Введение
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО 9
1.1 Методика обучения русскому языку как иностранному как научная,
учебная и практическая область дидактики 9
1.2 Основные этапы развития российской методики преподавания русского языка как иностранного 11
Выводы>1 по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ СКЛОНЕНИЮ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ РУССКОГО ЯЗЫКА 29
2.1 Характеристика склонений имен числительные в русском языке..29
2.2 Особенности и трудности обучения китайских студентов
склонению имен числительных 55
2.3 Использование инофонами Интернет-ресурсов при изучении
склонений имен числительных русского языка 64
Выводы>1 по второй главе 73
Заключение 74
Список литературы!
Русский язык -один из самых сложных языков в мире, он имеет сложные морфологические изменения. При изучении русского языка люди обычно думают, что падеж существительных и сопряжения глаголов очень сложны, на самом деле, самые трудные- это падеж числительных русского языка. Хотя количество основных чисел ограничено, но их морфологические изменения более разнообразны и сложны, чем существительные и глаголы и т.д. Изучение склонения числительных сложны не только для иностранных обучающихся, но и для русскоязычных. Числительные широко используются в обычной жизни, научных исследованиях и литературных произведениях и т.д. значит, очень важно знать и уметь склонять имена числительные по падежам.
Данная работа посвящена изучению развития обучения русскому языку как иностранному, чтобы употреблять правильный и
эффективный метод обучения в преподавания склонения числительных русского языка Актуальность исследование:
Большой интерес представляет изучение падежей числительных русского языка, потому что это одна из самых сложных тем, для иностранцев в особенности, поскольку, если обучающийся не поймёт как склоняются слова по падежам русского языка, то он не сможет понять смысла предложения.
С бурным развитием Интернет-технологий и проникновением их в образовательный процесс, в традиционной методике преподавания русского языка как иностранного начинает развиваться специальное направление по их применению. Разработка и использование специальных Интернет-ресурсов могут способствовать формированию и развитию всех видов речевой деятельности. . В процессе преподавания русского языка как иностранного использование Интернет-ресурсов является современной тенденцией.
Объектом исследования является образовательный процесс по изучению русского языка как иностранного китайскими студентами в вузе.
Предмет исследования:
Обучение склонению числительных русского языка в китайской аудитории.
Целью настоящего исследования является выявление имеющегося опыта и рассмотрение эффективных методов и приемов по обучению иностранных студентов склонению имен числительных русского языка. Задачи исследования:
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить категориальный аппарат методики обучения русскому языку как иностранному.
2. Проанализировать основные типы числительных в грамматике русского языка.
3. Рассмотреть основные методы и приемы преподавания падежей русского языка иностранным обучающимся.
4. Выявить основные трудности в методике обучения инофонов склонению числительных русского языка.
5. Изучить имеющиеся Интернет-ресурсы по данной теме и привести серию примеров по изучению падежей числительных русского языка с использованием Интернет-ресурсов в китайской аудитории.
Эмпирическая база исследования:
Материалом диссертационного исследования являются книги, учебники и пособия по методике обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному {69 наименований), а также Интернет-ресурсы по теме исследования (8 единицы).
Методология и методы исследования:
При решении поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, работа с источниками Интернета и электронными ресурсами, эксперимент и наблюдение.
Методологическую основу диссертационной работы составили работы Шукина А.Н., Гальсковой Н.Д., по обучению иностранным языкам, а также Вятютнева М.Н., Капитоновой Т.И, Московкина Л.В. по методике обучения русскому языку как иностранному.
Научная новизна:
Рассмотрение использования Интернет-ресурсов в процессе обучения падежам числительных в китайской аудитории в соединении с традиционными методами обучения подтверждают новизну исследования.
Теоретическая значимость и практическая значимость исследования:
В теоретическом плане работа расширяет представления о методах обучения склонениям числительных русского языка инофонов.
Практическое значение работы>1 состоит в том, что результаты! и выводы! настоящего исследования могут быть использованы! в практике преподавания падежа числительных инофонам с использованием Интернет-ресурсов.
Положения, выносимые на защиту :
1 . Методы! обучения имеют большое значение для выполнения задач и достижения целей обучения. Когда цель и содержания обучения определены!, должен быть использовать плодотворный метод обучения.
2 . Можно сказать, что склонение числительных является самым трудным содержанием в процессе преподавании склонения русского языка, каждая категория числительных имеет свои правила склонения, для китайских обучающихся правильно овладеть склонениями это очень сложно, исследование различных методов обучения полезно для поиска лучших методов обучения, чтобы! помочь китайским студентам вы!учить склонения числительных.
