АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 7
1.1. Понятие о речевой коммуникации 7
1.2. Современное состояние изученности речевой коммуникации у старших
дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Верботональная технология в процессе формирования речевой
коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Изучение особенностей речевой коммуникации у старших
дошкольников с нарушением слуха 23
2.1. Описание выборки и методов исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха 29
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием верботональной технологии 45
3.1. Формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с
использованием верботональной технологии 45
3.2. Особенности динамики развития речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха в процессе применения коррекционно-образовательного проекта 52
Выводы по главе 3 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Глава 1. Теоретические основы изучения речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 7
1.1. Понятие о речевой коммуникации 7
1.2. Современное состояние изученности речевой коммуникации у старших
дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Верботональная технология в процессе формирования речевой
коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Изучение особенностей речевой коммуникации у старших
дошкольников с нарушением слуха 23
2.1. Описание выборки и методов исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха 29
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием верботональной технологии 45
3.1. Формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с
использованием верботональной технологии 45
3.2. Особенности динамики развития речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха в процессе применения коррекционно-образовательного проекта 52
Выводы по главе 3 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Актуальность исследования. Проблема формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха по-прежнему не теряет своей актуальности. Современные отечественные исследователи речевой коммуникации Е.Н.Роготнева, В.Б. Кашкин, О.Я. Гойхман отмечают, что речевая коммуникация формируется во взаимодействии ребенка и окружающих его людей. С момента своего рождения ребенок включен в непрерывный поток речевого общения, с этапами взросления речь становится социальным продуктом, которая в свою очередь формирует поведение, развивает высшие формы познавательной деятельности.
Исследователи в области речевого развития у детей с нарушением слуха Е.Г. Речицкая, Л.П.Назарова, Б.Д.Корсунская указывают, что специфика нарушения накладывает определенный отпечаток на процесс коммуникативного взаимодействия с окружающими. Речевая коммуникация у таких детей отличается неполноценностью, малой активностью речевого продуцирования, оторванностью от контекста. Все вышеперечисленные факторы приводят к отсутствию предпосылок развития собственной речи, в связи, с чем происходит искажение и затормаживание психического развития, проявляется неполноценность речевой коммуникации, без специального коррекционного обучения, вербальная речь у таких детей не формируется.
В современном образовательном коррекционном процессе наиболее важным аспектом при формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха выступают альтернативные технологии. В трудах, Е.А.Штягиновой, Л.Фрост альтернативные технологии рассматриваются как дополняющие, замещающие, дающие возможность усовершенствовать любой традиционный процесс обучения.
Однако, анализ научной литературы позволил сделать вывод о недостаточной степени использования альтернативных технологий в процессе коррекционной работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха. Таким образом, актуальность исследования обуславливается, необходимостью целенаправленного изучения возможности использования альтернативных технологий в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха, а также малой изученностью и отсутствием методических указаний использования альтернативных технологий формирования в работе с детьми с нарушением слуха.
Цель работы - выявление эффективности использования альтернативной верботональной технологии в процессе формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха.
Объект исследования - формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования - особенности формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха средствами альтернативной технологии.
Гипотеза исследования.
Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха будет более эффективной, если использовать альтернативные технологии в процессе коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
1. Изучить современные зарубежные и отечественные работы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха.
3. Выявить эффективность коррекционной работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха средствами альтернативной технологии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности речевой коммуникации и разработанная система коррекционной работы могут использоваться в работе логопедов и сурдопедагогов в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха.
Апробация работы: результаты исследования представлены в сборнике статей CXVI международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», в статье «Верботональная технология в процессе формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 48 источников, приложения.
Исследователи в области речевого развития у детей с нарушением слуха Е.Г. Речицкая, Л.П.Назарова, Б.Д.Корсунская указывают, что специфика нарушения накладывает определенный отпечаток на процесс коммуникативного взаимодействия с окружающими. Речевая коммуникация у таких детей отличается неполноценностью, малой активностью речевого продуцирования, оторванностью от контекста. Все вышеперечисленные факторы приводят к отсутствию предпосылок развития собственной речи, в связи, с чем происходит искажение и затормаживание психического развития, проявляется неполноценность речевой коммуникации, без специального коррекционного обучения, вербальная речь у таких детей не формируется.
В современном образовательном коррекционном процессе наиболее важным аспектом при формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха выступают альтернативные технологии. В трудах, Е.А.Штягиновой, Л.Фрост альтернативные технологии рассматриваются как дополняющие, замещающие, дающие возможность усовершенствовать любой традиционный процесс обучения.
