ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО И ПРОЕКТНОГО
ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ 7
1.1 Процессный подход к управлению 7
1.2 Проектный подход к управлению 14
1.3 Сравнение процессного и проектного подходов к управлению 21
2 АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ООО «ФРАНЧАЙЗИНГ5» 30
2.1 Общая организационно - экономическая характеристика ООО
«Франчайзинг5» 30
2.2 Характеристика процессного подхода к управлению проектами в ООО
«Франчайзинг5» 34
2.3 Анализ эффективности процессного подхода к управлению проектами в
ООО «Франчайзинг5» 37
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССНО-ПРОЕКТНОГО
ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ООО «ФРАНЧАЙЗИНГ 5» 55
3.1 Рекомендации по повышению эффективности бизнес-процессов
организации 55
3.2 План совершенствования бизнес-процессов в компании «Франчайзинг5» 62
3.3 Система описания бизнес-процессов через должностные инструкции
сотрудников 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
ЛИТЕРАТУРА 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Приложение А 81
Приложение Б
Повышение эффективности организационного управления — как правило, достаточно актуальная проблема экономической и хозяйственной деятельности. Большое количество компаний ежедневно ищут пути совершенствования своей работы, постоянной систематизации и автоматизации своих действий. Для решения данной проблемы меняют топ- менеджеров, изучают подходы конкурентов в своей отрасли, а также испытывают опыт организационного управления других предметных областей.
Систематизация действий организации привела к выявлению двух основных видов «активности»: повторяющаяся и разовая. На основе данного деления выявляют два подхода к управлению. Процессный подход подразумевает процессы, повторяющиеся регулярно. Проектный подход основывается на «разовой» активности, единичные процессы, которые после осуществления более не повторяются в таком виде.
Стоит заметить, что даже при проектном управлении существуют одинаковые процессы, повторяющиеся. Однако, как правило, многие компании не видят смысла в их систематизации и регламентации. В связи с этим, возникают случаи, когда именно на повторяющихся процессах работа останавливается или задерживается.
Поэтому важным компонентом проблемы повышения эффективности организационного управления является задача создания системы проектного управления в виде совокупности различных процессов, таких как: планирование, координация и контроль проектной деятельности.
Постоянное развитие подходов привело к унификации процессов управления проектами и появлению многочисленных международных и национальных стандартов, отражающих опыт и успешные практики управления проектами. Например, американский стандарт PMBOK Guide, ISO 21500, великобританский стандарт BS 6079-1 и др.
Компании не только обучают и сертифицируют своих топ-менеджеров мировым стандартам, но и охотно используют программные продукты для систематизации своей деятельности и удобства ведения проектного управления. Среди них есть базовые решения, их также называют рамочными или типовыми, например, PMI (процессная модель), IPMI («менеджерский подход»), Agile и др. А также используют сложные продукты, которые включают типовые решения, как правило, такое программное обеспечение создается под определенную компанию и под определенные задачи.
Применяемые технологии позволяют влиять на пути достижения целей проекта, сроки, качество и стоимость выполнения работ. То есть их можно отнести к главным рычагам управления проектами. Поэтому к выбору метода управления нужно подходить очень внимательно.
Все вышесказанное определяет актуальность темы дипломной работы.
Цель работы: выявить слабые стороны процессно-проектного управления компании «Франчайзинг5» и разработка действенного решения, для повышения эффективности организационного управления.
Задачи:
• определить основные действия в части проектном управлении компании «Франчайзинг5», которые являются повторяющимися процессами;
• на основе исследований коллаборации процессного и проектного управления, предложить новый способ (продукт) компании, который позволит оптимизировать определенные процессы.
Объектом исследования являются процессы компании « Франчайзинг5 ».
Предметом исследования является эффективность управления процессами компании «Франчайзинг5».
Источниками информации для анализа служат статистика по закрытию проектов, способы ведения проектов, закрывающая отчетность по проектам.
Методы проведенных исследований:
1) теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, заключения);
2) практические (наблюдение, анализ, логический, сравнительный).
В данной работе рассматриваться два основных подхода к управлению, их существенные отличия и возможность совместного применения. Также предложены инструменты по повышению эффективности работы проектного отдела и компании в целом. Решение, предложенное рассматриваемой организации, также может стать конкурентным преимуществом и быть упаковано в отдельный продукт, и быть предложено заказчикам.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена повышению эффективности процессно-проектного подхода к управлению в компании «Франчайзинг5 ».
В ходе работы я рассматривала два основных подхода к управлению, их существенные отличия и возможность совместного применения. Также предложила инструменты по повышению эффективности работы проектного отдела и компании в целом.
Следует отметить, что основное различие между проектом и процессом в организации состоит в том, что проект в отличие от процесса работает с уникальным результатом и уникальным набором связанных задач. Использование проектного и процессного подхода к построению системы управления организацией даст возможность получить эффект содействия. В процессе развития компании необходимо скоординировано использовать методы процессного и проектного подходов к построению системы управления организации.
Важным вопросом является измерение степени уникальности процессов, а также процедура перевода процесса с системы проектного управления в систему процессного управления. Уникальный характер измеряется объемом и периодичностью вносимых изменений в процесс при каждой его реализации и различия между результатами и продуктами, образующихся на выходе в конце реализации процесса.
