Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СО СТУДЕНТАМИ - ГЕОЛОГАМИ

Работа №82560

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Методология обучения чтению на русском языке иностранных студентов..
1.1 Виды чтения 8
1.2 Навыки и умения, необходимые при обучении чтению 13
1.3 Роль аутентичных текстов в обучении чтению 16
2. Основные проблемные области в обучении чтению на занятиях по
русскому языку как иностранному 21
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СО СТУДЕНТАМИ - ГЕОЛОГАМИ
2.1. Анализ методических направлений в обучении чтению на занятиях по
русскому языку как иностранному 29
2.2. Разработка упражнений по чтению для студентов-геологов 33
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Во-первых: получение образования в России и изучение русского языка как языка специальности становится все более привлекательным для иностранных студентов, поскольку это позволит им построить успешную карьеру. Соответственно, будет увеличиваться количество студентов в том числе и естественно-научных специальностей, а значит, необходима разработка учебных материалов для студентов данного профиля.
Кроме того, все больше развивается изучение русского языка как языка специальности в рамках обучения в университетах в университетах за рубежом, таким образом, возрастает потребность в наличии методических рекомендаций, которые помогут в работе преподавателю, не являющемуся носителем языка.
Популярными специальностями для иностранных студентов являются специальности профиля «Геология». Поскольку в последние годы большинство пособий выходят преимущественно для будущих нефтяников и газовиков, видится необходимым заниматься и методическим обеспечением других направлений.
Объект исследования: процесс обучения чтению студентов- иностранцев на занятиях русским языком.
Предмет исследования: особенности построения занятий по обучению чтению в рамках изучения русского языка как языка специальности со студентами - геологами.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций и упражнений для проведения занятий по чтению с иностранными студентами- геологами.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику методик и технологий обучения русскому языку как иностранному.
2. Описать методологию обучения чтению на русском языке иностранных студентов.
3. Рассмотреть основные проблемные области в обучении чтению по занятиям русского языка, как иностранного.
4. Описать практические аспекты обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-геологами: проанализировать существующие методические направления (подходы, приемы, методы) обучения чтению и выбрать те, которые будут использоваться в обучении чтению иностранных студентов-геологов.
5. Разработать упражнения по чтению для иностранных студентов- геологов.
Методологическую основу исследования составили работы Б.С.Балгазиной, Т.М.Балыхиной, А.Н.Щукина, З.И. Клычниковой, в которых наиболее подробно изложены теоретические и практические основы при обучении чтению на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-геологами.
Новизна исследования: на сегодняшний день существуют новые пособия по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) для студентов геологических специальностей, однако они имеют комплексный характер, специальных пособий, содержащих только упражнения по чтению, в последние годы не появлялось.
Методы исследования: науковедческий анализ учебной литературы по профильным дисциплинам, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, семантический анализ аутентичных текстов по специальности для иностранных студентов-геологов,
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализированы и систематизированы существующие подходы
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы преподавателями при составлении программ по обучению чтению на занятиях РКИ со студентами - геологами, , а также при разработке дальнейших направлений совершенствования методики обучения чтению, предложенные виды упражнений могут использоваться непосредственно на занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Статьи и публикации в научных сборниках и научно-периодических изданиях:
1) Лю Ифэн Обучение чтению на занятиях по русскому языку как
иностранному// Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей II международной научно-практической конференции. Том 1: - Ставрополь: Лотос, 2016. - С. 42-44.
2) Лю Ифэн Гендерное обучение в Китае // Сборник тезисов материалов Международной научно-практической конференции студентов и учащихся «Наука и культура: новый взгляд» // Казань: Альфа-Т, 2016.- С. 204-205.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей организации обучения чтению на занятиях по РКИ со студентами-геологами. В рамках исследования были изучены теоретические и практические аспекты организации данного процесса.
