Всемирная борьба с нелегальным распространением наркотических средств и психотропных веществ: противодействие международных организаций и конвенционный механизм на примере ЕС и СНГ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ как сфера международно-правового сотрудничества. 7
1.1. Социально-правовая сущность противодействия незаконному обороту
наркотических средств и психотропных веществ 7
1.2. Принципы международного сотрудничества в сфере незаконного
оборота наркотических средств и психотропных веществ 15
1.3. Правовые аспекты деятельности специализированных
международных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 25
Глава II. Система противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в рамках Европейского Союза 36
2.1. Исторические этапы формирования и современная компетенция
Европейского Союза в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 36
2.2. Правовые аспекты деятельности специализированных учреждений
Европейского Союза по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 42
Глава III. Сотрудничество Российской Федерации и государств СНГ в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 53
3.1. Концептуальные основы и направления сотрудничества России и
государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 53
3.2. Пути повышения эффективности функционально-правового
взаимодействия стран - членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Глава I. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ как сфера международно-правового сотрудничества. 7
1.1. Социально-правовая сущность противодействия незаконному обороту
наркотических средств и психотропных веществ 7
1.2. Принципы международного сотрудничества в сфере незаконного
оборота наркотических средств и психотропных веществ 15
1.3. Правовые аспекты деятельности специализированных
международных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 25
Глава II. Система противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в рамках Европейского Союза 36
2.1. Исторические этапы формирования и современная компетенция
Европейского Союза в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 36
2.2. Правовые аспекты деятельности специализированных учреждений
Европейского Союза по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 42
Глава III. Сотрудничество Российской Федерации и государств СНГ в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 53
3.1. Концептуальные основы и направления сотрудничества России и
государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 53
3.2. Пути повышения эффективности функционально-правового
взаимодействия стран - членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Проблема незаконного оборота и употребления наркотических средств и психотропных веществ, является одной из самых актуальных тем в мировом сообществе. Указанная проблема, влечет за собой ряд таких негативных последствий, как рост преступности, коррупции и насилия.
Число наркозависимых, состоящих на медицинском учёте в Российской Федерации по состоянию на июнь 2017 года, составило 800 тысяч человек. В период с 2016 - 2017 гг., Управлением ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), была зарегистрирована самая высокая отметка производства опиума, с момента начала мониторинга в начале ХХ! века. Мировое производство опиума выросло на 65% и составило 10,500 тонн. Количество людей, употребляющих наркотики минимум один раз в год, составило приблизительно 275млн человек, что равняется примерно 5,6% мирового населения в возрасте от 15 до 64 лет. По данным Всемирного доклада о наркотиках за 2018 год количество смертельных случаев, вызванных приемом опиоидов, составило 76%, от всех смертей, связанных приемом наркотических веществ. Продолжительность жизни героинового наркомана составляет в среднем 5-7 лет, и уже через 3-4 года у них происходит дисфункция какого-либо органа или системы организма. Каждый месяц от наркомании в России умирает 5000 человек.
Проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, правовые аспекты международного сотрудничества государств, деятельности международных организаций в указанной сфере, соотношение интересов международного и национального права, исследовались в общетематических и специальных работах отечественных и зарубежных ученых.
Так, в частности, указанные вопросы освещались в научных работах ученых-правоведов - Л.Н. Анисимова, С.В. Бородина, Л.Н. Галенской, Э.Г. Ляхова, И.И. Карпеца, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, К.С. Родионова, В.И. Менжинского, А.Н. Талалаева, О.И.Тиунова, Г.И.Тункина и др. Важное значение для анализа и разработки названых правовых вопросов имеют исследования российских ученых Э.А. Бабаян, Е.В. Бардина, С.Б.Белогурова, A.B. Гаевского, Э.Г. Гасанова, Ю.С. Ромашева, К.В. Харабет, Е.П.Фирсова.
Таким образом, актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена важностью разработки
международно-правовых аспектов сотрудничества в области
противодействия незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ, а также необходимостью выработки рекомендаций международно-правового характера, ориентированных на предупреждение данного вида преступления.
Цель и основные задачи исследования. Целями выпускной квалификационной работы являются: исследование и комплексный анализ правового регулирования в области международного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ.
