Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №96667

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Личностный смысл как один из видов личностных универсальных
учебных действий в контексте федерального государственного образовательного стандарта 8
1.2. Личностный смысл как психолого-педагогический феномен 15
1.3. Педагогические условия формирования личностного смысла
обучения младших школьников 25
1.4. Анализ методического обеспечения учебников по русскому языку в
аспекте формирования личностного смысла обучения у младших школьников 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 39
2.1 Диагностика личностного смысла обучения у младших школьников 39
2.2. Комплекс упражнений направленный на формирование личностного смысла обучения у младших школьников на уроках русского
языка 46
2.3. Диагностика личностного смысла обучения у младших школьников на уроках русского языка по результатам опытно-поисковой работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67


Одной из наиглавнейшей целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности [53].
Приоритетным направлением и требованием общества к образовательной системе определяется ориентир на реализацию формирования универсальных учебных действий, порождающих тип мира и направляющий способность личности к обучению, освоению, познанию, сотрудничеству, другими словами, ориентирующих на формирование личностных поступков. «В результате изучения всех без исключения предметов, у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться» [24, с. 16].
«Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта к самосовершенствованию и саморазвитию» [51]
Личностный смысл обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных ном, умение отметить нравственный аспект поведения) ориентацию в социальных ролях, в межличностных отношениях.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, личностные результаты не подлежат итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.
Зарубежные, отечественные педагоги и психологи показывают, что именно младший школьный возраст является начальным этапом в сознании человеком своей личности, в ориентации собственной позиции, в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. С данной задачей самостоятельно ребенку, будет непросто справиться, поэтому в этом возрасте особенно важно оказать помощь в развитии и становлении его личности. На значимость формирования личностных результатов в образовании обращали пристальное внимание Е.В. Бондаревский, С.В. Кульневич, В.В. Серикова, И.С.Якиманская и другие [57].
В Федеральном государственном образовательном стандарте русский язык «имеет особый статус, поскольку в системе школьного образования он является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом» [10, с. 4].
Язык, как важное средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как способы общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Проблема «личность и язык» впервые начала рассматриваться в философских трактатах. Человек говорящий, по мнению многих философов, должен поступиться некоторыми (если не многими) своими неповторимыми чертами именно вследствие того, что им используется конкретный язык.
Принцип языковой личности, которая рассматривалась как центральное понятие лингводидактики, обращали пристальное внимание Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, Е.В. Бунеева.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы до сих пор не определены теоретические основы понятия «личностный смысл», т.е специфика работы с младшим школьником в условиях данного обучения практически не раскрыта. Образование больше внимания уделяет в основном на предметные результаты. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностный смысл обучения в начальной школе, учитывая возрастные и индивидуальные особенности младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс формирования личностного смысла обучения у младших школьников, выявить педагогические условия формирования личностного смысла у младших школьников, разработать методическое обеспечение формирования личностного смысла обучения младших школьников на уроках русского языка.
Объект нашего исследования: процесс формирования личностного смысла младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования личностного смысла обучения у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование личностного смысла обучения у младших школьников на уроках русского языка будет осуществляться более успешно, если:
• личностный смысл обучения понимается, как одна из составляющих сознания совместно со знанием и чувством, отражение в сознании личности отношения мотива деятельности;
• в качестве педагогических условий формирования личностного смысла обучения младших школьников на уроках русского языка предлагается методический комплекс, включающий блоки упражнений, разработанные с учетом компонентов личностного смысла, и при этом учитывается дифференцированный подход представленных и реализованных упражнений отражающие возможности и потребности обучающихся.
Элементы новизны:
1. Уточнить понятие формирования личностного смысла обучения у младших школьников;
2. Предложен комплекс упражнений для формирования личностного смысла обучения у младших школьников на уроках русского языка;
3. Получены новые сведения о динамике формирования личностного смысла у младших школьников.
Задача исследования:
1. Анализ литературы в аспекте формирования личностного смысла обучения младших школьников;
2. Анализ УМК по русскому языку для начальной школы в аспекте наличия методического обеспечения по формированию личностного смысла обучения у младших школьников;
3. Выявление педагогические условия формирования личностного смысла;
4. Разработать критерии и показатели оценивания формирования личностного смысла обучения младших школьников на уроках русского языка;
5. Провести диагностику личностных результатов обучения младших школьников;
6. Разработать комплекс упражнений для формирования личностного смысла обучения на уроках русского языка;
7. Оценка результативности предложенных младшим школьником на уроках русского языка.
Методы исследования:
1. Анализ психолого - педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов.
2. Диагностический: педагогическое наблюдение в учебном процессе на уроках, беседа, анкетирование, опрос.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МАОУ «Байкаловская СОШ», школа работает по программе УМК «Школа XXI века». В исследовании принимали участие учащиеся 1 «Д» класса, в количестве 24 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были отражены в публикациях: «Личностный смысл как смыслообразование младших школьников» Научное сообщество студентов XXI в.: Гуманитарные науки, научно- практической конференции (сборник в печати). «Формирование смысла обучения младших школьников на уроках русского языка» XLIV Студенческая международная научно- практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования»