При изучении теоретических аспектов рассматриваемой проблемы было установлено, что чтение изучается в системе преподавания русского языка как иностранного следующим образом: чтение как вид речевой деятельности, чтение как средство обучения, чтение как цель обучения, особую важность представляет целевая направленность чтения. Исходя из этого, чтение можно подразделить на изучающее, ознакомительное, просмотровое. Разные виды чтения направлены на формирование разных навыков и умений на занятиях. Все указанные виды чтения должны быть освоены иностранным студентом при обучении чтению на русском языке, однако в практическом применении главное место занимает изучающее чтение.
Также необходимо отметить, что аутентичные тексты представляют собой важный объект в обучении чтению на занятиях, поскольку аутентичные тексты, созданные непосредственно носителями языка, приближают учащихся к культуре изучаемого языка, делая чтение более полезным, усиливают их мотивацию.
Были выделены проблемные области, осложняющие процесс обучения чтению иностранных студентов, в их числе: организация данного обучения, его методическое обеспечение, формы осуществления обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному, а также используемые методы, приемы и средства его осуществления. Была обозначена необходимость и направления решения указанных проблем.
1. При организации обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному необходимо организовать обучение в контексте комплексного подхода, то есть наряду с освоением языковые особенности русского языка у учащихся должны совершенствоваться и знания в области геологии.
2. В диссертационном исследовании установлено, что работа с геологическими терминами занимает значительное место, поскольку сложность чтения текстов на занятиях со студентами-геологами заключается их насыщенностью геологической терминологией. Используются такие приемы для объяснения непонятной лексики, как толкование, перевод, обращение к синонимам, словообразовательный анализ, рекомендуем пользоваться такими словарями геологических терминов.
3. Определен выбор текста для чтения со студентами-геологами. В данной работе обращаем внимание на базовый текст из учебника, учебных пособий, интернет-ресурсов. Тексты направлены на тренировку навыков и умений всех видов чтения, однако, основной акцент сделан на формировании навыков изучающего чтения. Так как занятие ограничено по времени, можно использовать микротексты.
4. Разработаны упражнения для каждого вида чтения, к базовому тексту составляем предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания. Микротекты, используемые на занятиях, имеют небольшой объем, максимально два абзаца, и поэтому задания формируем не по их структуре, а по их содержанию и смыслу. В первую очередь, внимание уделяется терминам и новой лексике.



1. 5 красивейших геологических чудес - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://billionnews.ru/priroda/701-5-krasivejshix-geologicheskix- chudes- 13-foto.html
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М., Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Азимов, Э. Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э. Г. Азимов. - М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2000. - 149 с.
4. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2004. 256 с.
5. Анисина Ю.В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России // Научный диалог . 2013. №9 (21). С.83-91.
6. Архитектура первой половины XIX века в России - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://idcraft.ru/o-nas/stati/arxitektura-19-veka-v-rossii.
7. Базарбаева Г. М. Игровая форма как активный метод обучения русскому языку в национальных классах [Текст] / Г. М. Базарбаева, И. Р. Адхамов // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 754-757.
8. Балгазина Б. С. К проблеме обучения иностранных студентов чтению на русском языке // Успехи современного естествознания . 2015. №1-1 С.149-151.
9. Балыхина Т. М. Методика обучения русскому языку как иностранному в контексте стратегий и перспектив развития высшей школы / Т. М. Балыхина // Изучение русского языка как иностранного в современных
10. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пос. для преподавателей и студентов. - М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 2007. - 185 с.
11. Барьеры межличностных коммуникаций - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/barery-
kommunikacii. html.
12. Богатова Е. Н. Виды чтения на уроках русского языка как иностранного в условиях предвузовской подготовки студентов технического профиля // Вестник Казанского технологического университета . 2013. №15 С.202-204.
13. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. - 1997. - С. 112-119.
14. Васильева Т. В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-нефилологов первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля : диссертация... кандидата педагогических наук / Т. В. Васильева. - Москва, 2000. - 233 с.
15. Верещагин, Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. Изд. 4- е, перераб. и доп. - М., Русский язык, 1990. - 246с.
16. Владимир Иванович Вернадский - биография. - [Электронный
ресурс].- Режим доступа:
http: //www.personbio. com/view_po st.php?id_info=204.
