Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СЕДЬМЫХ КЛАССАХ

Работа №36235

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
679
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы технологии коллективного способа обучения в процессе активации познавательного интереса учащихся средней школы на уроке 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «технология
коллективного способа обучения» и «познавательный интерес» в психологопедагогической литературе 10
1.2. Особенности проектирования и реализации технологии коллективного
способа обучения на уроке 22
1.3 Формы, методы и приемы технологии коллективного способа обучения
на уроке 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по технологии коллективного способа обучения в процессе активации познавательного интереса учащихся
в средней школе на уроке 39
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 39
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 49
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента 59
2.4. Статистический анализ экспериментальных данных 66
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 80

В современном мире стремительно растет значение образования и человеческого капитала как важнейших факторов конкурентоспособности страны. Социальный заказ на формирование успешной личности, готовой обучаться и развиваться в течение всей своей жизни и способной адаптироваться к новым условиям определяет необходимость постоянного совершенствования системы образования. Для того, чтобы успешно конкурировать с системами образования других стран, российской системе образования необходима всесторонняя модернизация, активная государственная образовательная политика и ее поддержка со стороны педагогов и общественности [43].
Модернизация школьного образования осуществляется на основе таких государственных документов как национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект «Модернизация образования», концепция развития образования РФ до 2020 г. и т.д. Утверждение нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ставит перед школой качественно новые, неизмеримо более сложные, чем прежде, задачи. Внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс вызывает необходимость создания более развитой системы образовательной деятельности обучающихся путем проектирования уроков на основе различных современных образовательных технологий [20].
По результатам анализа исследований выявлено, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становится все более востребованным в современных российских реалиях, позволяют максимально раскрыть творческие способности обучающихся и выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом их 4 наклонностей, интересов и потребностей [4].
Актуальность: Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Только стимулируя познавательную активность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии [10].
Повышать познавательный интерес можно с использованием различных методов и приемов в обучении. Но в связи с модернизацией образования лучше применять более усовершенствованные технологии, например, приемы коллективного способа обучения [18].
Анализ научной литературы показал, что различные аспекты формирования познавательной деятельности с целью повышения уровня образованности применительно к средней общеобразовательной школе исследованы Ю.К.Бабанским, И.Н.Пономаревой, Н.М.Верзилиным, М.А.Даниловым, В.М.Корсунской, Л.В.Занковым, И.Я.Лернером, П.И.Пидкасистым, И.П.Подласовым и др., освещены многие стороны данной проблемы, но очень многие вопросы остаются спорным. Изучение результатов поиска решения этой проблемы показывает, что воспитательно - образовательный процесс в школе в целом обладает большими возможностями для формирования у школьников познавательной деятельности [23].
Возникает противоречие: между объективной потребностью в реализации возможностей технологии коллективного способа обучения в активации познавательного интереса обучающихся, а с другой, неразработанностью организационно-педагогических условий для эффективной реализации этих возможностей обусловили проблему исследования.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы возможности технологии коллективного способа обучения при активации познавательного интереса у учащихся средней школы?
Цель работы: выявить роль технологии коллективного способа обучения в процессе познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
Объект исследования: процесс активации познавательного интереса учащихся седьмых классов с применением коллективного способа обучения.
Предмет исследования: технология коллективного способа обучения в процессе активации познавательного интереса учащихся седьмых классов на уроке биологии.
Цель, объект и предмет позволили выдвинуть рабочую гипотезу: использование приемов коллективного способа обучения для активации познавательного интереса учащихся на уроках биологии будет наиболее эффективным, если:
-опираться на сущностные характеристики понятий «технология коллективного способа обучения» и «познавательный интерес»;
-определить начальный уровень познавательного интереса учащихся;
- включать приемы коллективного способа обучения в различные этапы урока (последовательность применения приемов строго не определена).
В соответствии с выдвинутыми гипотезой, проблемой, целями, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить начальный уровень познавательного интереса учащихся седьмых классов на уроке биология;
2. проектировать и реализовать уроки с применением технологии коллективного способа обучения в процессе преподавания биологии;
3. определить влияние использования технологии коллективного способа обучения в процессе активаци познавательного интереса у учащихся седьмых классов на уроках биологии;
4. проанализировать результаты эксперимента.
Теоретико-методологическая основа выпускной квалификационной
работы:
Теоретическая и практическая важность проблемы формирование личности ребенка при реализации коллективного способа обучения были отражены во многих трудах отечественных и современных ученых и психологов: А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, Л.И.Новикова, М.В.Виноградова, Х.И.Лийметс, В.В.Котов и др.
Методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,
методической и специальной литературы по заявленной проблеме, изучение учебно-методической документации;
-эмпирические: социологический метод (тестирование, анкетирование), метод педагогического эксперимента, изучение продуктов деятельности (тетради);
-статистические: качественная и количественная обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ
«Казанской кадетской школы-интерната имени Г ероя Советского Союза Б. К. Кузнецова» Вахитовского района г.Казани.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались уроки биологии с технологией
коллективного способа обучения в седьмых классах с целью формирования мотивации к изучению данного предмета и активации познвательного интереса.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, были определены теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования.
Выявлена роль, обоснована и апробирована на практике технология коллективного способа обучения на уроках биологии для повышения мотивации учебной деятельности на занятиях и активации познавательного интереса у учеников средней школы.
Теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал, касающихся методов, видов и правил технологии коллективного способа обучения используемых учителем на уроках биологии.
Практическая значимость приемы технологии коллективного способа обучения, апробируемые в данной работе, являются эффективными, поэтому могут применяться преподавателями на уроках биологии в школах для повышения уровня познавательного интереса учащихся.
Апробация результатов исследования проводилась непосредственно через проведение уроков по биологии.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активации познавательного интерса учащихся седььмых классов на уроках биологии при применения технологии коллективного способа обучения, в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного нами исследования позволили выявить эффективность применения технологии коллективного способа обучения в
учебной деятельности, как способа повышения познавательного интереса, их успеваемости и мотивации.
Примененяя на своих уроках технологию коллективного способа обучения, можно выполнить одну из важных и сложных задач, которую должен решать каждый учитель в соответствии с ФГОС, - применять
деятельностный подход и формировать самостоятельное, активное,
творческое мышление учащихся.
Развитие таких способностей осуществляется лишь тогда, когда учитель предлагает ученику самостоятельно находить ответы на
поставленные задачи в ходе урока. Таким путем организовать учебную
деятельность на уроке биологии позволяет технология коллективного
способа обучения, которая позволяет сформулировать необходимую закономерность творческого мышления.
После применения данной технологии было выявлено, что у учащихся значительно повысилась заинтересованность в обучении, они стали более самостоятельны в поисках пути решения биологических задач, появилась
мотивация к познанию и изучению биологии, а также улучшилось эмоциональное отношение к предмету.
Актуальность исследования проблемы активации познавательного интереса у учащихся седььмых классов обусловлена изменением
образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН ( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Проблема эффективной активации познавательного интереса – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию
знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учѐных в нахождении путей формирования метапредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что
современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещѐ не готова справиться с объективными факторами, которые определяют развитие
общепознавательных действий учащихся, и грамотн, на научной основе, обеспечить развитие метапредметных действий учащихся седьмых классов в оценочной деятельности. В ходе теоретического и экспериментального
исследования в данной работе были решены следующие задачи:
1. Определить начальный уровень познавательного интереса учащихся
седьмых классов на уроке биология;
2. проектировать и реализовать уроки с применением технологии
коллективного способа обучения в процессе преподавания биологии;
3. определить влияние использования технологии коллективного способа обучения в процессе активаци познавательного интереса у учащихся
седьмых классов на уроках биологии;
4. проанализировать результаты эксперимента.
Сравнительно – сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «технология коллективного способа обучения» и «познавательный интерес». Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации
учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной
активности.
В ходе изучения научной литературы было установлено преимущества коллективных способов обучения:
-в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
-в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается
работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
-каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
-повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
-отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
-формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
-обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Биология как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения многих школьным дисциплинам.
В частности на уроках биологии есть возможность эффективно организовать работу по активации познавательного интереса учащихся.


Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев.– М: Просвещение, 1997. – 165с.
2. Андриенко О.А. Педагогика. Введение в педагогическую деятельность: учебно-методическое пособие. – Орск: Издательство Орского гуманитарно-технического института, 2018 – 100с.
3. Архипова М.С. Основы коллективного способа обучения / М.С.Архипова // Народное образование. – 2008. №5.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.Бабанский. –М: Просвещение, 1989. – 608с.
5. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для
поступающих в ВУЗы / Т.Л.Богданова. – М: "Высшая школа", 2012. – 350с.
7. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. общая методика преподавания
биологии / Н.М.Верзилин. – М: Просвещение, 1976. – 382с.
8. Выдрина М.К. Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроке / М.К.Выдрина // Первое сентября – 2005. №14.
9. Граничина О.А. Статистические методы психологи-педагогических
исследований: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002.
– с.48; ил.
10. Гросс К.Душевная жизнь ребенка. – Киев.,1996.- 242 с.
11. Дворецкая Т.Ю. Сочетание индивидуальных и коллективных видов
деятельности учащихся при изучении биологии / Т.Ю.Дворецкая. – Тамбов,
1998. – 47с.
12. Дьяченко В.К. Обучение по способностям / В.К.Дьяченко //
Народное образование. — 1994. №2-3.