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Достижение формирования личностного смысла обучения младших школьников является актуальной проблемой современного общества. Ведь недостаточно разработан уровень методического обеспечения формирования личностного смысла на уроках русского языка.
Особенностью младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте закладывается фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется ценностное отношение.
Позитивные приобретения, полноценное проживание младшего школьного возраста являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие школьника.
В философии «личность»- человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
В процессе достижения определенного уровня развития человек становится личностью, который позволяет считать его способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Он должен раскрыть свои свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Смысл понимается, обучение в котором происходит смыслообразование, адекватное содержанию изучаемого и содержанию, назначению учебной деятельности и других видов деятельности, необходимых для достижения планируемых результатов обучения. Обучение без обращения к смыслам- бессмысленное обучение.
Рассматривая смысл в контексте развития личности, является становление системы личностных смыслов. Развитие смысла- это следствие развития мотива деятельности, которое определяется реальным отношением человека с миром, обусловленного объективными условиями его жизни.
«Личностный смысл» понимается, как одна из составляющих сознания, отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действий.
Под определением «личностный смысл обучения» понимается такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как основные и активные субъекты. Целью образовательного процесса является формирование и развитие личности школьника с учетом его неповторимости и индивидуальности, наличие ценностных особенностей ребенка, структура убеждений и психологических особенностей, которые составляют основу внутренней модели мира ребенка.
Рассмотрев понятия личностного смысла обучения, мы выделили следующие компоненты: ценность, учебная мотивация, знания и действия образовательного процесса.
В качестве результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет следующие показатели, которые относятся к личностному смыслу обучения:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Также, для исследования были выбраны такие предметные результаты, как понимание того, что правильная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека, восприятие русского языка как явление национальной культуры, испытывает этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, осознание языка как основного средства человеческого отношения, формирование умения общаться на родном языке как умение говорить слушать, читать и писать.
При анализе УМК «Школа России», «Школа XXI века» и «Перспектива» по русскому языку на предмет представления знаний по формированию личностно смысла обучения. И пришли к выводу, что присутствуют задания на личностный смысл обучения, однако не в полной мере, а это значит, что личностный смысл обучения на уроках русского языка у младших школьников будет формироваться не эффективно. Следовательно, необходимо дополнить эти учебники заданиями на формирование личностного смысла обучения.
В процессе изучения личностного смысла обучения, достижения предметных результатов младшими школьниками, была проведена первичная диагностика овладения обучающимися первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета, мотивация учебной деятельности и приобретение новых знаний, которая осуществлялась на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» с.Байкалово.
После повеления первичной диагностики, по разработанным критериям, было выявлено, что 58% находятся на среднем уровне, но часть обучающихся, а таких 37%, не смогли справиться с предложенными упражнениями.
При анализе полученных данных была поставлена цель: разработка и апробирование комплекса упражнений, способствующих формированию личностного смысла обучения у младших школьников на уроках русского языка, ориентированные на овладение такими предметными результатами, как первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета, мотивация учебной деятельности и приобретение новых знаний.
Выбор упражнений осуществляется с учётом выбранных критериев.
По представленным критериям разработаны упражнения, которые выполняли обучающиеся на уроках русского языка.
После проведения повторной диагностики было выявлено, что обучающиеся повысили свой уровень овладения первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета, мотивация учебной деятельности и приобретение новых знаний, низкий уровень снизился на 21%, что составляет 16%. Увеличился процент высокого уровня сформированности личностного смысла обучения на уроках русского языка.
С помощью представленного комплекса упражнений у детей младшего школьного возраста повышается уровень личностного смысла обучения. Так как при разработке комплекса упражнений были учтены индивидуальные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
Представленный комплекс упражнений может быть использован педагогами начальных классов и родителями с целью повышения уровня личностного смысла обучения.


1. Агутов, П.Р. Технология и современность образования [Текст] : / П.Р. Агутов // Педагогика. - 2008. № 2 - С. 9-15
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Арутюнов, А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка [Текст] /А.Р.Арутюнов. - М. : Русский язык, 2015. - 361 с.
4. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова. - М. : Просвещение, 1999. С. 70-80.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Багичева, Н. В. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Багичева [и др.]. - М. : Наука, 2011. - 272 с.
7. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] : Учебник / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону, 2008. - 126 с.
8. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [текст] : Учебник / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов - на - Дону: Творческий центр «Учитель», 2007. - 87 с.
9. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
10. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с.
11. Бунеев, Р. Н. Русский язык. 1 класс. Учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в 2 ч. [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина. - М. : Баллас, 2015. - Ч. 1 - 178 с.
12. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] : Учебник / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС пресс, 2009. - 234 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образования в начальной школе? [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2001. - № 9. - 126 с.
14. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Академический Проект ; М. : Альма Матер, 2005. - 206 с.
15. Виноградова, Н.Ф. Все о младшем школьнике [Текст] / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2004. - 399 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