девиантного поведения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являясь категорией детей, имеющей значительные трудности социализации в силу их вынужденного нахождения в условиях детского дома и ограниченностью опыта социального взаимодействия, нуждаются в целенаправленной работе, способствующей их успешной социализации - формировании их прогностической компетентности.
Анализ работ, посвященных формированию прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста, указывает на то, что формирование данного процесса авторами осуществляется преимущественно в рамках ведущей деятельности детей - учебной. Имеется значительное количество работ относительно формирования прогнозирования, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе. Однако работ, посвященных формированию данного процесса у интересующей нас группы детей, на данный момент не представлено.
Эмпирическое изучение прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило выявить особенности данного процесса у детей указанной категории: недостатки развития его регулятивного и когнитивного компонентов, преобладание в процессе прогнозирования инфантильных стратегий прогнозирования, пессимистических установок на построение ожидаемого образа будущего; в процессе прогнозирования дети-сироты чаще в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях, позиционируют себя как активного субъекта в разрешении ситуации; рече-коммуникативный компонент прогнозирования сформирован значительно лучше, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
На основе анализа результатов эмпирического исследования были разработаны стратегии формирования прогностической компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработанные стратегии направлены на усвоение социальных норм у детей в значимых для них ситуациях взаимодействия путем просмотров мультфильмов и прочтения произведений на определенную тематику и их обсуждение, и формирование способности к прогнозированию с учетом усвоенных социальных норм путем анализа выстраиваемых детьми-сиротами прогнозов. Закрепление усвоенных знаний и навыков в процессе реализации стратегии осуществляется путем самостоятельной деятельности детей.
Реализация стратегий формирования прогностической компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит сформировать у них понимание социальных норм и будет способствовать их усвоению в значимых ситуациях. Усвоенные социальные нормы, применяемые детьми в процессе прогнозирования, будут шагом к их наиболее успешной социализации.
Цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи выполнены. Гипотеза исследования получила своё экспериментальное подтверждение.
На основе проведенного исследования были выявлены особенности прогностической компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработаны стратегии формирования данного процесса.



1. Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы [Текст] / В.А. Абельбейсов // Социосфера. - 2011. - № 1. - С. 53-58.
2. Асмолов, А.Г. Проблема установки в необихевиоризме: Прошлое и настоящее [Текст] / А.Г. Асмолов // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. - М., 1977. - С. 28-47.
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань: КФУ, 2001. - 19 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности взаимосвязи антиципации и прогнозирования у подростков с девиантным поведением [Текст] / А.И. Ахметзянова // Акмеология. - 2015. - № 4(56). - С. 72-79.
5. Ахметзянова, А.И. Психологические механизмы взаимосвязи антиципации и прогнозирования в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / А.И. Ахметзянова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 4(89). - С. 46-50.
6. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 45 с.
7. Ахметзянова, А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А.И. Ахметзянова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-7. - С. 268-280.
8. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст]: монография / Т.Бауэр. - Пер.с англ. Леоновой А.Б. -М.: Прогресс, 1985. - 320 с.
9. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / О.Н. Бершанская. - М., 2009. - 22 с.
10. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст]: монография / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
11. Василевская, Е.А. Сравнительный анализ антиципационной деятельности и социального интеллекта у больных с шизофренией и умственной отсталостью [Текст] / Е.А. Василевская // Неврологический вестник. - 2016. - Т. 48. - № 1. - С. 57-62.
12. Волова, Л.Н. Дидактические упражнения как средство развития механизма вероятностного прогнозирования речи на письме у младших школьников с ОНР [Электронный ресурс] / Л.Н. Волова // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных - 2018: Сборник материалов конференции. - Архангельск: ИД САФУ, 2018. - C. 232-237. - Режим доступа: https://narfu.ru/upload/medialibrary/5f9/SBORNIK- 2018.pdf , свободный. - (Дата обращения: 24.10.2018).
13. Гогенфельд, С. Понятие антиципационной состоятельности в системе психологических категорий [Текст] / С. Гогенфельд // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - Т. 2. - C.172- 177.
14. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / Гончарова Ольга Львовна. - Казань, 2003. - 173 c.
15. Давыдова, С.В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / С.В. Давыдова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар.
науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация. - 2016. - С. 142-144. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ , свободный. - (Дата обращения: 17.10.2018).
16. Деменева, Н.Н. Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики [Текст] / Н.Н. Деменева // Начальная школа. - 2013. - № 9. - С. 52-55.
17. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот [Текст]: доклад. - М.: «Малый бизнес», 2012. - 80 с.
18. Дичинская, Л.Е. Игровые упражнения в процессе формирования у младших школьников механизма вероятностного прогнозирования в рецептивных видах деятельности [Текст] / Л.Е. Дичинская, М.А. Цуканова // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы XII международной научно-практической конференции. - Самара, 2017. - С. 94-97.
19. Дьякова, А.В. Развитие навыков вероятностного прогнозирования при обучении аудированию на иностранном языке [Текст] / А.В. Дьякова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 3(14). - С. 26-28.