В соответствии с обозначенными целями, в работе сосредоточено внимание на выполнении таких основных задач:
- анализ социально-правовой сущности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- анализ отдельных положений основных конвенций в области международного контроля над наркотическими веществами и психотропными веществами и противодействия их незаконному обороту;
- исследование правовых аспектов деятельности специализированных международных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- историко-правовой анализ этапов формирования компетенции Европейского Союза по регулированию общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- анализ современной компетенции Европейского Союза в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- исследование правовых аспектов деятельности специализированных учреждений Европейского Союза по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- исследование концептуальных основ и направлений сотрудничества Российской Федерации и государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- выработка предложений по совершенствованию функциональноправового взаимодействия стран - членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Объект исследования. Объектом выпускной квалификационной работы являются международные правоотношения в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Предмет исследования. Предметом выпускной квалификационной работы являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, акты международных организаций, которые регламентируют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также внутреннее законодательство стран в указанной сфере.
Нормативно-правовая основа. Нормативно-правовой основой данной работы являются различные источники международного права: уставные документы Содружества Независимых Государств, универсальные международные конвенции и региональные соглашения, учредительные договоры Европейского Союза, законодательные акты и другие источники вторичного права Европейского Союза, издаваемые на базе учредительных договоров ЕС, а также исторические документы (прежние редакции учредительных договоров ЕС, ранее действовавшие законодательные акты ЕС и др.).
Методологическая основа. Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики. При написании
квалификационной работы автором использовались общенаучный метод системно-структурного анализа и обобщения научных и практических материалов, формально-юридический, исторический, сравнительный и логический, аналитический и другие методы.
Практическая значимость исследования. Конкретные выводы, сформулированные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы при разработке учебных пособий и методических программ по международному праву для студентов юридических вузов.
Структура работы. Структуру выпускной квалификационной работы составляют: введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
Число наркозависимых, состоящих на медицинском учёте в Российской Федерации по состоянию на июнь 2017 года, составило 800 тысяч человек. В период с 2016 - 2017 гг., Управлением ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), была зарегистрирована самая высокая отметка производства опиума, с момента начала мониторинга в начале ХХ! века. Мировое производство опиума выросло на 65% и составило 10,500 тонн. Количество людей, употребляющих наркотики минимум один раз в год, составило приблизительно 275млн человек, что равняется примерно 5,6% мирового населения в возрасте от 15 до 64 лет. По данным Всемирного доклада о наркотиках за 2018 год количество смертельных случаев, вызванных приемом опиоидов, составило 76%, от всех смертей, связанных приемом наркотических веществ. Продолжительность жизни героинового наркомана составляет в среднем 5-7 лет, и уже через 3-4 года у них происходит дисфункция какого-либо органа или системы организма. Каждый месяц от наркомании в России умирает 5000 человек.
Проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, правовые аспекты международного сотрудничества государств, деятельности международных организаций в указанной сфере, соотношение интересов международного и национального права, исследовались в общетематических и специальных работах отечественных и зарубежных ученых.
Так, в частности, указанные вопросы освещались в научных работах ученых-правоведов - Л.Н. Анисимова, С.В. Бородина, Л.Н. Галенской, Э.Г. Ляхова, И.И. Карпеца, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, К.С. Родионова, В.И. Менжинского, А.Н. Талалаева, О.И.Тиунова, Г.И.Тункина и др. Важное значение для анализа и разработки названых правовых вопросов имеют исследования российских ученых Э.А. Бабаян, Е.В. Бардина, С.Б.Белогурова, A.B. Гаевского, Э.Г. Гасанова, Ю.С. Ромашева, К.В. Харабет, Е.П.Фирсова.
Таким образом, актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена важностью разработки
международно-правовых аспектов сотрудничества в области
противодействия незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ, а также необходимостью выработки рекомендаций международно-правового характера, ориентированных на предупреждение данного вида преступления.
Цель и основные задачи исследования. Целями выпускной квалификационной работы являются: исследование и комплексный анализ правового регулирования в области международного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ.
В соответствии с обозначенными целями, в работе сосредоточено внимание на выполнении таких основных задач:
- анализ социально-правовой сущности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- анализ отдельных положений основных конвенций в области международного контроля над наркотическими веществами и психотропными веществами и противодействия их незаконному обороту;
- исследование правовых аспектов деятельности специализированных международных организаций в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- историко-правовой анализ этапов формирования компетенции Европейского Союза по регулированию общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- анализ современной компетенции Европейского Союза в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- исследование правовых аспектов деятельности специализированных учреждений Европейского Союза по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- исследование концептуальных основ и направлений сотрудничества Российской Федерации и государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- выработка предложений по совершенствованию функциональноправового взаимодействия стран - членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Объект исследования. Объектом выпускной квалификационной работы являются международные правоотношения в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Предмет исследования. Предметом выпускной квалификационной работы являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, акты международных организаций, которые регламентируют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также внутреннее законодательство стран в указанной сфере.
