Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста

Работа №31975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1033
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 7
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с дизартрией 7
1.2 Особенности и технологии формирования речевого дыхания у детей
младшего школьного возраста с дизартрией 14
1.3 Основные направления работы по формированию речевого дыхания у
детей младшего школьного возраста с дизартрией 24
Выводы по Главе
1 28
Глава II. Выявление уровня сформированности речевого дыхания у младших школьников с дизартрией 30
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования речевого дыхания младших
школьников с
дизартрией 35
Выводы по Главе II 40
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией 41
3.1 Реализация технологии формирования речевого дыхания у младших
школьников с дизартрией 41
3.2 Проверка эффективности разработанной технологии. Результаты
сравнительного анализа 46
Выводы по Главе III 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения



Современные исследования выявили тенденцию к увеличению количества детей с речевыми нарушениями среди всего массива детского населения. Дети с дефектами речи составляют 40-50% всех детей с особенностями психофизического развития. Одной из наиболее распространенных патологий речевой функции является дизартрия. При дизартрии нарушения звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с дефектами в развитии речевого дыхания, представляют собой основные признаки дизартрии. Нарушение речевого дыхания происходит за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. При нарушениях речевого дыхания смысловое содержание речи не регулирует ритм дыхания, которое во время речи, как правило характеризуется учащенностью. Отметим также что дети с дизартрией и нарушением речевого дыхания делают поверхностные судорожные вдохи после произнесения отдельных слогов либо слов, активный выдох у таких детей укорочен и обычно делается через нос, несмотря на то, что рот постоянно полуоткрыт.
Несогласованность в работе мышц, которые задействованы во вдохе и выдохе, провоцирует появление тенденции говорить на вдохе, что способствует еще большему нарушению произвольного контроля над дыхательными движениями, координации между дыханием, фонацией и артикуляцицией. Наряду с языковыми нарушениями при дизартрии отмечается наличие и неречевых нарушений. Одно из них - расстройство физиологического дыхания. Перечисленные проблемы приводят к нечеткости («смазанности») речи, влияют на ее темп (речь может быть замедленной или ускоренной).
Одним из эффективных средств коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями является сегодня логопедическая ритмика. Логоритмика представляет собой комплексную методику, включающую в
себя средства различных направлений воспитания: логопедического,
музыкально-ритмического, физического. Как отмечают многие исследователи (Е.А. Алябьева, Г.Л. Волкова, А.П. Воронова, М.Ю. Гоголева,
О.А. Новиковская, М.Ю. Картушина, Е.В. Кузнецова, Н.Ш. Макарова, А.Я. Мухина и др.), разнообразные средства, используемые на логоритмических занятиях, способствуют развитию дыхания, голоса, темпа, ритма речи, ее интонационной выразительности. Кроме того, различные упражнения, сочетающие в себе движение, музыку и речь, способствуют формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха и позволяют более эффективно развивать артикуляционную, мимическую, тонкую и общую моторики.
Цель исследования - сформировать речевое дыхание у детей младшего школьного возраста с дизартрией с использованием здоровьесберегающей технологии по развитию речевого дыхания в едином комплексе с развитием мелкой и артикуляционной моторики, с элементами логоритмики.
Объект исследования - речевое дыхание у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - формирование речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией с помощью разработанной технологии.
Гипотеза исследования - если в рамках коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с дизартрией использовать здоровьесберегающую технологию по развитию речевого дыхания в едином комплексе с развитием мелкой и артикуляционной моторики, с элементами логоритмики, процесс формирования речевого дыхания будет более эффективным. А именно координация вдоха и выдоха улучшится и уровень сформированности фонационного дыхания повысится.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Проанализировать современные аспекты изучения проблемы формирования речевого дыхания у детей с дизартрией.
2. Провести диагностику речевого дыхания младших школьников с дизартрией и проанализировать результаты обследования.
3. Провести коррекционную работу с помощью разработанной технологии формирования речевого дыхания на учащихся контрольной группы.
4. Изучить состояние речевого дыхания младших школьников с дизартрией после проведения коррекционной работы и сравнить результаты.
Методологическая основа исследования. Положения о сложности механизмов нарушений развития речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.), учение о несформированности и нарушении речевого дыхания у детей с речевой патологией (Л.И. Белякова, И.И. Ермакова, М.В. Ипполитова, Е.В. Лаврова, А.И. Максакова, В.И. Филимонова, Г.В. Чиркина и др.). Научные взгляды Г.А. Волковой о применении логопедической ритмики, рекомендации и разработки Ю.О. Филатовой и Н.Н. Гончаровой «Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи», Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной «Технологии формирования интонационной стороны речи».
