Антропология современных медиа: особенности коммуникативных практик
|
Введение
ГЛАВА 1 АНТРОПОЛОГИЯ МЕДИА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Этапы формирования и развития антропологии медиа за рубежом
1.2 Зарождение и развитие антропологии медиа в России в XX - XXI веке
ГЛАВА 2 НОВЫЕ МЕДИА: ИНТЕРНЕТ
2.1 Особенности Интернета как канала коммуникации
2.2 Трансформация социальных практик в условиях Интернет - коммуникации
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» КАК ПРОСТРАНСТВА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
3.1 Особенности пользования социальной сетью «ВКонтакте»
3.2 Языковая специфика интернет - коммуникации
3.3 Феномен кибербуллинга
Заключение
Список использованных источников и литературы Приложение
ГЛАВА 1 АНТРОПОЛОГИЯ МЕДИА: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.1 Этапы формирования и развития антропологии медиа за рубежом
1.2 Зарождение и развитие антропологии медиа в России в XX - XXI веке
ГЛАВА 2 НОВЫЕ МЕДИА: ИНТЕРНЕТ
2.1 Особенности Интернета как канала коммуникации
2.2 Трансформация социальных практик в условиях Интернет - коммуникации
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» КАК ПРОСТРАНСТВА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
3.1 Особенности пользования социальной сетью «ВКонтакте»
3.2 Языковая специфика интернет - коммуникации
3.3 Феномен кибербуллинга
Заключение
Список использованных источников и литературы Приложение
Антропология медиа - это направление социально-культурной антропологии, изучающее процессы производства и потребления контента медиа. Медиа довольно широкое понятие, включающее в себя все средства коммуникаций, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду, или иначе говоря, медиапространство. Если рассматривать все СМИ (как традиционное, так и новое) в рамках понятия «медиа», то они позволят нам рассмотреть целый пласт человеческой культуры с новой точки зрения.
Стоит отметить особенность развития антропологии медиа в нашей стране. Наибольший интерес у исследователей вызывают этнические СМИ. Это именно те газеты, журналы, радио и телеканалы, которые создаются и транслируются от имени самих этнических сообществ. Данной проблемой в России занимается ряд исследователей, чьи работы заслуживают внимания.
Однако поле нашей работы затрагивает достаточно новое направление медиаантропологии - это исследование интернета, а именно социальных сетей, как вида современных медиа. На сегодняшний день информационные технологии обрели поистине всеобщий характер, полностью изменив человеческое общество. Одним из важных аспектов стало изменение характера власти информационного воздействия. А это в свою очередь изменило характер производства культурных кодов. Теперь возможность к их созданию во многом определяется доступностью общества или отдельного индивида к информационным технологиям. За последнее десятилетие по степени своего воздействия интернет практически вытеснил печатные СМИ и телевидение на второй план. Интернет позволил состояться совершенно новой форме коммуникации.
В связи с динамичным развитием современного мира, в котором так быстро распространяются виртуальные элементы, всестороннее исследование современных медиа, как главной платформы для коммуникаций людей становится актуальным вопросом. Так же актуальность работы обусловлена тем, что данное поле развивается в настоящий момент времени и дает возможность изучать его, будучи в нем.
Объектом исследования в данной работе является Интернет, как новое коммуникативное пространство информационного общества.
Предметом исследования является совокупность видов Интернеткоммуникации, в которых проявляются свойства массовой и межличностной коммуникации.
Цель исследования - выявить особенности коммуникативных практик людей в социальных сетях Российского Интернет пространства (на примере социальной сети «ВКонтакте») и проследить их влияние на реальные социальные практики.
В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
Степень изученности проблемы. Представленная тема предполагает междисциплинарный характер исследования. Литература и источники подразделяются на несколько блоков:
К первой группе относятся исследования СМИ, как за рубежом, так и в России. П. Лазарсфельд, американский социолог, одним из первых начал изучать медиа как отдельное явление. Изучением взаимовлияния СМИ и психологической структурой индивида занимался К.Ховланд. В настоящее время продолжают создаваться концептуальные научные работы по данной проблематике, среди них работы Д. Спитульник «Антропология и массмедиа» , М.А. Патерсон «Антропология и массовая коммуникация. Медиа и миф в новом тысячелетии» и др.
