Национальная политика СССР в 20-30 годы 20 века (Отечественная история)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИИ СССР 8
1.1. Национальный вопрос и образование СССР 8
1.2. Конституция СССР 1924 года 16
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-30 ГОДЫ XX ВЕКА 28
2.1. Основные направления НЭПа 28
2.2. Крестьянство и коллективизация СССР 31
2.3. Курс на индустриализацию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ПЕРВОЙ КОНСТИТУЦИИ СССР 8
1.1. Национальный вопрос и образование СССР 8
1.2. Конституция СССР 1924 года 16
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-30 ГОДЫ XX ВЕКА 28
2.1. Основные направления НЭПа 28
2.2. Крестьянство и коллективизация СССР 31
2.3. Курс на индустриализацию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность темы исследования. Изучение сложных процессов, имевших место в первые десятилетия Советской власти, имеет немалое значение для понимания современной действительности в бывших социалистических странах и особенно в России. Во-первых, многие корни современных проблем находятся в общественных структурах, сформированных в то время. Во-вторых, в 20-30-е годы XX века, как и в настоящее время, перед страной стояли глобальные жизненно важные задачи в условиях рыночной экономики: обеспечить социальную и политическую стабилизацию, – сохранить государственность и, выходя на новый уровень экономического развития.
Степень изученности темы. В статье М.Е. Найденова «Национальные проблемы России и опыт регулирования национального вопроса в СССР» [34] рассматривается деятельность Наркомата по делам национальностей РСФСР, Президиума ВЦИК, правительства РСФСР и других органов государственного управления по созданию национально-государственных образований в качестве субъектов федеративного государства. Основное внимание уделено опыту практической реализации национальной политики в сфере нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы. В статье В.В. Никулина «Власть и общество в 20-е годы. Политический режим в период нэпа. Становление и функционирование (1921-1929 гг.)» [35] анализируются проблемы создания правовой базы, политической и экономической основы национальной государственности. Этатизация в национально-государственном строительстве РСФСР связана с деятельностью Наркомнаца, а с образованием СССР появляются в нем тенденции деклинации. В эти годы благодаря поддержке государства произошли существенные сдвиги в социально-экономическом и культурном строительстве автономных образований.
В исследовании В. Кунина «Концессионная политика в Советской России (1923-1929 гг.)» [16] проведен обзорный анализ системы новой политической власти. Ученый указывает, что к 1922 г. система политической власти, нареченная диктатурой пролетариата, в основном была достроена. В ней оставался один существенный пробел, по поводу которого Ленин с нарастающей тревогой высказывал озабоченность. Оппозиционные партии, как буржуазные, так и социалистические, были запрещены, их лидеры – арестованы или изгнаны из страны, свобода печати уничтожена, и «философские пароходы» увозили в эмиграцию тех, кто представлял верхний культурный слой российского общества. Вне правящей партии организованных политических сил, способных бросить вызов ее политической монополии, не осталось.
Ряд исследований в отечественной истории посвящено такому периоду, как новая экономическая политика (НЭП). Исследование О. Лацис «Экономическая политика 1920-х годов» [27] посвящено изменениям в 20-30-х годах XX века в социально-экономической сфере. Изменения в социально-экономической жизни страны и во внутренней политике правящей партии, отмечает ученый, были основательными. Мировая революция задерживается, на помощь европейского пролетариата рассчитывать не приходится – значит, надо перестраивать отношения с крестьянским большинством населения, терпение которого на исходе. Грозные сигналы, поданные восстаниями в Кронштадте, на Тамбовщине, прямым сопротивлением продотрядовцам во многих губерниях, большевистские вожди, только-только прошедшие гражданскую войну – не в пример их эпигонам, расслабленным десятилетиями собственной непререкаемой власти – восприняли сразу [27, с. 74]. Их ответом стал переход к НЭПу. Хотя масштабы национализации промышленности и торговли были признаны чрезмерными, дозволение крестьянам оставлять у себя и отправлять на рынок «излишки» своего продукта расценивалось как отступление с пути социалистической революции. В исследовании В. Мау «НЭП в контексте российской революции» [30] подводятся итоги и последствия НЭПа. Так, ученый указывает, что зигзаг в развитии мировой революции, наступивший по причинам, от русских революционеров не зависящим, должен, следовательно, быть повторен зигзагом в осознанной смене их социально-экономической политики [30, с. 47]. М.М. Горинов, рассматривая в своем научном труде «НЭП: поиски путей развития» [6] реальные варианты социально-экономического развития, выдвигавшиеся в партии в 1920-е гг. предлагает рассматривать НЭП как реальный исторический процесс: ученые выделяют два основных: основанный на рыночном равновесии, как главном критерии, и базировавшийся на критерии скорейшего достижения экономической самостоятельности, высокой степени обороноспособности страны. Историографический анализ, проведенный И.Б. Орловым в работе «Современная отечественная историография НЭПа: достижения, проблематика, перспективы» [38] показывает, что при всем различии подходов к изучению новой экономической политики, подавляющее большинство исследователей главное отличие современного этапа историографии нэпа видят в отказе от его чрезмерно оптимистических оценок.
