Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КСО (КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ) НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №60375
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбиология
Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения технологии коллективных способов обучения в реализации требований современных образовательных стандартов 7
1.1 Современные педагогические технологии в преподавании биологии 7
1.2 Методика коллективного способа обучения 18
1.3 Требования современного образовательного стандарта к преподаванию биологии 29
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Использование технологии коллективных способов обучения в
преподавании биологии 37
2.1 Организация и методики исследования 37
2.2 Исследование уровня познавательной активности, толерантности, эмпаии
у учащихся 7 класса 42
2.3 Педагогическое обеспечение использования технологии коллективных способов обучения на уроках биологии 55
2.4 Анализ результатов исследования 69
Выводы по главе 2 95
Заключение 100
Библиография 107
Приложения

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение технологии коллективных способов обучения открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по биологии [7].
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать различные принципы обучения.
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении технологии коллективных способов обучения, как действенного фактора, стимулирующего образовательный процесс, повышающего активность обучающихся, способствующего выработке установки на преодоление трудностей в процессе познания, развитию коммуникативных навыков, развитию креативного мышления, творческих способностей, а также формированию познавательной активности, формированию толерантности, эмпатии у учащихся.
Цель исследования: рассмотрение технологии коллективных способов обучения на уроках биологии в реализации требований современных образовательных стандартов.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: технологии коллективных способов обучения как средство развития познавательной активности, формирования толерантности, эмпатии у учащихся на уроках биологии.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что применение технологии коллективных способов обучения на уроках биологии будет способствовать развитию познавательной активности у учащихся, формированию толерантности, эмпатии у подростков.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть современные педагогические технологии в преподавании биологии.
2. Изучить методику коллективного способа обучения.
3. Определить требования современного образовательного стандарта к преподаванию биологии.
4. Провести экспериментальную работу по использованию технологии коллективных способов обучения на уроках биологии.
5. Доказать преимущество технологии коллективных способов обучения на уроках биологии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование учащихся, методы качественного и количественного анализа, статистическая обработка полученных данных.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности:
а) постановочный (21.03.2016 - 1.01.2017 г.г.) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической, методической литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
б) собственно-исследовательский (1.01.2017 - 23.05.2017 г.г.) -
разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
в) интерпретационно-оформительский (23.05.2017 - 01.06.2017 г.г.) - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал по технологии коллективных способов обучения, рассмотрены требования современного образовательного стандарта к преподаванию биологии, выявлена специфика использования технологии коллективных способов обучения на уроках биологии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке экспериментальной проверке технологии коллективных способов обучения биологии в 7 классе, позволяющей формировать активную личность, в разработке и внедрении в практику школы методических рекомендаций по проведению уроков биологии в 7 классе с усилением компонента технологии коллективных способов обучения.
Апробация результатов исследования проводилась в
МБОУ«Высокогорской средней общеобразовательной школе №3» Высокогорского района РТ через проведение уроков, участие в методическом объединении учителей биологии.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий активизации учебно-познавательной деятельности в обучении, апробацией результатов исследования, вариативным психолого¬педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения развивающих технологий, формирующих элементы научной деятельности творческого поиска на уроках биологии. Рассмотрена технология коллективных способов обучения на уроках, а также необходимость учета возрастных психологических особенностей средних подростков в организации личностно¬ориентированного обучения. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии коллективных способов обучения в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами, диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Анализ проблемы исследования показал, что технология коллективных способов обучения сегодня становится исторически новым методом обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно- урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар. Основываясь на теоретических положениях, мы можем сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
2. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно - волевой регуляции.
3. КСО - это новая педагогическая эпоха с бесконечным количеством новых - еще невиданных и, может быть, даже невообразимых для современных педагогов - образовательных технологий, методик и систем. Уже в наши дни в разных школах учителя младших и старших классов применяют и совершенствуют несколько десятков методик коллективных учебных занятий (КУЗ). Эти методики или педагогические технологии разделяются на две группы: методики сотрудничества учащихся «по горизонтали»; методики сотрудничества учащихся «по вертикали».
4. При использовании КСО на уроках сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит материал самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения на развитие речи, слова для запоминания и т. д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).
В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит 100
обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам, при коллективном - все делает коллектив. У педагога, наконец, появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой - умения общаться в сотрудничестве, решать учебные задачи.
В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки интенсивно заниматься самообразованием.
5. Как показал констатирующий эксперимент в 7 «А» и 7 «Б» наиболее выражена умеренная и слабая степень познавательной активности. В 7 «А» умеренная и слабая степень составляет 45,8%, в 7 «Б» умеренная степень составляет 44%, слабая степень - 40%. Однако, необходимо отметить, что в 7 «А» сильная степень выраженности познавательной активности представлена меньше, чем в 7 «Б»; в 7 «Б» сильная степень выраженности познавательной активности составила 16%, в 7 «А» - 8,4%.