Во вторую группу вошли работы, в которых рассматриваются теория социальных практик и их трансформации в условиях появления Интернета. К теме социальных практик обращались марксисты еще в XIX веке, однако в рамках социологического знания работы по практикам появились в XX веке. Одним из первых эту тему раскрыл П. Бурдье в работе «Набросок теории практики», так же этим вопросом занимался К. Гирц в «Интерпретации культур» . Э. Гидденс и Г. Гарфинкель разработали теорию социальных практик, на основании которых возможно изучить трансформацию социальных практик в виртуальные.
К третьей группе относятся эмпирические исследования, посвященные коммуникации в Интернет-пространстве.
Хронологические рамки работы заключены в период с середины XX века до современности.
Методология исследования. В ходе работы были применены следующие общенаучные методы: анализ, индукция, дедукция, сравнение, конкретизация. Теоретические методы исследования: историко-генетический анализ на основании выбранной литературы (метод, нацеленный на изучение происхождения, этапов развития конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений), структурно-функциональный анализ. В качестве эмпирических методов использовался анализ вторичных данных, интернетопросник (создан на основании Google-форм) и метод глубинного интервью.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Первая глава посвящена изучению истории формирования антропологии медиа за рубежом и в России. Для этого были рассмотрены основные работы по исследованию медиа и предпосылки к формированию антропологического подхода в этих исследованиях. Во второй главе описан новый вид медиа - Интернет, его особенности, как канала коммуникации. Так же изучены социальные практики в теоретических трудах социологов и антропологов, и их трансформация в условиях распространения Интернет-технологий. Третья глава написана на основании эмпирического исследования, куда вынесены полученные в ходе работы результаты.
Стоит отметить особенность развития антропологии медиа в нашей стране. Наибольший интерес у исследователей вызывают этнические СМИ. Это именно те газеты, журналы, радио и телеканалы, которые создаются и транслируются от имени самих этнических сообществ. Данной проблемой в России занимается ряд исследователей, чьи работы заслуживают внимания.
Однако поле нашей работы затрагивает достаточно новое направление медиаантропологии - это исследование интернета, а именно социальных сетей, как вида современных медиа. На сегодняшний день информационные технологии обрели поистине всеобщий характер, полностью изменив человеческое общество. Одним из важных аспектов стало изменение характера власти информационного воздействия. А это в свою очередь изменило характер производства культурных кодов. Теперь возможность к их созданию во многом определяется доступностью общества или отдельного индивида к информационным технологиям. За последнее десятилетие по степени своего воздействия интернет практически вытеснил печатные СМИ и телевидение на второй план. Интернет позволил состояться совершенно новой форме коммуникации.
В связи с динамичным развитием современного мира, в котором так быстро распространяются виртуальные элементы, всестороннее исследование современных медиа, как главной платформы для коммуникаций людей становится актуальным вопросом. Так же актуальность работы обусловлена тем, что данное поле развивается в настоящий момент времени и дает возможность изучать его, будучи в нем.
Объектом исследования в данной работе является Интернет, как новое коммуникативное пространство информационного общества.
Предметом исследования является совокупность видов Интернеткоммуникации, в которых проявляются свойства массовой и межличностной коммуникации.
Цель исследования - выявить особенности коммуникативных практик людей в социальных сетях Российского Интернет пространства (на примере социальной сети «ВКонтакте») и проследить их влияние на реальные социальные практики.
В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
Степень изученности проблемы. Представленная тема предполагает междисциплинарный характер исследования. Литература и источники подразделяются на несколько блоков:
К первой группе относятся исследования СМИ, как за рубежом, так и в России. П. Лазарсфельд, американский социолог, одним из первых начал изучать медиа как отдельное явление. Изучением взаимовлияния СМИ и психологической структурой индивида занимался К.Ховланд. В настоящее время продолжают создаваться концептуальные научные работы по данной проблематике, среди них работы Д. Спитульник «Антропология и массмедиа» , М.А. Патерсон «Антропология и массовая коммуникация. Медиа и миф в новом тысячелетии» и др.