Нормативно-правовая основа. Нормативно-правовой основой данной работы являются различные источники международного права: уставные документы Содружества Независимых Государств, универсальные международные конвенции и региональные соглашения, учредительные договоры Европейского Союза, законодательные акты и другие источники вторичного права Европейского Союза, издаваемые на базе учредительных договоров ЕС, а также исторические документы (прежние редакции учредительных договоров ЕС, ранее действовавшие законодательные акты ЕС и др.).
Методологическая основа. Методологическую основу исследования составили принципы и категории диалектики. При написании
квалификационной работы автором использовались общенаучный метод системно-структурного анализа и обобщения научных и практических материалов, формально-юридический, исторический, сравнительный и логический, аналитический и другие методы.
Практическая значимость исследования. Конкретные выводы, сформулированные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы при разработке учебных пособий и методических программ по международному праву для студентов юридических вузов.
Структура работы. Структуру выпускной квалификационной работы составляют: введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что для достижения ощутимых результатов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, необходимо применение широкого комплекса мероприятий правового характера, что подтверждается возникновением и развитием системы международного контроля над наркотиками. Основу системы составляют определенные международноправовые нормы. Укрепление международного сотрудничества, а также усовершенствование правовых норм должно способствовать достижению определенных успехов, а также благоприятным образом отражаться на положении дел в указанной сфере в целом.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены актуальные вопросы международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В результате исследования автор пришел к следующим выводам:
Противодействие незаконному обороту и употреблению наркотических средств на национальном уровне в разных странах осуществляется посредствам уголовно-правовых мер, мер административно-правового принуждения и мер медицинского характера. На межгосударственном уровне в указанной сфере применяются два правовых механизма: договорноправовой, или конвенционный механизм и институционный механизм.
Создание специализированных органов, деятельность которых направленна на выработку законодательных рекомендаций, принятие международных актов, а также инициацию совместных программ в сфере противодействия незаконному сбыту наркотических средств и психотропных веществ, предусмотрена институционным механизмом международноправового сотрудничества. К примеру, при ООН действует Комиссия по наркотическим средствам, которая вырабатывает политику ООН в сфере контроля над наркотиками. В рамках межгосударственного сотрудничества стран СНГ, с целью унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ, был разработан ряд модельных нормативноправовых актов. Это позволяет пользоваться положениями указанных актов в нормотворческой и правоохранительной деятельности.
Как указывалось выше, для того чтобы добиться укрепления и развития международного сотрудничества, необходимо усовершенствовать механизм международно-правового регулирования. Наиболее значимой
составляющей, данного направления является область международного контроля. Краеугольными камнями международного сотрудничества являются международные договоры и национальное законодательство. Основной гарантией преодоления проблем незаконного оборота наркотиками и его негативных последствий, должны стать международно-правовые нормы, изложенные в основных международных договорах и соглашениях о наркотиках, акты соответствующих международных органов и организаций, а также правовые нормы национального законодательства.
Основные усилия необходимо сосредоточить на решении следующих приоритетных задач:
- дальнейшее развитие практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами;
- расширение сотрудничества с международными региональными организациями, в чью компетенцию входят вопросы противодействия незаконному обороту и злоупотреблению наркотиками;
- укрепление сотрудничества в рамках Программы ООН по
международному контролю над наркотиками;
- развитие сотрудничества с международными неправительственными организациями, опыт которых может внести существенный вклад в общую борьбу;
- дальнейшее развитие сотрудничества в сфере выявления и пресечения фактов отмывания доходов полученных преступным путем;
- поддержание тесного сотрудничества с правоохранительными органами и специализированными службами иностранных государств в указанной сфере;
- расширение института офицеров связи по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в иностранных государствах - крупных производителях и распространителях наркотиков, прежде всего, Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах - участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола.
Система международно-правовых норм в указанной сфере должна носить многоотраслевой характер и быть успешно интегрирована в национальное право, испытывая при этом влияние решений национальных судов, а также доктрины признанных юристов-международников в указанной сфере.