3 . В ходе исследования обоснована необходимость преподавания
склонения числительных по особенности числительных с помощью Интернет-ресурсов.
4 . Хотя традиционный метод обучения имеют незаменимые преимущества и может укреплять грамматические основы о склонении числительных и использовать правильное выражение, но учебные материалы и упражнения часто не хватает подлинности, отсутствует связь с реальной жизнью. После изучения определенного количества знаний , обучающиеся также не могут отлично использовать эти знания в реальной жизни.
5 . С непрерывным развитием Интернет-технологий , можно найти много учебных материалов о склонении числительных в Интернете, все эти материалы были обработаны, могут прямо использовать в процессе обучения. С помощью Интернет-ресурсов эффективность преподавания в традиционных классах может быть полностью улучшена и обновить содержание традиционного обучения вовремя. Но Интернет-ресурсы не могут заменить традиционное обучение и должны сочетаться с традиционным обучением.
6 . На основании изложенного предлагается использовать интернет -ресурсы в процессе обучения склонению числительных в китайской аудитории, помогите обучающимся улучшить самосознание, инициативу и эффективность обучения, и решить некоторые трудности при изучении и преподавания склонения числительных.
Структура диссертация:
Диссертация состоит из введения, двух глав, и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной
разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В заключении излагаются основные итоги исследования. В первой главе «Развитие российской методики преподавания русского языка как иностранного» содержатся базовые методологические и теоретические положения исследования. Он состоит из двух параграфов: 1.1 Методика обучения русскому языку как иностранному как научная, учебная и практическая область дидактики; 1.2 Основные этапы развития российской методики преподавания русского языка как иностранного
Во второй главе «Обучение инофонов склонению числительных русского языка». Состоит из трех параграфов: 2.1 Характеристика склонений имен числительных в русском языке; 2.2 Особенности и трудности обучения китайских студентов склонению имен числительных;
2.3 Использование инофонами Интернет-ресурсов при изучении склонений имен числительных русского языка.
Апробация результатов:
По теме диссертации опубликованы работы:
1.Чжао Лу Методика преподавания падежей числительных русского языка иностранным обучающимся: современные концепции и
технологии: « Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии»: материалы Межунар. Конф. (казань, 29 ноября 1 декабря 2018 г.). В 2 т./ под ред. Р.Р.Замалетдинова, Т.Г.ЕБочиной, Ю.В.Агеевой.- Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2018. - Т.2. С 17-59.
2. Чжао Лу Обучение склонению числительных русского языка в китайской аудитории: «Языковой вкус эпохи» / B.G). Хакимов, T.(D. Пименов, А.В. Данилов. Казань: Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ,20Л9. -77с.
Методика обучения имеет большое значение для выполнения задачи преподавания и реализации цели преподавания. При определении цели и содержания обучения необходимо использовать эффективный метод обучения, а то невозможно завершить задачи преподавания и достичь цели преподавания. Поэтому, в определенном смысле метод обучения является важной проблемой, связанно с успехом или неуспехом обучения.
Цель данной научной работы>1 можно считать достигнутой: какой метод обучения, который следует использовать в преподавании склонения числительные и как правильно и эффективно преподавать склонение числительных русского языка иностранцам с помощью Интернет-ресурсов.
Согласно определением методов обучения из разных книг, статей и словарей, можно узнать, что методы>1 обучения - это общее название способы>1 и средств, используемых преподавателями и учащимися в процессе обучения для достижения общей цели преподавания и выполнения общей задачи преподавания.
По наименованию метода обучения можно судить о способе деятельности участников в процессе обучения. Успех или неуспех преподавания в значительной степени зависит от того, могут ли учителя правильно выбирать методы>1 преподавания.
Русский язык как иностранный как дисциплина в настоящее время широко открыт более чем в 90 странах и регионах мира. Отличается от других общих и специальных дисциплин, владение русским языком не дает людям реальных и прямых знаний. Разница между русскими и другими предметами в том, что изучение русского языка бесконечно. В преподавании русского языка как иностранного язык является не только целью преподавания, но и средством преподавания. С развитием многолетнего методика русского языка как иностранного накопила богатый опыт в области исследований, разработки учебных программ, составления учебников, подготовки преподавателей и академических обменов. История развития методики преподавания русского языка как иностранного прошла несколько важных периодов: грамматико-переводный метод, прямой метод, сознательно-сопоставительный метод, сознательно- практический метод, аудиовизауальный метод (АВМО), аудиолингвальный метод (АЛМО), интенсивный метод, коммуникативное обучение, лингвострановедческий метод. Охарактеризуем каждый их них. История развития преподавания русского языка как иностранного по сути является историей развития методики преподавания.