Анализ важных экономических решений периода нэпа, реальных трудностей и преград на пути экономических преобразований 20-х гг. позволил А.Н. Яковлеву в исследовании «Переосмысление истории как требование нового времени» [50] показать, как под воздействием реалий нэповского общества руководители страны были вынуждены изменять доктрину, как последняя влияла на принятие важнейших экономических решений. Политики, направлявшие «сверху» процесс преобразований, находились в плену доктрины, не сумели пожертвовать ею ради жизни и самой реформы. Действительно, экономически НЭП не смог справиться с противоречиями между плановыми «командными высотами» и рыночными отношениями, а идеологически оказался под прессом перспективы социально-однородного общества. Кроме того, судьба НЭПа во многом зависела от идеологической схемы «строительства социализма в одной стране»: воздействие мирового рынка искажалось замкнутым положением страны.
В исследовании Л.Р. Мубараковой, Г.Б. Сайфутдиновой, Н.К. Хайруллиной «Крестьянство России в ХХ веке (уроки коллективизации)» [40] раскрывают причины и ход коллективизации. Исследование Г.И. Ханина «Сталин инициатор перестройки и либерализации?» [49] раскрывает причины и итоги индустриализации, определяет роль Сталина в проведении в молодом советском государстве социально-экономических реформ.
Объект исследования – национальная политика СССР.
Предмет исследования – Национальная политика СССР в 20-30-е годы XX века.
Цель исследования – изучить основные направления национальной политики СССР в 20-30-е годы XX века.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические предпосылки и ход образования СССР.
2. Охарактеризовать первую Конституцию СССР.
3. Определить основные направления и ход НЭПа в СССР в 20-30-е годы XX века.
4. Выделить характерные особенности хода коллективизации в СССР в 20-30-е годы XX века.
5. Проанализировать ход и итоги индустриализации в СССР в 20-30-е годы XX века.
Методология и методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовался комплекс теоретических методов исследования – анализ, методы классификации и сопоставления, синтез, обобщение; эмпирические – сравнительно-правовой анализ, анализ источниковой базы.
Источниковая база. Источниковая база представлена учебными пособиями по истории России, в которых раскрывается эволюция становления советского государства, в том числе и национальная политика СССР 20-30-х годов XX века – Л.В. Милова, А.С. Орлов, Г.Б. Поляк и др. Вторую группу источников составляют исследования современных отечественных историков, посвященные анализу становления, хода и итогов национальной политики СССР 20-30-х годов XX века – О. Лацис, М.Е. Найденов, О.И. Филоновой и др.
Хронологические рамки исследования: 20-30-е годы XX века.
Научная новизна исследования. В исследовании представлен комплексный обзор современных исследований, посвященных становлению национальной политики СССР в 20-30-е годы XX века.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории общеобразовательных школ для разработки факультатива «Национальная политика СССР в 20-30-е годы XX века».
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования представлены сокурсникам в процессе защиты курсовой работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, представленного 50 источниками.