Во вторую группу вошли работы, в которых рассматриваются теория социальных практик и их трансформации в условиях появления Интернета. К теме социальных практик обращались марксисты еще в XIX веке, однако в рамках социологического знания работы по практикам появились в XX веке. Одним из первых эту тему раскрыл П. Бурдье в работе «Набросок теории практики», так же этим вопросом занимался К. Гирц в «Интерпретации культур» . Э. Гидденс и Г. Гарфинкель разработали теорию социальных практик, на основании которых возможно изучить трансформацию социальных практик в виртуальные.
К третьей группе относятся эмпирические исследования, посвященные коммуникации в Интернет-пространстве.
Хронологические рамки работы заключены в период с середины XX века до современности.
Методология исследования. В ходе работы были применены следующие общенаучные методы: анализ, индукция, дедукция, сравнение, конкретизация. Теоретические методы исследования: историко-генетический анализ на основании выбранной литературы (метод, нацеленный на изучение происхождения, этапов развития конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений), структурно-функциональный анализ. В качестве эмпирических методов использовался анализ вторичных данных, интернетопросник (создан на основании Google-форм) и метод глубинного интервью.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Первая глава посвящена изучению истории формирования антропологии медиа за рубежом и в России. Для этого были рассмотрены основные работы по исследованию медиа и предпосылки к формированию антропологического подхода в этих исследованиях. Во второй главе описан новый вид медиа - Интернет, его особенности, как канала коммуникации. Так же изучены социальные практики в теоретических трудах социологов и антропологов, и их трансформация в условиях распространения Интернет-технологий. Третья глава написана на основании эмпирического исследования, куда вынесены полученные в ходе работы результаты.
Изученный в ходе работы материал позволил сделать следующий выводы:
1. Во-первых, стоить отметить, что возникают сложности с трактовкой статуса антропологии медиа (будь это научная дисциплина, область знания, подход), как и четкое определение объекта, предмета и понятийного аппарата, что говорит об отсутствии теоретико-методологической разработанности. Однако, несмотря на отсутствие единого понимания статуса, данное исследовательское направление демонстрирует значимые процессы, влияющие на человека в рамках медиа. Именно антропология позволяет изучить аудиторию СМИ не как массу, а как особую группу индивидов, формирующих новые взаимосвязи, ритуалы и повседневные практики.
2. Во-вторых, необходимо отметить, что классические методы изучения в антропологии и этнографии (опрос, глубинное интервью, включенное наблюдение) являются основополагающими и в направлении антропологии медиа. Однако в рамках нашей работы они сфокусированы на виртуальном мире. Современные технологии позволяют создавать форму для опросов, а современные медиа (в нашем случае социальная сеть «ВКонтакте») дают возможность распространять опросник среди респондентов.
3. Антропология медиа находится на этапе своего формирования, однако основы данной дисциплины были заложены социологами и антропологами раннее. Интерес к личности, ее ценностям и культуре, а так же способности массмедиа влиять на человека и его оценку отмечается уже с середины XX века. Несмотря на междисциплинарный характер данной научной области и преимущественное изучение медиа социологами, во многих зарубежных и отечественных исследованиях возможно выделить антропологический подход.
4. В рамках работы был проведен опрос пользователей социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 27 лет. Так же проведено 5 глубинных интервью. Данный возрастной показатель был выбран в связи с тем, что данная группа является наиболее активной аудиторией. Число опрошенных - 260 человек. Социальная сеть, благодаря своим техническим характеристикам, способна организовать всеобщую включенность в большую общность. Однако эта общность
5. Исходя из полученных данных, мы выяснили, что все индивиды интерпретируют сообщения из сети согласно своим селективным процессам (экспозиции и перцепции в частности). Селективная экспозиция подразумевает стремление людей сталкиваться с теми сообщениями, которые, по их мнению, соответствуют их личным установкам, интересам, убеждениям, а перцепция это психологическая интерпретация сообщения, которая позволяет привести его в соответствие с теми же установками и убеждениями человека. Важным дополнением к этому стоит отметить социальное влияние. Круг общения человека (семья, друзья, коллеги) во многом влияют на то, как человек воспринимает сообщения из Интернета и от СМИ в целом.