Нами было выявлено, что, по мнению родителей, у 45,8% подростков 7 «А» имеют слабую степень выраженности познавательной активности, 37,5% учащихся 7 «А» имеют умеренную степень выраженности познавательной активности, 16,7% учащихся 7 «А» имеют сильную выраженность
познавательной активности. В 7 «Б», по мнению родителей, преобладает умеренная и слабая степень выраженности познавательной активности у учащихся и составляет 40%, сильная степень выраженности познавательной активности составляет 20%.
Мы определили, что на констатирующем этапе эксперимента доминирующим в обоих группах является низкий уровень развития 101
познавательной активности и составляет в 7 «А» 50%, в 7 «Б» - 44%. Средний уровень в 7 «А» составляет 37,5%, в 7 «Б» - 40%. Высокий уровень развития познавательной активности в обоих классах представлен мало, в 7 «А» он составляет 12%, в 7 «Б» - 16%.
Констатирующий эксперимент показал, что уровень сформированности толерантности у учащихся низкий и составляет 59,3% в 7 «А» и 53,3% в 7 «Б». Эти ребята практически не проявляют толерантности, толерантного поведения по отношению к другим, наблюдаются агрессивные вспышки, враждебность по отношению к другим, не проявляют эмпатии, не мобильны в поведении, не проявляют социальной активности. Эти подростки не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения. Высокий уровень составил в 7 «А» - 19,2%, в 7 «Б» - 20%.
Констатирующий эксперимент показал, что необходима целенаправленная работа по формированию толерантности у подростков.
6. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие познавательной активности, формирование толерантности, эмпатии у подростков эффективно осуществляется в случае использования технологии коллективных способов обучения, эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Наблюдались положительные сдвиги по всем показателям диагностических методик.
7. Так на контрольном этапе исследования мы выявили, что в 7 «А» произошли следующие изменения. Сильная степень выраженности познавательной активности повысилась с 8,4% до 45,8% (данная степень изменилась на 37,4%), умеренная степень выраженности познавательной
активности снизилась с 45,8% до 37,5% (изменения на 8,3%), изменения произошли за счет того, что испытуемые с умеренной степенью выраженности познавательной активности перешли в группу испытуемых с сильной выраженностью познавательной активности. Слабая степень выраженности познавательной активности изменилась с 45,8% до 16,7% (изменения на 29,1%).
Сильная степень выраженности познавательной активности в 7 «Б» изменилась с 16% до 20% (изменение на 4%), умеренная степень выраженности познавательной активности изменилась с 44% до 48% (изменение на 4%), слабая выраженность познавательной активности изменилась с 40% до 32% (изменение на 8%). Таким образом, мы видим, что в 7 «Б» в степени выраженности познавательной активности произошли незначительные изменения.
В 7 «А» сильная степень выраженности познавательной активности по мнению родителей повысилась с 16,7% до 54,2% (данная степень изменилась на 37,5%), умеренная степень выраженности познавательной активности по мнению родителей снизилась с 37,5% до 29,2% (изменения на 8,3%). Слабая степень выраженности познавательной активности изменилась с 45,8% до 16,7% (изменения на 29,1%). Таким образом, мы можем говорить, что познавательная активность учащихся в 7 «А», по мнению родителей
повысилась.
Мы установили, сильная степень выраженности познавательной активности (по мнению родителей) в 7 «Б» изменилась с 20% до 24% (изменение на 4%), умеренная степень выраженности познавательной активности изменилась с 40% до 48% (изменение на 8%), слабая выраженность познавательной активности изменилась с 40% до 28% (изменение на 12%).
Высокий уровень развития познавательной активности повысился с 12,5% до 41,7% (изменения на 29,2%), средний уровень понизился с 37,5% до 103
33,3% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 50% до 25% (изменения на 25%), в 7 «Б» достоверных изменений не обнаружено.
После экспериментальной работы в 7 «А» значительно снизилась ориентация на прямое вознаграждение, понизилась агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность (с 46,2% до 15,4%).
Повысился показатель стремления при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми (с 15,4% до 38,4%).
Показатель заинтересованности в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели повысился с 38,4% до 46,2%.
После эксперимента у учащихся 7 «А» среди всех качеств толерантной личности выделились такие как - уравновешенность (3), уступчивость (3,33), уважение к лицам другой национальности (3,6), эмпатия (4), готовность помогать другим (4,3), умение понять иную точку зрения (3,38), умение прощать ошибки и заблуждения других (3,29), уважение иных вкусов и обычаев (3,5), доброжелательность во взаимоотношениях (3,5).
Анализ результатов изучения уровней эмпатических тенденций позволяет нам сделать следующие выводы по 7 «А»: высокий уровень эмпатических тенденций после эксперимента повысился с 15,4% до 30,8%, средний уровень эмпатических тенденций понизился с 38,5% до 34,6%, низкий уровень эмпатических тенденций повысился с 26,9% до 30,8%, очень низкий уровень эмпатических тенденций понизился с 19,2% до 3,8%. Таким образом, полученные нами данные говорят об эффективности проведенной работы в 7 «А». В 7 «Б» по всем изучаемым показателям существенных изменений не выявлено.