Степень изученности темы. В статье М.Е. Найденова «Национальные проблемы России и опыт регулирования национального вопроса в СССР» [34] рассматривается деятельность Наркомата по делам национальностей РСФСР, Президиума ВЦИК, правительства РСФСР и других органов государственного управления по созданию национально-государственных образований в качестве субъектов федеративного государства. Основное внимание уделено опыту практической реализации национальной политики в сфере нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы. В статье В.В. Никулина «Власть и общество в 20-е годы. Политический режим в период нэпа. Становление и функционирование (1921-1929 гг.)» [35] анализируются проблемы создания правовой базы, политической и экономической основы национальной государственности. Этатизация в национально-государственном строительстве РСФСР связана с деятельностью Наркомнаца, а с образованием СССР появляются в нем тенденции деклинации. В эти годы благодаря поддержке государства произошли существенные сдвиги в социально-экономическом и культурном строительстве автономных образований.
В исследовании В. Кунина «Концессионная политика в Советской России (1923-1929 гг.)» [16] проведен обзорный анализ системы новой политической власти. Ученый указывает, что к 1922 г. система политической власти, нареченная диктатурой пролетариата, в основном была достроена. В ней оставался один существенный пробел, по поводу которого Ленин с нарастающей тревогой высказывал озабоченность. Оппозиционные партии, как буржуазные, так и социалистические, были запрещены, их лидеры – арестованы или изгнаны из страны, свобода печати уничтожена, и «философские пароходы» увозили в эмиграцию тех, кто представлял верхний культурный слой российского общества. Вне правящей партии организованных политических сил, способных бросить вызов ее политической монополии, не осталось.
Ряд исследований в отечественной истории посвящено такому периоду, как новая экономическая политика (НЭП). Исследование О. Лацис «Экономическая политика 1920-х годов» [27] посвящено изменениям в 20-30-х годах XX века в социально-экономической сфере. Изменения в социально-экономической жизни страны и во внутренней политике правящей партии, отмечает ученый, были основательными. Мировая революция задерживается, на помощь европейского пролетариата рассчитывать не приходится – значит, надо перестраивать отношения с крестьянским большинством населения, терпение которого на исходе. Грозные сигналы, поданные восстаниями в Кронштадте, на Тамбовщине, прямым сопротивлением продотрядовцам во многих губерниях, большевистские вожди, только-только прошедшие гражданскую войну – не в пример их эпигонам, расслабленным десятилетиями собственной непререкаемой власти – восприняли сразу [27, с. 74]. Их ответом стал переход к НЭПу. Хотя масштабы национализации промышленности и торговли были признаны чрезмерными, дозволение крестьянам оставлять у себя и отправлять на рынок «излишки» своего продукта расценивалось как отступление с пути социалистической революции. В исследовании В. Мау «НЭП в контексте российской революции» [30] подводятся итоги и последствия НЭПа. Так, ученый указывает, что зигзаг в развитии мировой революции, наступивший по причинам, от русских революционеров не зависящим, должен, следовательно, быть повторен зигзагом в осознанной смене их социально-экономической политики [30, с. 47]. М.М. Горинов, рассматривая в своем научном труде «НЭП: поиски путей развития» [6] реальные варианты социально-экономического развития, выдвигавшиеся в партии в 1920-е гг. предлагает рассматривать НЭП как реальный исторический процесс: ученые выделяют два основных: основанный на рыночном равновесии, как главном критерии, и базировавшийся на критерии скорейшего достижения экономической самостоятельности, высокой степени обороноспособности страны. Историографический анализ, проведенный И.Б. Орловым в работе «Современная отечественная историография НЭПа: достижения, проблематика, перспективы» [38] показывает, что при всем различии подходов к изучению новой экономической политики, подавляющее большинство исследователей главное отличие современного этапа историографии нэпа видят в отказе от его чрезмерно оптимистических оценок.
Анализ важных экономических решений периода нэпа, реальных трудностей и преград на пути экономических преобразований 20-х гг. позволил А.Н. Яковлеву в исследовании «Переосмысление истории как требование нового времени» [50] показать, как под воздействием реалий нэповского общества руководители страны были вынуждены изменять доктрину, как последняя влияла на принятие важнейших экономических решений. Политики, направлявшие «сверху» процесс преобразований, находились в плену доктрины, не сумели пожертвовать ею ради жизни и самой реформы. Действительно, экономически НЭП не смог справиться с противоречиями между плановыми «командными высотами» и рыночными отношениями, а идеологически оказался под прессом перспективы социально-однородного общества. Кроме того, судьба НЭПа во многом зависела от идеологической схемы «строительства социализма в одной стране»: воздействие мирового рынка искажалось замкнутым положением страны.