6. В ходе работы было установлено, что социальные сети, как вид современных медиа, разрушают «модель привратника» — процесс отбора сообщений редактором, который решает, что попадет или не попадет в повестку дня СМИ. Однако социальные сети с их принципом свободной публикации допускают всех пользователей к созданию неограниченного контента. В наше время СМИ перестало быть промежуточным звеном, посредником в передачи информации. Сейчас Интернет находится в центре конструирования социальной реальности. Те идеи, что распространяются в Интернет - пространстве создаются, транслируются и потребляются одними и теми же людьми.
7. В ходе работы мы выделили количественный показатель, определяющий характер пользования социальной сетью «ВКонтакте». Данным показателем является время пользования. Данные собранные в ходе опроса коррелируют с данными других исследований. Средний показатель нахождения в социальной сети приравнивается к 4 часам в сутки. Однако наблюдается тенденция к его увеличению.
8. Потребность пользования социальной сетью «ВКонтакте» обнаруживаются в мотивах. Среди них: 1. информационный: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем. 2. самоидентификации (идентичности): поиск моделей поведения, подкрепление индивидуальных ценностей. 3. интеграции и социального взаимодействия: выяснение условий существования других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, создание условий для социального общения.
9. Идеи, содержащиеся в сети, распространяются среди пользователей с большой скоростью. Понятия и убеждения, транслирующиеся в Интернете, формируют у человека представления о мире, окружающих и о себе. Они способны сформировать у индивидов символические конструкции, выступая с той же функцией, что и мифы в архаичных сообществах. Интернет, и социальные сети в частности, формируют мысли людей, структурируют опыт и определяют взгляды на различные жизненные процессы.
10. Так же нами отмечено, что возникла новая модель общения - письменная разговорная речь. Русский язык в социальной сети «ВК» представлен в письменном варианте, однако характеристики данного канала коммуникации приближают его к устному формату. Мы предполагаем, что сейчас идет процесс формирования нового стиля в русском языке - стиль Интернет-общения. Он всерьез влияет на речевое поведение всего общества не только в сети, но и в реальной жизни. Язык перестает быть просто средством общения, он конструирует новую виртуальную реальность.
11. Интернет и распространение новых технологий позволили состояться социальным Интернет - практикам. Реальные социальные практики, претерпев трансформацию, переместились в виртуальный мир. Интернет и Интернет - коммуникация стали феноменами повседневности современного человека. Так трансформировалась практика отдыха в традиционном его понимании, процессы обучения, купли-продажи.
1. Во-первых, стоить отметить, что возникают сложности с трактовкой статуса антропологии медиа (будь это научная дисциплина, область знания, подход), как и четкое определение объекта, предмета и понятийного аппарата, что говорит об отсутствии теоретико-методологической разработанности. Однако, несмотря на отсутствие единого понимания статуса, данное исследовательское направление демонстрирует значимые процессы, влияющие на человека в рамках медиа. Именно антропология позволяет изучить аудиторию СМИ не как массу, а как особую группу индивидов, формирующих новые взаимосвязи, ритуалы и повседневные практики.
2. Во-вторых, необходимо отметить, что классические методы изучения в антропологии и этнографии (опрос, глубинное интервью, включенное наблюдение) являются основополагающими и в направлении антропологии медиа. Однако в рамках нашей работы они сфокусированы на виртуальном мире. Современные технологии позволяют создавать форму для опросов, а современные медиа (в нашем случае социальная сеть «ВКонтакте») дают возможность распространять опросник среди респондентов.
3. Антропология медиа находится на этапе своего формирования, однако основы данной дисциплины были заложены социологами и антропологами раннее. Интерес к личности, ее ценностям и культуре, а так же способности массмедиа влиять на человека и его оценку отмечается уже с середины XX века. Несмотря на междисциплинарный характер данной научной области и преимущественное изучение медиа социологами, во многих зарубежных и отечественных исследованиях возможно выделить антропологический подход.