Однако, анализ научной литературы позволил сделать вывод о недостаточной степени использования альтернативных технологий в процессе коррекционной работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха. Таким образом, актуальность исследования обуславливается, необходимостью целенаправленного изучения возможности использования альтернативных технологий в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха, а также малой изученностью и отсутствием методических указаний использования альтернативных технологий формирования в работе с детьми с нарушением слуха.
Цель работы - выявление эффективности использования альтернативной верботональной технологии в процессе формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха.
Объект исследования - формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования - особенности формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха средствами альтернативной технологии.
Гипотеза исследования.
Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха будет более эффективной, если использовать альтернативные технологии в процессе коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
1. Изучить современные зарубежные и отечественные работы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха.
3. Выявить эффективность коррекционной работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха средствами альтернативной технологии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности речевой коммуникации и разработанная система коррекционной работы могут использоваться в работе логопедов и сурдопедагогов в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха.
Апробация работы: результаты исследования представлены в сборнике статей CXVI международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», в статье «Верботональная технология в процессе формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 48 источников, приложения.
Изучение современных и зарубежных работ по проблеме исследования, позволили сделать вывод, что речевая коммуникация - это специфическая форма общения людей с использованием языковых средств, при помощи которых коммуниканты могут обмениваться информацией, сообщать о своих чувствах, передавать свое эмоциональное состояние. Вербальное общение представляет особые трудности для детей с нарушением слуха, поскольку они не могут усвоить образцы продуцирования текста во всем его многообразии, словесную речь воспринимают частично или не воспринимает ее совсем. Речевой коммуникацией ребенок с нарушением слуха может овладеть только в условиях специального обучения. Для более успешного овладения речевой коммуникацией детей с нарушением слуха целесообразно использовать в коррекционной работе альтернативные технологии формирования.
Альтернативные технологии формирования в специальном коррекционном образовательном процессе рассматриваются в виде дополнительных условий, обходных путей, которые способствуют успешному развитию вербальной речи. Верботональная технология является одной из наиболее эффективных в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха, поскольку ориентирована на человека, как субъекта в процессе коммуникации и на его реальные возможности, где перцепция (восприятие) признана основным звеном в коммуникативном кольце.
Обследование речевой коммуникации и речевого развития старших дошкольников III-IV степени тугоухости показало, что им характерен средний уровень развития речевой коммуникации, т.е. в речевое общение вступают по инициативе педагога, владение формами речевого этикета- слабое. Речевое развитие отмечается затруднениями понимания обращенной речи, низким словарным запасом и среднем уровнем развития связной речи.
Для формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха была проведена работа по коррекционно-образовательному проекту с использованием верботональной технологии. Основными направлениями в рамках данного проекта были выбраны: формирование дилогической речи; непрерывная работа по обогащению словарного запаса; совершенствование понимания обращенной речи; стимулирование самостоятельного речевого общения.
Контрольный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу: формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха проходило эффективней, если использовать в процессе коррекционно-логопедической работы альтернативные технологии. Можно отметить, что благодаря использованию альтернативной верботональной технологии в процессе формирования речевой коммуникации старших дошкольников расширилась и обогатилась речевая практика, увеличилась доля самостоятельных высказываний, расширились умения инициировать и поддерживать диалог.
Альтернативные технологии формирования в специальном коррекционном образовательном процессе рассматриваются в виде дополнительных условий, обходных путей, которые способствуют успешному развитию вербальной речи. Верботональная технология является одной из наиболее эффективных в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха, поскольку ориентирована на человека, как субъекта в процессе коммуникации и на его реальные возможности, где перцепция (восприятие) признана основным звеном в коммуникативном кольце.
Обследование речевой коммуникации и речевого развития старших дошкольников III-IV степени тугоухости показало, что им характерен средний уровень развития речевой коммуникации, т.е. в речевое общение вступают по инициативе педагога, владение формами речевого этикета- слабое. Речевое развитие отмечается затруднениями понимания обращенной речи, низким словарным запасом и среднем уровнем развития связной речи.
Для формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха была проведена работа по коррекционно-образовательному проекту с использованием верботональной технологии. Основными направлениями в рамках данного проекта были выбраны: формирование дилогической речи; непрерывная работа по обогащению словарного запаса; совершенствование понимания обращенной речи; стимулирование самостоятельного речевого общения.
Контрольный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу: формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха проходило эффективней, если использовать в процессе коррекционно-логопедической работы альтернативные технологии. Можно отметить, что благодаря использованию альтернативной верботональной технологии в процессе формирования речевой коммуникации старших дошкольников расширилась и обогатилась речевая практика, увеличилась доля самостоятельных высказываний, расширились умения инициировать и поддерживать диалог.
Подобные работы
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Работа олигофренопедагога по развитию речи обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023