Анализируя развитие методики русского языка как иностранного, всё методы преподавания из разных периодов сыграли позитивную роль, и оказывает большое влияние на современный метод преподавания русского языка как иностранного.
Падежом знания является основное грамматическое знание русского языка, это также первое знание, что нам нужно освоить в процессе изучения русского языка. Падеж русского языка - это не отдельно знание грамматики русского языка, потому что падеж тесно связан с морфологией и синтаксисом. Можно сказать, что простой и сложной системой является система падежа русского языка. Имя числительное должно принадлежать к ключевому содержанию в процессе преподавания русского языи<а. Хотя основные числа числительные ограничено, но склонение числительные более разнообразны! и сложны!, чем глаголы! и существительные, некоторые склонения принадлежат только одной или двум числительные. Из практики и опыта преподавания можно выделить два упора: "ухватиться за центральную (ключевую) точку" и "придавать большое внимание взаимосвязи между различными числительными".
Определенно-количественные являются "центром" в различных категориях числительные русского языка (определенно-количественные, неопределённо-количественные, порядковые, собирательны!е и дробные числительные), овладение определенно-количественными, можете освоить другие числительные через словообразовательные отношений; потом исходить из характеристики числительные и всего процесса преподавания, организовать деятельность преподавания в соответствии с отношениями между разными числительными.
Кроме использования традиционны!х методов преподавания, можем использование Интернет-ресурсов в процессе обучения падежам числительных. В настоящее время в процессе преподавания иностранного языка широко используются Интернет-ресурсы!. По сравнению с традиционными методами обучения, применение
Интернет-ресурсов в процессе преподавания падежа русского языка имеет видимое преимущество, можно использовать онлайн словарь, веб-сайт тестирования о числительные и т. д.
С помощью интернет-ресурсов учащиеся и учителя могут свободно выбирать содержание, время, степень, количество обучения и прогресс в обучении о склонении числительные русского языка. Изучение склонения числительные больше не ограничивается классом. Для современных учителей и студентов использовать Интернет-ресурсы для преподавания - это неизбежная тенденция.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448с.
2. Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий. Автореф. дис с. Д-ра. педагог, наук. М.: 1996 - 38 с.
3. Азимов Э.Г. Методика применения компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному. - Екатеринбург, 2008. - 70 с.
4. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в пропедпвании русского языка как инстранного. Дис. .д-ра пед. наук. М., 1996, - 315 с.
5. Азимов Э.Г., Иванова А.Ю., Кара-Мурза Е.С., Митин А.И. Из опыта
создания обучающих компьютерных программ по русскому языку как иностранному // Болгарская русистика. 1990. - № 3. - С. 94-103
6. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного. М., 2000. -149 с.
7. Атабекова АА. Новые компьтерныю технорогии в преподавании русского языка как иностранного: Учеб, пособие. - М.: РУДН, 2008.-245 с.
8. Анопочкина РХ. Грани текста: пособие по русскому языку для студентов-иностранцев / Р.Х. Анопочкина. - М.: Русский язы1к. Курсы 2010.- 208 с.
9. Андреева А.А. Введение в Интернет-образование. - М.: Логос, 2003. - 76с.
10. Адамчик Н.В. Самый полный курс русского язы1ка / Авт. Н.В. Адамчик. -Минск: Харвест, 2008. - 848 с.
11. Балыкина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Изд. РУДН, 2007. -^85с.
12. Белошапкова В.А., Брыюгунова Е.А., Земская Е.А. и др.. Современный русский язык: Учеб, для филол. спец, ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брыкзгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вы1сш. шк.,1989. - 800 с.
13. Бондаренко О.В. ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ Учебное пособие / О.В. Бондаренко. - Ставрополь, СКФУ, 2013. - 74с.
14. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. - URL: http://www.trainings.ru
15. Борисова Е. Г. Лингвистические основы РКИ : Пед. грамматика рус. яз.
: Учеб, пособие для студентов и преподавателей / Е. Г. Борисова, А. Н. Латышева. - М.: Флинта : Наука, 2003. - 207 с
16. Богомолов А.Н. Интернет-среда в обучении русскому языку как иностранному. - URL: http://pandia.org/text/77/305/24137.php, свободный (дата обращения 12.12.2014)
17. Богомолов А.Н. К вопросу создания модели обучения
пониманиютекстов масовой коммуникации (на материале учебника русского языка для иностранцев «Взаимопонимание») // Вестник МГУ.С^ер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. - № 2. -С. 1-21.
