Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Телевидение в культуре современного информационного общества

Работа №7289

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы155стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
924
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основания исследования информационного общества
и информационной культуры 16
1.1.Основные концепции информационного общества 16
2.1. Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества 33
3.1. Телевидение как средство выражения особенностей культуры информационного общества 50
ГЛАВА II. Роль телевидения в формировании культуры информационного общества 76
1.2. Коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения ..76
2.2. Современные телекоммуникационные технологии и формирование информационной культуры в России 97
3.2. Место регионального телевидения в современной культуре 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130


Актуальность темы исследования. Вторая половина ХХ века и начало XXI века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. В данном случае речь идет о конструктивном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, прежде всего телевизионных средств массовой коммуникации и о формировании информационного общества, главной целью которого является обеспечение граждан, находящихся в любом месте и в любое время, информацией, необходимой им для решения насущных проблем. Формирование информационной цивилизации обусловливает возникновение и развитие информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека к восприятию и обработке информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Именно необходимость культурфилософского осмысления этих знаковых для современной эпохи тенденций и определяет актуальность настоящего исследования. Культурфилософский интерес к телевизионной коммуникации определен интенсивным развитием масс-медиа, общим изменением места и роли коммуникаций и коммуникативных технологий в различных общественных сферах.
Телевидение, являясь самым доступным и распространенным средством массовой информации в условиях современной России, обеспечивает большинство людей сведениями из всех областей человеческой деятельности, тем самым влияя на информационную и культурную ситуацию в современном обществе. Однако в современной научной литературе практически не представлены исследования телекоммуникационных технологий, в первую очередь телевидения, как средства формирования информационной культуры, являющейся фактором становления информационного общества и его культуры. Эти обстоятельства позволяют говорить об актуальности научного

4
анализа места современного телевидения в культуре информационного общества.
Не раскрытую в полной мере проблему современной науки представляет собой функционирование телевидения как фактора, влияющего на культурные процессы в информационном обществе. Телевидение заполняет досуг человека, информирует его о состоянии мира, развлекает, иногда обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Современная же культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в том числе телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Следовательно, актуальность диссертационной проблематики проявляется также в необходимости выявления роли современного телевидения в формировании культуры информационного общества, в том числе российского, в изучении влияния местных каналов телевизионного вещания на культурную, информационную и общеполитическую ситуацию в регионе.
В силу перечисленных причин место и роль телевидения в формировании культуры информационного общества представляют большой интерес для современной науки, что и послужило причиной обращения к исследованию заявленной проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования использовались работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, истории культуры, искусствоведения, культурологи, социологии, социальной философии, журналистики.
В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к новым ступеням развития цивилизации. Одним из первых о становлении «коммуникационного общества», то есть общества, основанного на коммуникации, в своих трудах писал Н. Винер (конец 1940-х гг.). Теория информационного общества приобрела популярность в 1960-е гг. как на Западе,

5
так и на Востоке. В развитие представлений о данном этапе развития общества свой вклад внесли такие исследователи, как Д. Белл, У. Дайзард, П. Дракер, М. Кастельс, К. Кояма, Ф. Маклупа, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Ю. Хаяши, Т. Умясао и др1.
Проблема формирования и развития информационного общества находит свое решение, в том числе культурфилософское, в трудах современных отечественных исследователей: А. Бузгалина, Е. Вартановой, Г. Вороненковой, В. Иноземцева, А. Короткова, И. Мелюхина, А. Ракитова, Л. Рейман, Э. Соловьева, М. Сеферовой, Н. Ткачевой, Н. Уриной .
Для анализа особенностей формирования и развития информационной культуры как социокультурного конструкта общества и определяющего фактора социализации в информационном обществе большое значение имеют работы таких ученых, как Т. Айгнина, А. Атаян, Ю. Брановский, И. Васильева,
1 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.,1999; Дракер П. Посткапиталистическое общество. - СПб., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000; Макклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // ТВ вчера, сегодня, завтра. М., 1987. - С. 7-18; Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. - М., 1991; Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999; Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С.Гуревича. - М., 1986; Чернов
A. А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Сб. материалов круглого стола «Информация. Дипломатия. Психология». - М., 2002; Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред.
B. Л.Иноземцева. - М., 1999; Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.
2 См.: Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. - 2002. - № 5; Вартанова Е. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. - С. 14-28; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. - М.: МГУ, 1999; Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). - М., 1999; Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 3-12; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.,1999; Мелюхин И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество.-
1998. - вып. 6; Национальные модели информационного общества. - М., 2004; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991; Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 1989; Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3 - С. 3-10.