В ходе проведения исследования применялись следующие методы исследования, которые определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ литературы, эмпирическое
исследование с помощью методики Е.Ф. Архиповой «Исследование просодической стороны речи», математическая обработка результатов, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; возможность использования технологии формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией в работе логопеда на коррекционных занятиях и родителей в домашних условиях.
Апробация работы: результаты исследования выбранной темы
обсуждались в рамках конференций:
1. Насретдинова И.Ф. «Нарушение речевого дыхания у детей с псевдобульбарной формой дизартрии» // сборник Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Казань, 25.04.2018 г.) под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 498 с.
2. Насретдинова И.Ф. «Технология формирования речевого дыхания у младших школьников с дизартрией» // сборник Итоговой научнообразовательной конференции студентов Казанского федерального университета. - Казань. 2019 г. (Находится в публикации)
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, 6 таблиц, 6 рисунков, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате написания данной работы была достигнута ее цель - сформировано речевое дыхание у детей младшего школьного возраста с дизартрией с использованием разработанной технологией комплексного подхода. И доказана гипотеза исследования - в рамках коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с дизартрией использовалась технология комплексного подхода, с элементами логопедической ритмики, после чего процесс формирования речевого дыхания стал более эффективным. А именно координация вдоха и выдоха улучшилась и уровень сформированности фонационного дыхания повысился.
С учащимися младшего школьного возраста с дизартрией и нарушением речевого дыхания проводилась комплексная методика развития речевого дыхания, совместно с артикуляционной гимнастикой и развитием моторики рук, включающая элементы логоритмики.
Контрольный этап исследования позволил установить, что у детей экспериментальной и контрольной групп в значительной степени нарушена сформированность речевого дыхания по двум критериям обследования: координация вдоха и выдоха, а также уровень сформированности речевого дыхания.
На формирующем этапе была реализована адаптированная технология формирования речевого дыхания для младших школьников с дизартрией экспериментальной группы. Отметим, что дети с удовольствием принимали участие в работе.
Для успешной реализации технологии формирования речевого дыхания соблюдались следующие условия:
- разработана система упражнений, направленных на развитие дыхания, мелкой и артикуляционной моторики детей с дизартрией, которые соответствуют возрасту детей и их индивидуальным возможностям;
- обеспечено погружение детей в активную коррекционно-речевую деятельность, направленную на развитие и коррекцию речевого дыхания.
Контрольный этап показал положительную динамику в развитии речевого дыхания младших школьников с дизартрией, что свидетельствует об эффективности предложенной нами технологии.



1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель. - 2007. - 331с.
2. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб. - 2004. - 50 с.
3. Белякова, Л.И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю.О. Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова — М.: Национальный книжный центр. - 2017. — 80 с.
4. Богатырева, А.В. Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ [Текст] / А.В. Богатырева, М.А. Косткина // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). - Казань: Бук. - 2018. - С. 11-16.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии [Текст]: учебнометодическое пособие / Н.М.Борозинец, Т.С. Шеховцова - Ставрополь: издво СКФУ. - 2008. - 224 с.
6. Буцкая, Ж.Н. Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Ж.Н. Буцкая // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 279-280.
7. Быцай, А.К. К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую дизартрию [Текст] / А.К. Быцай // Молодой ученый. - 2017. - №50.1. - С. 56-59.
8. Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А.В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 495-497.
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская - М.: ACT Астрель. - 2010. - 141 с.
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова - СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2004. - 144 с.
11. Гарева, Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Т.А. Гарева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий. - 2013. - С. 95-97.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Калашникова, О.Е. Роль игровой деятельности при коррекции дыхания у детей [Текст] / О.Е. Калашникова // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - под общ. ред. М.А. Поваляевой. - Ростов-на- Дону: Феникс. - 2002. - С.225-229.
14. Капицына, Г.А. Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ [Текст] / Г.А. Капицына // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 40-43.
15. Киреенкова, С.Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией [Текст] / С.Л. Киреенкова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 690-692.
16. Котова, С.В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики [Текст] / С.В. Котова // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 59-62.
17. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст]: учеб. пособ. для студ. вузов. / Е.В. Лаврова - М.: В. Секачев, 2016. - 182 с.
18. Лавская, Н.С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей [Текст] / Н.С. Лавская, Т.П. Ковалева // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 512-514.
19. Лебедева, А.М. Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения [Текст] / А.М. Лебедевская // Молодой ученый. - 2017. - №28. - С. 90-93.