17. Воропаева, Ю.А. Методика обучения профессионально¬
ориентированному чтению на материале рекламных и PR-текстов / Ю.А. Воропаева: автореферат диссертации на соискателя ученой степени
кандидата педагогических наук: 13.00.02. -М., 2008 - 241 с.
18. Гатинский Ю.Г., Рундквист Д.В., Владова Г.Л., Прохорова Т.В. Уровень сейсмической опасности в районах стратегических энергетических объектов приграничных территорий России и ближнего зарубежья // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. №1 С.13.
19. Геологические особенности строения озера Байкал. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikal.net/interesnye-
fakty/geologicheskie-osobennosti-stroeniya-ozera-baykal.html.
20. Геология Республики Татарстан. Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский государственный университет, 2007. - 74 с.
21. Гусева И.С. Основные принципы реализации интенсивного метода обучения русскому языку (начальный этап) // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография. - М, 2002. - С. 279-286.
22. Задисенский Ю.А. Карбонатные ониксы красноярского края и их декоративные особенности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgeocs.ru/docs/geologiya-krasnoyarskogo-kraya/2013-god/karbonatnyie- oniksyi-kk.html
23. Золотых Л. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории : учебное пособие / Л. Г. Золотых, М. Л. Лаптева, М. С. Кунусова, Т. К. Бардина ; под общ. ред. М. Л. Лаптевой. - Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - 91, [1] с.
24. История Большого театра. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.bolshoi. ru/about/hist/history/.
25. История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях : учебное пособие / ред.-сост. А. Н. Щукин. - Москва : Фило-матис, 2005. - 176 с.
26. Кадырбаева Д.А. Обучение чтению на русском языке в иноязычной аудитории. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. msu. kz/downloads/nirs/fil/kydyrbayeva_tezisy. pdf
27. Казанская школа геологов. В.М. Винокуров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://old.kpfu.ru/f3/index.php?id=5.
28. Каирова, Р.Б. Языковая символика и культурные смыслы / Р.Б. Каирова. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2009. №3. - 22 - 26 с.
29. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
30. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. 264 с.
31. Конценебин Ю.П, Ю.Г.Шигаев. Геофизика. учебное пособие / -
Саратов: Изд-во Гос УНЦ« Коллеж» , 2002. - 85 с.
32. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Минералы. России -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163814&uri=part02-02-1.htm
33. Костомаров В. Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1988. 157 с.
34. Красивые места России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--100-pddf6el5a.xn--p1ai/.
35. Кречетова С. Ю., Кочеева Н. А. К вопросу о связи лесных пожаров, возникших от гроз, с Чуйским землетрясением 2003 года // МНКО. 2007. №3 С.10-14.
36. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному - М: 2009 - 480 с.
37. Куклина Н. В. Развитие речи на занятиях по русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки // Вестник Казанского технологического университета . 2013. №1 С.341-345.
38. Кутузова Г.И. Проблемы подготовки иностранных студентов на занятиях по русскому языку к обучению в российских вузах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2005. №12. - с.292-301.
39. Кухаревич Н.Е. Я читаю и говорю по-русски. Средний этап / Н.Е.Кухаревич, М.Б.Будильцева, Н.И.Киселева. - М.: Рус. яз., 2004. - 128 с.
40. Ле Тхи Тху Туй. Методика обучения лексике на занятиях по русскому языку как иностранному на начальном этапе вьетнамского филологического вуза :Базовый уровень овладения языком. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/.
41. Ляпидовская М.Е. Чтение в практике обучения русскому языку как иностранному // Вестник ТГГПУ . 2014. №4 (38) С.308-311.
42. Макарова О.В., Котина А.Г. Некоторые особенности преподавания русского языка иностранным учащимся технических вузов инженерного профиля // Вестник науки и образования . 2015. №1 (3) С.61-64.
43. Маркова И.Н. Интерактивные методы обучения русскому языку иностранных студентов // Новые технологии . 2006. №1. С.18-21.