6
В. Виноградов, Н. Водопьянова, Л. Землянова, К. Зиновьева, К. Колин, П. Козловски, Н. Макарова, В. Минкина, С. Оленев, Л. Скворцов1.
Особую значимость приобретают исследования, посвященные изучению проблем телевидения в современном обществе (Р. Борецкий, А. Вессберг,
А. Грабельников, Я. Засурский, М. Маклюэн, У. Эко) . Большое внимание в
1 См.: Айгнина Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников. - Бишкек, 1993; Атаян А.М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества // Бюллетень Владикавказского института управления. - Вып. № 1(7). - 2001; Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. - Ставрополь: СГПИ, 1990; Брановский Ю.С. Университет в формировании информационного пространства // Вестник Ставропольского университета. - 2001. - вып. 27. - С. 117-127; Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы // Теория и практика обществ.-научн. информатики.
- 1991. - № 2 - С. 5-29; Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. Дис. на соискание уч. степени канд. филос. наук., спец. 09.00.13. - Ставрополь, 2001; Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М., 1999; Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2002. - № 5.
- С. 83-97; Землянова Л.М. Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2003. - № 5. - С. 44-57; Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1999. - № 2. - С. 58-69; Зиновьева К. Информационная культура личности. - Краснодар, 1997; Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997; Колин К.К. Социальная информатика.
- М., 2003; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. - М., 2000; Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. - М., 1995, № 10. - С. 5-14; Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. - М.: Республика, 1997; Макарова Н.В. Информатика. - М., 1999; Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - 14-26; Оленев С.М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар - Новороссийск, 1996;.
2См.: Борецкий Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. - М., 1999; Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М., 2002; Борецкий Р.А. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. - Серия 10. - Журналистика. - 2003. - № 3. - С. 9-19; Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. - М., 1998; Вессберг А. Общественное телерадиовещание. Режим доступа: [http://www.polpred.eom/free/unesco/5.htm 20.09.2005]; Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М., 2001; Засурский Я. Н. Средства массовой информации в информационном обществе // Информационное общество. - 1999. - № 6. - С. 5-20; Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ. - М.,1999, № 3 (17). - С. 11-26; Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество.
- 1999. - № 1. - С. 17-30; Засурский Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. - 2001. - №3. - С. 57-58; Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. - 2001. - №2. - С. 24-27;

7
работах И. Кирии, М. Лукиной, М. Макеенко, М. Назарова, О. Смирновой, Г. Смоляна, Д. Черешкина1 уделено исследованию влияния современных средств массовой коммуникации на развитие информационного общества в России.
Средства массовой информации, в том числе телевидение, в произведениях М. Кастельса, Р. Копыловой, А. Моля, Н. Постмена представлены как культуроформирующие элементы общества. Названные ученые обосновывали положение о том, что средства массовой коммуникации создают содержание нашей культуры. В исследованиях В. Вильчека, В. Воронцова, Д. Дондурея, Н. Зоркой, К. Колина, К. Хоруженко телевидение выступает как универсальное средство создания и распространения произведений культуры. Определенный вклад в развитие представлений о телевидении как канале, формирующем «сноподобную культуру»,
Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 32 (4). - С. 5-14; Система средств массовой информации России. - М., 2003.
1См.: Кирия И.В. Французские философы об информационном обществе // Вестник Московского университета. - Серия 10. - Журналистика .-№ 4. - 2002. - июль - август. - С. 87-102; Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарное знание. - 1999. - № 5 С. - 11-22; Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Герасимов Б.М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. - 1997. - вып. 3 (100). - С. 16-30; Черешкин Д.С. О стратегии перехода России к информационному обществу // Проблемы информатизации. -
1999. -№ 3. - С. 3-10; Черешкин Д.С. Создание электронной торговли в России // Информационные ресурсы в России - 2003.-№ 4. - С. 19-20; Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. - 1997.- № 4. - С. 15-18.; Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Россия начинает движение к информационному обществу // Информационное общество. - 2000. - №1. - С. 23-25.; Национальные модели информационного общества. - М., 2004.
2См.: Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000; Копылова Р. Д. Тенденции и перспективы развития аутовизуальной коммуникации // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. - Л., 1979; Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.
См.: Вильчек В., Воронцов В. Телевидение и художественная культура. - М, 1977; Дондурей Д. Б. О виртуальной реальности телевидения. Режим доступа: [http://www.konkurs.palmira.ru/page.php/rus/pressdond/ 7.02.2005]; Зоркая Н М. Многотиражность произведения искусства как свойство художественной культуры XX в. // Массовые виды искусства и современная художественная культура. - М., 1986; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. - М., 2000; Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов - на - Дону, 1997; Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. - М., 1983.

