Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: СТУПЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №36721

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
631
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Поликодовый текст: сущность понятия и характерные особенности 10
1.2. Учебный текст как поликодовая система 14
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ 20
2.1. Виды поликодовых текстов в учебниках по русскому языку 20
2.2. Методические рекомендации по применению поликодовых текстов на
уроках русского языка 36
Выводы по главе 2 44
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 46
3.1. Итоги анкетирования учителей 46
3.2. Итоги анкетирования обучающихся 53
3.3. Опытно-экспериментальная работа 59
Выводы по главе 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Дипломная работа посвящена методике работы с поликодовым текстом на уроках русского языка в 5-9 классах. Поликодовые тексты используются во многих гуманитарных науках, например, в семиотике, лингвистике, стилистике, теории языка и т. д.
Развитие современных технологий ведет к тому, что человек вынужден сталкиваться с колоссальным количеством новой информации, которая не всегда воспринимается в нужном объеме и качестве, особенно школьниками, которые ежедневно должны усваивать сложный учебный материал. Именно поэтому авторы учебно-методических комплексов (УМК) стремятся к тому, чтобы новая информация воспринималась быстро и качественно. Руководствуясь этим фактом, они создают более доступные так называемые поликодовые тексты, так как благодаря воздействию одновременно на несколько каналов восприятия, информация лучше закрепляется в сознании получателя данной информации, а учителям легче будет донести до обучающихся теоретический материал.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что:
1) современная коммуникативная ситуация порождает большое количество поликодовых текстов, которые нуждаются в научном осмыслении, то есть в научном анализе знаковой интеграции, создающей содержательно-смысловое, функциональное и формальное текстовое целое;
2) метапредметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования должны отражать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО):
а) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
б) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
в) смысловое чтение[1, с.7];
3) в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества[2, с.7];
4) проблема методики работы с поликодовыми текстами недостаточно разработанной и представляет широкое поле для научно-методических исследований.
Объектом исследования является лингводидактический потенциал поликодовых текстов для обучения на уроках русского языка. Предметом исследования является содержание и приёмы обучения работы с поликодовыми текстами на уроках русского языка в 5-9 классах как средство формирования метапредметных результатов обучения.
Цель данного исследования - описать методику организации работы с поликодовыми текстами на уроках русского языка в среднем звене образовательного учреждения, а также доказать эффективность её применения.
Г ипотеза исследования состоит в том, что обучение русскому языку с применением поликодовых текстов, а также по их созданию, будет способствовать развитию метапредметных результатов обучающихся, если:
1) учитель будет применять разные виды поликодового текста для усвоения теоретического и практического материала; 2) особенности вербальной части будет осознаваться ими во взаимосвязи с невербальным компонентом с опорой на понятие поликодового текста.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) изучить научную литературу и систематизировать материал по теме исследования, в частности, определить роль и место поликодовых текстов в учебной деятельности;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как поликодовый текст, метапредметные результаты обучения;
3) рассмотреть методику организации работы с поликодовыми текстами обучающихся в предметной области «Русский язык»;
4) экспериментально проверить эффективность использования поликодовых текстов при изучении русского языка;
5) выявить эффективность применения поликодовых текстов для повышения качества обучения.
Для решения поставленных задач в работе применяются следующие методы: теоретический анализ литературы (изучение трудов по лингвистике, семиотике, психологии, педагогике, методике преподавания русского языка); изучение и анализ научной литературы по теме исследования, метод сплошной выборки при выявлении поликодовых текстов в учебниках по русскому языку (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), социально-педагогический-метод (анкетирование учителей и обучающихся), эксперимент, статистические приемы обработки данных.
База исследования: 10 учителей МБОУ «Кукморская средняя общеобразовательная школа» КМР РТ, а также 38 учеников 7 классов МБОУ «Кукморскаясредняя общеобразовательная школа» КМР РТ (21 обучающийся из 7 «А» класса, 17 - из 7 «Б»).
Материалом для исследования послужили следующие учебники по русскому языку для 5-9 классов:
1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.
1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2012. - 192 с.
2. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.
2 / [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2012. - 176 с.
3. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 5-е изд. - М.: Просвещение. 2015. - 191 с.
4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.
Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 5-е изд. - М.: Просвещение. 2015. - 175 с.
5. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2013. - 223 с.
6. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2014. - 271 с.
7. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2014. - 207 с. Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами зарубежных и отечественных ученых в области психолингвистики (А. Г. Сонин), лингвистики текста (М. М. Бахтин, Т. М. Дридзе, Ю. М. Лотман, Ю. А. Сорокин, Р. Якобсон), теории поликодовых (креолизованных) текстов (Ю.Г. Алексеев, Е. Е. Анисимова, А. А. Бернацкая, Л.С. Большакова, О.И. Максименко, О.В. Пойманова, L.Bardin, W. H. Levie, R.E. Mayer, А. Paivio); современные исследования, обобщающие основы функционирования поликодовых текстов (Т.Г. Орлова, Е.В. Бабич, Д.С. Мичурин).
Научная новизна данного исследования основана на том, что
1) впервые анализируется ранее неисследованный языковой объект - поликодовый текст в учебниках русского языка;
2) экспериментально обоснована целесообразность обучения обучающихся на основе поликодовых текстов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование состоит в выявлении специфики функционирования поликодовых текстов в учебниках русского языка; описаны и систематизированы теоретические основы обучения русскому языку на основе поликодовых текстов; выявлен лингводидактический потенциал таких текстов, благодаря чему можно оптимизировать процесс развития грамматических навыков у обучающихся при изучении русского языка, являющегося одним из главных предметов, по которому сдают государственные экзамены.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования результатов исследований для разработки лекций и семинаров по общей лингвистике, текстовой лингвистике, семиотике, речевому анализу, коммуникативной лингвистике, психолингвистике. Положения и выводы, содержащиеся в тезисе, могут быть использованы для углубления структуры, восприятия и функционирования кодифицированных текстов, а также характеристик поликодового текста в школьных учебниках русского языка.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников сети Интернет, приложения. Каждая глава завершается выводами.
Во введении указывается тема, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, обосновывается актуальность и научная новизна работы, теоретическая и практическая ценность, определяются методы исследования, указываются источники и излагаются выносимые на защиту положения.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования» дается анализ основных направлений исследования понятия поликодового текста, рассматривается степень изученности вопроса структуры поликодовых текстов, анализируются основные аспекты восприятия поликодового текста.
Во второй главе «Лингводидактический потенциал поликодовых текстов» рассматриваются основные особенности использования
поликодовых текстов в учебниках по русскому языку для 5-9 классов, даются методические рекомендации по применению поликодовых текстов на уроках русского языка.
В третьей главе «Экспериментальное исследование»» дан анализ анкетирования учителей и обучающихся, а также анализ эксперимента, проведенного среди обучающихся 7 классов. Анкетирование и эксперимент направлены на выявление эффективности использования поликодовых текстов на уроках.
Заключение содержит выводы по результатам исследования.
Список использованной литературы включает 50 названий работ отечественных и зарубежных ученых по проблематике исследования, включая использованные лексикографические источники и Интернетресурсы.
В Приложении приведены материалы (вопросы к анкетированию учителей и обучающихся; задания к эксперименту), использованные для осуществления анализа.
Апробация работы. По результатам работы была опубликована статья из перечня РИНЦ:
Поликодовый текст в системе обучения русскому языку: ступень основного общего образования: Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» [Электронный ресурс]. - М.: Электронное периодическое издание «Аллея Науки», 2019. - № 6 (33). - Режим доступа: https: //alley- science.ru/domains_data/files/1June19/POLIKODOVYY%20TEKST%20V%20SI STEME%20OBUChENIYa%20RUSSKOMU%20YaZYKU%20STUPEN%20OS NOVNOGO%20OBShEGO%20OBRAZOVANIYa.pdf

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный учебно-воспитательный процесс развивается в эпоху информационного общества, которое требует радикальных изменений в образовательной системе. Ускорение темпов общественного развития влечет за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, умение систематизировать огромное количество информации для его эффективного усвоения. Все вышеперечисленные качества развиваются с помощью использования поликодовых текстов, представляющие собой когнитивный феномен, в котором вербальные и невербальные знаки взаимодополняют друг друга.