18. Баранов М. Т. Русский язык: Справ, материалы: Учеб, пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; Под ред. Н. М. Шанского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 988. - 288 с.
19. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. - 528 с.
20. Василенко Е.И. Методические задачи по русскому языку: Учебное пособие / Е.И. Василенко, В.В. Добровольская. - СПБ.: Златоуст, 2003. - 275с.
21. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 52с.
22. Василенко Е.И1. Методические задачи по русскому языку: Учебное пособие / Е.И1. Василенко, В.В. Добровольская. - СПБ.: Златоуст, 2003. - 275 с.
23. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского язы1ка как иностранного (методические основы|). - М.: Рус. яз., 1984. -144 с.
24. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
25. Гальскова НД. Современная методика обучения иностранным язы1кам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003.-192 с.
26. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. - 8-е изд. - М.: ООО «ТИД "Русское слово - РС"», 2011. - 448 с.
27. Денисова Л.П. «Теория и методика обучения русскому языку», часть I. [Текст] сост. Л.П. Денисова; Курс. гос. ун-т.- Курс, 2010. - 224с.
28. Долозова О.Н. Мультимедийные средства обучения русскому язы1ку как иностранному в аспекте компетентности преподавателя // Международный журнал экспериментального образования. 2011. - Вып. № 10.-С. 41 -42.
29. Домбровский Т. Использование Интернет-ресурсов в обучении язы1ку специальности польских студентов экономического профиля // Проблемы! описания и преподавания русского язы1ка как иностранного в третьем тысячелетии: состояние и перспективы развития.
Материалы Международного регионального форума ученых и преподавателей-русистов по проблемам функционирования и преподавания русского языка в странах Европы. М., 2007. - С. 66- 69.
30. Евдокимова А.Г. Падеж: учебно - методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов/ Евдокимова А.Г., Балтаева В.Т. - Казань: КГМУ, 2011 - 06с.
31. Евсеева И.., Лузуина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В. Современный русский язык: Курс лекций / И.В. Евсеева, Т.А. Лузуина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; Под ред. И.А. Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с.
32. Инновационные Е.Н. Технологии в обучении русскому языку как иностранному. Комплекс учебных программ курсов и спецкурсов. М.. РУДН 2003. - 36 с.
33. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. - Красноярск: БУКВА, 2004. -112с.
34. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. - СПБ.: Златоуст, 2006. - 272 с.
35. Карамышева Т.ЕЗ., Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - СПБ: Союз, 2001 .-71с.
36. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научнопрактическое пособие. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Учитель, 2006. - 288с.
37. Ковалева А.М. Обучение предложно - падежной РКИ на элементарном уровне: практикум для студентов бакалавров Шкурса по направлению 050100.62 «педагогическое образование», профиль «Русский язык и иностранный языи<». факультет: филологический / Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. - 58с.
38. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: 2009. - 480с.
39. Костромина Н.В., Николаева К.А., Ставская Г. М. Ширяев Е. Н. Русский язык. Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация / Н. В Костромина, К.УА. Николаева, Г.1М. Ставская, Е.Н. Ширяев; Под ред. Л.Ю. Максимова. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
40. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языи<а иностранцам / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1984.-158 с.
41. Кузнецов С.УА. Большой толковый словарь русского язы1ка. Справочное издание. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
42. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 590 с.
43. Лебединский С.И. Русский язык как иностранный: Ученик / СМ. Лебединский, Г.Г. Гончар. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.:, 2011. - 402с.
44. Лебединский С.И. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие/ С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик - Мн., 2011.-309с.
45. Лысакова И.П. (ред.) Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку.: учеб, пособие для высш. учеб, заведений / [Г.1М. Васильева и др. под ред. И.П. Лысаковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 270 с.
46. Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титл, 2010. - 464с.
47.Онстантинова Л.А., Зубарева Ю.М. «Электронный учебник РКИ как современный учебник нового типа» // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - М.: Изд-во РУДН. - 20'4г.-№4.-С. 27-30.
48.Осипов Б.И. КРАТКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА: Учебное пособие по курсу «Современный русский язык» (для студентов факультета иностранных языков). 3- изд., испр. и доп. Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. - 374 с.
49. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении
иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5 - С. 25-31.
50. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. яз. / Е. И. Пассов. - М. Просвещение, 1985. - 208 с.
51. Стародумов И.В. Опыт методики преподавния русского языка как иностранного // Педагогика высшей школы. - 2017. -1№2. - С. 122 -125.
52. Сальникова М.П. Справочные материалы по русскому языку для иностранн-ых студентов / методические указания для практических занятий с иностранными студентами / сост. М.П. Сальникова, - Томск: Изд-во Том. гос. архит. - строит, ун-та, 2013. - 32с.
53. Смирнов В.И. Дидактика. Часть И. технологии процесса обучения: Учебное пособие / Автор-составитель В.И. Смирнов. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая
академия, 2012. - 544с.
54. Суворова E.cD. Морфология. Имя числительное. - URL:
https://studfiles.net/preview/3557231/ (дата обращения: 02.05.2015)
55. Тимошенко Т.Е. Русский язык как иностранный: справ. Пособие по методике обучения / Т.^. Тимошенко, В.Л. Шувалов. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2011.-205 с.
56. Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). - М., 2014. - 80 с.:илл.
57. Тряпельников А.В. Виртуальная образовательная среда в
дистанционном обучении РКИ // Вестник МАПРЯЛ. - 2006. - № 50. - URL: http://textarchive.ru/c-2363954-pall.html
58. Фетисова Е.Я. Преподавание русского язы1ка в классах с полиэтническим составом учащихся. Методич. рекомендации / Ряз. ин-т развития образования. - Рязань, 2013. - 48 с.
59. Хлебинская Г.сФ. Русский язык. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. М.: ОЛМА -Учебник : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 368 с.
60. Холодкова М.В. Изучение русской падежной системы1 носителями английского языи<а: проблемы! и решения. / М.В. Холодкова. - URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/6-yazik-kultura-profk /1 /holodkova.pdf
61. Хавронина С.А. инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» учкб. пособие. / С.А. хавронина, Т.М. Балы1хина. - М.:, 2008. - 198 с.
62.Ченокова М.П. Методика преподавания русского языи<а как иностранного: учеб, пособие / М.П. Чеснокова. - 2 изд ., перераб. - М.. МАДИ, 2015.- 132с.
63. Чуксина И.Г. Что должен знать преподаватель РКИ о компьютерных технологиях // Русский язык за рубежом. 2003. - №2. - С. 36-40.
64. Шибко Н.Л. Методика обучения русскому язы1ку как иностранному: учеб.-метод. комплекс для студентов-иностранцев нефилол. спец. / Н. Л. Шибко. - Минск : БГУ, 201.-65 с.
65. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Учеб, для студентов пед. ин-тов С 56 по спец. 1№ 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
66. Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.. Наука, 1980. - 789 с.
67. Шульгинов В.А. Интернет-дискурс в аспекте преподавания русского язы1ка как иностранного (на материале социальной сети «ВКонтакте») // Филология и лингвистика. - 201. - №1. - СЛ11АЛ9. - URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1837/ (дата обращения: 30.05.2019).
68. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб, пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта; наука, 2017. - 5~2с.
69. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Вы1сш. шк, 2003. - 334с.
70. Щукин А.Н. История преподавания русского языка как иностранного - В очерках и извлечениях. М.: Филоматис, 2005. - 16с.
71. Щукин А.Н. Методы обучения в истории преподавания как иностранного (теория и практика). М.: 2013. - С. 107 -118.
72. Ласкарева Е.Р. Чистая грамматика (электронное издание). - 6-е изд. - СПБ.: Златоуст, 2015. - 336 с.
73. Ло Сяося История развития методики РКИ в России. - Китайское преподавание русского язы1ка, 2013. - С.89 - 94.
74. Тулькибаева Н.Н. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Авт.-сост. Н.Н. Тулькибаева, З.1М. Большакова, Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-таГОУ ВПО «ЧГПУ», 2007. - 195с.
75. Методика и практика изучения русского языка - URL:
http://www.russianedu.rU/learnrussian/metodics/view/2.html
76. Русский язык как иностранный: элементарный уровень: учебное пособие / Михалева Е.ЕЗ., Майер А.К., Фрицлер А.А., Ярица Л.И., Шевелева С.И:, Рустамова А.С., Томского политехнического университета, 2011. - 318 с.
77. Упражнения для употребления падежей в русском язы1ке - URL: https://lang-8.eom/1194615/journals/159235178337895580971229795000 927Л25653 (дата обращения: 26.03.2015)