8
репродуцирующем иллюзии и распространяющем эталоны чувств внесли такие авторы, как Т. Адорно, Г. Андерс, Р. Бауэр, П. Гуревич, М. Хоркхаймер1.
Культуроформирующие функции журналистики рассматриваются в работах В. Перевалова, Е. Прохорова . Свой вклад в развитие представлений о телевидении внесли Ю. Борев, А. Вартанов, Б. Галеев, В. Кондрашов, Дж. Фиск, Е. Чичина, Н. Шеляпин . Эти ученые исследовали телевидение как вид искусства и выделяли эстетические особенности обозначенного средства массовой информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении работы необходимо отметить, что в данном диссертационном исследовании проведен анализ теоретико-познавательных и методологических способов исследования современной культуры, получивших распространение в философии культуры, философской антропологии, современной журналистике. В процессе анализа, проведенного в ходе диссертационной работы, исследованы культуроформирующие, коммуникативно-информационные и эстетические свойства современного телевидения, включая российское и региональное.
В ходе исследования проанализированы основные теоретические подходы к трактовке понятия «информационное общество», выявлено его культурфилософское содержание и определены основополагающие характеристики. Так, было отмечено, что до настоящего времени, говоря о новом обществе, новых технологиях, ученые во всем мире используют различные дефиниции. Размышляя о новом веке, одни исследователи говорят об «информациональном обществе» (М. Кастельс), другие - о «постиндустриальном обществе» (Д. Белл) и т.д. В современной американской концепции понятие «информационное общество» практически не используется, а применяется в основном термин «информационная супермагистраль», «информационное общество» здесь основывается исключительно на технологиях и экономике. В Европе же понятие «информационное общество» используется в документах Совета Европы и затрагивает более широкие сферы. Однако, как бы ни называли ученые новое общество, все они подчеркивают, что речь идет о новой ступени цивилизационного развития, где информационные технологии изменят жизнь общества.
Вышесказанное позволяет выявить общие признаки и обозначить основные положения существующих концепций развития глобального информационного общества. Итак, в настоящее время под «информационным обществом» понимается, во-первых, общество нового типа, формирующееся в

131
результате глобальной социальной революции, основой которой является бурное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации; в-третьих, общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать. Из всего вышесказанного следует, что научное знание и информация, являясь важнейшим фактором формирования информационного общества, способствуют повышению экономической и статусной ценности образования, созданию высокого уровня благосостояния в обществе, тем самым, позволяя гражданам широко применять информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни.
Анализ различных подходов к раскрытию понятия «информационная культура», позволяет уточнить содержание данного явления. Во-первых, информационная культура не является специализированной формой культуры, а рассматривается как один из аспектов культуры; во-вторых, информационная культура - термин, употребляемый для обозначения достигнутого уровня организации информационных процессов, степени удовлетворения людей в информационном общении, уровне эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, прогнозирование принимаемых решений; в-третьих, информационная культура способствует совершенствованию культуры личности в целом, что связано с получением человеком соответствующих знаний, умений и навыков при работе с информацией; информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира субъекта в ходе освоения всего объема социально-значимой информации; в- четвертых, информационная культура тесно связана с умением человека

132
целенаправленно работать с информацией, обоснованно использовать технические средства, коммуникативные и информационно¬телекоммуникационные технологии для ее получения, хранения, обработки и передачи; при анализе уровня развития информационной культуры человека, в первую очередь исследуются знания, которыми он обладает.
Проведенное исследование позволяет заключить, что сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества заключается в том, что она представляет собой своеобразный аспект социокультурной жизни, включающий в себя понимание современным человеком сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационно-культурном пространстве. В информационном обществе для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в современном обществе.
Особую значимость для современной философии в целом и философии культуры в частности представляет выявление культуроформирующих свойств телевидения в культуре информационного общества. Проведенное исследование показало, что в системе культуры телевидение выполняет следующие функции: во-первых, информативную, связанную с распространением по телевизионным каналам культурной информации; во- вторых, культурно-просветительскую, заключающуюся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культуры; в-третьих, познавательно-рекреативную, состоящую в том, что просмотр телевизионных программ может привести к повышению уровня культуры отдельной личности; в-четвертых, смыслообразующую, основывающуюся на конструктивном принципе, а именно, на том, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте.