В ходе работы были рассмотрены существующие определения поликодового текста, точки зрения разных исследователей на структуру такого рода текста и типологию вербально-визуальных отношений в поликодовом тексте.
Повышенная степень воздействия поликодовых текстов на реципиента обусловлена тем фактом, что иконические знаки имеют более универсальный характер в сравнении с вербальными, им присуща меньшая условность, что облегчает процесс усвоения информации.
Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование доказало важность решения актуальной проблемы - описать методику обучения современных школьников русскому языку с использованием поликодовых текстов.
В работе дано теоретическое и практическое обоснование эффективности применения поликодовых текстов для обучения школьников средних классов.
Нами описана классификация поликодовых текстов, которые предназначены для использования в учебных целях, выделены их функции, а также дано определение учебного поликодового текста.
При решении проблемы отбора поликодовых текстов для обучения русскому языку рассмотрены основные дидактические, психологические, лингвистические и методические принципы, а также определены основные характеристики таких текстов.
Использование поликодовых текстов в процессе обучения позволяет решить важные задачи, связанные с преподаванием русского языка:
- формирование языковой, речевой и лингвосоциокультурной компетенций;
- повышение уровня мотивации обучающихся к изучению русского языка;
- создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке;
- стимулирование активной творческой деятельности;
- разнообразие форм, способов и приемов обучения.
В процессе работы над темой ВКР нами был проведен:
1) анализ учебников по русскому языку (5-9 классы) под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой др.;
2) анкетирование учителей и обучающихся;
3) экспериментальное исследование.
Проанализировав современные учебники, нам удалось выявить особенности применения поликодового текста в школьной практике преподавания русского языка.
В серии учебников по русскому языку (5-9 классы) особое внимание уделяется системе упражнений с использованием поликодовых текстов.
Один из видов поликодового текста - рисунок (иллюстрация, картина)чаще всего используется в 5-6 классах. Это связано с тем, что рисунок для «вчерашних» младших школьников является привычным видом получения информации.
Однако чем ближе к более старшему школьному возрасту (7-9 классы), тем значительнее понижается роль рисунков, на смену приходят другие виды поликодовых текстов, которые в наибольшей степени направлены на систематизацию нового сложного теоретического материала.
Текст учебника содержит необходимый круг знаний, но, чтобы эти знания были действительно усвоены детьми, надо, чтобы прочитанное вызывало определенные представления в их сознании имело для них определенное содержание. Это возможно в том случае, если ученик располагает достаточным запасом представлений, имеет необходимую чувственную основу для понимания содержания текста учебника. Но так как чувственный опыт ученика ограничен и иногда бывает недостаточным для усвоения знаний, то в процессе обучения он должен обращаться к помощи поликодовых текстов.
Анкетирование учителей позволило выявить степень их понимания термина «поликодовый текст». У большинства учителей с поликодовым текстом ассоциируется понятие несплошной текст(70% респондентов).На 2 месте по частоте указанных ассоциаций находятся вербальные и невербальные компоненты (60% респондентов). На 3 месте - визуальное восприятие (40% респондентов).
Анализ ответов показал, что 60% опрошенных учителей продемонстрировали потенциальную готовность на некоторых уроках применять поликодовые тексты, которые могли бы обеспечить лучшее усвоение того или иного материала, 40 % учителей готовы применять поликодовые тексты лишь в том случае, если это необходимо при изучении сложной, объемной темы, требующей систематизации и наглядности.
Результаты анкетирования учащихся позволили прийти к выводу, что применение поликодовых текстов благоприятно сказывается на работоспособности современного школьника, так как 83% обучающихся отметили, что задание легче выполняется с помощью схем, таблиц, алгоритмов и т.п., для 17% респондентов для усвоения материала достаточно и обычного сплошного текста.