4. В рамках работы был проведен опрос пользователей социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 27 лет. Так же проведено 5 глубинных интервью. Данный возрастной показатель был выбран в связи с тем, что данная группа является наиболее активной аудиторией. Число опрошенных - 260 человек. Социальная сеть, благодаря своим техническим характеристикам, способна организовать всеобщую включенность в большую общность. Однако эта общность
5. Исходя из полученных данных, мы выяснили, что все индивиды интерпретируют сообщения из сети согласно своим селективным процессам (экспозиции и перцепции в частности). Селективная экспозиция подразумевает стремление людей сталкиваться с теми сообщениями, которые, по их мнению, соответствуют их личным установкам, интересам, убеждениям, а перцепция это психологическая интерпретация сообщения, которая позволяет привести его в соответствие с теми же установками и убеждениями человека. Важным дополнением к этому стоит отметить социальное влияние. Круг общения человека (семья, друзья, коллеги) во многом влияют на то, как человек воспринимает сообщения из Интернета и от СМИ в целом.
6. В ходе работы было установлено, что социальные сети, как вид современных медиа, разрушают «модель привратника» — процесс отбора сообщений редактором, который решает, что попадет или не попадет в повестку дня СМИ. Однако социальные сети с их принципом свободной публикации допускают всех пользователей к созданию неограниченного контента. В наше время СМИ перестало быть промежуточным звеном, посредником в передачи информации. Сейчас Интернет находится в центре конструирования социальной реальности. Те идеи, что распространяются в Интернет - пространстве создаются, транслируются и потребляются одними и теми же людьми.
7. В ходе работы мы выделили количественный показатель, определяющий характер пользования социальной сетью «ВКонтакте». Данным показателем является время пользования. Данные собранные в ходе опроса коррелируют с данными других исследований. Средний показатель нахождения в социальной сети приравнивается к 4 часам в сутки. Однако наблюдается тенденция к его увеличению.
8. Потребность пользования социальной сетью «ВКонтакте» обнаруживаются в мотивах. Среди них: 1. информационный: поиск совета, обучение, оценки и ориентировки в происходящем. 2. самоидентификации (идентичности): поиск моделей поведения, подкрепление индивидуальных ценностей. 3. интеграции и социального взаимодействия: выяснение условий существования других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, создание условий для социального общения.
9. Идеи, содержащиеся в сети, распространяются среди пользователей с большой скоростью. Понятия и убеждения, транслирующиеся в Интернете, формируют у человека представления о мире, окружающих и о себе. Они способны сформировать у индивидов символические конструкции, выступая с той же функцией, что и мифы в архаичных сообществах. Интернет, и социальные сети в частности, формируют мысли людей, структурируют опыт и определяют взгляды на различные жизненные процессы.
10. Так же нами отмечено, что возникла новая модель общения - письменная разговорная речь. Русский язык в социальной сети «ВК» представлен в письменном варианте, однако характеристики данного канала коммуникации приближают его к устному формату. Мы предполагаем, что сейчас идет процесс формирования нового стиля в русском языке - стиль Интернет-общения. Он всерьез влияет на речевое поведение всего общества не только в сети, но и в реальной жизни. Язык перестает быть просто средством общения, он конструирует новую виртуальную реальность.
11. Интернет и распространение новых технологий позволили состояться социальным Интернет - практикам. Реальные социальные практики, претерпев трансформацию, переместились в виртуальный мир. Интернет и Интернет - коммуникация стали феноменами повседневности современного человека. Так трансформировалась практика отдыха в традиционном его понимании, процессы обучения, купли-продажи.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ ЭТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ К АНАЛИЗУ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация фотодокументалистики в контексте современных медиа
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ
СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Мифодизайнерский монтаж целостности современной культуры
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ" И ПРАКТИКИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ФИНН ТГУ)
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - ФАНАТСКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ В КОНТЕКСТЕ КРЕАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021