13. Джон Дьюи о социальной роли образования. /Философия
образования. №1.- Новосибирск, 2006. – 139 c.76
14. Евсеева Н.П. Современные образовательные технологии /
Н.П.Евсеева // Народное образование. – 1994. № 2.
15. Жныкина А.М. Развитие познавательной активности учащихся на
уроках биологии / А.М.Жныкина. – М: Педагогика, 2001. – 98с.
16. Зеньковский В.В. Проблемы современного образования /
В.В.Зеньковский. – М: Просвещение, 2004. – 158с.
17. Иванова Н.Г. Материалы курса «Использование игр на уроках
биологии»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2014. – 72
18. Ильина Т.А., Педагогика. - М., Просвещение, 1984. - 496 с.
19. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.
20. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий:
Пособие для преподавателей. СПб, КАРО, 2002.- 368 с
21. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика»
1985. - 57-61с.
22. Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные
технологии: природа, проектирование, реализация. – Волгоград., Перемена,
1999. - 195с.
23. Лернер Е.И. Формирование активной позиции школьника в
учебном процессе / Е.И.Лернер // Педагогика. — 2001. №5.
24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте / А.К.Маркова. – М: Просвещение, 1994. – 96с.
25. Миркин Н.Н., Наумова Л.Г. Влияние коллективной работы на
приобретение знаний и умений / Н.Н.Миркин // Народное образование –
2004. №2.
26. Морозоев С.С. Оригинальные способы активизации знаний
учащихся на уроках биологии / С.С.Мирозоев // Первое сентября. – 2005.
№18.77
27. Новиков Д.А. « Статистические методы в педагогический
исследованиях ( типовые случаи)». М.:МЗ- Пресс, 2004. – 67с.
28. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек
29. Панкратова А.О. Развитие познавательных способностей учащихся /
А.О.Понкратова // Первое сентября – 2005. №2.
30. Пидкасистый П.И., Коротаев Б.И. Организация деятельности
ученика на уроке / П.И.Пидкосистый. – М: Знание, 1985. – 80с.
31. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии /
И.Н.Пономарева. – М: Академия, 2003. – 266с.
32. Пономарева И.Н. Условия эффективности деятельности учащихся
/ И.Н.Пономарева // Педагогика – 2003. №4.
33. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе
дидактического и методического усовершенствования / Г.К.Селевко. – М:
НИИ школьных технологий Народного образования, 2005. – 288с.
34. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т.
Т.2. / Под ред. Селевко Г.К. М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 - 816с.
35. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н.Скаткин.
– М: Педагогика,1984. – 96с.
36. Соколов В.Е. Преимущества группового обучения / В.Е.Соколов //
Первое сентября – 1999. № 22.
37. Сорокин В.В. Об организации деятельности учащихся /
В.В.Сорокин // Педагогика, 1998. №6.
38. Справочник администрации школы по организации учебного
процесса. / Под ред. В.М.Лизинского. Часть 3. — М: "Центр
«Педагогический поиск», 2001. – 160с.
39. Усманова С.Х. Применение игровых технологий на различных
этапах урока информатики [Электронный ресурс]/ - С.Х. Усманова//Интернет
и образование.-2016.-Т.2016,№2.- Режим доступа: openclass/io/2/igrovye,
свободный. - Загл. с экрана.78
40. Усова А.П. «Об организации обучения школьников» - раздел
Педагогика, - 2008.
41. Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания: Опыт
педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский – М.: Книга по
Требованию, 2014. – 769 с.
42. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред.
А.К.Макаровой. – М: Педагогика, 1982. – 190с.
43. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. -
М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992 – 464 с.
44. Шайхетдинова Л. Р. Проблемные технологии как фактор
познавательной деятельностии учащихся [Электронный ресурс]/ -Л.Р.
Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» .-Режим доступа:festival.1september/articles/522077,
свободный.- Загл. с экрана.
45. Шепель В.М. Особенности педагогической технологии. - М.,
ЮНИТИ, 1994. - 194 с.
46. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И.Шамова. – М:
Педагогика, 1982. – 208с.
47. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые
технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998.- 207
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся
в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М: Просвещение, 1979. – 160с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. – М: Педагогика, 1988. –
208с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /
Г.И.Щукина. – М: Педагогика, 1971. – 352с.
Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.
51. Antony Е. Approach, Method and Technique. - English Language
Teaching, 2001, vol.79
52. Asher J. Children's first language as a model for second language
learning // Modem language journal.-1972.-№56,-P. 133-139.
53. Canale M, From communicative competence to communicative
language pedagogy // Language and communication / Ed. by J.C.Richards,
R.W.Shmidt.-London - New York; Longman, 2007.-P.2-21.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