44. Месторождение полезных ископаемых - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.mining-enc.ru/m/mestorozhdenie-poleznyx-
iskopaemyx/.
45. Мехтиханлы С. Г. Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории [Текст] / С. Г. Мехтиханлы // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 64-66.
46. Мироненко Д.Н. Обучение иностранных студентов пониманию культурной семантики текста (на уроках русского языка как иностранного) // Вестник ОГУ . 2013. №11 (160) С.52-55.
47. Мухачева А. М. Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному [Текст] / А. М. Мухачева // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 215-220.
48. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе, 1999. - № 2. - С. 6-12.
49. Основные аспекты деятельности российского геологического общества в 2013 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mwork.su/rosgeo/673-osnovnye-aspekty-deyatelnosti-rossijskogo- geologicheskogo-obshchestva-v-2013-g.
50. Петрова Л.Г., Калугина Т.В. Обучение чтению и пониманию
смысла текста иностранных студентов медицинского профиля на занятиях по русскому языку: этап довузовской подготовки // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.
Социокинетика . 2010. №4 С.30-34.
51. Петросян, Л.В. Россия: традиции прошлого и настоящее. Праздники / Л.В. Петросян, М.Ю. Саркисова - Ер. «Лингва», 2009. - С. 172.
52. Пиневич Е.В. Методика обучения чтению иностранных учащихся
инженерного профиля с использованием компьютерных технологий :Этап предвузовской подготовки. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www. dissercat.com/
53. Пиневич Е.В. Целевая направленность чтения в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе // Вестник Нового Российского Университета, Москва, 2013.- Вып.3. Проблемы права. Язык и коммуникация. - С.133-138.
54. Писатели Татарстана - участники Великой Отечественной войны
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://edu.tatar.ru/upload/images/files.pdf
55. Полезные ископаемые Татарстана - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.x-mineral.ru/poleznye-iskopaemye/38-poleznye- iskopaemye-mira/246-poleznye-iskopaemye-tatarstana.html.
56. Природа осенью. Сентябрь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://xn—8sbiecm6bhdx8i.xn--p 1 ai. html.
57. Программа по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Андрюшина Н.П. и др. СПб.: Златоуст, 2002. 176 с.
58. Просвиркина, И.И. «Скрытые смыслы» речевой коммуникации / И.И. Просвиркина // Вестник оренбургского государственного университета.
- Оренбург, 2012. - №11(130). - С. 116 - 119.
59. Просвиркина, И.И. Толерантная речевая коммуникация: лингводидактическая теория и практика / И.И. Просвиркина: автореферат диссертации на соискателя ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.02. - М., 2007. - 40 с.
60. Прохоров, Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному / Ю.Е. Прохоров. - М., 1996. - 93 с.
61. Русский язык как неродной: новое в теории и методике. IV международная научно-методическая конференция. Сборник научных статей. Выпуск 4. — М.: МГПУ, 2015. — 368 с.
62. Сараева Н.А. Основные положения методики интенсивного обучения и их использование в процессе обучения иностранному языку // Коммуникативные аспекты языка и культуры: Сборник научных статей и тезисов II межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск: ТПУ, 2002. - С. 208 - 210.
63. Сидоров А.Н. Секреты золотых руд» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1163316.
64. Смирнова Н.И. Метод проектов в обучении русскому языку иностранных студентов технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки . 2011. №10. С.136-143.
65. Современные направления в обучении русскому языку как иностранному (РКИ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //profizgl. lu. lv/p.
66. Тарасенко О.С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки . 2010. №10. С.137-141.
67. Убоженко А. С. Методика как концепция обучения русскому языку как иностранному // МНИЖ . 2014. №3-4 (22). С.56-57.
68. Фоломкина, С. К. Обучение чтению в нефилологическом вузе [Текст] / С. К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 1987. - 256 с.
69. Якунина Н.В. Методика обучения студентов-иностранцев чтению текстов по специальности (с помощью ресурсов Интернета) // Сибирский педагогический журнал . 2009. №2 С.151-156.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