В исследовании Л.Р. Мубараковой, Г.Б. Сайфутдиновой, Н.К. Хайруллиной «Крестьянство России в ХХ веке (уроки коллективизации)» [40] раскрывают причины и ход коллективизации. Исследование Г.И. Ханина «Сталин инициатор перестройки и либерализации?» [49] раскрывает причины и итоги индустриализации, определяет роль Сталина в проведении в молодом советском государстве социально-экономических реформ.
Объект исследования – национальная политика СССР.
Предмет исследования – Национальная политика СССР в 20-30-е годы XX века.
Цель исследования – изучить основные направления национальной политики СССР в 20-30-е годы XX века.
Задачи исследования:
1. Раскрыть исторические предпосылки и ход образования СССР.
2. Охарактеризовать первую Конституцию СССР.
3. Определить основные направления и ход НЭПа в СССР в 20-30-е годы XX века.
4. Выделить характерные особенности хода коллективизации в СССР в 20-30-е годы XX века.
5. Проанализировать ход и итоги индустриализации в СССР в 20-30-е годы XX века.
Методология и методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовался комплекс теоретических методов исследования – анализ, методы классификации и сопоставления, синтез, обобщение; эмпирические – сравнительно-правовой анализ, анализ источниковой базы.
Источниковая база. Источниковая база представлена учебными пособиями по истории России, в которых раскрывается эволюция становления советского государства, в том числе и национальная политика СССР 20-30-х годов XX века – Л.В. Милова, А.С. Орлов, Г.Б. Поляк и др. Вторую группу источников составляют исследования современных отечественных историков, посвященные анализу становления, хода и итогов национальной политики СССР 20-30-х годов XX века – О. Лацис, М.Е. Найденов, О.И. Филоновой и др.
Хронологические рамки исследования: 20-30-е годы XX века.
Научная новизна исследования. В исследовании представлен комплексный обзор современных исследований, посвященных становлению национальной политики СССР в 20-30-е годы XX века.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории общеобразовательных школ для разработки факультатива «Национальная политика СССР в 20-30-е годы XX века».
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования представлены сокурсникам в процессе защиты курсовой работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, представленного 50 источниками.
Кардиальные изменения в организации государственного механизма управления произошли с вхождением РСФСР в состав СССР. Наркоматы автономных республик и отраслевые отделы исполкомов автономных областей оказались фактически в единой вертикальной общесоюзной системе государственного управления и по горизонтали – в двойном подчинении. Кроме них, создаются и укрепляются специальные органы централизованной системы управления такие, как дополнительные органы НКВД РСФСР и с широкой компетенцией, усиленными функциями административного надзора, при нем Государственное политическое управление (ГПУ) и его местные политотделы (февраль, 1922 г.); Наркомат юстиции РСФСР и в его составе Государственная прокуратура, на местах отделы юстиции и их подведомственные революционные трибуналы (август 1921 г. и с поправками в декабре того же года), советы народных судей, бюро юстиции, народные суды.
Созданные национально-государственные образования РСФСР в 1920-е годы на основе принципов территориального внутреннего самоопределения позволили объединить этносы различных национальностей в едином государственном устройстве России. Советская Россия, создавая в качестве субъектов федерации национальные государственные образования в форме автономий, под этот процесс формировала достаточно эффективную правовую основу. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. был принят ряд законодательных актов, определивших вектор построения и развития национальной государственности.
Советское государство, приступив к октроированию различных форм автономий народам, не имевшим государственности, декретом ВЦИК от 19 мая 1920 г. Наркомнацу РСФСР и Совету национальностей поставило задачу, прежде всего, укреплять единство народов России, решать вопросы нациестроительства и совершенствовать федеративные отношения. В целях привлечения национальностей к реализации этой задачи Наркомнац 9 июня 1920 г. принял специальную Инструкцию 15 2018 г. №37(1) к данному постановлению ВЦИК, подготовил проект Положения «О Совете национальностей при Народном комиссариате по делам национальностей», который 21 апреля 1921 г. был утвержден ВЦИК. В соответствии с этими документами Наркомнац наделялся активным правом участия в нормотворческом процессе по вопросам национальной политики и национально-государственного строительства.