20. Лопатина, Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
21. Любалина, А.А. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения [Текст] / А.А. Любалина // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 794-796.
22. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет [Текст] / Н.В. Макарова. - СПб: КАРО. - 2004. - 48 с.
23. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова // Специальная психология - под ред. В. И. Лубовского. - М. - 2008. - 120 с.
24. Микляева, Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением [Текст] / Ю.В. Микляева - М.: Айрис-пресс. - 2010. - 115 с.
25. Новикова, Н.В. Специальные упражнения для развития речевого дыхания у детей-логопатов [Текст] / Н.В. Новикова // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. (с международным участием) «Актуальные вопросы реабилитологии и пути их решения» (Нижний Новгород, 15-16 декабря 2005 года) / Под ред. С. В. Карачаровой. - Нижний Новгород: НФ СГУТ и КД. - 2006. - С. 253-255.
26. Нурмухамедова, М.А. Исследование расстройств слухового анализатора у детей с различными формами детского церебрального паралича [Текст] / М.А. Нурмухамедова, З.С Мовлонов // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 155-158.
27. Позднякова, Н.Ю. Логоритмические занятия как эффективная форма работы по преодолению тяжёлых нарушений речи [Текст] / Н.Ю. Позднякова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 116-118.
28. Пушкина, Т.Н. Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний [Текст] / Т.Н. Пушкина // Молодой ученый. - 2017. - №6.
- С. 204-207.
29. Раскова, Г.В. Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей дошкольников [Текст] / Г.В. Раскова, Т.А. Власова, О.В. Анохина // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 125-127.
30. Русакова, Е.А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Русакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация. - 2016. - С. 121-124.
31. Сермеева, Н.В. Особенности речевого дыхания у детей-логопатов [Текст] / Н.В. Сермеева // Проблемы реабилитации: сб. статей. - 2005. - С. 64-65.
32. Соботович, Е.Ф. Нормативные показатели речевого развития (в его фонетико-фонематическим звене) детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Ф. Соботович // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 24-28.
33. Соботович, Е.Ф. Содержание логопедическое работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Ф. Соботович // Теория и практика современной логопедии: 36. научных трудов: Вып. 3. - М.: Актуальное образование. - 2007. - С. 25-37.
34. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология.
- 1974. - № 4. - С. 12-20.
35. Ханафина, Г.Р. Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений графомоторных навыков [Текст] / Г.Р. Ханафина, А.С. Иванова // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 525-527.
36. Хохлова, Э.Г. Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией [Текст] / Э.Г. Хохлова // Молодой ученый. - 2018. - №51. - С. 102-105.
37. Черепаня, Н.И. Проблемы готовности ребенка к школе [Текст] / Н.И. Черепаня // Педагогика и психология: Формирование личности: проблемы и поиски. Сб. научн. работ. - Вып. 33. - М. - 2004. - С. 421-426.
38. Шелгунова, Н.Б. Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга [Текст] / Н.Б. Шелгунова // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 209-211.
39. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой [Текст] / М.Н. Щетинин. - М.: Метафора. - 2010 - 368 с.
40. Boliek, C., Bakhtiari, R., Reed, AJ., Mager, BJ., Cribben, I., Gyane, HHM., et al. Neural and physiological changes following intensive voice therapy in children with motor speech disorders secondary to cerebral palsy // 19th International Congress of Parkinson’s Disease and Movement Disorders. - San Diego: CA. - 2015. - June. - Р. 14-18.
41. Forrest, K., Iuzzini, J. A comparison of oral motor and production training for children with speech sound disorder // Seminars in Speech & Language. - 2008. - Vol. 29(4). - P. 304-311.
42. Kristen, M., Katherine, C., Hustad, J. Acoustic Predictors of Pediatric Dysarthria in Cerebral Palsy // Speech Lang Hear Res. - 2018. - Mar. - 61(3). - Р. 462-478.
43. Kristen, M., Katherine, C., Hustad, J. Data-Driven Classification of Dysarthria Profiles in Children With Cerebral Palsy // Speech Lang Hear Res. - 2018. - 61(12). - Р. 2837-2853.
44. Levy, E.S. Implementing two treatment approaches to childhood dysarthria. International Journal of Speech // Language Pathology. International Journal of Speech Language Pathology. - 2014. - (4). - Р. 344-354.
45. Solomon, N., Charron, S. Speech Breathing in Able-Bodied Children and Children With Cerebral Palsy // American Journal of Speech-Language Pathology. - 1998. - Vol. 7. - P. 61-78.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