Высокий уровень сформированности толерантности в 7 «Б» после эксперимента повысился с 19,2% до 42,3%; средний уровень повысился с 26,9% до 34,6%; низкий уровень соответственно понизился с 53,9% до 23,1%. Полученные нами данные подтверждаются методами математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
8. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс развития познавательной активности, формирования толерантности, эмпатии у подростков будет эффективным при использовании технологии коллективных способов обучения.


1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2011. - 375 с.
2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. для учителя / Ш.А.Амонашвили. - Киев: Освита,
2011. - 110 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя / Н.П.Аникеева. - М.: Варгус, 2012. - 144с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - М: Просвещение, 2012. - 165с.
5. Архипова М.С. Основы коллективного способа обучения / М.С.Архипова // Народное образование. - 2012. - №5. - С. 8-15
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский. - М: Просвещение,
2011. - 208 с.
7. Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы / Т.Л.Богданова. - М: Высшая школа, 2011. - 350с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. - М.: Педагогика,
2012. - 271 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2011. - 439 с.
10. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б.Бондаревский. - М.: АСТ Пресс, 2012. - 298 с.
11. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М.Верзилин. - М: Просвещение, 2012. - 382 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С.Выготский. - М.: Сфера, 2012. - 541 с.
13. Выдрина М.К. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке / М.К.Выдрина // Первое сентября. - 2011. - № 14. - С. 12-16.
14. Дворецкая Т.Ю. Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности учащихся при изучении биологии / Т.Ю.Дворецкая. - Тамбов, 2012. - 47с.
15. Дьяченко В.К. Обучение по способностям / В.К.Дьяченко // Народное образование. - 2013. - № 2-3.
16. Евсеева Н.П. Современные образовательные технологии / Н.П.Евсеева // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 21-25.
17. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П.Есипов.
- М.: Педагогика, 2011. - 139 с.
18.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В.Заика // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 21-30.
19. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопр. Теории и практики) / Е.В.Коротаева. - Екатеринбург: Фарт,
2012. - 183 с.
20. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя / Л.В.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
21. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю.Н.Калюткин // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 41-44.
22. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И.Лисина // Вопросы психологии, 2012. - № 4. - С.18-35.
23. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипновой. - М.: Педагогика, 2011. - 400 с.
24. Миркин Н.Н., Наумова Л.Г. Влияние коллективной работы на приобретение знаний и умений / Н.Н.Миркин // Народное образование .
- 2011. - № 2. - С. 12-16.
25. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова. - М.: Знание, 2012. - С. 34-58.
26. Морозоев С.С. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии / С.С.Мирозоев // Первое сентября. - 2012. - № 18.
- С. 7-13.
27. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. Пед. учеб.
заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2012. - 695 с.
28. Педагогика / под ред. Г.И.Щукиной. - М: Просвещение, 2012. - 429 с.
29. Педагогический поиск. - М.: Сфера, 2012. - 544 с.
30. Педагогическое наследие: И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, Д.Локк, Ж. Ж. Руссо. - М.: Сфера, 2012. - 496 с.
31. Полещук О.И., Сергиевский В.В. Оценка познавательной активности одаренной молодежи / О.И.Полещук, В.В.Сергиевский // Квалиметрия человека и образования: методология и практика, - М. - 2012. - № 1. - С. 45-49.
32. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. - М.: Педагогика, 2012. - 148 с.
33. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии /
И.Н.Пономарева. - М: Академия, 2013. - 266с.
34. Пугач Г.В. Познавательная активность человека: Сущность, природа, и социальные предпосылки / Г.В.Пугач. - М.: АСТ Пресс, 2012. - 196 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Сфера, 2012. - 590 с.
36. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования / Г.К.Селевко. - М: Флинта, 2015.
- 288 с.
37. Соколов В.Е. Преимущества группового обучения / В.Е.Соколов // Первое сентября. - 2012. - № 22. - С. 6-12.
38. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Флинта, 2012. - 160 с.
39. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А.Сухомлинский. - М.: Флинта. - 2013. - 590 с.
40. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А.Урунтаевой. - М.: Просвещение, 2012. - 215 с.
41. Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника / М.Н.Шардаков. - М.: Флинта, 2012. - 238 с.
42. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. - М.: АСТ Пресс, 2012. - 216 с.
43. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. - М.: Флинта, 2012. - 354 с.
44. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И.Щукина. - М.: Варгус, 2013. - 319 с.
45.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. - М.: Модек, 2013. - 416 с.
46. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т.2. / Под ред. Г.К.Селевко. - М: АСТ Пресс, 2013 . - 388 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.