Новая экономическая политика способствовала восстановлению производительных сил деревни и некоторому прогрессу в животноводстве. Однако кризисные процессы традиционного хозяйствования не были преодолены. Одновременно с тем государственные меры ограничивали и эти возможности. Так что новая экономическая политика не имела никаких перспектив. Тем не менее, в широком смысле продолжение этого курса таило в себе реальную угрозу для государственной независимости страны. Проблема заключалась не в «кулацкой», как тогда говорили, опасности, она исходила из самого факта расширения рыночных отношений, которые в тех условиях неизбежно разрушали административные конструкции, монополию внешней торговли и финансовую монополию государства.
В ходе коллективизации оказался сокрушенным традиционный уклад жизни крестьян, это нашло отображение и в сегодняшних бедах сельского хозяйства, которое пройдя через коллективизацию, «модернизации», оказалось отметенным назад. В наши дни необходима новая крестьянская реформа, условием проведения которой должен стать урок коллективизации и исторический опыт развития сельского хозяйства в дореволюционной России.
В декабре 1925 года состоялся XIV съезд партии большевиков, на котором был взят курс на индустриализацию страны. Целью индустриализации страны являлось превращение страны «ввозящей машины и оборудование» в страну «произво¬дящую машины и оборудование». Индустриализация помогала разрешить проблему технического переоснащения страны.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Созданные национально-государственные образования РСФСР в 1920-е годы на основе принципов территориального внутреннего самоопределения позволили объединить этносы различных национальностей в едином государственном устройстве России. Советская Россия, создавая в качестве субъектов федерации национальные государственные образования в форме автономий, под этот процесс формировала достаточно эффективную правовую основу. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. был принят ряд законодательных актов, определивших вектор построения и развития национальной государственности.
Советское государство, приступив к октроированию различных форм автономий народам, не имевшим государственности, декретом ВЦИК от 19 мая 1920 г. Наркомнацу РСФСР и Совету национальностей поставило задачу, прежде всего, укреплять единство народов России, решать вопросы нациестроительства и совершенствовать федеративные отношения. В целях привлечения национальностей к реализации этой задачи Наркомнац 9 июня 1920 г. принял специальную Инструкцию 15 2018 г. №37(1) к данному постановлению ВЦИК, подготовил проект Положения «О Совете национальностей при Народном комиссариате по делам национальностей», который 21 апреля 1921 г. был утвержден ВЦИК. В соответствии с этими документами Наркомнац наделялся активным правом участия в нормотворческом процессе по вопросам национальной политики и национально-государственного строительства.
Новая экономическая политика способствовала восстановлению производительных сил деревни и некоторому прогрессу в животноводстве. Однако кризисные процессы традиционного хозяйствования не были преодолены. Одновременно с тем государственные меры ограничивали и эти возможности. Так что новая экономическая политика не имела никаких перспектив. Тем не менее, в широком смысле продолжение этого курса таило в себе реальную угрозу для государственной независимости страны. Проблема заключалась не в «кулацкой», как тогда говорили, опасности, она исходила из самого факта расширения рыночных отношений, которые в тех условиях неизбежно разрушали административные конструкции, монополию внешней торговли и финансовую монополию государства.
В ходе коллективизации оказался сокрушенным традиционный уклад жизни крестьян, это нашло отображение и в сегодняшних бедах сельского хозяйства, которое пройдя через коллективизацию, «модернизации», оказалось отметенным назад. В наши дни необходима новая крестьянская реформа, условием проведения которой должен стать урок коллективизации и исторический опыт развития сельского хозяйства в дореволюционной России.
В декабре 1925 года состоялся XIV съезд партии большевиков, на котором был взят курс на индустриализацию страны. Целью индустриализации страны являлось превращение страны «ввозящей машины и оборудование» в страну «произво¬дящую машины и оборудование». Индустриализация помогала разрешить проблему технического переоснащения страны.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