133
В исследовании отмечается, что телевидение является популярной массовой энциклопедией культурной жизни, необычайно расширяющей интерес к художественно-эстетическим знаниям, но, тем не менее, влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, телевидение, работая одновременно для многомиллионной аудитории, стремится быть интересным всем, каждому человеку и поэтому нередко ориентируется на трансляцию несложных, легких форм, а в ряде случаев на произведения дурного вкуса, что наносит вред культуре. С другой стороны, большое значение для роста и демократизации культуры имеет то обстоятельство, что жители различных, даже самых отдаленных районов имеют возможность встретиться на экране с политическими деятелями, выдающимися учеными, художниками, побывать на спектаклях прославленных театральных коллективов, во всемирно известных музеях и т.д. Таким образом, мы можем заключить, что телевидение не только формирует культуру, но и приспосабливается к запросам общества, эксплицирует те нормы, стереотипы, которые формирует современная культура. Другими словами, телевидение является своеобразным индикатором уровня культуры, доминирующего в том или ином обществе.



1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. - 336 с.
2. Адамьянц Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды.: Автореф. дис. ... доктора социол. наук. М., 1998.
- 40 с.
3. Айгнина Т. Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников. - Бишкек, 1993. - 68 с.
4. Алексеева, И.Ю. Россия информационная на рубеже веков: о книге «Развитие информационного общества в России» // Информационное общество. - 2002. - №2. - С. 66-68.
5. Андреев А.А. Культурология. Личность и культура. - Минск: Дизайн ПРО, 1998. - 389 с.
6. Андреев В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. - Л.: ЛФЭИ, 1985. - 84 с.
7. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. - 1998. - № 3. - С. 58-71.
8. Андреева И.А. Плюсы и минусы трансформации информационной среды для развития российского общества // Информационные ресурсы России.
- 2003. - № 1. - С. 7-14.
9. Андроникова М.И. Слово или изображение // Вестник Московского университета. - Серия 11. Журналистика. - 1969. - № 3 - С. 62-70.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 253 с.
11. Анисимов С.Ф. Проблемы информатизации в субъектах Российской Федерации // Проблемы информатизации. - 1999.-№ 4. - С. 20-26.

138
12. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование в России. - 1994. - № 11. - С. 82¬
88.
13. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение // Проблемы информационной культуры. - М., 1996. - Вып. 3. - С. 25-32.
14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
15. Атаян А.М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. - Бюллетень Владикавказского института управления. - Вып. № 1(7). - 2001. Режим доступа: [http://www.viu- online.ru/science/publ/bulletin7/page9.html 3.02.2005].
16. Багиров Э., Кацев И. Телевидение, XX век.-М, 1968. - 148 с.
17. Багиров, Э.Г. Место телевидения в средствах массовой информации и пропаганды. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 224 с.
18. Багиров, Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978. - 152 с.
19. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.
20. Бауэр А., Эйнгорн В.Философия и прогностика. - М.,1971. - 167 с.
21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: ACADEMIA, 1999. - 452 с.
22. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996. - 258 с.
23. Берг А.И. Кибернетика и общественные науки. - М., 1964. - 267 с.
24. Березин В.П. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М., 2002.
- 207 с.
25. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 168 с.
26. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика 3-го тысячелетия). - М.: МПСИ, 2002. - 352 с.