Правовой режим наркотических средств и психотропных веществ определяется практикой применения отдельных положений основных конвенций, что дает право легитимно осуществлять определенные мероприятия в области уголовного судопроизводства, которое оказывает содействие укреплению сотрудничества мирового сообщества в рамках общесогласованной стратегии. Основой для данных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков служит Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Международная институционная система противодействия незаконному обороту наркотиков является наиболее значимым фактором развития уровня международного сотрудничества. Возрастает роль таких международных организаций как Интерпол и Европол.
Анализ и учет современных интеграционных тенденций свидетельствует о том, региональные организации становятся основной площадкой для сотрудничества в борьбе против международных транснациональных преступлений, в том числе области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Достижение высокого уровня координации взаимодействия универсального и регионального уровней международного сотрудничества, а также применение изложенных в исследовании подходов, могут стать эффективным решением проблем улучшения деятельности международных организаций, специализирующихся в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены актуальные вопросы международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В результате исследования автор пришел к следующим выводам:
Противодействие незаконному обороту и употреблению наркотических средств на национальном уровне в разных странах осуществляется посредствам уголовно-правовых мер, мер административно-правового принуждения и мер медицинского характера. На межгосударственном уровне в указанной сфере применяются два правовых механизма: договорноправовой, или конвенционный механизм и институционный механизм.
Создание специализированных органов, деятельность которых направленна на выработку законодательных рекомендаций, принятие международных актов, а также инициацию совместных программ в сфере противодействия незаконному сбыту наркотических средств и психотропных веществ, предусмотрена институционным механизмом международноправового сотрудничества. К примеру, при ООН действует Комиссия по наркотическим средствам, которая вырабатывает политику ООН в сфере контроля над наркотиками. В рамках межгосударственного сотрудничества стран СНГ, с целью унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ, был разработан ряд модельных нормативноправовых актов. Это позволяет пользоваться положениями указанных актов в нормотворческой и правоохранительной деятельности.
Как указывалось выше, для того чтобы добиться укрепления и развития международного сотрудничества, необходимо усовершенствовать механизм международно-правового регулирования. Наиболее значимой
составляющей, данного направления является область международного контроля. Краеугольными камнями международного сотрудничества являются международные договоры и национальное законодательство. Основной гарантией преодоления проблем незаконного оборота наркотиками и его негативных последствий, должны стать международно-правовые нормы, изложенные в основных международных договорах и соглашениях о наркотиках, акты соответствующих международных органов и организаций, а также правовые нормы национального законодательства.
Основные усилия необходимо сосредоточить на решении следующих приоритетных задач:
- дальнейшее развитие практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами;
- расширение сотрудничества с международными региональными организациями, в чью компетенцию входят вопросы противодействия незаконному обороту и злоупотреблению наркотиками;
- укрепление сотрудничества в рамках Программы ООН по
международному контролю над наркотиками;
- развитие сотрудничества с международными неправительственными организациями, опыт которых может внести существенный вклад в общую борьбу;
- дальнейшее развитие сотрудничества в сфере выявления и пресечения фактов отмывания доходов полученных преступным путем;
- поддержание тесного сотрудничества с правоохранительными органами и специализированными службами иностранных государств в указанной сфере;
- расширение института офицеров связи по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в иностранных государствах - крупных производителях и распространителях наркотиков, прежде всего, Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах - участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола.
Система международно-правовых норм в указанной сфере должна носить многоотраслевой характер и быть успешно интегрирована в национальное право, испытывая при этом влияние решений национальных судов, а также доктрины признанных юристов-международников в указанной сфере.
Правовой режим наркотических средств и психотропных веществ определяется практикой применения отдельных положений основных конвенций, что дает право легитимно осуществлять определенные мероприятия в области уголовного судопроизводства, которое оказывает содействие укреплению сотрудничества мирового сообщества в рамках общесогласованной стратегии. Основой для данных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков служит Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Международная институционная система противодействия незаконному обороту наркотиков является наиболее значимым фактором развития уровня международного сотрудничества. Возрастает роль таких международных организаций как Интерпол и Европол.
Анализ и учет современных интеграционных тенденций свидетельствует о том, региональные организации становятся основной площадкой для сотрудничества в борьбе против международных транснациональных преступлений, в том числе области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Достижение высокого уровня координации взаимодействия универсального и регионального уровней международного сотрудничества, а также применение изложенных в исследовании подходов, могут стать эффективным решением проблем улучшения деятельности международных организаций, специализирующихся в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.