20. Журавых, О.А. Пойми меня [Текст] / О.А. Журавых // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - С. 18-20.
21. Заляева, Л.Д. К вопросу о стратегиях формирования прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи [Текст] / Л.Д. Заляева, И.А. Нигматуллина // Альманах Казанского федерального университета: материалы XII Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика». - Казань, 2018. - С. 63-69.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] /
И.А. Зимняя // Психологи отечества: избранные психологические труды в 70- ти томах. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО
«МОДЕК», 2001 - 432 с.
23. Имедадзе, И.В. Проблема полимотивации поведения [Текст] / И.В. Имедадзе // Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - С. 81-94.
24. Исаев, А.В. Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека [Текст] / А.В. Исаев, А.В. Ивличева, С.А. Исайчев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6. - С. 247-249.
25. Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст]: монография / Г.И. Капчеля, М.И. Лисина.
- Кишинев: Штиинца, 1987. - 132 с.
26. Кестер, Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / Э. Кестер. - М.: АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии, 1976. - 22 с.
27. Киселева, М.А. Антиципации жизненного пути и социального самочувствия молодого поколения [Текст]: монография / М.А. Киселева, Г.Н. Малюченко, О.В. Карина. - Саратов: Саратовский источник, 2009. - 123 с.
28. Колоколова, К.А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме [Электронный ресурс] / К.А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник.
- 2016. - № 5-1. - Режим доступа:
http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15293 , свободный. - (Дата обращения: 23.05.2018).
29. Краснова, Н.Ю. Развитие способности младших школьников к прогнозированию в проектно-поисковой деятельности [Электронный ресурс] / Н.Ю. Краснова // Царскосельские чтения. - 2011. - №15. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sposobnosti-mladshih-shkolnikov-k- prognozirovaniyu-v-proektno-poiskovoy-deyatelnosti , свободный. - (Дата обращения: 17.10.2018).
30. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учебник / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
31. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот [Электронный ресурс] / М.С. Леонтьева //
Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemv-sotsializatsii-i-sotsialnov- adaptatsii-detey-sirot , свободный. - (Дата обращения: 20.04.2018).
32. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: учебн. пособие / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 278 с.
33. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]: монография / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 445 с.
34. Ломов, Б.Ф. Память и антиципация [Текст] / Б.Ф. Ломов //
Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.:
Педагогика, 1991. - С. 73-81.
35. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст]: монография / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: ИД «Городец»,
2016. - 596 с.
36. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - С. 107114.
37. Мухаметзянова, Д.А. Клинические особенности формирования невротических расстройству детей в зависимости от антиципационных параметров психической деятельности [Текст]: автореферат дис... канд. мед. наук / Д.А. Мухаметзянова. - Казань: КГМУ, 1998. - 20 с.
38. Найссер, У.Г. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст]: монография / У.Г. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
39. Настенкова, А.И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность [Электронный ресурс] / А.И. Настенкова // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 321-323. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/48/5852/ , свободный. - (Дата обращения:
17.04.2018) .
40. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко,
В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 5. - С. 50
59.
41. Нюттен, Ж. Процесс формирования цели [Текст]: хрестоматия по общей психологии / Ж. Нюттен. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - С. 189-191.
42. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]: монография / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
43. Прохорова, О.Г. Формирование социальной успешности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами дополнительного образования [Текст] / О.Г. Прохорова, И.А. Акопянц, В.П. Тигров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 23. - № 176. - С. 20-28.
44. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: учебн. пособие / Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003. - 352 с.
45. Сайт Министерства науки и образования Российской Федерации. В России сокращается количество детей-сирот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/новости/8330 , свободный. - (Дата обращения: 04.05.2018).
46. Семья, Г.В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства [Текст] / Г.В. Семья, Г.О. Зайцев, Н.Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 1. - С. 67-82.
47. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст]: монография / Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 464 с.
48. Сиротство в России: проблемы и пути их решения [Текст]: исследование. - М., 2011. - 107 с.
49. Солобутина, М.М. Изучение влияния антиципационных
способностей на речевое прогнозирование [Электронный ресурс] / М.М. Солобутина, А.В. Фролова // Вестник ТГГПУ. - 2007. - № 8. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/izuchenie-vlivaniva-antitsipatsionnvh- sposobnostey-na-rechevoe-prognozirovanie , свободный. - (Дата обращения:
20.01.2018) .
50. Социально-перцептивного предвосхищения у детей з церебральным параличом [Электронный ресурс] / Наукова бiблiотека Украши-Электрон. дан. - Украина: Науч. б-ка. - 2008-2016. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua .свободный. - (Дата обращения: 17.12.2017).
51. Столяренко, Л.Д. Столяренко В.Е. Психология и педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 509 с.
52. Сумина, Н.Е. Взаимосвязи антиципационной состоятельности с личностными свойствами и их влияние на семейные взаимоотношения [Текст] / Н.Е. Сумина // Психология. - Пермь, 2007. - №14. - С. 14-17.