139
27. Бир Ст. Кибернетика и управление производством / Пер. с англ. В.Я. Алтаева. Под ред. А.Б. Челюсткина. - М.: Физматгиз, 1963. - 275 с.
28. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис / АН СССР. - Л.: Наука. Ленинградское отд-ие, 1989. - 188 с.
29. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А.Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др.; Общ. ред. А.Н. Азрилияна - М.: Фонд правовой культуры,
1994. - 525 с.
30. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991. - Т.2. - 768 с.
31. Бондаренко В.М. Информационное общество для всех - информационное общество для каждого человека в отдельности // Информационное общество. - 2001.-№ 1. С. 34 - 36.
32. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
33. Борецкий Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. - М.: Икар, 1999. - 202 с.
34. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М.: Икар, 2002. - 260с.
35. Борецкий Р.А. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. - Серия 10. - Журналистика. - 2003. - № 3. - С. 9-19.
36. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. - М.: ПИАНО. Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. - 186 с.
37. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. - Ставрополь: СГПИ, 1990. - 128 с.
38. Брановский Ю.С. Университет в формировании информационного пространства // Вестник Ставропольского университета. - 2001. - вып. 27.
- С. 117-127.
39. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 26 - 43.
40. Вартанова Е. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. - С. 14-28.

140
41. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. - М.: МГУ, 1999. - 164 с.
42. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой коммуникации - их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989. - 670 с.
43. Ващекин Н.П. Философские аспекты информатизации общества // Философские науки. - 1998.-№ 7. - С. 13-22.
44. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации CONNECT. - М., 1996. - сентябрь, октябрь.
45. Вершинская О.Н. Позитивный процесс в условиях кризиса // Информационное общество. - 2000. - № 10. - С. 18-29.
46. Вессберг А. Общественное телерадиовещание. Режим доступа: [http://www.polpred.eom/free/uneseo/5.htm 20.09.2005].
47. Вильчек В., Воронцов В. Телевидение и художественная культура. - М, 1977. - 128 с.
48. Вильямс Р. Телевидение: технологии и культура. - Лондон, 1976. - 152 с.
49. Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. - 1991 - № 2 - с. 5-29.
50. Водопьянова Н. А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2001. - 143 с.
51. Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МУ, 1976. - 288 с.
52. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и

141
эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). - М.: Языки русской культуры, 1999. - 640 с.
53. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы.
- М., 1995. - 111 с.
54. Выступления на Всероссийской конференции «Будущее России - создание информационного общества XXI века» // Информационное общество. - 2001.-№ 2. - 26-47.
55. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. (Проблема синестезии в искусстве). - Казань, 1987. - 234 с.
56. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме).
- СПб.: Алетейя, 2000. - 320 с.
57. Горбачевский Б.С. Оружие мысли (Очерки о развитии средств информации). - М.: Советская Россия, 1971. - 192 с.
58. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2001.- 330 с.
59. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. - М.: Изд. дом. NOTA BENE, 2001. - 352 с.
60. Делягин М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1. - С. 47-53.
61. Домбругов Р.М. О видеосвязи. - Киев: Техника, 1990. - 141 с.
62. Дондурей Д.Б. О виртуальной реальности телевидения. Режим доступа: [http://www.konkurs.palmira.ru/page.php/rus/pressdond/ 7.02.2005].
63. Дракер П. Посткапиталистическое общество. - СПб., 1999. - 306 с.
64. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М., 1982. - 146 с.
65. Егоров В.В. Телевидение и зритель. - М.: Мысль, 1977. - 196 с.
66. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье,
1999. - 416 с.

142
67. Егоров В.В. Телевидение: Теория и практика. - М., 1992. - 190 с.
68. Ершова Т.В. Информационное общество и развитие России // Информационное общество. - 2001.-№ 2. - С. 42-44.
69. Ершова Т.В. Экономический рост без перспективы // Независимая газета.
- 2002. - 27 сент.
70. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация: искусство на пути к компьютерной цивилизации. - М., 1986. - 208 с.
71. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 296 с.
72. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. - 2003. - 466 с.
73. Засурский Я. Н. Средства массовой информации в информационном обществе // Информационное общество. - 1999. - № 6. - С. 5-20.
74. Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ. - М.,1999, № 3 (17). - С. 11-26.
75. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. - 1999. - № 1. - С. 17-30.
76. Засурский Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. - 2001. - №3. - С. 57-58.
77. Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. - 2001. - №2. - С. 24-27.
78. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2004 - 320 с.
79. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: МГУ, 1999. - 300 с.

143
80. Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2002. - № 5. - С. 83-97.
81. Землянова Л.М. Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2003. - № 5. - С. 44-57.
82. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1999. - № 2. - С. 58-69.
83. Зиновьева К. Информационная культура личности. - Краснодар, 1997. - 136 с.
84. Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. - М.: Искусство, 1973. - 316 с.
85. Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. - 2002. - № 5.
- С. 3-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