Проведя несколько вариантов анализа, а также по большей части ориентируясь на пожелания и виденье руководства компании, опытным путем было выявлено решение, которое позволило в кратчайшие сроки приступить к оптимизации бизнес-процессов.
Основные выводы, к которым я пришла, проводя анализ деятельности компании, состоят из следующих аспектов:
• Отсутствие описания бизнес-процессов как есть;
• Отсутствие описанного регламента взаимодействия сотрудников внутри бизнес-процессов;
• Отсутствие прослеживаемости выполнения бизнес-процессов.
Все это ведет за собой то, что организация в неожиданный для себя момент может потерять часть бизнес-процессов, в случае увольнения человека. Отсутствие регламента выполнения приведет к тому, что сотрудники попросту не будут знать где брать необходимую информацию, а также как с ней работать.
Компания «Франчайзинг5» является консалтинговой, то есть представляет услуг по большей части консультационного характера, в сегменте франшиз. Консалтинг подразумевает под собой завязку на людях. То есть все функции и действия организации представляют работу людей. Все бизнес процессы компании также завязаны на людях. Отсюда следует, что оптимизировать и регламентировать бизнес-процессы нам нужно для удобства людей.
Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что необходимо описать все должностные инструкции сотрудника со стороны их должностных инструкций. Опробовав несколько нотаций описания бизнеспроцессов, я выявили, что они не подходят под требования компании. На данном этапе и возникла модель, которая была предложена руководству компании. Продемонстрировав данную модель начальникам отделов и групп, я получили обратную связь сотрудников о ее удобстве.
На данный момент описано уже 4 руководящие должности. В данной работе представлены примеры подобной инструкции, но в сжатом виде, по причине того, что все инструкции компании являются коммерческой тайной организации.
Описание всех процессов компании через должностные инструкции позволит в первую очередь при трудоустройстве новых сотрудников очень быстро влиться в работу. А также действующим сотрудникам вносить изменения в работу, вносить улучшения в должностные инструкции коллег, если они видят пути оптимизации.
Описанные должностные инструкции позволят в краткие сроки оптимизировать бизнес-процессы компании, благодаря тому, что наконец-то все действия будут закреплены за определенными сотрудниками, а значит не пропадут из виду.
1. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П. Анализ и управление бизнес-процессами: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2016. - 112 с. - 100 экз.
2. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - Москва: Инфра-М, 2017. - 256 с. - 200 экз.
3. Нотация IDEF0 [Электронный ресурс]: www.businessstudio.com (Дата обращения: 06.06.2019)
4. Х. Дж. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху. - Санкт-Петербург: Издательский Дом ПИТЕР, 2004. - 260 с. - 300 экз.
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования
[Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/1200124394/ (Дата
обращения 07.05.2019)
6. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». —
2016. — Т. 17. — С. 363—368. — URL: http://e-koncept.ru/2016Z46249.htm (Дата обращения 04.05.2019)
7. Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад. - М.: ИЭ РАН, 2017. - 54 c.
8. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур и др.; под общей редакцией И.И Мазура, В.Д. Шапир. - 9 -е изд., стер. М., 2013 - 456 с.
9. Бакланова Ю. О. Управление портфелем проектов развития организации. - Москва: МЦНИП, 2013. - 100 с. - 300 экз.
10. Жукова, Т.Н. Проектное управление (методологический аспект): Монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 170 с.
11. Ляндау Ю.В., Пономарёв М.А. Процессное управление и инновации в ресторанном бизнесе // Менеджмент сегодня. — 2011. — № 3.
12. Ляндау Ю.В. Процессно-проектное управление. Монография. — М.: Палеотип — 111 с.
13. Официальный сайт компании «Франчайзинг5» [Электронный ресурс]: Шрв://франчайзинг5.рф (Дата обращения 07.05.2019)
14. Стандарт PMBoK по управлению проектами [Электронный ресурс]: https://finswin.com/proiects/metody/pmbok.html (Дата обращения 07.05.2019)
15. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление:
Учебник / В.Г. Елиферов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.
16. Лапыгин Ю.Н. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 311 с.
17. Маслов Д., Мазалецкая А., Стид К. Модель совершенствования EFQM
// Высшее образование в России. 2005. №9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/model-sovershenstvovaniya-efqm (Дата
обращения: 01.06.2019)
18. Маховикова Г.А., Касьяненко Т.Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 464 с.
19. Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 c.
20. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.
21. Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент: учебное пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 187 с.
22. Цаприлов Д. Построение системы процессного управления как элемента системы менеджмент акачества / Д. Цаприлов, А. Чудаев // Стандарты и качество. - 2012. - №6. - С.38-43 Костров А. В.
23. Ковалев С. Современные методологии описания бизнес-процессов: просто - о сложном // Консультант директора. - 2012. - С.15-18
24. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. - М.: Альпина Пабл., 2012. - 356 c.
25. Высоцкий А. А. Оргсхема. Как разработать структуру компании. -
Москва. - Visotsky Consulting Int. - 2012. - 238 с. - 3000 экз.