Экспериментальная часть включала в себя комплекс грамматических упражнений с использованием поликодовых текстов для экспериментальной группы, и те же упражнения, но без поликодовых текстов для контрольной группы.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015. - 41 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 342 с. - Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-019043-5.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). - М.: Академия, 2003. - 128 с.
4. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. М.: Школа - пресс, 2000. - 347 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин . - М.: Наука, 1986. -354 с.
6. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние [Текст] / А. А. Бернацкая // Речевое общение: Специализированный вестник под редакцией А.П. Сковородникова. - Вып. 3. - Красноярск: Красноярский Гос. ун-т., 2000. - С. 104-110.
7. Вашунина И.В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста [Текст]; дис. ... д-ра филол. наук / И.В. Вашунина. - М., 2009. - 511 с.
8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1967. - 180 с.
9. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М.:Просвещение, 1965. - 120 с.
10. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе /
М.Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. - Вып. 3(23). -
Екатеринбург, 2007. - С. 73-78.
11. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. канд. филол. наук. М.; 1986. - С. 10.
12. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-8 классах. - М.: 1965. - 150 с.
13. 3анков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. - М.: Просвещение, 1960. - 243 с.
14. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка 8 средней школе. - М.: Просвещение:1981. - 216 с.
15. 3ельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка в средней школе. - М.: Просвещение. 1984. - 347 с.
16. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. -М. Просвещение, 1984. - 160с.
17. 3ельманова Л.М. Карточки с рисунками и заданиями для развития связной речи в 6 классе. - М.: НПО «Образование». - 1995. - 40 с.
18. Ивашина Н.Ю. Языковые и иконические знаки в процессах речевой деятельности (на материалах поликодового текста): Автореф. дисс. — Киев, 1991.
19. Карлаварис, Б. Иллюстрации в школьных учебниках как средство воспитания учащихся / Б. Карлаварис. - С .208-220
20. Немов, Р. С. Общая психология: краткий курс [Текст] / Р. С. Немов. - СПб.: Питер, 2007.
21. Носуленко В. В. Психология слухового восприятия [Текст] / В. В. Носуленко. - М.: Наука, 1988.
22. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Орлова. - М., 1995. - 16 с.
23. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению Русского языка. - М.: Дрофа, 1984.
24. Пойманова, О. В. Семантическое пространство видеовербального текста [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / О. В. Пойманова. - М., 1997.
25. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2012. - 192 с.
26. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2012. - 176 с.
27. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 5-е изд. - М.: Просвещение. 2015. - 191 с.
28. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 5-е изд. - М.: Просвещение. 2015. - 175 с.
29. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2013. - 223 с.
30. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2014. - 271 с.
31. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение. 2014. - 207 с.
32. Смирнова В.Н. Наглядное обучение орфографии в 5 классе. - М.: Педагогика, 1985. - 340 с.
33. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов : дисс. на соискание учён. степени д-ра филол. наук.: спец. 10.02.19 «Теория языка» / Александр Геннадиевич Сонин; Моск. гос. лингв. ун-т. - М., 2006. - 323 с.
34. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов [Текст]: Автореф. дис. ... докт. филологич. наук / А.Г. Сонин. - М., 2006. - 24 с.
35. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 180—186.
36. Сычугова Л.П. Рисунок вместо зубрежки Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. N29 (253). - с. 3-4,7.
37. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1984. - 414 с.
38. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Известия АПН РСФСР. М., 1947 Вып. 11. - С. 7-26.
39. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста [Текст] / Д. А. Удод // Современная филология: материалы 2-й междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С.97-99.
40. Эйгер Г. В. К построению типологии текстов / Г. В. Эйгер, В. Л. Юхт // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М. Тореза. - Ч. I. - М., 1974. - С. 103-110.
41. Шульга Т.П. Изучечие орфографии в ассоциативных рисунках вестник ЛГУ, 2001. - с. 48-30.
42. Мухортова Д. Д. Типы восприятия и школа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 300-301. — URL https://moluch.ru/archive/121/33384/ (дата обращения: 21.06.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