53. Сумина, Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности [Текст] / Н.Е. Сумина // Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - №4. - С. 8-19.
54. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст]: учебное пособие / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 25 с.
55. Узелевская, А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств [Текст]: автореф. дис... канд. мед. наук / А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
56. Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. No 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. No 1241; от 22 сентября 2011 г. No 2357; 18 декаря 2012 г. No 1060; 29 декабря 2014 г. No 1643; 18 мая 2015 г. No 507; 31 декабря 2015 г. No 1576. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base. garant.ru/197127/#ixzz4Wy6XA8R, свободный. - (Дата обращения: 11.05.2018).
58. Федорова, Т.В. Методические аспекты формирования у младших школьников умения прогнозировать [Текст] / Т.В. Федорова, Э.Г. Сабирова // Материалы X Международной научной конференции: Артемовские чтения. -
2018. - С. 483-492.
59. Фейгенберг, И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: Министерство здравоохранения СССР, 1973. - С. 5
19.
60. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.М. Фрумкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
61. Хитрюк, В.В. Методы развития социально-адаптационных
функций прогностической способности младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / В.В. Хитрюк,
А.И. Ахметзянова, В.С. Занько // Альманах Казанского федерального университета: материалы XII Международной научно-образовательной
конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика». - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. - С. 216-220.
62. Швецова, Р.Ф. Преемственность в формировании планирования и
прогнозирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Р.Ф. Швецова // Материалы Всероссийской научно-методической
конференции: Университетский комплекс как региональный центр
образования, науки и культуры. - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного университета, 2016. - С. 3253-3255.
63. Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать [Текст]: учебн. пособие / Ю.В. Щербитина. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 440 с.
64. Astoriants, M.S. Orphaned Children: An Analysis of Life and Practices in a Residential Institution / M.S. Astoiants // Russian Education and Society. - 2014. - P. 23-42.
65. Barlett, C.P. Predicting adolescent’s cyberbullying behavior: A longitudinal riskanalysis / С.Р. Barlett / Journal of Adolescence. - 2015. - №41. - Р. 76-85.
66. Brown, M. Does anticipation help or hinder performance in a subsequent speech? / M. Brown, L. Stopa // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. - 2007. - №35. - P. 133-147.
67. Butz, M.V. Anticipatory Behavior in Adaptive Learning Systems: From Brain to Individual on Social Behavior / M.V. Butz, О. Sigaud,
G. Baldassarre // Berlin: Springer. - 2017. - №3. - Р. 117-126.
68. Dong, P.Y.Ph. Causal Modeling Predicting Psychological Adjustment of Korean-Born Adolescent Adoptees / P. Y. Ph. Dong //Journal of Human Behavior in the Social Environment. - 2008. - № 3. - P. 65-82.
69. Garcia-Barrera, M.A. Anticipation in stuttering: A theoretical model of the nature of stutter prediction / MA. Garcia-Barrera, J.H. Davidow // Journal of Fluency Disorders. - 2015. - № 44. - P. 1-15.
70. Guerrero M.G. The emergence of cognitive short-term planning: performance of preschoolers in a problem-solving task / M.G. Guerrero, R. Puche- Navarro // Acta colombiana psicologia. - 2015. - № 18(2). - Р. 13-27.
71. Meihua, Z. Institutional Care and Socialization Problems for the Orphans and Children with Handicaps / ZHU Meihua, CAI Yi // Journal of East China University of Science and Technology. - 2007. - №1. - Р. 53-56.
72. Melnychuk, T. Successful adaptation of the adopted child as a factor of socialization / T. Melnychuk // Psychological journal. - 2016. - № 3(1). - P.142150.
73. Muhamedrahimov, R.J. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children /
R.J. Muhamedrahimov, N.V. Nikiforova // Monographs of the Society for Research in Child Development. - 2008. - № 73(3). - Р. 1-296.
74. Musisi, S. A comparison of the behavioral and emotional disorders of primary school-going orphans and non-orphans in Uganda / S. Musisi, E. Kinyanda, N. Nakasujja, J. Nakigudde // African Healf Scienc. - 2007. - Р. 125137.
75. Mutsaarts, M. Anticipatory planning deficits and task context in emiparetic cerebral palsy / М. Mutsaarts, В. Steenbergen, Н. Bekkering / Exp. Brain Res. - 2006. - № 172. - Р. 151-162.
76. Nadin, М. Anticipation / М. Nadin // International Journal of General Systems. - 2010. - №39. - Р. 35-133.
77. Shulga, T.I. Psychological characteristics of adolescent orphans with no experience of socialization in the family / T.I. Shulga, D.D. Tatarenko // Psychological Science and Education. - 2013. - № 2. - Р. 203-213.
78. Thevenow-Harrison J.T. Learning from non-representative instances: children’s sample and population predictions / J.T. Thevenow-Harrison, Ch.W. Kalish // Journal of experimental child psychology. - 2016. - №152. - Р. 335-342.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